План урока обществознания в 8 классе "Типы экономических систем"
методическая разработка по экономике (8 класс) на тему

План урока  содержит описание цели и хода урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_ekonomicheskikh_sistem_plan_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Обществознание»

Тема: Типы экономических систем 8 класс.

Оснащение урока:   учебники, дополнительная информация для учащихся.

Цели урока:

Обучающие:

изучить  основные характеристики экономических систем; способствовать систематизации знаний по данной теме.

Развивающие: 

прививать навыки самостоятельной работы с различным источниками, делать выводы, переносить информацию из одного источника в другой.

Воспитывающие:

способности к самоорганизации, целеустремленности.

План урока:

1.Организационная часть

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель просит ознакомить учащихся с готовыми бизнес планами (Предварительно с учителем были обговорена структура бизнес плана).

Исходя из полученной информации, сделайте вывод, на какие вопросы вы отвечали при разработки бизнес планов?

На уроке  3-4 ученика познакомили остальных, чем они занялись бы, если были бы взрослыми, или что они могут предложить своим родителям, чем выгодно заниматься, во что можно вкладывать деньги. Выступления по 2-3 минуты. Остальные желающие проговорили, каким делом они хотели бы заняться.

Что производить?

Для кого производить?

Как производить?

3.Объяснение нового материала

Таким образом, мы выходим к главным вопросам экономики

А чем вы руководствовались, когда выбирали, чем будете заниматься?

Если проанализировать все ваши ответы, на какие группы можно подразделить ваши доводы?

То есть вопрос «что производить?» решается исходя из …  Здесь мы переходим к рассмотрению другого  вопроса нашего урока – типов экономических систем.

 В зависимости, как решаются основные вопросы экономики, мы выделяем три типа экономических систем:

- традиционную;

- государственную или командную;

- рыночную,

- у родителей есть магазин, я буду продолжать их дело;

- мы давно занимаемся разведением КРС, нужно просто развивать и механизировать этот бизнес;

- мне посоветовали родители;

- я думаю, что у нас есть хорошие природные условия для организации бизнеса по туризму;

- в селе нет не одной аптеки, а пожилых людей много, аптечный бизнес должен принести доход;

- Советы родителей;

- Продолжаем семейные традиции;

- изучение рынка

1.традиций,

2. чьего – то решения,

3. самостоятельно.

Учащимся предлагаются карточки с описанием типов экономических систем, необходимо выделить характерные черты и прописать на схеме. (Работа в парах, каждая пара дает описание одного типа эк системы)

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство, редко представлена горнодобывающей промышленностью. Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого, будут производиться. Отсталая технология производства Преобладание ручного труда. Есть  страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Государственная или командная экономическая система: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственной собственности. Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора, заинтересованности в повышении эффективности производства. Какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться, какие цены установить, определяет правительство. Предприятия, находящиеся на территории страны, принадлежат государству. Значимое преимущество данной модели перед остальными – отсутствие явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и, в конечном счете, получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. Одобренный план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Рыночная экономическая система. Стран со 100%-рыночной экономической системой не существует. Наиболее под это определение подходят Германия, США, Япония, Великобритания и некоторые другие, высокоразвитые страны. Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Производители осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства. Для управления экономикой не нужен  большой аппарат чиновников. Широкий выбор товаров и услуг. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. Воздействие конкуренции между фирмами на  эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы  потребителей.

Выступления учащихся

4.Задание на закрепление материала. Работа в парах – составление таблицы (каждая пара дает описание одного типа эк системы)

Тип экономики

преимущества

недостатки

традиционная

Сохранение традиций

Отсталая технология производства, преобладание ручного труда.

Командная

отсутствие явной безработицы бесплатность большинства услуг.  медицинского обслуживания, образования. Равенство в уровне жизни, небольшая разница в доходах граждан

монополизм производства, дефицит, торможение научно – технического прогресса, отсутствие у производителей свободы выбора, заинтересованности в повышении эффективности производства.

рыночная

Свободное принятие решений Свободная конкуренция. Для управления экономикой не нужен  большой аппарат чиновников. Широкий выбор товаров и услуг. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий. Воздействие конкуренции на  эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы  потребителей.

  1. Неравенство. Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. Неустойчивость экономики: ей присущи подъёмы и спады.

Безработица. Неустойчивость цен.

Неуверенность в завтрашнем дне.

Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан.

Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. Процветание наркобизнеса. Государство вынуждено оказывать помощь малоимущим, заниматься обороной страны, экологическими проблемами.

Выступления учащихся

5. Выводы по теме. Выход к теме урока.

Таким образом, о чем шла речь сегодня на уроке ? Как можно обозначить тему урока?  

Тема урока «Типы экономических систем»

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке …

- основные вопросы экономики;

- типы экономических систем, их характеристика, основные недостатки и преимущества.

6. Рефлексия. (2 мин)

7. Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Типы экономических систем"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме "Типы экономических систем". В качестве информации для заполнения модуля используется материал ОЭР 1С: "Экономи...

Тест по обществознанию на тему: "Типы экономических систем"

Тест для проверки знаний обучающихся 8-9 классов по теме: "Типы экономических систем" по материалам ОГЭ по обществознанию...

Урок обществознания по теме «Экономическая деятельность подростков»

Урок обществознания по теме«Экономическая деятельность подростков»Урок обществознания «Экономическая деятельность подростков» в 6 классе (можно в 8кл) ориентирован на достижени...

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...

Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...

Урок обществознания на тему "Экономическая сфера общества"

Данный урок способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. Повторение терминов по теме "Экономика"....

Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"

В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....