«Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»
методическая разработка по теме

 Алымова Ольга Николаевна

 

Введение

 

В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности       Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми студент должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_i_metody.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon vse_my_raznye_tolerantnost.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО « ОРЛОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

        

 «Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

                   Разработал: преподаватель

                                                                                                  социально-экономических                          

                                                                             Алымова О.Н.

Орел

Введение

В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

           Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми студент должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

         

Активные формы и методы обучения

         Ни для кого, ни секрет, что система исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.

 Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности студентов. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание обучающимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации, невостребованности их личностного потенциала. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей  продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Специфика содержания исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию системы активных методов обучения.

          Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и студентами (урок) с целью приобщения студентов к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

 Мой опыт позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить обучающихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций студентов посредством реализации активных форм обучения.

Цель реализуется через решение следующих задач:

 - систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

 - разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;

 - отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории.

 Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.

 О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых  обычно на уроках.

Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме.

 В своей практике я использую следующие модели учебных занятий

 На основе игровой деятельности:

• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

 • Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);

 • Игры-соревнования (наличие фиксированных правил,  отсутствие сюжета и ролей,   первый   план   субъектно-объектных   отношений).

 Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

 Цель игры - создание игрового состояния, специфического; эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Игра держится на четких и строгих правилах, соблюдение которых обеспечивает содержательность, состязательность и результативность игровой деятельности. Студенты могут участвовать в ней индивидуально, группами или коллективно. Игры с правилами используются на всех этапах процесса обучения истории как познавательные, развивающие и аттестационные, включают в свое содержание все структурные компоненты учебного исторического материала (факты и теорию, даты, картографию, персоналии, понятия и т.п.), не требуют предварительной подготовки и поэтому широко распространены в моей практике

 Игра заставляет перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

 Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае — для обсуждения прошлого). Проанализирую использование на уроках такой активной формы как игра. В образовательных играх делаю акцент на эмоциональное возбуждение. Процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может  самореализоваться даже студент со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий. Подбор упражнений для занятий позволяет активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

На основе дискуссионной деятельности:

• семинары (индивидуальная работа);

 • структурированные дискуссии (групповая работа);

 • проблемно-проектные дискуссии.

 В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого студента.

 В последние годы в моей  педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Учащиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.

 В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий.

Структурированная (регламентированная) дискуссия. Название говорит само за себя: студенты получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу.

Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого.

Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группы формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).

Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока: 1)исторический анализ проблемы; 2) выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы; 3)разделение проблемы на отдельные вопросы; 4) поиск и разработка частных задач решения общей проблемы;

5) выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

 На уроке обучающиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения студенты намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой не что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в классе.

 Командная дискуссия (дебаты). На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть. В каждой команде — по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй — усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.

Парная дискуссия («вертушка»). Целью данного вида дискуссии, является вовлечение всех обучающихся в обсуждение проблемы. Создаются два круга — внутренний и. внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний — подвижный (обучающиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо). Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.

Дискуссия — «круглый стол». Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.

 К дискуссиям относят также уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др.

 На основе исследовательской деятельности:

 • практические занятия (коллективная деятельность класса);

 • проблемные занятия (групповая работа);

• исследовательские уроки (индивидуальная работа)

 Практическое занятие - форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

 От всех учебных занятий, представленных выше, практикумы отличаются своей направленностью на обучение студентов применять полученные знания и умения в новых учебных ситуациях. Поэтому в тематических блоках они логично следуют за уроками изучения нового материала, лекциями, семинарскими занятиями, но предшествуют повторительно-обобщающим и контрольным урокам. Однако, если практикум посвящен формированию элементарных познавательных умений, необходимых для овладения новым предметом или историческим курсом, то тогда это занятие может быть организовано в самом начале тематического блока или во введении («Знакомство с предметом История и учебником», «Счет лет в истории», «Секреты исторической карты» в истории древнего мира). Практические занятия подобной тематики относятся к первому виду - практикумам по развитию познавательных умений.

 Так же возможны практикумы по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Они тоже могут завершать тематический блок, изучение раздела или курса, а также выливаться во внеурочные формы работы по предмету. Здесь заслушиваются и обсуждаются рассказы школьников об исторических событиях, составленные с помощью приемов персонификации, драматизации и стилизации, или подготовленные на материалах краеведческих музеев, региональных архивов и семейных преданий. Здесь же старшеклассники могут представить реферат или научный доклад.

Проблемное занятие - в основу занятия положено использование учебной проблемы и привлечение обучающихся к активному участию в решении этой проблемы. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От студента требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию обучающихся.

 Используя проблемный метод, я учитываю готовность каждого студента  к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения.

 При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

 Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

 Исследовательские уроки.

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы на уроке, при которой обучающиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

 Исследовательская деятельность позволяет развивать у студента умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Здесь можно использовать метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. В соответствии с доминирующим видом деятельности выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря).

 Активное сотрудничество студента и преподавателя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: студент, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

Заключение.

 В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

• эффективном взаимодействии учителя и студента;

• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;

• понимании учителем существования различных стилей познания студентов и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.

•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов. Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда обучающиеся:

• могли связать новый материал с предыдущим;

• заинтересованы в том, что делают;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи.

Литература:

 1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985;

2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1988;

3.Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991;

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998;

5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.

6. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Н; 1994.

8. Громозди В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в школе. 1991. № 5;

9. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории // ПИШ. 1993. №1.

10. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник»; 2002г.

11. Теоретические и методические основы преподавания права в школе.

М., «Новый учебник»; 2002г.

12. Диагностические контрольные работы. Н - М Центр. С-Петербург.,2000г.

13. Янченкова Е. «Когда урок интересен». Жур. «Учитель». М., 2001г., №4

14. Нетрадиционные формы занятий. /Из опыта работы учителей истории г.Новокузнецка/. Новокузнецк, 1999г.

15. Жарова Л.Н, Мишина И.А. Книга для учителя по новой истории. М., «Русскре слово», 2001г.

16. Певцова Е.И. Книга для учителя к курсу «Обществознание». М., «Русское слово». 2001г.

17. Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Жур. ПИиОБЩ. 2002г.№7

18. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999г.

19. «Я иду на урок истории». Книга для учителя. М., 2005 г.



Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО « ОРЛОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ                                                         ТЕХНИКУМ»

        

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:

«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

                                      Орел


 Тема: «Все мы разные» («Урок толерантности»)

 Цели:

  • познакомить обучающихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;
  • развивать стремление к самовоспитанию;
  • способствовать социализации обучающихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);

-        обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;

-        сформулировать принципы толерантности.
Предварительная подготовка:

начать работу над "Книгой моего Я" (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы: "Моё имя", "Кто Я?", "Какой Я?"

Оборудование: листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое доброта, взаимопонимание, терпение, какую роль эти человеческие качества играют во взаимоотношениях между людьми.

Если каждый попробует задать себе вопросы "Кто Я? Какой Я?, Что делает МЕНЯ частью НАС?", то он поймёт, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.

Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к коллажу, называют своё имя и дают себе краткую характеристику. Затем по итогам самопрезентации проводится беседа.

Вопросы для беседы:

  • что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?
  • какое из утверждений вам ближе и почему: "Имя "делает" человека" или "Человек наполняет определённым смыслом своё имя"?
  • можно ли считать, что имя - это уникальное качество человека?

« что ты чувствуешь, знакомясь с человеком, у которого такое же имя, как у тебя?

    1. Упражнение "Сходства и различия".

На доске записывается слово "ЛЮДИ" и доска делится на две половины, одна из которых подписывается "СХОДСТВА", другая -"РАЗЛИЧИЯ". Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
  4. Разные  вероисповедания  объединяют  или  разъединяют

людей?

  1. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
  2. Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?

Обучающиеся приходят к следующему выводу. О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры .— весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения "чужих" в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Задание "Давайте по фантазируем..."

Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.).

  • каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
  • хорошо или плохо, что мы все разные?
  • как жить в мире, где столько разных людей? Обучающиеся приходят к выводу, что различия дополняют и

обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Но мир каждой личности очень хрупкий. Это мир нашей души, такой нежной и прекрасной, такой ранимой и чувствительной. Как вы думаете, на что похожа ваша душа? Какие ассоциации у вас рождаются, когда звучит это слово?

Обучающиеся рассказывают об ассоциациях, которые у них возникают в связи со словом "душа".

2. "Что делает МЕНЯ частью НАС?"

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Задание "Учимся ценить индивидуальность"

Обучающиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это Может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных

принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 мин. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Обучающиеся ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

Учитель: На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуаци-ей, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие "ТОЛЕРАНТНОСТЬ".

Давайте определим, что значит "толерантность":

Обучающиеся формулируют принципы толерантности:

  • терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
  • стремление к полноценной реализации своих способностей.
  • умение понимать и познавать других людей.
  • устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов. Учитель: Если бы мы с большей долей терпения, уважения,!

предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое) сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: "Что делает МЕНЯ частью НАС?". На эту встречу все пришли по желанию. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Давайте подумаем, какие качества; могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету! жетонов, которые вы выберете.

Творческая работа "Дерево толерантности"

Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Учитель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее 1. Уникальный мир личности: "Кто Я? Какой Я?" 1-й ученик:

О, тоска! Через тысячу лет Мы не сможем измерить души! Мы услышим полёт всех планет, Громовые раскаты в тиши. А пока - в неизвестном живём И не ведаем сил мы своих И, как дети, играя с огнём, Обжигаем себя и других.

(А. Блок.)

Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы "Кто Я? Какой Я?". Это вопрос бытия, составляющий основу поисков самого себя, своего истинного "Я". Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше "Я"?

2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:

Между живущих людей безымянным никто

не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый -

и низкий, и знатный -

Имя своё от родителей в сладостный дар

получает.

1-й ученик: Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребёнка на имя с момента своего рождения.

Учитель: Имя - это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.

Ваши "Книги моего Я" тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера поступки.