по теме "Государство и рынок"
план-конспект занятия по экономике (10 класс) по теме

Плюснина Анастасия Николаевна

Факультативное занятие по экономике для учащихся 10-11 классов специальной (коррекционной школы) VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультативное занятие №1

ТЕМА: ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

ЦЕЛИ:        

  • Ввести понятие основных экономических систем
  • Корригировать словесно-логическое мышление через анализ конкретных ситуаций при знакомстве с новыми терминами экономического содержания.
  • Создать условия для познавательной активности учащихся. Расширить кругозор.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ:

экономическая система, типы экономических систем.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд, карточки с примерами, схема типов ЭС.

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Актуализация знаний.

1.Д

Е

4.Р

5.К

11.Р

Н

Е

Р

8.П

Ы

Ь

2.М

3.У

С

Е

6.Б

7.П

О

10.А

Н

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

9.Т

В

О

И

Н

Л

Р

И

Н

Е

О

О

А

К

Е

У

С

Т

К

М

Б

В

Н

Т

Г

Ы

И

И

А

С

А

А

Я

Е

Р

  1. Измеритель стоимости товаров.
  2. Металлический денежный  знак.
  3. Результат деятельности, направленный на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.
  4. Всё, что люди используют для изготовления материальных благ.
  5. Предоставление в  долг товаров или денег.
  6. Финансовое учреждение, выполняющее  операции с деньгами.
  7. Разовая сумма, размер которой зависит от воли начальника.
  8. Денежная помощь государства людям, которые не в состоянии себе помочь сами.
  9. Продукт труда, созданный для купли-продажи.
  10. Часть зарплаты, которая даётся перед работой.
  11. Особым образом организованная деятельность по поводу купли-продажи товаров.

- Какое слово спряталось в клетках нашего кроссворда? (государство)

- Что такое государство?

- Как государство  участвует в экономической жизни? (Взаимодействует с людьми, фирмами, организациями и координирует их деятельность).

3.Формирование новых знаний.

Государство участвует не только в политической, но и в экономической жизни страны.

- Назовите одним словом … деятельность людей, направленная на создание предметов или услуг, удовлетворяющих человеческие нужды. Это…(экономика).

- Вспомните, пожалуйста,  какие жизненно важные вопросы решает экономика?

ЧТО? – что  нужно производить, т.е.какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве.

КАК? – как будут производиться товары и услуги, с помощью каких ресурсов и технологий.

Кто? – кто будет покупать и использовать эти товары и услуги, извлекая из них выгоду.

   Все мы живём на одной планете. На ней имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придётся выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительные материал.

С другой стороны, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одним потребностям рождаются другие. Если бы человечество обладало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить – определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее количество имеющихся ресурсов. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были удовлетворены, было бы не важно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения, что ресурсы потрачены нерационально.

Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества. 

Работа в тетрадях

Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, надо решить следующие примеры.

          

          

          

На обороте карточек:

                       

На протяжении долгой истории человечество методом проб и ошибок искало лучшие способы организации  хозяйственной деятельности, и поиск этот  ещё  не завершён. Оглядываясь на этот трудный путь, мы можем обнаружить несколько вариантов организации хозяйствования, которые принято называть типами экономических  систем.

Экономическая система (ЭС) – способ организации экономической жизни государства, которым оно (государство) решает проблему недостатка ресурсов и достигает своих экономических целей.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить 4 основных типа Э.С.:

Из них самая древняя – традиционная ЭС.

Традиционная ЭС – это такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Это натуральное хозяйство, в котором производят всё необходимое для собственной жизни и сведён к минимуму товарный обмен.

   

Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации   производства более рационален? – здесь просто не приходят никому в голову.

Конечно, традиции со временем тоже меняются,  но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или  народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Как показала жизнь, факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Традиционная ЭС как основа организации жизни людей перестала устраивать человечество. Её элементы ушли на задний план  и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение.

4. Проверка первичного восприятия.

- Как вы поняли, что такое экономическая система?

- Назовите 4 типа ЭС.

- Как распределяются органические ресурсы в традиционной ЭС?

- Кому принадлежат земли и капитал?

5. Закрепление.

Подумаем вместе.

  1. Допустим, человечество достигло такого уровня развития, что может использовать ресурсы других планет для собственных нужд. Можно ли считать, что и тогда ресурсы останутся ограниченными, или необходимость в экономическом расходовании ресурсов в этом случае отпадёт?
  2. Выберите правильный ответ:
  1. Капитал – это:
  1. деньги
  2. машины
  3. голова
  4. инструменты, машины, сооружения, используемые для производства благ.
  1.  Ограниченные ресурсы – это:
  1. человек
  2. лес
  3. природные ископаемые
  4. всё выше перечисленное

6. Решение задач.

Племя Мумба-Юмба заготило 4 750кг мяса дикого кабана,  рыбы на 1 075кг меньше, а овощей на 2 150 меньше, чем мяса и рыбы вместе. Сколько овощей заготовило племя?

7. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?



Предварительный просмотр:

 Занятие №2

ТЕМА: ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА.

ЦЕЛИ:        

  • Ввести понятие плановой экономической системы
  • Корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа и сравнения, произвольную память через самостоятельное выполнение заданий тестового характера.
  • Воспитывать личностные качества путём взаимопомощи в сравнении и выводах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: плановая (командная экономика) Карл Маркс,ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, портрет К. Маркса, схема традиционной Э.С.

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Повторение пройденного

Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с основными типами экономических систем. Для начала нам необходимо вспомнить материал прошлого занятия.

-  Что такое ЭС?

-  Кому принадлежат земли и капитал в традиционной ЭС?

- Как распределяются органические ресурсы в традиционной ЭС?

  1. Актуализация знаний.

- Какое событие происходило 1914-1916 г.г. (первая мировая война)

- Из карточек, предложенных вашему вниманию, выберите пожалуйста те, которые характерны для военного  времени?

       

   

Чтобы справиться с этими последствиями,  нужно было изменить роль государства в экономической жизни страны и создать специальные централизованные органы управления экономикой.

  1. Формирование новых знаний.

В повестке дня нашего заседания – знакомство с гостем. Он уже прибыл.

Показ портрета

- Кто изображён на этом портрете? (Немецкий журналист и экономист К. Маркс)

Карл Маркс… имя хорошо знакомо почти каждому из нас.

- Чем известен К.Маркс?

Карл Маркс (1818-1883) был передовым экономистом своего времени. Самый крупный по интеллектуальной важности вклад Маркса – это идея о том, что капитализм есть исторически уникальная форма социальной и экономической организации. В своей книге «Капитал» он анализирует капитализм как совершенно новую форму социальной и экономической организации, основанную на накоплении капитала  и промышленного производства. Он называет владельцев заводов «капиталистами», и  был уверен, что именно они виноваты во всём. Их бизнес расширяется там, где рабочим платят меньше денег, необходимых для выживания. Т.о., даже если производительность и продукт росли быстро, рабочие жили в условиях постоянной, невыносимой бедности, из которой нет иного способа выбраться, кроме как насильно свергнуть капиталистов и получить контроль над заводами.

И только сейчас, спустя столетие, можно увидеть, что Маркс ошибался в своих экономических суждениях

Вот именно он и его последователи предложили свою ЭС  -  социализм, т.е. командная (плановая) ЭС.

Таким образом… 

Плановая (командная) Э. С.–способ организации экономической жизни, при котором  капитал и земля – в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами, т.е. вся экономическая деятельность регулируется правительством.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путём ведения хозяйственной деятельности страны на основе единого плана, разработанного руководством страны.  При плановой ЭС основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения обязательств и планов. Государство регулирует все аспекты экономической  жизни общества, включая установление цен и заработной платы.  

Рисунок7

Примером командной ЭС является Советская Россия (до 80-х г.г. XX века)

  1.  Проверка первичного восприятия.

- Кто регулирует все аспекты экономической жизни страны?

- Кому принадлежат земля и капитал?

6 . Закрепление.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания:

899 + 1 =                

540 + 60 – 220 =    

1000 – 1 =            

950+ 500- 760 =    

(458 – 8) : 50 =            

300 + 40 + 2 =       

94 + 386 + 102=

489 + 256 + 11 =  

999, 900, 782, 756, 380, 342, 240, 9 (Один и камня не подвинешь, а мир и гору перенесёт)

- Объясните поговорку.

- Как она связана с темой нашего занятия?

Задачи.

  1. Завод выпустил 443тысячи пылесосов. Через год производительность труда выросла  и выпуск пылесосов увеличился на 13%. Сколько пылесосов будет выпущено через 3 года при увеличенной производительности труда?
  2. На швейной фабрике при новом методе раскроя платья экономится 1/4м ткани. Ежедневно одна работница за смену кроит 15 платьев. Сколько метров ткани сэкономит бригада в 12 человек за месяц (25 рабочих дней), если будет работать с той же производительностью труда?

Разгадай ребусы и объясни, как они связаны с темой нашего занятия.

 (Государство)

(План)

(Маркс)



Предварительный просмотр:

занятие №3

ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.

ЦЕЛИ:        

  • Ввести понятие рыночной экономической системы
  • Корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа и сравнения, произвольную память через самостоятельное выполнение заданий.
  • Воспитывать личностные качества путём взаимопомощи в сравнении и выводах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: рынок, рыночная экономика, цели рыночной экономики, особенности рыночной экономики.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланки кроссворда, рисунок – загадка, схема, карточки к определению Э.С., задание –путаница.

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Повторение пройденного

1.

2.

П

Л

А

Н

О

В

А

Я

3.

4.

5.Э

К

О

Н

О

М

И

К

А

6.

  1. Имущество принадлежащее кому-либо. (СОБСТВЕННОСТЬ)
  2. Стоимость, являющаяся средством получения прибавочной стоимости путём эксплуатации наёмного труда.  (КАПИТАЛ)
  3. Верхний слой коры нашей планеты, поверхность(ЗЕМЛЯ)
  4. Немецкий журналист и экономист. (МАРКС)
  5. Деятельность людей, направленная на создание предметов или услуг, удовлетворяющих человеческие нужды. (ЭКОНОМИКА)
  6. Всё, что люди используют для изготовления материальных благ. (РЕСУРСЫ)

- Дайте определение плановой экономической системе?

  1. Актуализация знаний.

- При какой ЭС земля и капитал находятся в общем пользовании? (традиционная)

- Как распределяются ресурсы в традиционной ЭС? (в соответствии с традициями)

Жизнь показала, что земля, трудовые ресурсы и капитал используются более эффективно, если они находятся не в коллективной собственности, а в собственности отдельных людей или семей. Поэтому элементы традиционной ЭС ушли на задний план. А на смену ей пришла другая ЭС с которой сегодня начнём знакомиться.

3.Формирование новых знаний.

Задание.

Найдите 5 букв у которых нет пары и составьте из них слово. (Рынок)

- Что такое рынок? (ответы детей)

Существует несколько значений слова «рынок». Но сегодня мы будем говорить о рынке, как об особом принципе организации экономической жизни государства, т.е. о 

рыночная ЭС.

Работа по схеме.

- Как вы думаете, кому принадлежат земля и капитал в рыночной ЭС? (людям, «частникам»)

- Кто будет распоряжаться ограниченными ресурсами и получать с них доход? (человек, собственник определённого вида ограниченного ресурса)

- Для чего человеку, собственнику ограниченного ресурса нужен рынок? (продать свой ресурс)

Значит, ограниченные ресурсы будут распределяться по законам рынка.

Вывод:

Давайте вместе попробуем дать определение рыночной ЭС.

      

     

         

     

Рыночная ЭС (капитализм)–это такой способ организации экономической жизни, при котором капитал и земли находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются по законам рынка.

Деятельность рынков никем не регулируется.

Обмен между производителем и потребителем происходит свободно, по обоюдному желанию.

Но! Человек, имея почти неограниченную свободу распоряжения экономическими ресурсами, несёт полную ответственность за выбранные им варианты её использования. То есть при удачном решении ему достаётся вся выгода, но при ошибочном решении – есть риск потерять часть или даже всю свою собственность.

Особенности рыночной экономики:

На доске последовательно появляются закономерности, которые дети вместе с учителем должны объяснить.

  • Преобладание частной собственности
  • Ориентация на прибыль,
  • Свобода ценообразования.

4. Проверка первичного восприятия.

Задание: прочти слово в клетках  и объясните его значение.

- Кто регулирует деятельность рынков при капитализме?

- Всегда ли промышленник, владелец капиталы будет получать прибыль. От чего это будет зависеть?

5. Закрепление.

- Как вы думаете, какие цели ставит перед собой рыночная экономика?

- Что такое «частная собственность»?

- Кто упорядочивает, направляет деятельность рынков в рыночной ЭС?

  1. Решение задач.
  1. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000рублей, а расходы его составили  300рублей. Другой наторговал на 1000рублей меньше, но и затратил своих денег 1500рублей. Кто выиграл спор?
  2. Две старушки на рынке в разгар ягодного сезона продавали чернику. Одна продавала  по 130 рублей за килограмм, другая по120 рублей. Как вы думаете: у какой старушки быстрее раскупят ягоды? Сколько денег выручат пожилые женщины, если первая продала 8килограммов ягод, вторая на 4 килограмма больше?

7. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

занятие №4

ТЕМА: ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ ФУНКЦИИ.

ЦЕЛИ:        

  • Углубить знания детей о рыночной экономической системе
  • Развивать экономическое мышление и сознание, через умение делать
  • Воспитывать личностные качества путём взаимопомощи в сравнении и выводах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: частная собственность, свобода выбора, личная выгода, подъём и спад, колебание цен, конкуренция, теневая экономика

ОБОРУДОВАНИЕ: определение «частная собственность», карточки с терминами,

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного. 

Вставь слова по смыслу:

  1. Результат деятельности, направленный на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.
  1. Услуга
  2. Благо
  1. Деятельность людей, направленная на создание предметов или услуг, удовлетворяющих человеческие нужды.
  1. Прибыль
  2. экономика
  1. Имущество, принадлежащее кому-либо.
  1. Ресурсы
  2. Собственность

  1. Актуализация и мотивация.

Для того, чтобы узнать о чём мыс вами будем сегодня говорить, нужно к терминам подобрать правильные определения. (На обороте карточек слова: частная собственность, свобода выбора, личная выгода, подъём и спад, колебание цен, конкуренция, теневая экономика)

   

  1. Формирование новых знаний.
  1. Частная собственность

Человек, действующий в условиях рынка должен быть хозяином и  владельцем собственности и выступать полноправным её распорядителем. Ясно, что тяга  к владению чем-либо является объективной потребностью человека: не имея ничего, просто невозможно выжить.

Купив жевательную резинку, мы можем распорядиться ею по-своему усмотрению

- Что можно с ней сделать? (отправить в рот, подарить, выбросить, продать…)

- А можем ли мы по собственному усмотрению заставить ехать рейсовый автобус, запустить ракету?

- Почему? (т.к. автобус и ракета принадлежат не нам, автобус - городу, ракета - государству)

Собственность, правом на которую обладает один конкретный человек, называется частной.

- Приведите, пожалуйста, пример  частной собственности. (Одежда, обувь, бытовая техника и т.д.)

- Может ли правом собственности обладать не один человек, а, скажем, семья, или группа людей? Почему?  

Т.о, частная собственность не всегда принадлежит одному лицу, но всегда имеет конкретных владельцев.  

Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Стремясь получить как можно больше жизненных благ для себя, частный собственник вынужден производить их и для других, чтобы совершать выгодный для себя обмен

  1. Личная выгода –

Главным побудительным мотивом для совершения каких-либо действий со своей собственностью становится личная выгода, которая в момент совершения обмена становится взаимной.

- Приведите примеры выгодной сделки.

  1. Свобода выбора –

- Как вы поступите, если обмен, который предлагает вам ваш товарищ, для вас невыгоден?

- В праве ли вы отказаться от такой сделки?

Т.е. никто не заставляет покупателя и продавца заключать невыгодную сделку.

  1.  Подъём и спад

Подъём (спад) –  определённые периоды времени, во время которых происходит сокращение (рост) объёма производства товаров и услуг.

Снижается уровень производства  - идёт сокращение числа рабочих и служащих.

- Что происходит, когда производство товаров и услуг увеличивается?

  1.  Колебание цен 

- Что такое «цена»?(цена - количество денег(или других товаров или услуг), уплачиваемое и получаемое за определённый товар или услугу)

- Почему цена на один и тот же товар бывает разной?

- В какое время года цены на свежую клубнику будут более высокими? Почему?

- Какие фрукты дешевле, а какие дороже в России: яблоки или ананасы? В Африке? Почему?

  1. Конкуренция

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов.  

- Между  кем и кем происходит состязание? (Между производителями одних и тех же товаров)

- За что борются  производители? (за привлечение большего числа покупателей)

- Во имя чего всё это происходит? (для получения максимальной прибыли)

- Кто больше всего выигрывает от конкуренции? (потребитель)

- Почему? (имеет возможность выбирать самое дешевое, самое удобное, самое качественное)

  1. Теневая экономика

Теневая экономика – та сфера бизнеса, которая противозаконно укрывается от налогообложения

  1. Проверка первичного восприятия.

- Одинаковое печенье продаётся в упаковках разного размера. Одна упаковка стоит   25 рублей, другая 35 рублей. Почему у одного и того же печенья разная цена?

- Будут ли расти цены в следующих случаях:

  • При ажиотажном спросе на товар.
  • При сильном желании продавца сбыть товар
  • При невысокой эффективности товара
  1. Закрепление.

- Как рыночная экономика помогает человеку, фирме или государству?

Рыночная экономика выполняет ряд функций:

  1. Решение задач.

Демисезонное пальто стоило 1 450р. Зимой его стоимость снизилась на 15 %. Семья купила 2 таких пальто. Сколько заплатили за пальто после снижения цены? Сколько денег семья сэкономила?

  1. Рефлексия.                               


Предварительный просмотр:

занятие № 5

ТЕМА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЦЕЛИ:

  1. Сравнить два типа Э.С. (плановую и рыночную экономики),  дать им оценку;
  2. Развивать внимательность, умение сравнивать и анализировать;
  3. Повышение познавательного интереса к предмету через решение задач экономической направленности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: преимущества и недостатки рыночной Э.С.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с терминами, схемы, таблицы, карточки с буквами (П Э.С, Р Э.С.), бланки вопросов к практикуму.

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Повторение пройденного.

Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с рыночной экономической системой. Для начала нам необходимо вспомнить материал прошлых занятий.

- О чём  мы говорили на прошлом занятии?

Подберите правильное определение к каждому термину:

           

                              

             

       

                           

  1. Актуализация и мотивация.

- Вспомните, пожалуйста, определение Э.С.?

- Сколько типов Э.С. мы с вами уже рассмотрели?

- Дайте определение традиционной (плановой, рыночной) экономики.

Работа по схемам

Рисунок1 Рисунок7 Рисунок6 

Как вы думаете, с точки зрения экономики равноценны ли они?  

  1. Формирование новых знаний

- Какие из Э.С. наиболее распространены в современном мире? (плановая, рыночная Э.С.)

Давайте на нашем занятии мы попробуем их сравнить.        

- В какой Э.С ведущую роль в экономической жизни страны играет государство?

Кто занимается распределением ресурсов в рыночной Э.С.?

Заполнение таблицы:

Плановая Э.С.

Рыночная Э.С.

1.

Роль государства

Жёстко регулирует производство

Обеспечивает порядок в рамках производства

2.

Производство товаров.

  1. Товар производится в соответствии с планом
  2. Отсутствие выбора
  3. Нет обратной связи между производителем и центральными органами управления
  4. Низкое качество производимой продукции
  5. Устаревшая конструкция
  1. Производитель сам решает что, как и сколько производить
  2. Свободный выбор партнёров по сделке.
  3. Опирается на существенную экономическую информацию, собираемую заинтересованным лицом
  4. Высокое качество товара
  5. Высокий технический уровень производства

3.

Человек в Э.С.

  1. Распределение благ в порядке очереди или на основе талонов.
  2. Отсутствие мотивов к труду у работников
  3. Уровень доходов примерно одинаков
  4. Выше детская смертность
  5. Плохая экология
  1. У человека есть право выбора
  2. Человек заинтересован в  результатах труда
  3. Различия в уровне доходов и богатства

- Какая Э.С. наиболее эффективна?

- Мы сравнили две Э.С., какую из них можно чаще встретить в современном мире?

- Ребята, как вы думаете, жизнь в условиях рынка, рыночной Э.С. несёт в себе только положительные моменты?

- Давайте это выясним.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНКА

Преимущества:

Недостатки:

  1. Эффективное распределение ресурсов.
  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  1. Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям.
  1. Игнорирует зачастую потенциально негативные последствия принимаемых решений.
  1. Свобода выбора и действий производителей и потребителей.
  1. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования.
  1. Максимальное использование достижений науки и техники.
  1. Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
  1. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
  1. Не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке.

  1. Подвержен нестабильному развитию, инфляции.

  1. Проверка первичного восприятия.

Сейчас я выясню, что вы смогли запомнить из сегодняшнего материала. Я буду зачитывать предложения. Если вы считаете, что то о чём в нём говорится относится к плановой экономике - поднимаете карточку

 с буквами , если к рыночной – 

Для какой экономики характерно:

  1. Жёсткое регулирование производства государством
  2. Высокое качество товара.
  3. Производитель сам решает что, как и сколько производить.
  4. Низкое качество производимой продукции.
  5. Высокий технический уровень производства.
  6. Отсутствие обратной связи между производителем и центральными органами управления.
  7. Отсутствие выбора.
  8. Человек заинтересован в  результатах труда.

  1. Закрепление.

Практикум.

Оцените каждую из девяти характерных черт рынка. Если у вас положительное отношение к ней, ставьте «+», если отрицательное – «-».

  1. Свобода выбора и, следовательно, риск в принятии решений.
  2. Конкуренция
  3. Негарантированность дохода и неустойчивость благосостояния.
  4. Дифференцированность (разный уровень) дохода, наличие бедных и богатых.
  5. Нестабильная занятость.
  6. Постоянное изменение конъюнктуры(условия процесса воспроизводства), возможность спада производства, инфляции.
  7. Необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям.
  8. Стремление к увеличению прибыли.
  9. Удовлетворение в первую очередь интересов тек, кто больше платит.

Сравните полученное количество плюсов и минусов. Это ваша экспертная оценка -  привлекательность и непривлекательность - рынка

  1. Решение задач.

В  магазин привезли  900 кг сахара. В первую неделю было продано 3/10 этого количества, во вторую – на 50кг больше, чем в первую. Стоимость одно килограмма сахара составляет 35 рублей. Чему равна выручка от продажи сахара магазином за две недели?

  1. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

занятие № 6

ТЕМА: РЫНОК. ВИДЫ РЫНКОВ. 

ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие «рынок», познакомить с видами рынков
  2. Корригировать словесно-логическое мышление через установление причинно-следственных связей в ходе работы по схеме
  3. Формирование у школьников социально-значимых экономических знаний

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: рынок, виды рынков

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд, схема «Классификация рынков»

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Повторение пройденного.

Задание: найти в кроссворде 5 спрятавшихся слов, объясните их значение.

(Слова читаются во всех направлениях, кроме диагонального.)

     

  1.  Актуализация и мотивация.

– Что такое «рынок»?

– Где вы пойдёте покупать:

  1. новую мебель
  2. свежие овощи
  3. партию носков

Почему?

  1. Формирование новых знаний.

Рынок явление многогранное и сложное. В современной экономике большая часть экономической деятельности происходит на рынках. Совсем необязательно, чтобы рынок был расположен в определённом месте; в наши дни рынки полностью компьютеризированы и существуют только в киберпространстве.

Существует множество определений рынка.

Во-первых, это синоним базара – места в городе или деревне, где собираются продавцы и покупатели.

Во-вторых, процесс купли-продажи, который происходит не только на базаре, но и в магазине, на бирже, аукционе.

В-третьих, рынок – это особый принцип организации экономической жизни государства.

Рынок как механизм, состоит из отдельных («малых») рынков: капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых  услуг.

 Существует множество видов рынков.

Работа по схеме:    

Классификации рынков

   Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на в производстве определенных товаров или услуг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Не имеет значения, какой вид организационной структуры имеют рынки, они все тенденцию к одинаковому поведению. Это означает что мы можем изучить рынки  в общем, вместо того, чтобы изучать их по отдельности                                                                                              

Сообщения детей по видам рынков:

РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ.

Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным пониманием эффективного распределения цель такого рынка – распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями потребителей.

В рамках этого рынка определяются цены на отдельные товары в соответствии со спросом и предложением на них.

Цены на промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях: региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там, где они производятся – из-за уменьшения издержек производства за счет снижения затрат на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются национальные цены и специализация региона, а исходя из национальных цен формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них один из уровней имеет свой приоритет.

Рассмотрим рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров, каким он представал перед нами в недавнем прошлом. Представим рыночную систему как совокупность разнообразных рынков по признаку взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются.

В сложившихся формах рынок продовольственных товаров представлен: государственной торговлей, реализующей продовольствие по государственным ценам; потребительской кооперацией, реализующей товары по комиссионным ценам; коммерческой торговлей, реализующей отдельные виды продовольственной продукции по полусвободным и свободным ценам; колхозными рынками, на которых продовольственные товары продаются колхозами и индивидуальными производителями по свободным или незначительно регламентированным ценам.

Эта структура рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во многом архаичной (устаревшей). Она не обладает единством, целостностью, допускается сосуществование противоречивых, трудно совместимых форм торговли и ценообразования. В результате широкий разброс цен на одни и те же товары в зависимости от применяемых форм торговли. Введение талонов на отдельные виды продовольствия, системы заказов, продажа некоторых продовольственных товаров только отдельным группам населения еще более удаляют торговлю ими от нормальных рыночных отношений и переводят эти отношения из разряда товарно-денежных в класс распределительных, имеющих к рынку косвенное отношение.

РЫНОК УСЛУГ.

Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в производстве.

В чисто рыночной экономике никаких субсидий со стороны государства быть не должно, но на практике без них не обойтись – как по политическим, социальным, так и по моральным соображениям. Особенно, если речь идет об образовании.

РЫНОК ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ.

В условиях рынка жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества.

Не следует думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие слои населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение богатым.

В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу.

Отметим, что введение рынка жилья постепенно приведет к уменьшению колоссального несоответствия между мизерной платой, вносимой за пользование государственной квартирой, и баснословно высокой платой, за которую снимают ту же квартиру лица, не имеющие жилой площади.

РЫНОК СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.

Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и природных ресурсов как средств производства.

РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ.

В рыночной экономике происходит изменение как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации.

Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения. Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно-технические объекты.

Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом. Рынок инвестиционного капитала сам по себе представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования.

В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый туда, где он сулит принести весомую прибыль.

РЫНОК ДЕНЕГ, ВАЛЮТЫ, ЦЕННЫХ БУМАГ.

В рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену «сегодняшних» денег на «завтрашние» деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого рубля или возникают республиканские валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую.

Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.

Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный – валютным.

Однотипным с ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое в конечном счете может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.

РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ (ТРУДА).

Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики – это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.

Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин «рынок труда» вполне приемлем.

Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.

Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.

Таким образом, при переходе к свободному рынку рабочей силы вполне возможна и очень вероятна ситуация, когда почти поголовная трудовая занятость и дефицит рабочей силы в большинстве отраслей и регионов сменятся повышением уровня трудовой незанятости, или, проще говоря, безработицей. В борьбе с нею необходимо создать действенную систему государственного регулирования занятости населения, исходя не только из экономических, но и из социальных соображений. Такая система уже начинает функционировать. Зримое место в ней призваны биржи труда (центры трудоустройства).

РЫНОК ИННОВАЦИЙ.

К инновациям принято относить технические и социально-экономические новшества, изобретения, рационализаторские предложения, технологические нововведения, другие достижения научно-технического и социального прогресса. При рыночной экономике инновации можно без ограничений покупать и продавать. Они уже не представляют преимущественно обезличенную собственность. Ценность инноваций полнее отражается в их стоимости, цене, формирующейся в результате взаимодействия спроса и предложения.

Рынок инноваций способен побудить творческое начало к практическому действию, активизировать научно-технический потенциал, породить здоровый дух предприимчивости в продвижении прогрессивных новшеств, ускорить цикл «наука – техника – производство применение». Изобретатели, рационализаторы могут надеяться, что они будут избавлены от необходимости «внедрять», «проталкивать» свой продукт. Как только он станет объектом рыночных отношений, рыночный спрос, конъюнктура сами начнут либо всасывать, либо отторгать инновационные предложения, формировать свои представления об их стоимости и цене.

РЫНОК ДУХОВНОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА.

Кроме инновационного продукта есть множество других видов интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.

  1. Проверка первичного восприятия.

- Что такое «рынок»?

- Какой из перечисленных ниже рынков самый большой по территориальному признаку:

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

- Кто не является субъектом, вступающим в обмен;

  • рынок потребителей
  • государственных учреждений
  • финансовый капитал
  • рынок промежуточных продавцов

- Что такое «нелегальный рынок»?

  1. Закрепление.                                                                                                                                                                         Укажите места, где можно купить  следующие:

Евро, доллары

Помещение под магазин

Партию рубашек

Рабочую силу

Квартиру

  1. Решение задач.

Себестоимость 1кг колбасы составляет 90 р. Прибыль составляет 5 /9 себестоимости колбасы, расходы на продажу равны 1/5 себестоимости колбасы. Сколько на рынке будет стоить 1 кг колбасы?

  1. Рефлексия.

   

 



Предварительный просмотр:

занятие № 7

ТЕМА: СТРУКТУРА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.

ЦЕЛИ:        

  • познакомить с основными характерными чертами рынка;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей при работе с таблицей;
  • воспитывать экономическую грамотность, культуру общения при совместных действиях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ: структура рынка, рынок товаров и услуг

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с примерами для д/з, таблица «Типы рыночных структур», схема «Рынок товаров»

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Повторение пройденного.

Задание: решив примеры, из предложенных ответов выберите правильные, объясните, что означают слова, написанные на обратной стороне карточки

- Молодцы, вы хорошо запомнили материал прошлого занятия.

  1. Актуализация и мотивация.

- Ребята, посмотрите, все ли ответы при решении примеров мы использовали?

- Давайте перевернём карточки.

   

- Как вы думаете, что означают эти слова?

  1. Формирование новых знаний.

Современный рынок характеризуется  развитой инфраструктурой – совокупностью учреждений, фирм, которые обеспечивают успешное функционирование рыночных отношений. Инфраструктура  призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Рыночная структура – это набор  технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм.                    

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке фирм, степень, в которой товары разных фирм схожи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации.

Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей и продавцов и количества этих субъектов на рынке, а так же от степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. 

Известны  4 типа рыночных структур и для каждого из них роль цены разная.

Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур:

Таблица №1

№ п\п

Отличительные

черты

Тип рынка

Число и размеры фирм

Степень сходства или отличия товаров

Контроль над ценами

Легкость вступления или выхода из отрасли

1.

Совершенная конкуренция

Большое

Продукция однородна, нет больших различий в уровне качества

Отсутствует

 

Лёгкие, нет ограничений

2.

Монополистичес-кая конкуренция

Относительно большое

Производится дифференцированная продукция

Небольшой, ограничен-ный конртоль

Относительная лёгкость

3.

Олигополия

Относительно малое (от 2 до 20 фирм)

Продукты стандартизированы и диффе-ренцированы

Высокая степень контроля

При вступлении приходится преодоле-вать барьеры

4.

Чистая (абсолютная) монополия

             

Выпуск товара контролирует-ся одним продавцом

Особый товар, не имеющий аналогов

Самоконт-роль  и назначение цены

Закрыта для ввода в отрасль новых фирм

- Как вы думаете, какой тип рынка самый распространённый в современной экономике? (Олигополия)

Нам наиболее понятен и доступен рынок товаров и услуг.

Рынок товаров и услуг - рынок, где люди и правительство покупают товары, произведённые фирмами.

Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

                             

Задание: я вам буду показывать карточки с названием товара, а вы мне будете говорить на каком из рынков их можно приобрести на рынке продовольственных товаров или непродовльственном, т.е.рынке промышленных товаров.

(Машина, чай, кофе, бытовая техника, канцелярские товары, молочные продукты, хлебобулочные изделия, моющие средства, торт и т.п.)

Кроме товаров на рынке могут продаваться или покупаться различные услуги. Они представляют собой некую полезную деятельность, выполненную за деньги.

- Приведите пример какой-либо услуги, и кто её может оказать. (Прополка озеленений, ремонт сантехники, услуги тамады и т.п.)

  1. Проверка первичного восприятия.

- При каком типе рынка при большом числе производителей и продавцов отсутствует контроль над ценами?

- На каком рынке выпуск товаров контролируется одним продавцом?

- Что такое рынок товаров?

- Куда вы пойдёте, если вам будет нужно приобрести свежие овощи?

  1. Закрепление
  2. Решение задач.

Стоимость холодильника – 18 000 р. Стоимость доставки холодильника составляет  5 % его стоимости. Стоимость подъёма холодильника на один этаж составляет 1 % его стоимости. Сколько заплатит семья за доставку холодильника и его подъём на девятый этаж?

  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовые ресурсы. Рынок труда.

Презентация к уроку географии в 8-9 классе (в зависимости от УМК, по которому работает учитель)....

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

Презентация по обществознанию 8 кл "Экономика: рынок, спрос, предложение

Презентация  интересна учителям обществознания, преподающим данный курс в 8 классе по учебнику Кравченко А.И. к параграфам 11и12 (учебник "Обществознание" 8 класс,  Русское слово, 2008 г.)...

Презентация к уроку по теме "Рынок труда и занятость населения"

Данную презентацию можно использовать как дополнение к устному рассказу учителя и схемам в учебнике 9 класса....

рынок цена конкуренция

рынок цена конкуренция...

Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"

Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...