Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку

Дело не только в знании предмета, но и в умении применять его в конкретной языковой ситуации. Один из способ решения этой задачи-применение интерактивных методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

Слободенюк Т.Р., учитель иностранных языков

В современном образовании возникает потребность в создании новых педагогических технологий, целью которых является развитие личности и активности каждого учащегося в образовательном процессе.

 Специфика предмета «иностранный язык» требует иных форм обучения, так как цель учащегося при обучении иностранному языку - не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации. Правильно задать языковые ситуации и заинтересовать обучающихся  предметом «иностранный язык» помогают интерактивные методы изучения языка.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.). В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Интерактивные приемы помогают всем учащимся активно взаимодействовать между собой при правильной организации комфортных условий учебного процесса. Использование таких приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации в процессе собственной активности.

Методика интерактивного обучения способствует выработке у учащихся коммуникативных навыков, помогающих им завести новых друзей и проявить свои личные качества. Упражнения на приобретение чувства уверенности у учащихся появляется с помощью таких упражнений, как чтение стихов, исполнение песен, рассказы о себе и о своих увлечениях. Такие упражнения позволяют говорить на немецком языке раскованно и свободно.

Работа в группе и парах, ролевые игры, конкурсы, праздники, инсценировки, мультимедийные проекты раскрывают таланты и творческий потенциал у учащихся.

Одним из эффективных приемов, является интервью, задача которого - опросить как можно больше присутствующих на занятии учеников, для того чтобы выяснить их суждения, мнения, ответы на поставленные вопросы. Для этого учащиеся работают одновременно, свободно перемещаясь по классу. Выбирают учащегося, которому адресуют свои вопросы, затем отмечают ответы в рабочей тетради, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения. Заранее подготавливаю такие рабочие листы, в которые обучающиеся вносят данные опроса:

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, заимствована из психологических тренингов. Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внутреннего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. В этом упражнении успешно отрабатываются диалоги этикетного характера (темы «Знакомство», «Еда», «Путешествия»). Учащиеся увлеченно беседуют; урок проходит динамично и результативно.

Интересен  метод «Мозговой штурм», стимулирующий творческую активность учеников. Участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения той или иной проблемы. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике при изучении тем «Здоровье», «Спорт», «Образование».

Метод «Обучение по станциям» используется на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. Данный метод требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся.

«Обучение по станциям» (Stationenarbeit) – это форма работы учащихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая из которых предлагает ученику ряд разнообразных заданий, позволяющих ему работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ребенок (или группа) работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе.

Широко применяется данная методика на разных ступенях обучения. Например, при обобщении темы «Рождество» в 4 классе. Класс  разбивается на группы по 3-4 человека, каждой из которых выдается маршрутный лист с наименованием станций. Для прохождения каждой станции дается определенное время. Группа сама решает, на какую станцию отправиться в первую очередь. Станции, которые нужно пройти, включают в себя не только задания на развитие основных видов речевой деятельности («Рождественская открытка»; «Заполнение пропусков в письме Деду Морозу», «Рождественские кроссворд» и т.д.), но и творческая станция «Мастерская Деда Мороза», на которой ребятам предлагается смастерить из цветной бумаги рождественские игрушки на елку.

Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования. Нужно только расставить парты в зависимости от количества станций. Каждая станция располагается на отдельной парте. На каждой станции устанавливается табличка с номером станции и всем необходимым рабочим материалом. Также в классе создается информационная станция, где находятся словари, справочники, карты и т.д.

Обучение по станциям имеет следующие преимущества: ребенок или группа работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе; задания на всех станциях различные, контролирующие разные аспекты языка; задания сменяются, это вносит в процесс разрядку, страхует от усталости; задания имеют различную степень сложности; развивается чувство самоконтроля, ответственности; учитель не контролер, а помощник и координатор.

Невозможно представить обучение иностранному языку без ролевых игр. Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения.

Ролевая игра имеет большое значение для развития навыков общения. Это прием, при котором обучающийся должен импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из его участников. Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы и обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

Очень эффективна ролевая игра "Ток-шоу", которая предполагает высказывание мнений собеседников, отстаивание своей точки зрения, умение делать выводы, приходить к компромиссу. Ролевая игра - это обучение в действии, учащиеся видят практическое применение полученных знаний. Постановка проблемы в ролевой игре и необходимость ее решения способствуют развитию мышления; умению аргументированно высказаться; убеждать собеседников; учитывая их мнение, корректировать свое поведение; правильно оформлять свое высказывание в языковом плане, развивает навыки практического использования иностранного языка.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

В данной статье описывается использование новой технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время....