Разработка урока экономики на тему "Монополия" (профильное изучение, 10 класс)
методическая разработка по экономике (10 класс) на тему

Диденко Светлана Николаевна

Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Монополия»: в чем заключается сущность монополии; как определить оптимальный объём выпуска продукции монополиста; что такое ценовая дискриминация; позволяет сделать вывод об экономических последствиях монополизации.

К разработке урока прилагаются презентации, опорный конспект для учащихся и раздаточный материал для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_monopoliya.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Россия: особенности антимонопольной политики

Можно выделить три основных направления снижения степени монополизации российской экономики.

1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако возможности прямого разукрупнения крупных производителей-монополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомянуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разделить на отдельные части без полного разрушения.

2. Создание конкурентной среды в монополизированной отрасли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможными, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная конкуренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечественные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к ликвидации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.).

3. Самый предпочтительный вариант — создание новых предприятий, способных конкурировать с существующими предприятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнительных инвестиционных вложений, а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности.

4. Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит сказать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупотреблений.

В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», закон «О естественных монополиях», в содержание которых правительство регулярно вносит поправки, реагируя на текущие изменения ситуации в экономике.

5. Что касается государственного регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулированию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных монополий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на товары, производимые искусственными монополиями. К последним относились предприятия, контролирующие более 35 % рынка.

Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное внимание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкуренции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Экономика Саратовской области"

Методическая разработка урока "Эконоика Саратовской области"...

Методическая разработка урока экономики на тему "Ценообразование" в 10-11 классах

Методическая разработка урока экономики на тему  "Ценообразование" для учащихся 10 класса социально-экономического профиля, изучающих основы предпринимательской деятельности. Тип урока - комбинир...

Разработка урока экономики в 5 классе"Источники доходов семьи"

Учащиеся знают / умеют…·         знают кто такая семья·         знают кто такие потребители, производители·...

Разработка урока "Экономика: наука и хозяйство". 10 класс (презентация)

Материал для вводного урока экономики в 10 классе....

Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...

Разработка урока экономики "Защита прав потребителя" 5 класс

Конспект урока экономики "Права потребителя"...