Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.
статья (10 класс) на тему

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление студентов ; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 679.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

             Использование активных и интерактивных методов обучения

                               на уроках физической  культуры.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения.  

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление студентов ; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов, которые обладают следующими основными признаками:

  • самостоятельной выработкой решений студентом;
  • высокой степенью вовлечённости студентов в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;
  • постоянной обработкой связью студентов и преподавателем, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов студентов, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к уроку и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности студентов решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока. Обучение должно идти близко к потолку возможностей студента: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности студентов. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная  на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один  учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения: обеспечить диалоговый характер обучения,  исключить  монологическое преподнесение учебного материала ; исключить дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций студентов. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.

Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование   интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться студентами. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? 
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение  помогает студенту не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Основываясь на требованиях к результатам освоения образовательной программы, наши студенты должны: уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); уметь принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); уметь работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (ОК 10).

Исходя из этого, я использую  на уроке активные и интерактивные методы.

  В процессе прохождения программного материала по лёгкой атлетике студентам предлагалось составить, используя информационные технологии или самостоятельно, комплекс упражнений и продемонстрировать его совместно со студентами своей группы. Так же мы предлагали провести подготовительную часть занятия. Здесь мы становились консультантами. Говорили, какой должна быть последовательность упражнений и нагрузка. Мы обратили внимание, что провести разминку может не каждый. Некоторые разочаровываются в том, что у них плохо получается, и не достигают положительного результата своей деятельности. Но, мы выставляем оценку только тем студентам, которые справились с поставленной перед ними задачей.

       На занятиях гимнастикой мы изучаем различные комбинации из акробатических упражнений. Более подготовленному студенту предлагается продемонстрировать правильное выполнение упражнения или связки упражнений. Остальные смотрят и запоминают. После этого студент, продемонстрировавший упражнение или связку упражнений наблюдает за тем, как выполняют задание остальные, указывает на ошибки и помогает исправить их. На таких занятиях студенты дополнительно учатся выполнять приёмы страховки и самостраховки. Так же используется групповое оценивание. Когда один студент выполняет упражнение, остальные смотрят, указывают на количество ошибок и коллективно выставляется оценка. Этот приём используется для того, чтобы студент не мог даже подумать о предвзятом отношении к нему преподавателя и о том, что оценка выставлена не обоснованно. А самое главное, они стараются выполнить упражнение как можно лучше.

        На контрольных занятиях мы привлекаем к работе студентов, которые освобождены от занятия. Они помогаю заполнять протокол сдачи зачёта. Используя таблицу контрольных нормативов, сообщают о полученной оценке.

       На занятиях спортивными играми студенты самостоятельно выполняют судейство учебной игры. Более подготовленные студенты помогают освоить технику приёмов спортивной игры. В волейболе они показывают менее подготовленному, как держать руки во время передачи или приёма мяча, показывают, как работают руки и ноги во время подачи и что нужно исправить, чтобы выполнить подачу. В баскетболе они помогают освоить броски в кольцо.

Наши занятия строятся на деловых отношениях со студентами. Им можно доверить провести судейство спортивной или подвижной игры, чтобы преподавателю можно было провести работу с отстающими студентами.

       В дальнейшем, мы планируем, как можно чаще использовать активные и интерактивные методы на занятиях физической культурой, чтобы добиться сформированности основных компетенций наших выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон....

Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

В данной статье описывается использование новой технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время....

"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"

Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...