Использование ИКТ и новых методов обучения на уроках экономики
материал по экономике на тему

Родионова Татьяна Сергеевна

Обобщения опыта работы учителя. Применение проектной и исследовательской деятельности на уроках экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ и новых методов обучения на уроках экономики

Учитель экономики Родионова Татьяна Сергеевна МБОУ «Нарышкинская СОШ»

Современное образование подразумевает, что учителю  необходимо  дать ученикам не только знания по  предмету, но и развивать такие  качества личности ребенка, которые необходимы ему для жизнедеятельности в условиях интенсивного развития окружающей инфраструктуры.

Выпускник должен иметь:

-прочные знания в объеме образовательного стандарта;

-опыт самопознания, самовыражения;

-установку на овладение будующей профессией, развитие способностей в значимых для него сферах;

-устойчивые жизненные цели;

Уметь:

-адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

- критически мыслить, обладать информационной и коммуникативной культурой, уметь ориентироваться в информационной среде

 Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без  постоянного совершенствования форм и методов преподавания,   формирования  и развития  устойчивой  мотивации к предмету.

 Акцент в своей  работе я ставлю на  интерактивные методы обучения.

Одна из главных задач стоящих пере домной- это создание комфортных условий обучения, таких при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Учебный  процесс я организовываю таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать то, что они знают и думают.

Интерактивная деятельность на  уроках экономики предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию,  совместному решению общих, но значимых для каждого ученика задач.

При этом  исключает доминирование  одного выступающего, преобладание одного мнения над другим. В ходе такого  обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа конкретных фактов  и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные и ответственные  решения, участвовать в дискуссиях , общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется коллективная  и групповая работа, разрабатываются и защищаются исследовательские проекты, проводятся ролевые и деловые   игры, учащиеся работают с различными источниками информации, выполняют творческие работы.

Из групповых форм работы на своих уроках я использую такие как: «большой круг», «аквариум», «дебаты», «мозговой штурм», обсуждаются различные практические ситуации.

На первом уровне экономического образования использую более простые формы групповой работы(«вертушка», «большой круг», «аквариум»

Выше перечисленные формы групповой работы целесообразно использовать только в том случае если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

  Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышать  аргументы партнера по игре. Так, например ,  при изучении темы «Производительность труда» я использую простую форму группового взаимодействия «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап

Дети рассаживается по  большому  кругу.  Перед ними ставиться проблема : «Что нужно сделать, чтобы рабочие  вашего предприятия лучше работали, добиться повышения производительности труда»

               

Второй этап

В течении 10 минут каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает пути   решения данной проблемы.

Третий этап

По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает и проводит голосование по каждому пункту, решая включать или не включать его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Интерактивная  технология  предполагает следующие принципы:

1.Включение в работу всех учеников

2. Обучение изложения своих мыслей по обсуждаемой проблеме

Прежде чем использовать такие методы работы я постоянно , начиная с 5 класса учу  детей излагать свое мнение, чтобы ребята в дальнейшем были психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Так, например, в контрольной работе кроме тестов я включаю вопросы такого характера: А как вы думаете? Как ты считаешь?

Выскажи свое мнение? И если сначала дети с настороженностью отвечают на этот вопрос, то потом они охотно высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.

 На втором уровне экономического образования применяю исследовательскую деятельность. Так, например, при изучении темы «Рынок труда» в 9 классе учащимися была выполнена работа «Моё родословное дерево». Перед классом была поставлена задача              

 -    рассмотреть структуру населения России на примере своего родословного древа;

- выявить и записать на родословном древе состав трудовых ресурсов.

Исследовательская разработка «Моё родословное древо»

Исследовательская работа- это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у учащихся, а именно учить: 1проблематизации  (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);2 целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; 3самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проблемы); 4презентации в различных формах; она учит практическому применению знаний в различных ситуациях.

При выполнении исследовательской работы  у учащихся формируются :

1Мыследеятельностные: выдвижение идеи( мозговой штурм),

проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса( поиск гипотезы), самоанализ и рефлексия.

2Поисковые: находить информацию по интернету и другим источникам

3Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации.

4Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс.

В 9-11 классах я отвожу важную роль технологии пректного метода.

Актуальность применения данной технологии имеет конкретное обоснование:

-необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли( лидера, исполнителя, посредника.)

-актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

«Скажи мне- и я забуду; покажи мне- и я запомню;

дай сделать – и я пойму»

Китайская притча.  

 При использовании проектной технологии  перед классом ставится проблема. Учащимся предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности: в выборе, поиске, отборе, обобщении и анализе необходимой информации. Класс выбирает ответственного за проект, согласовывает  и составляет план работы распределяет обязанности по сбору информации, т.е полностью выполняют работу сами. Учитель же выступает в роли консультанта.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Подготовка ( Определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)
  2. Планирование (определение источников необходимой информации, определение способа сбора информации, распределение задач между членами рабочей группы)
  3.  Исследование ( сбор и уточнение информации, поэтапное выполнение задач проекта)
  4. Выводы ( Анализ информации, формулирование выводов)
  5. Представление (защита) проекта (Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов)

Организация интерактивной деятельности невозможна без использования информационно-компьютерных технологий, которые можно использовать на различных этапах урока.

Например, для объяснения нового материала создаю электронное сопровождение в виде презентации. Оформленные с помощью презентации уроки становятся более наглядными и систематизированные. При этом презентации могут готовить сам учитель, так и ученики. Презентация еще удобна тем, что можно легко возвращаться сколько угодно раз к какому-либо материалу, если это необходимо в ходе объяснения, тогда как стертый с доски материал восстанавливать неудобно, да и вместимость доски ограничена. Для практических занятий применяю работу с интернетом для подбора статистических и аналитических данных. Интернет- ресурсы делают возможным сбор такой информации как на уроке , так и в качестве домашнего задания.  На уроках экономики часто нужны определенные статистические данные ( уровень безработицы, темп инфляции, объем ВВП, курсы валют, налоговые ставки). Современные данные, как правило, отсутствуют в учебниках, которые выпущены несколько лет назад, а Интернет дает возможность облегчить их поиск. На уроке контроля можно организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы ( количество правильных и неправильных ответов, какие были допущены ошибки, какой материал необходимо повторить).

В преподавании своего предмета использую приемы интерактивного обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся. Возможности интерактивной доски позволяют сочетать инновационные и традиционные приемы обучения. В кабинете экономики имеется интерактивная доска, которую я использую  на уроках.

  Использование интерактивной доски   позволяет мне намного эффективнее управлять демонстрацией материала урока, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки. Не зависимо от этапов обучения, применение интерактивной доски вдохновляет и призывает детей к стремлению овладеть новыми знаниями, достичь целей обучения. Так как на ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, уменьшать и увеличивать , удалять и снова воспроизводить это помогает экономить время и больше выполнять заданий.

     Работая с доской,  дети легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, так как материал урока становится доступным и увлекательным. Электронная доска позволяет мне  и учащимся во время объяснения вносить дополнения, пояснения. Благодаря этому успешно реализуется проблемный объяснительно – иллюстрированный, частично – поисковый методы обучения. Благодаря интерактивной доске используется широкий диапазон средств визуальности ( таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) перенести объект в другое место, изменить модель. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока: 1. Объяснение нового материала. 2. Выполнения упражнений для закреплений нового материала. 3. Обобщения и закрепления изученного материала. 4. Контроля знаний, тестирования. 5. Проверки домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.     Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. Самые элементарные упражнения- найти ошибку в тексте, тестовые задания, оформление уроков-игр, изображение графиков (изменение спроса, величины спроса) и т.д.

 Функция интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся. Ее использование на уроке дает возможность рационально использовать время на уроке.

         Использование компьютерных технологий позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала происходит более активно, повышает внимание, интерес к предмету.

 В течении  последних пяти  лет отвожу большую роль игровым моментам на уроке. Это могут быть игровые моменты на 10-15 мин,  а также полностью весь урок  провожу  в игровой форме.

 Например , уроки формирования новых знаний  провожу в виде уроков- лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-конференций. На уроках обучения умениям и навыкам использую  ролевые игры, на уроках повторения и обобщения знаний, закреплений умений- игровые: КВН, «Звездный час», «Что? Где? Когда?»,  «Поле-чудес», уроки –соревнования. На уроках

Проверки и учета знаний и умений уроки-викторины, конкурсы, экономические  диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Все это также повышает познавательную деятельность учащихся на уроке, повышению качества знаний. Игра позволяет, независимо от возраста учеников, образно воспитывать материал на уроке. Она приучает ребят работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. С помощью игр повышается познавательная деятельность учащихся на уроках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Использование современных приемов и методов обучения на уроках биологии.

Социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами .Наиболее эффективным в данной ситуации мне кажется применен...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...