Положение о преподавании учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
учебно-методический материал по географии на тему

Мосяго Екатерина Михайловна

Образец составления Положения о преподавании учебного предмета на примере географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_-_polozhenie.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом Совете                                                              «УТВЕРЖДАЮ»
__ августа 2014 года                                                                                                        Директор:
Протокол № __                                                                                     __________ Т.В.Червякова
от __. 08. 14 г.                                                                                                             Приказ № ____
                                                                                                                                   от __. 08. 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
В МБОУ ЗЛЫНКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 1                    в 2014 - 2015 учебном году

География формирует у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей. Поэтому цели, на достижение которых направлено изучение географии, учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.

Для достижения данных целей в МБОУ Злынковской СОШ № 1 в 2014-2015 учебном году обучение учебному предмету «География»  осуществляется в соответствии со следующими  нормативными и инструктивно-методическими документами:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010     № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».» (зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г., № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. – Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г., № 03-1263;

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г.  N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ департамента образования и науки Брянской области от 04.04 2014 г. № 586           «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год»;

- Учебный план МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2014 – 2015 уч. г.

Оснащение образовательного процесса по географии регламентируется Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (предметная область – география)   http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9064/ .

Государственный стандарт определяет обязательные для всех типов общеобразовательных учреждений содержательные дидактические единицы учебного предмета «География». Конкретизация и степень последующего наполнения их содержания отражены в примерных программах по географии. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога, является рабочая программа учителя. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

При разработке авторских рабочих программ и составлении авторского календарно-тематического планирования учебного курса по географии соблюдается преемственность в обучении с 6 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования.

Опорные материалы для разработки авторских рабочих программ и составления авторского календарно-тематического планирования (6 – 9 классы; 10 – 11 классы, базовый уровень):

  1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2009. (*Сборник включает федеральный компонент государственного стандарта общего образования, федеральный базисный учебный план, примерные учебные программы по географии.)
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В.Овсянникова.- М.: Дрофа, 2013.  (*программы к линии учебников О.А. Климановой - А.И. Алексеева)
  3. Рабочая программа основного общего образования по географии. 5 – 9 классы./ Авторы: А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев, Э.В. Ким.- МИОО, лаборатория географии, 2012 г. //http://geo.metodist.ru/ 
  4. Алексеев А.И. Программа курса «География. Современный мир. 10 – 11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
  5. Ахромеев Л.М. Тематическое планирование по курсу «География Брянского края».- Брянск, БГУ, 2012 г.
  6. Инструктивно-методические материалы по обеспечению курса географии, разработанные методической лабораторией географии Московского института открытого образования при Департаменте образования г. Москвы (http://geo.metodist.ru/index.php ).
  7. Рабочие программы по географии. 6-9 классы/Авт.- сост.Н.В. Болотникова. -  М.: Издательство «Глобус», 2009.

География относится к учебным предметам, которые в федеральном компоненте госстандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа ОУ, его профиля, источника финансирования, территории проживания.

В Федеральном базисном учебном плане 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) на ступени основного общего образования на изучение учебного предмета «География» отводится 245 часов в год, из них в VI классах – 35 часов, в VII, VIII, IX классах – по 70 часов.

География

Количество часов в год (в неделю)

Базовый уровень

Профильный уровень

X – IX кл.

70 (1/1)

210 (3/3)

Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации а этапе среднего (полного) общего образования выглядит следующим образом.

Распределение часов на изучение географии и особенности преподавания предмета в МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2014 – 2015 учебный год выглядят следующим образом:

6 класс –  Общее количество часов – 70. Количество часов в неделю:

1 час/нед (федеральный компонент) + 0,5 час/нед (региональный компонент) + 0,5 час/нед (региональный компонент, предусматривающий изучение курса «География Родного края» в объёме 17 часов за год на основании Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год). Основанием для добавления 0,5 час/нед из регионального компонента является невозможность качественного освоения учащимися курса географии (общего землеведения) 6 класса за 1 час в неделю  в полном объёме, требующемся для сдачи итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. «География Родного края» согласно рекомендациям автора курса и региональных методистов может изучаться как отдельным цельным модулем, так и состоять из 17 уроков, разбитых по тематике и включенных в соответствующие разделы и темы по ходу изучения общего землеведения в 6 классе. В 2014 – 2015 уч. году изучение «Географии Родного края» в МБОУ Злынковской СОШ № 1 строится по второму варианту.

7 класс – Общее количество часов – 70. Количество часов в неделю 2.

8 класс – Общее количество часов – 70. Количество часов в неделю 2.

В курсе географии России в 8 классе 12 учебных часов отведено на освоение раздела  «География своего региона». 8 из них взяты из резерва - по образцу, имеющемуся  в рабочей программе и тематическом планировании Э.В. Ким к личностно-ориентированной линии учебников (МИОО, лаборатория географии, 2012 г.). 4 часа добавлены за счёт незначительного блочного укрупнения наиболее лёгких тем предыдущих разделов.  

Основания: 1) В разделе «Природа России» есть обязательные для изучения краеведческие темы, а в Примерной программе основного общего образования по географии -  значительный по объёму отдельный раздел «География своей республики (края, области)». 2) Раздел «География своего региона» является органичной частью общего курса «География России», направленной на формирование комплексных представлений о своем регионе, целостного географического образа территории и понимание местной географической специфики.  Раздел имеет пропедевтическую составляющую по отношению к курсу экономической географии страны, изучаемому в 9 классе. Географическое краеведение изучается за счёт регионального компонента на уроках географии и    в 6 классе, но отдельные  вопросы в этом возрасте не могут быть изучены в достаточной мере. 3) Актуальность раздела: в ходе его изучения учащиеся приобретают ЗУН, необходимые в повседневной жизни, обогащают личный опыт учебно-поисковой и исследовательской деятельности, активно осваивают УУД. 4) В  целях обеспечения качественного образовательного процесса для изучения данного  раздела используются авторские учебно-методические и дидактические материалы,   успешно прошедшие методическую экспертизу Всероссийского конкурса методических разработок «Мастерская учителя» (2010 г.), а также рекомендованные БИПКРО  для распространения ППО на территории Брянской области.  

9 класс – Общее количество часов – 68. Количество часов в неделю 2.

10 класс (базовый уровень) – Общее количество часов – 35. Количество часов в неделю – 1.   

11 класс (базовый уровень) – Общее количество часов – 34. Количество часов в неделю – 1.

     Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, рассматриваются в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и  на рациональном уровне. Т.о., в  основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.  

Главная цель обучения географии в 10-11 классах: формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях, о роли географии в их познании.  Важнейшая развивающая задача курса - привитие учащимся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ карт, картосхем, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск информации в СМИ и Интернете. Вся система уроков в старших классах направлена на формирование коммуникативной компетенции – умения излагать свою точку зрения и отстаивать её, умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, слушать собеседника и вести дискуссии.  

Преподавание географии ведётся по учебникам, включенным в утверждённый перечень. Содержание учебников дополняется материалами из других источников: учебников для ведения элективных курсов, энциклопедий, справочников, спецлитературы и Интернет-ресурсов.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ.  Количество итоговых практических работ, обязательных для оценивания, и их тематика регламентируются рабочими программами, составленными для преподавания географии в 6 – 11 классах МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2014 – 2015 учебный год.

Используются разнообразные формы обучения: лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум, деловая игра, учебная конференция.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способов обучения.

Преобладающая технология учебной деятельности: личностно-ориентированное обучение.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесными (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядными (иллюстрационными и демонстрационными), практическими,  проблемно-поисковыми под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр, проектной деятельности;

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, учебных практикумов, тестирования, выполнения творческих работ.

Для повышения степени активности и самостоятельности учащихся применяются приёмы частично - поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения, ИКТ, ЛОО.

Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов; подготовка учебных проектов.  Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (рабочие тетради на печатной основе, карточки, раздаточный материал); ЭОР, ЦОР; интерактивные электронные учебные пособия.

Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися географией,  организуется с использованием информации об олимпиадах по географии в сети Интернет и материалов раздела «География» портала Всероссийской олимпиады школьников: http :// www . rusolymp . ru .

Работа со слабоуспевающими и часто болеющими детьми строится на основе использования индивидуального дифференцированного подхода  к учащимся на уроках и в рамках коррекционных индивидуальных и групповых консультаций.

Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ГИА по географии осуществляется  по материалам, размещённых на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http:// ege . edu . ru , на сайте Федерального института педагогических измерений http:// www . fipi . ru ., а также официально публикуемых источников, рекомендованных ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания учебного предмета "Физика" в 2014/2015 учебном году. Методические рекомендации

Особенности преподавания учебного предмета «Физика»в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост.Р.Ф. Мифтахов. – Казань: ИРО РТ , 2014. – 29 с....

Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 учебном году

Особенности преподавания учебного предмета«Математика»в 2014/2015 учебном году.Методические рекомендации.Казань....

Положение о преподавании учебного предмета «ЭКОНОМИКА»

Образец составления Положения о преподавании учебного предмета  на примере экономики....

Об особенностях преподавания учебных предметов «Информатика» и «Информатика и ИКТ» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Математика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...