Сценарий урока по экономике "Спрос"
план-конспект урока по экономике (9 класс) на тему

Тележенко Ольга Ивановна

Данный урок предназначен для 9 класса общеобразовательной школы. 

Цель: - восприятие и первичное осознание нового учебного материала – понятия «спрос» 

               и определяющих его факторов, понятия «эластичность спроса», влияние  

               эластичности спроса на выручку продавцов;           

             - развитие умения проводить расчеты, выявлять проблемы, решать задачи с 

               использованием графического материала, выявлять проблемы;

             - воспитание экономического мышления;

             - систематизировать знания учащихся через групповую форму работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spros-konkurs.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экономики Тележенко О.И., учитель экономики

Тема   «Спрос»

Цель: - восприятие и первичное осознание нового учебного материала – понятия «спрос»  

               и определяющих его факторов, понятия «эластичность спроса», влияние  

               эластичности спроса на выручку продавцов;            

             - развитие умения проводить расчеты, выявлять проблемы, решать задачи с  

               использованием графического материала, выявлять проблемы;

             - воспитание экономического мышления;

             - систематизировать знания учащихся через групповую форму работы.

Тип урока:        урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация, учебник, карточки-

                             задания, тесты для контроля знаний.

                                                       Ход урока:

  I.Организационный этап.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, готовность оборудования.

II.Входной контроль.

II. 1. Проверка уровня усвоения предыдущего материала 

Контроль проводится по трем уровням сложности.

А – I уровень (работает весь класс).

  1. Вспомните, с какими типами экономических систем вы познакомились на прошлом  

уроке?. (традиционная, рыночная, командная, смешанная)

  1. Чем  характеризуется рыночная система?

( земля, капитал находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков)

  1. «Что такое рынок»? (рынок-это форма контактов между продавцами и покупателями. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли)
  2. Перечислите, пожалуйста функции рынка.( ценообразующая, информирующая, стимулирующая и санирующая)

II.2. Б – 2 уровень (предлагается отдельным учащимся):

Выполнить тест на проверку усвоения знаний.

I тест

1. Основу традиционной экономики составляет:

    а) торговля;

    б) специализация производства;

    в) натуральное хозяйство;

    г) государственное управление.

2. Рыночная система базируется:

     а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

     б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

     в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на  

         производимые блага;

     г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на  

         производимые блага.

3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:

    а) к традиционному типу;

    б) к рыночному типу;

    в) к командному типу;

    г) к командному типу с элементами традиционной системы.

4. Планирование в экономике:

    а) необходимо осуществлять в полном объеме;

    б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

    в) никогда проводить не следует;

    г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической    

        системой.

  1. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

   а) более справедливое даровых благ;

   б) менее справедливое распределение даровых благ;

   в) большее неравенство доходов населения;

   г) меньшее неравенство доходов населения.

6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной  

    экономической системой является:

   а) традиционная система;

   б) командная система;

   в) рыночная система;

   г) смешанная система.

7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

   а) рынком;

   б) государством;

   в) рынком и государством;

   г) рынком по сложившейся традиции.

8. В командной системе главные вопросы экономики:

   а) решаются рынком;

   б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

   в) решаются государством;

   г) не решаются.

9. Самой древней экономической системой является:

   а) традиционная;

   б) рыночная;

   в) командная;

   г) смешанная.

II тест

  1. Государство с рыночной экономической системой:

   а) обладает налогом производство;

   б) предоставляет бесплатное школьное образование;

   в) верно (а) и( б);

   г) нет правильного ответа.

2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит  

    государству. Что из ниже перечисленного верно?

   а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;

   б) эта фирма продает продукцию только государству;

   в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;

   г) эта фирма никогда не имеет прибыли, т.к. она принадлежит государству.

3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

   а) командной и традиционной экономики;

   б) командной и рыночной экономики;

   в) традиционной и рыночной экономики;

   г) командной, рыночной и традиционной экономики.

4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

   а) рынка товаров;

   б) рынка факторов производства;

   в) плана;

   г) традиций.

5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма

    происходит:

         а) перераспределение доходов;

         б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

         в) создание общественных благ;

                  г) распределение ресурсов и товаров.

          6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

               а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических;

              б) к более высокому уровню развития техники и технологии;

              в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;

              г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Запада.

         7. Командная система возможна:

              а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства  

                  производства);

              б) только при общественной собственности на средства производства;

              в) если в обществе существует свобода предпринимательства;

              г) нет правильного ответа.

        8.Экономика Франции в большей степени относится:

              а) к рыночному типу;

              б) к командному типу;

              в) к традиционному типу;

              г) к смешанному типу.

        9. В традиционной экономике преобладает:

              а) промышленное производство;

              б) сельское хозяйство;

              в) торговля;

              г) банковская деятельность.

II.3. В – 3 уровень (предлагается отдельным наиболее успевающим учащимся):

Заполнить таблицу

Тип экономической системы

Преимущества

Недостатки

Страна

II. 4. Корректировка ответов. Ликвидация пробелов в знаниях.

III. Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала.

Вступительное слово учителя.

Итак, ценовой ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товара и услуг.

Поэтому, чтобы понять, как действует рыночный механизм, нам необходимо выяснить, как определяются цены, от чего они зависят, под влиянием каких факторов изменяются.

Постановка целей и задач урока.

IV. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.

IV.1. Разбор понятия « спрос».

1).   Как вы думаете, различаются или нет такие понятия как нужда,  

       потребность и спрос?

нужда- это необходимость для потребителя ( еда, одежда, жилье ит.д.)      

потребность- необходимость во вполне конкретном товаре ( молоке, платье, даче)

2).    А когда наши потребности становятся спросом?

 ( когда они подкреплены возможностью потребителя купить конкретный  

                 товар.

Запись в тетради определения «спрос».

Рассмотрим в учебнике кривую спроса стр. 60

IV.2. Рассмотрение вопроса « величина спроса»

 От чего зависит объем покупок или как говорят экономисты «величина

 спроса» (от цены по которой эти товары можно купить (приобрести))

Рассмотрим, как выглядит шкала спроса, что такое величина спроса и рассмотрим кривую спроса на бананы.

IV.3. «Закон спроса» и определение факторов, влияющих на формирование спроса.

Работа с учебником.  Нахождение понятия «закон спроса» и факторов, влияющих на закономерности формирования спроса стр. 64

Факторы, влияющие на формирование спроса

 

Цены других товаров

  

 

 

Предпочтения покупателей

(формирующиеся под влиянием

их вкусов, традиций, рекламы

и других обстоятельств)

  

 

 

Уровень дохода покупателей

  

 

 

Численность покупателей

Каждая точка на кривой-величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его цены.

Закон спроса:  повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к её увеличению.

Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, о которых никогда не стоит забывать:

  1. повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;
  2. при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене, исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.

IV.4. Первичная проверка понимания материала.

Итак:

Спрос-это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят купить и ценами на этот товар.

Величина спроса - количество товара который готовы купить по данной цене в определенный час и месте.

Информация о возможных величинах спроса приведена на доске в виде таблицы.

Цена товара  (P)

Величина спроса (Q)

10

50

15

42

20

32

25

25

30

20

35

15

40

10

Практическая часть (построение кривой спроса): Построить кривую спроса в тетради, один ученик на доске.

 Какой наклон имеет кривая спроса? (отрицательный)

Что отражает кривая? (кривая отражает закон спроса)

IV.5. Объяснение соотношения между ценой и величиной спроса

Самый сложный вид изменения спроса – изменение эластичности. Эластичность – это степень изменения количества спроса в зависимости от изменения цены.

 Причинами изменения наклона спроса является наличие товаров заменителей (разные блага, удовлетворяющие одинаковую потребность). Например, соль -труднозаменимое благо, и спрос на него окажется неэластичным, а пепси-кола имеет множества заменителей (кока-кола, лимонад, «Байкал» и т.п. ), и спрос на него высокоэластичен. Второй причиной эластичности спроса является степень необходимости блага. Товары первой необходимости (инсулин для диабетиков) неэластичны, товары роскоши (бриллиантовые украшения) высокоэластичны. Можно отметить, что в процессе технического прогресса некоторые блага из предметов роскоши переходят в необходимые: автомобили из предметов роскоши уже превратились в необходимые предметы. Соответственно изменился  и спрос.

Конкретизация.

 

(два ученика проводят диалог «Объяснение соотношения между ценой и величиной спроса»)

Продавец: « Купи дорогой. Дешево отдам. Всего за 100р.»

Покупатель: « Ну… если только одну.»

Продавец: « Смотри, какие розы. Возьми три по 70р.»

Покупатель: «Уговорил, беру».

Продавец: «Такому хорошему человеку отдам 5 штук по 60р.»

Покупатель: « Нет, тогда мне придется идти пешком».

Учитель делает вывод.

Начиная с некоторого момента, каждая следующая порция товара доставляет меньше удовлетворение, чем предыдущая. Предельная или марженальная (т.е. добавленная, дополнительная) полезность по мере потребления товара или услуги снижается. (Закон убывания предельной или марженальной полезности).

Поэтому дополнительную единицу товара вы согласитесь приобрести разве только за более низкую цену, в противном случае вы используете свои ограниченные ресурсы на покупку чего-нибудь другого, т.е. постараетесь максимально увеличить полезность от использования своих денег.

Вывод:

Изменение спроса приводит к изменению желания покупать товар. Как мы уже установили, спрос зависит от полезности или информации о полезности. (Например, открытие холестерина в животном масле привело к снижению спроса на это благо).

V. Закрепление изученного материала.

V.1. Опираясь на изученный на уроке материал, попробуйте ответить на вопросы:

1. Является ли данная ситуация проявлением спроса? Свой ответ поясните.

2. С изменением цены на товар изменяется ли при этом спрос?

 

4. Какие же факторы (причины) приводят к изменению спроса?

  1. Что произойдет со спросом на кондитерские изделия при изменении доходов населения?
  2. Что может переместить кривую спроса на кондитерские изделия?

V.2. Разбор  задачи.

Задание.

Составьте кривую спроса на продукцию йогурт «Данон»

         Р

        Q

- Чем вызвано увеличение спроса на данную продукцию? (Проведением различных рекламных акций и наличием каких-либо дополнительных призов, увеличением ассортимента.)

- Каким является спрос на эту продукцию? (Эластичным)

-Сегодня  упаковка йогурта стоит 25 рублей. Если увеличить цену во время рекламной акции с 25 рублей на 28 рублей. Как изменится спрос на данную продукцию? (Увеличится.)

- На сколько процентов увеличилась цена?

25 - 100%

х=112%, а значит - цена увеличилась на 12%.

28 - х%

Составим прогноз ожидания выручки:

Цена за упаковку

Продажа тыс. штук

Выручка от продаж

Первоначально

25 р.

10

250 000

После повышения

28 р.

12

330 000

250 тыс. - 100%

х=134, 4%, а значит, выручка от продажи

336 тыс. - х%

увеличится на 34,4%

Спрос увеличивается на 20%, т. к.

10 - 100%

х=120%

12 - х%

- Какой можно сделать вывод? (Во время рекламной акции при увеличении цены на 12% и увеличении спроса на 20% выручка от продаж увеличится на 34,4% .)

- Если увеличение спроса не произойдет,

250 тыс. - 100%

280 тыс. - х%

х=112%, а значит, выручка от продажи увеличится на 12%

- В чем будет заинтересован производитель? (В увеличении объема продаж за счет рекламы и других способов.)

V.3. Работа в группах

Задание для 1 группы.

Задание 2 группы.

Задание 3 группы.

Задание 4 группы.

На пепси-колу спрос не изменится, уменьшится величина спроса и произойдет перемещение

вдоль кривой D2 из т. А в т. Б. Кривая спроса на кока-колу сдвинется вправо и вверх, т.к.

спрос на кока-колу возрастет.

Задание 5 группы.

Задание 6 группы.

V.4. Корректировка работы групп. Подведение итогов.

VI Задание на дом. § 9, составить задачу. Начертить кривую спроса. Составить прогноз ожидаемой выручки от продаж, если спрос увеличивается, если спрос остается без изменения и если спрос уменьшается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....