Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации

В учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога, оттачивания коммуникативных навыков, организаторских способностей, артистичности.

Дебаты – чётко структурированный и регламентированный, то есть ограниченный по времени специально организованный публичный аргументированный спор, в котором противоборствующие стороны ставят перед собой задачу убедить аудиторию в своей правоте, исключительности и истинности своих взглядов и доводов.  

Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: логика,  риторические приёмы, софизмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи, артистизм, а также визуальные материалы в форме пропагандистских плакатов,   помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции и,  как итог, привлечь  аудиторию на свою сторону. 

Важную роль играет теоретическая подготовка к Дебатам. В нашем варианте теоретическая подготовка должна проходить  дистанционно с использованием специальных «облачных» программ.

Таким образом,  Дебаты состоят из двух закономерных частей:

1) Дистанционная подготовка в «облачных пространствах».

2) Очные дебаты в классе (В случае пандемии и перехода системы образования на дистанционный формат возможно проведение дебатов онлайн вместо  очных)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_po_fgos_debaty_-_kopiya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию

«Апологеты экономических Систем. Кто прав?»

Предмет:

Обществознание

Класс:

 11

Автор УМК:

Учитель Высшей категории Смирнов Михаил Вениаминович

ГБОУ гимназия №652 Выборгского района города Санкт-Петербурга

Тема урока:

«Апологеты экономических Систем. Кто прав?»

Тип урока:

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации

В учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога, оттачивания коммуникативных навыков, организаторских способностей, артистичности.

Дебаты – чётко структурированный и регламентированный, то есть ограниченный по времени специально организованный публичный аргументированный спор, в котором противоборствующие стороны ставят перед собой задачу убедить аудиторию в своей правоте, исключительности и истинности своих взглядов и доводов.  

Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: логика,  риторические приёмы, софизмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи, артистизм, а также визуальные материалы в форме пропагандистских плакатов,   помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции и,  как итог, привлечь  аудиторию на свою сторону.

Важную роль играет теоретическая подготовка к Дебатам. В нашем варианте теоретическая подготовка должна проходить  дистанционно с использованием специальных «облачных» программ.

Таким образом,  Дебаты состоят из двух закономерных частей:

1) Дистанционная подготовка в «облачных пространствах».

2) Очные дебаты в классе (В случае пандемии и перехода системы образования на дистанционный формат возможно проведение дебатов онлайн вместо  очных)

Образовательные цели:

1) Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Типы экономических систем», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания  Истории, Обществознания и Информатики  в процессе совместного группового решения учебных задач

2) Практическая подготовка к сдаче ЕГЭ по обществознанию (Раздел «Экономика»)

3) Изучение новых образовательных технологий

Развивающие цели:

1) Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности

- к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов

- к перевоплощению: погружению в образ исторической личности в современных условиях

- к командной работе, «тим билдингу» и менеджменту

- к дистанционной групповой работе при подготовке к дебатам

2) Развитие лидерских качеств

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Развитие чувства товарищества

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок является обобщающим уроком по теме «Экономика» в 11 классе.

Урок комплексного применения ЗУН (ЗУН – знания, умения, навыки)

и СУД (СУД – способы умственных действий)

Основные термины и понятия:

Апологеты, типы Экономических систем, традиционная экономика, рыночная экономика, регулируемая рыночная экономика, плановая (административно-командная) экономика, марксизм, кейнсианство, факторы экономического роста, факторы производства, прогресс, регресс, стагнация, рынок, товар, труд и т.д.

Апологеты экономических систем:

Платон, Адам Смит, Карл Маркс, Джон Кейнс

Межпредметные связи:

Обществознание, Всеобщая история, История России, Информатика

Познавательные УУД:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Коммуникативные УУД:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, здравого смысла

Личностные УУД:

Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений, толерантности и  взаимного уважения к мнению и позиции оппонентов

Необходимое оборудование и софт (программное обеспечение):

  1. Мультимедийный проектор
  2. Два компьютера с доступом в интернет
  3. Личные смартфоны или планшеты у каждого участника с доступом в интернет
  4. Смартфон Руководителя проекта, работающий в качестве Wi-Fi роутера, раздающего интернет всем желающим
  5. Аудио стерео система
  6. Canva - графическая программа для создания Презентаций  и графических плакатов при работе в группе - программа для дистанционной групповой работы – ( https://www.canva.com/ru_ru/ )
  7. Google Диск -  программа для дистанционной групповой работы -          https://www.google.com/intl/ru_ru/drive/
  8. Google Формы  и Google Таблицы - программы для дистанционной групповой работы  - ( https://www.google.ru/sheets/about/ )
  9. Программа «Электронной жеребьевки» - ( https://ultragenerator.com/splitgroups/ )
  10. Программа «Электронный таймер» - ( https://onlinetimer.ru/ )
  11. Программа интеллектуальных карт XMind - программа для дистанционной групповой работы по созданию схем, планов, кластеров (https://xmind-map.ru/ )
  12. Программа Kahoot - программа для дистанционного контроля знаний и тайного независимого свободного голосования ( https://kahoot.com/ )
  13. Программа  ZOOM – резервная программа для проведения Дебатов онлайн дистанционно в случае перехода системы образования на дистанционный формат (  https://zoom.us/ru-ru/meetings.html )

Онлайн связь:

  https://vk.com/ ,  группа   в VK

 

 

 

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный этап

1) Фронтальное обсуждение

2) Формирование трехуровневого менеджмента

3) Дистанционная групповая работа по  созданию наглядного оформления дебатов (метод креативной онлайн каллоборации)

4) Групповая (командная) дистанционная работа с электронными таблицами Google.

Создание и заполнение критических Google таблиц в качестве теоретической подготовки к дебатам

(метод креативной онлайн каллоборации)

Инициирует дискуссию по теме  «Типы экономических систем»  (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).

Учитель является Руководителем проекта «Дебаты».  

С  момента формирования второго уровня менеджмента, состоящего из лидеров кадровых партий (микро групп) Руководитель  координирует подготовку и проведение мероприятия (дебатов) через «лидеров» партий (микро групп).

Лидеров можно назначить, либо предложить ребятам самим вызваться на роль лидера.

Руководитель создает тематический плакат, посвященный теме «Типы экономических систем» в программе  Canva  («Плакаты (альбомная ориентация)»  , формирует памятку для лидеров  партий по созданию агитационного плаката. Собирает готовые плакаты в Презентацию в программе Canva для показа во время проведения Дебатов.

Руководитель на  Google Диске создает критические таблицы «Типы экономических систем: преимущества и недостатки»

по шаблону для каждой партии.

Раздает ссылки лидерам партии. Создает Памятку для лидеров партии, объясняет принципы работы в  Google таблицах и требования к заполнению критических таблиц.

Руководитель проверяет работу групп с критическими таблицами «Типы экономических систем: преимущества и недостатки»

и ставит оценки согласно регламенту выставления оценок за данную дистанционную работу

Обсуждают предложенную тему для дискуссии. Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах: «Апологеты экономических Систем. Кто прав?»

Каждый лидер получает себе кодовое имя, соответствующее одному из апологетов  экономических систем:

1. Платон (традиционная экономика)

2. Карл Маркс (плановая экономика)

3. Джон Кейнс (регулируемая рыночная экономика

4. Адам Смит (рыночная экономика)

Каждый лидер создаёт, набирает свою одноименную кадровую партию (микро группу), состоящую из 5-7 человек.

Таким образом, учащиеся Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему)

Для наглядного Оформления выступления лидера потребуется Агитационный плакат. Лидер партии создаёт редколлегию, которая будет дистанционно в группе онлайн создавать агитационный плакат.

Памятка по созданию агитационного плаката

Плакат создаётся в соответствии с регламентом:

  1. Лидер партии скачивает бесплатную версию программы  Canva
  2. На главной странице Canva   «Создайте дизайн» выбираем «Плакаты (альбомная ориентация)»
  3. Именно Здесь создаём плакат  «Плакаты (альбомная ориентация)»
  4. Лидер партии назначает председателя редколлегии и объясняет как создавать плакат!
  5. Председатель редколлегии руководит творческой группой по созданию плаката.
  6. Canva позволяет работать группой и дистанционно.  Председатель редколлегии заходит в меню Canva, кликает по «Создание команды».  Создаёт команду, которая дистанционно может ваять плакат.
  7. Плакат должен отражать суть   вашей экономической системы.
  8. Плакат должен содержать портрет вашего лидера и основоположника ( создателя теории).
  9. Плакат должен содержать слоганы, отражающие суть и содержание теории о  вашей экономической теории.
  10. Готовый плакат сохраняем в формате jpeg  и сдаём на электронную почту Руководителю проекта для  наглядного оформления дебатов

Каждый лидер партии получает от Руководителя ссылку на Google Диск, раздает ссылку членам своей партии для дистанционной командной работы при теоретической подготовке к Дебатам.  

Памятка по дистанционной командной работе с критическими Google таблицами

Сегодня мы начинаем практическую подготовку к дебатам. Я знаю, что твоя кадровая партия уже сформирована. Пора получить задание для дистанционной групповой Работы в Google таблицах.

Которую будешь организовывать именно ты.

Проверь, как работает ссылка.

По ссылке откроются три таблицы со значениями, которые будут влиять на оценку. При внесении текстов цифры изменять нельзя. Вы работаете только с текстами.

Являясь лидером партии,  ты раздаешь ссылки для доступа членам партии, распределяешь обязанности каждого и контролируешь выполнение задания.  

Правая колонка таблицы: «Недостатки» - в неё вносим недостатки указанной в таблице экономической системы.

Левая колонка таблицы: «Преимущества» - в неё вносим преимущества твоей Экономической Системы по сравнению с недостатками экономической системы из правой части таблицы.

Каждый недостаток и каждое преимущество имеет свою цену: цена указана в колонке значимость.  Эту колонку оценивает и контролирует Руководитель проекта.

«Обществознание»

Учебник для 11 класса 
общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

Видео и аудио материалы:

Экономические системы

https://youtu.be/ws2cFKF-HSs

https://youtu.be/XpJGTfbg1yE

https://music.yandex.ru/album/7718277/track/72290557

https://www.canva.com/ru_ru/

Шаблоны  оригинальных критических   Google таблиц можно скопировать по ссылкам:

Адам Смит – Апологет Рыночной экономики:  

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Z685xaK4rt-jh3UH9Zys6rifYKlvH2f1uvAIXdz7_9c/edit#gid=0

Джон Кейнс – Апологет Регулируемой рыночной экономики:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ewjXGVjpWmxISgs-jWje0C8TN1fC8DR5aIsoiYoY64E/edit#gid=0

Карл Маркс – Апологет плановой экономики:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fnRPzC-d1FZPyc-SBS9b-af-SZkLZD9j7EVCq1znLJI/edit#gid=0

Платон – Апологет традиционной экономики:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1QPEJ1pZB5faURdbaUTdwI0afLRqu9yLaNXKTnfvb2Mg/edit#gid=0

II

Введение в дискуссию как Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих)

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть). Изучают и, если необходимо, изменяют, дополняют «Памятку о регламенте проведения Дебатов». Создают интеллектуальную карту регламента Дебатов в программе    Xmind

Памятка о регламенте проведения дебатов:

Устные выступления будут ограничены во времени:

1,5 минуты - выступление с. Программной речью Лидера партии в защиту своей Экономической системы.

0,5 минуты - на вопрос оппонентов.

0,5 минуты - ответ на вопросы оппонентов в защиту своей экономической системы.

Всего будет три вопроса - по одному от каждой партии оппонентов.

Всего будет  три ответа выступающего лидера  - по одному ответу на вопрос от каждой партии оппонентов.

Итого: примерно по 6 минут на выступление каждого из четырёх лидеров, включая ответы на вопросы.

https://xmind-map.ru/

III

Практическая подготовка к дискуссии

Дистанционная командная работа

Регулирует через лидеров партий подготовку к устной части Дебатов

Лидер партии готовит  программную  речь партии с опорой на теоретический материал из критических Google Таблиц «Типы экономических систем: преимущества и недостатки»

Лидер контролирует подготовку членами партии вопросов для дискуссии с оппонентами с опорой на теоретический материал из критических Google Таблиц «Типы экономических систем: преимущества и недостатки».

Лидер партии вместе с членами партии распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Google Диск

IV

Дебаты

1) Жеребьевка

2) Введение в регламент проведения дебатов

3) Дебаты

Руководитель (Ведущий) проводит жеребьевку, используя специальную программу. Выводит на большой экран и объявляет итоги жеребьевки, объявляет порядок выступления лидеров партий

Ведущий объясняет регламент проведения Дебатов. Зачитывает «Памятку о регламенте проведения дебатов»:

Устные выступления будут ограничены во времени:

1,5 минуты - выступление с. Программной речью Лидера партии в защиту своей Экономической системы.

0,5 минуты - на вопрос оппонентов.

0,5 минуты - ответ на вопросы оппонентов в защиту своей экономической системы.

Всего будет три вопроса - по одному от каждой партии оппонентов.

Всего будет  три ответа выступающего лидера  - по одному ответу на вопрос от каждой партии оппонентов.

Итого: примерно по 6 минут на выступление каждого из четырёх лидеров, включая ответы на вопросы.

Ведущий объясняет принцип работы электронного таймера: выводит показания таймера на большой экран с помощью проектора  или использует для этой цели экран второго (резервного компьютера)

1) Ведущий объявляет начало Дебатам. Запускает презентацию с плакатами (презентация Canva).

Первый плакат: «Апологеты Экономических системы. Кто прав?  Платон? Смит? Маркс? Кейнс?»

2) Далее выводит на большой экран рекламные плакаты партий согласно жеребьевке.

3) Ведущий объявляет выступления лидеров партий и начало прений по Экономическим системам,  по очереди предоставляет группам слово

4) Ведущий следит за соблюдением регламента с помощью электронного таймера

5) Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Определяются со своим местом в очереди. Лидеры готовятся к выступлению. Члены партий готовятся задавать вопросы лидерам партий оппонентов.

Слушают Ведущего. Повторяют условия проведения Дебатов.

Знакомятся с принципами работы Электронного таймера

1) Лидеры партий выступают согласно регламенту с программными речами о Преимуществах своих экономических систем отвечают на вопросы партий оппонентов: Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

2) Члены партий задают вопросы лидерам партий оппонентов, поддерживают своих лидеров, дополняют ответы.

Программа «Электронной жеребьевки» - ( https://ultragenerator.com/splitgroups/ )

Программа «Электронный таймер»  ( https://onlinetimer.ru/ )

https://www.canva.com/ru_ru/

Программа «Электронный таймер» - ( https://onlinetimer.ru/ )

V

Рефлексия №1

Рефлексия №2

Рефлексия №2

1) Личностная рефлексия  в форме «обратного голосования»

2) Групповая рефлексия в форме участия в командной интерактивной викторине на лучшее знание «Теории Экономических систем» (форма кахутизации и диджитализации контроля знаний)

Фронтальное обсуждение в группе VK

1) Ведущий объявляет об окончании Дебатов и о начале процедуры «всенародного голосования», для определения победителя с использованием программы Kahoot.

Ведущий выводит на большой экран плакат: «А ты? Против кого голосуешь? Против Платона? Против Смита? Против Маркса? Против Кейнса?»

2) Ведущий запускает программу Kahoot с  голосованием

3) Ведущий следит за соблюдением принципа свободы и тайны голосования.

4) Ведущий объявляет и поздравляет Победителя – партию и лидера, которые набрали наименьшее количество голосов «против»

 

1) Ведущий запускает на большом экране программу  Kahoot.

2) Объясняет принципы кахутизации: «Время. Истина. Скорость. Знание» в условиях командной игры.  

3) Проводит виртуальную онлайн викторину

4) Объявляет партию Победителей, а также  II , III, IV места в викторине.

5) Объявляет оценки за участие в викторине.

Организует совместный анализ результатов дискуссии онлайн. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения.

Объявляет  и публикует оценки за участие в создании критических Google таблиц и участие в дебатах

Учащиеся голосуют онлайн, используя свои гаджеты, имеющие выход в интернет или подключаются к интернету через смартфон-роутер Руководителя

1) Запускают программу     Kahoot.it

2) вводят код доступа к виртуальной урне для голосования

3) регистрируются в качестве участников голосования

4) делают свой выбор: голосуют против той политической партии, которая хуже всех по их мнению смогла доказать преимущества своей экономической системы.

Таким образом, побеждает партия, набравшая самое минимальное количество проголосовавших против.

5) соблюдают принципы свободы и тайны голосования

Учащиеся участвуют в викторине своей  командой (партией) онлайн, используя свои гаджеты, имеющие выход в интернет или подключаются к интернету через смартфон-роутер Руководителя.

Процесс кахутизации:

1) Заходят в  программу     Kahoot.it

2) вводят код доступа к виртуальной викторине, регистрируются в качестве участников викторины

3) обсуждают в группе возможные ответы

4) отвечают на вопросы викторины

5) следят за временем выполнения задания

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы в группе VK

https://create.kahoot.it/details/b51e6547-5507-4fad-af8c-cb8f8a595992

https://create.kahoot.it/details/bd987f9a-3277-4969-8891-60041bd50430

https://vk.com/ ,  группа   в VK


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Через технологию развития критического мышления – к креативному письму

Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития к...

Методическая разработка урока. Развитие критического мышления. 4 класс

Технология развития критического мышления является оной из современных образовательных технологий, которая способствует формированию УУД обучающихся....

Урок развития критического мышления в 5 классых

Урок развития критического мышления у кадет 5 классов. Тема урока "Ввод тектса в графическом редакторе". Детям материал не объясняется, а даются задания, способсвующие получения материала самостоятель...

Урок развития критического мышления учащихся 6 классов (на основе критериев)

Урок отработки умения работать по критериям для учащихся 6 классов (личное письмо)...

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...

Самоанализ (Обобщение опыта) работы по теме: «Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории»

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления, стимулирующих  развитие самостоятельной личной активности учащихся, как внутренней, так и внешне...