Главные вкладки

    Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.
    статья по немецкому языку на тему

    Чаленко Елена Станиславовна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

    Чаленко Е.С., учитель немецкого языка

    Великая цель образования —  не только знания,

     но и прежде всего действия.
    Н.И. Мирон

    СЕЙЧАС – время перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Репродуктивное обучение устарело. Необходим переход к инновационным методам преподавания. РЯДОМ со мной – мои ученики. Каждому  необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И основным моим ДЕЛОМ как  педагога  является  создание эмоционально-комфортной, мотивирующей и творческой обстановки, в которой отсутствует принуждение, и есть возможность для каждого ученика найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение технологии активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

               1. Учебная игра способна обеспечить высокую степень мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации.  Она похожа на развлекательную игру: веселая, занимательная, содержит элементы конкуренции. Но  учебная игра имеет две цели: игровую и языковую. Мы не только играем, но и упражняемся.  Одним из главных преимуществ такого метода обучения является то, что учебная игра как нельзя лучше помогает создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентацию на успех каждого ученика, что значительно повышает эффективность урока.  В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и целей урока  использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые и творческие игры. В процессе работы с детьми придумываем свои собственные игры. Например,

    «Биатлон»

    Класс: 2

    Цель: запоминание букв немецкого алфавита.

    Необходимые материалы: карточки с буквами.

    Технология проведения: Карточки выставляются на доске. Ученик называет изображенную букву. Учитель (сильный ученик) контролирует выполнение задания. При слове «Richtig» участник переворачивает букву обратной стороной , «Falsch» - буква остается открытой.

    «Найди меня!»

    Класс:5-7

    Цель: закрепление лексики по теме «Город», повторение грамматической темы «Предлоги».

    Необходимые материалы: карточки с планом города.

    Предварительная подготовка: ученики готовят план города и повторяют грамматическую тему «Предлоги».

    Технология проведения: обучающиеся делятся на пары. Перед ними лежит план города. Ученики договариваются об отправной точке. Затем один из них озвучивает свой путь, другой следует за ним мысленно, в конце пути звучит команда «Найди меня!».  Второй ученик указывает определенное место на карте. Потом меняются ролями.

    2. Классная корреспонденция Современные формы переписки обучающихся – это E-Mail, SMS, чаты, блоги. Цифровое общение не несет того очарования, которое имеет старое классическое письмо на бумаге. Письмо, конверт, сюрприз внутри, ожидание ответа. В нашем классе есть почтовый ящик. Письма достаем по пятницам. Есть личные письма, есть от класса классу.  Этот метод работы использую на уроках и во внеурочное время.

    Например, урок в 8 классе. После повторения прошедшего времени  за 10-15 минут до конца урока делю класс на группы. Сильные ученики получают задание – написать письмо 11 классу о том, как провели выходные. А остальные обучающиеся выполняют треннинговые упражнения по выяснению результатов усвоения пройденного материала.

    В группе сильных учеников наблюдаю следующее разделение: один записывает, другой работает со словарем, двое рисуют «фотографии». И каждый ученик в трех предложениях диктует свой мини-рассказ о выходных, используя форму прошедшего времени.

    3. Метод «Шесть шляп» используется мною в старших классах для разностороннего анализа прозаических текстов или проблемной ситуации. Мы все воспринимаем мир по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Каждому обучающемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. 

    Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

    Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).

    Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.

    Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.

    Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

    Синяя шляпа – это  шляпа модератора. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы.

                       

          4.  Обучение по станциям. Обычно этот метод используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. «Обучение по станциям» требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся. Поэтому такой формы уроки проводятся не часто. Но это и повышает интерес учеников. Стараюсь предлагать станции с различными социальными формами, чтобы задания выполнялись не только индивидуально, но и в парах, и в группах.  Задания могут быть обязательными, а могут – по выбору. Обычно отмечаю это цветом. Судя по практике, ребята с удовольствием проходят все этапы урока.  И даже в случае получения нежелаемого результата сильно не расстраиваются. Ведь оценивали они свою работу САМИ.

    5. Проектная работа. Это мой любимый метод. Его принцип – обучение в действии. Теория очень тесно связана с практикой.  Проектная работа готовит учеников к самостоятельному обучению в течение всей жизни. Для этого метода характерны ориентирование на жизненный опыт и интересы обучающихся, целенаправленное планирование, ориентирование на доступный продукт, а не на туманную теорию, способствование самоорганизации и ответственности за выполняемую работу, общественная практичность.

    На уроках обучающиеся с удовольствием выполняют творческие проекты. Например,  в 4 классе строится зоопарк, в 5 классе организуется выставка домашних животных, в 6 классе проектируется школа мечты, в 7 классе проводится заочное путешествие по городам Германии и России, в 8 классе оформляются коллажи о лете, в 9 классе рекламы будущих профессий, в 10 классе стенд «Германия и немцы», 11 класс оформляет презентацию «Великие люди Германии и России».

     Исследовательские проекты требуют больше времени. Поэтому мы чаще всего занимаемся ими во внеурочное время. Лучшие проекты представляем на ежегодном заседании школьного научного общества учеников «Эврика».

    Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:

    • формированию положительной учебной мотивации;
    • повышению познавательной активности обучающихся;
    • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
    • стимулированию самостоятельной деятельности;
    • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
    • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
    • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
    • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
    • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
    • развитию универсальных навыков.

    Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках  и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

    Список литературы

    1. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru
    2. Н.Ф. Виноградова. Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
    3. О.Л. Захарова «Формирование мотивации к изучению немецкого языка на базе комплекса упражненицй к аутентичному тексту. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
    4. Технология интерактивного обучения: Электронный курс - http://www.moi-universitet.ru

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время

    Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...

    Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

    В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

    «Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

    Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...

    «Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

    Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

    ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

    В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

    Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.

    Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...

    Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

    Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон....