Положение о преподавании учебного предмета «ЭКОНОМИКА»
учебно-методический материал по экономике на тему

Мосяго Екатерина Михайловна

Образец составления Положения о преподавании учебного предмета  на примере экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_-_polozhenie.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом Совете                                                              «УТВЕРЖДАЮ»
__ августа 2014 года                                                                                                        Директор:
Протокол № __                                                                                     __________ Т.В.Червякова
от __. 08. 14 г.                                                                                                             Приказ № ____
                                                                                                                                   от __. 08. 2014 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
В МБОУ ЗЛЫНКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 1              в 2014/2015 учебном году

Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в т.ч. в международной сфере. Основные содержательные линии: «Человек и фирма», «Человек и государство», «Экономика домашнего хозяйства». Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса включаются вопросы, ориентированные на изучение базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью, а также входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Освоение нового содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с обществоведением, историей, математикой, географией, литературой и другими предметами.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
  • Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний  для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Для достижения данных целей в МБОУ Злынковской СОШ № 1 в 2014-2015 учебном году экономика преподаётся в 10 – 11 классах в качестве самостоятельного учебного предмета. Обучение учебному предмету «Экономика»  осуществляется в соответствии со следующими  нормативными и инструктивно-методическими документами:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010     № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».» (зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г., № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями);

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. – Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г., № 03-1263;

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г.  N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ департамента образования и науки Брянской области от 04.04 2014 г. № 586 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год»;

- Учебный план МБОУ Злынковской средней общеобразовательной школы № 1 на 2014 – 2015 уч. г.

Оснащение образовательного процесса по экономике регламентируется Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (предметная область – обществознание, раздел экономика)    http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9064/ .

Государственный стандарт определяет обязательные для всех типов общеобразовательных учреждений содержательные дидактические единицы учебного предмета «Экономика». Конкретизация и степень последующего наполнения их содержания отражены в примерных программах по экономике. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога, является рабочая программа учителя. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Опорные программно-методические материалы для разработки авторских рабочих программ и составления авторского календарно-тематического планирования учебного курса по экономике (базовый уровень) в 10 – 11 классах МБОУ Злынковской СОШ № 1 на ступени среднего (полного) общего образования:

  1. Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева.- 3 – е изд.- ВИТА – ПРЕСС, 2008.
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)./ Федеральное агентство по образованию РФ: http://www.ed.gov.ru/min
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень).
  4. Экономика: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (одно – двухгодичное обучение) (базовый уровень) (В.С.Автономов, Л.Б.Азимов)  
  5. Инструктивно-методические материалы для учителей экономики                                ( http://schools.keldysh.ru/economioo ).

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год на преподавание экономики на базовом уровне в обязательном порядке отводится 35 учебных часов за два года обучения (по 0,5 часа в неделю из федерального компонента) в 10 и в 11 классах.

Распределение часов на изучение экономики в МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2014 – 2015 учебный год выглядит следующим образом: экономика преподаётся в качестве самостоятельного предмета по 0,5 часа в неделю в 10 и 11 классах в качестве уроков. А также в ОУ ведётся предметный кружок «Решение практических задач по экономике» из расчёта по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах согласно авторской программе, рассчитанной на 72 часа за два года обучения.

Основания: 1) усиление содержательной линии «Экономика» в материалах ЕГЭ по обществознанию и выбор подавляющим большинством учащихся данного экзамена вызывают к жизни социальный заказ на повышение качества экономической подготовки выпускников школ;

          2) происходит рост требований к школе как месту социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста и др.) и формирования базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций.

Особенностью преподавания экономики с учётом новых тенденций в обновлении содержания образования является направленность на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать  полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения, повышение роли познавательной активности учащихся и их мотивации к самостоятельной учебной работе. Поэтому не менее 25 % учебного времени должно отводиться на практическую деятельность учащихся, в т.ч. решение задач, деловые и ролевые игры.

Особую важность в экономической подготовке учащихся имеют не только сами ЗУН, но и готовность применять их на практике. Для этого необходимо использовать разнообразные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся: тестирование; экономические задачи и практикумы, в т.ч. задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации; задания, предполагающие выбор модели поведения; применение навыков аналитического мышления; групповые экономические проекты, бизнес-планы и т.п.  

Для эффективной организации экономического образования, подготовки учащихся к олимпиадам по экономике, работы с учениками, проявляющими повышенный интерес к предмету и планирующими приобретение экономических профессий, рекомендуется использовать дополнительные материалы и ресурсы, например:

  1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеждмент» - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215818.html
  2. «50 лекций по микроэкономике»  - http//50.economicus.ru/
  3. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/
  4. Всероссийская олимпиада школьников по экономике - http://econ,rusolymp.ru/ 
  5. Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети -

http://www.websib.ru/noos/economy/ 

  1. Журнал «Экономическая наука современной России» - http://www.cemi.rssi/ru/ecr/ 
  2. Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/ Е.Ф.Винокуров,  Н.А.Винокурова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

 Работу со слабоуспевающими и часто болеющими детьми необходимо строить на основе индивидуального дифференцированного подхода  к учащимся на уроках и в рамках коррекционных индивидуальных и групповых консультаций.

Подготовка обучающихся к ЕГЭ должна осуществляться с использованием материалов, размещённых на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http:// ege . edu . ru , на сайте Федерального института педагогических измерений http:// www . fipi . ru ., а также официально публикуемых источников, рекомендованных ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания учебного предмета "Физика" в 2014/2015 учебном году. Методические рекомендации

Особенности преподавания учебного предмета «Физика»в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост.Р.Ф. Мифтахов. – Казань: ИРО РТ , 2014. – 29 с....

Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 учебном году

Особенности преподавания учебного предмета«Математика»в 2014/2015 учебном году.Методические рекомендации.Казань....

Положение о преподавании учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»

Образец составления Положения о преподавании учебного предмета на примере географии...

Об особенностях преподавания учебных предметов «Информатика» и «Информатика и ИКТ» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Математика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...