статья Экономическое образование
статья по экономике (11 класс) на тему

Павлова Татьяна Александровна

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekonomicheskoe_obrazovanie.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Т.А. Павлова

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Гусиноозерска

  1. Актуальность экономического образования;
  2. Практическое значение программы экономического образования школьников;
  3. Экономическое образование на 1-ой ступени обучения:

1) традиционная система обучения;

2) образовательная система «Школа 2100»;

3) дидактическая система Л.В. Занкова.

     4.  Экономическое образование на 2-ой ступени обучения;

     5.  Экономическое образование старшеклассников;

     6.  Перспективы внедрения программы экономического образования    

          школьников;

     7.  Литература.

         

          Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью адаптации школьников к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенным требованиям к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.[1] Программа экономического образования школьников, разработанная педколлективом школы, позволит создать бизнес - классы, рассматриваемые как один из шагов по открытию в дальнейшем молодежной школы бизнеса, сформировать систему общечеловеческих ценностей, общую культуру будущего предпринимателя, знающего основные особенности рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, методы получения экономических знаний; имеющего представление об основах предпринимательской деятельности.[1]

           Применение разработанной программы экономического образования школьников повысит эффективность подготовки учащихся к жизни в современном социуме. Практическое значение программы в том, что внедрение ее в учебно-воспитательный  процесс школы, позволит облегчить и ускорить социально-экономическую адаптацию выпускников в мире рыночных отношений. Включение учащихся в экономическую деятельность потребовало разработки трехуровневой системы экономического образования учащихся: в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин, изучения специальных профильных предметов, профильных учебных курсов и элективов, создания класса социально-экономического направления.[3]

         Экономическое образование на 1-ой ступени представляет собой целостную систему экономического образования детей с 1-го по 4-ый классы, как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях. Основной целью экономического образования младших школьников является формирование экономической культуры учащихся.

Цель экономического образования в традиционной системе – это формирование представлений учащихся о потребностях человека как основе существования; элементарные представления о производственных процессах; здоровье – важнейшее богатство человека. Данная цель реализуется через изучение предмета «Мир вокруг нас», знакомящего младших школьников с экономическими понятиями, потребностями человека, производственными процессами, дает элементарные знания об охране здоровья. Обучение экономическим знаниям носит характер спирали, поэтому на каждом витке расширяется и углубляется ранее изученный материал, представляемый на более высоком уровне сложности.

          В содержании курсов  «Окружающий мир», «Человек и человечество», «Эстетическое мышление и художественный труд»  («Школа 2100») заложены аспекты экономических знаний. Цель их – формирование  функционально-грамотной личности, ориентирующейся в мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Программа экономического образования в развивающем обучении является органической частью дидактической системы Л.В. Занкова и имеет свое продолжение на 2 и 3 ступенях обучения. В сквозной программе курса «Экономика» в начальной школе выделяем три ступени: 1) 1-я ступень – 1-2 класс. Программа на этом этапе предполагает первичное знакомство с экономическими отношениями, с производственной и хозяйственной деятельностью людей. На бытовом уровне рассматриваются основные экономические понятия. Характерной особенностью курса является осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников. 2) –я ступень – 2-3 класс или 3 класс. Учащиеся данных классов изучают следующие основные экономические понятия: торговля, посредничество, услуга как особый вид коммерческой деятельности и др. 3) 3-я ступень – 4 класс. На более высоком уровне сложности расширяется и углубляется ранее изложенный материал; даются понятия: маркетинг, основные виды и формы торговли, амортизация, расчеты между покупателями и продавцами, формы и виды налогов, биржа, земельная рента, экспорт и др.

По окончании 1-ой ступени обучения учащиеся научаться понимать: роль опыта как источника благосостояния людей; основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы); возрастающие нарушения нашей планеты человеком, экономические кризисы на Земле, вызванные деятельностью человека; применение важнейших полезных ископаемых. Получит возможность использовать законы и правила для осмысления своего дела, применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам, использовать в речи экономические понятия.

          На второй ступени обучения следует продолжение экономического образования учащихся. Экономические знания на более углубленном уровне вводятся в содержание интегрированного курса «Обществознание», который интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке, обществе и его основных сферах: экономической, политической, социальной и духовной. Цель экономического образования учащихся на данной ступени – это формирование основ экономической, социальной, мировоззренческой и нравственной культуры.

          Программу экономического образования в основной школе условно разделили на три этапа: 1-й этап – 5-7 классы, 2-й этап – 8 класс, 3-й этап – 9 класс. На уроках обществознания в 5-7-х классах учащиеся продолжают знакомство с экономической сферой общества; рассматривают понятия: научно-технический прогресс, бизнес, предпринимательство, трудовой контракт, экономическое влияние, молодежная экономика и т.д. 2-ой этап – 8-й класс – один из основных этапов экономического образования школьников, который называем пропедевтическим. Экономическое образование также осуществляется на уроках обществознания, где особое внимание уделяется наряду с экономической политической, социальной и духовной сферам общества, создаются условия для социализации личности обучаемого. Кроме того, на пропедевтическом  этапе осуществляется профориентационная работа с учащимися. Они знакомятся с миром профессий, их особенностями, проводятся очные и заочные экскурсии по учебным заведениям города и республики. Психологическое тестирование восьмиклассников по различным методикам помогает выявить их склонности, а анкетирование – потребности. [3] На третьем этапе – 9-й класс, непосредственно осуществляется предпрофильная подготовка учащихся, которая предполагает в плане экономического образования обязательное изучение курсов «Основы экономических знаний», «Основы правовых знаний» и «Твоя профессиональная карьера» на базе Межшкольного учебного комбината. В Учебный план школы для 9-го класса введены профильные учебные курсы: «Экономика и предпринимательство» и «Право», рассчитанные на 17 часов в год каждый. Данный этап заканчивается проведением пятидневной Летней профильной школы (ЛПШ), которая проводится после сдачи девятиклассниками государственной итоговой аттестации. В ЛПШ принимают участие те выпускники основной школы, которые продолжат обучение в 10-ом классе. По окончании занятий в ЛПШ учащиеся получают Свидетельство, которое наряду с Зачетной книжкой является документом, позволяющим иметь преимущество при зачислении в профильный класс.

          Старшая ступень – особое образовательное пространство, в рамках которого завершается среднее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию, а также происходит социальное, гражданское, профессиональное определение учащихся.[3] На третьей ступени обучения функционирует социально-экономический профиль, в Учебный план которого включены профильные предметы: «Математика», «Коммерческая географии», «Право»; учебные профильные курсы: «Введение в философию», «Введение в социологию», «Политология» и элективные курсы по профилю: «Деловой русский», «Деловой английский», «Этика делового общения», «Экономика семьи и домашнего хозяйства». Экономическое образование учащихся на данной ступени преследует следующие цели и задачи:

  • повысить качество образования;
  • поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования;
  • реализовать принципы вариативности и дифференциации образования;
  • раскрыть роль школьных предметов для развития личных деловых качеств школьников и реализация их при разработке рабочих учебных программ и инновационных технологий учебного процесса;
  • осуществить диагностическую функцию, позволяющую с помощью наблюдения, тестов, анкетирования определить динамику развития личности школьника;
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных планов, идеалов будущей профессии и моделей достижения высокой квалификации в ней.

         Таким образом, школа будет формировать ключевые компетенции обучающихся: целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, которые определяют современное качество образования. Обучающие получат общее образование в соответствии с Государственным стандартом, ЕГЭ и начальное экономическое образование за счет специальных программ, реализующих принцип элективного углубления с обеспечением дополнительного предпрофессионального образования.[4]. Данная программа экономического образования школьников  будет формировать у обучающихся  способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации их на рынке труда.

Литература:

  1. Журнал «Народное образование». М.Поташник. Программы развития школ: новый уровень осмысления. - 2007, № 8, с. 79-85.
  2. Журнал «Директор школы». Н.Кленова, Л.Буйлова. Дополнительное образование и его роль и место в решении задач профилизации школы.- 2004, № 8, с.71-76. Т.Тамбовцева, Л.Евстигнеева, Составляющие предпрофильной подготовки. С. 66-70.
  3. Журнал «Психология и школа». Л.И. Акованцева, Я.В. Голубева, О.А. Истомина. Программа психологического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся (8-9 классы). № 2, с. 21-27. О.Г.Дониченко. Психолого-педагогические психологии сопровождения предпрофильного и профильного обучения. Там же, с. 48-54.
  4. Журнал «Практика административной работы в школе». М.В. Коркина. Школа социальной зрелости.- 2007, № 8, с. 47-53.
  5. Журнал «Классный руководитель». Н.И. Веснина. Классный час «Имидж делового человека». В.А. Галеева. Классный час «Выбор профессии».- 2006, № 2, с.97-99; 19-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экономическая физика"

В этом учебном году наша школа работает над проектом "Твой капитал".  Мне стало интересно, а есть ли какая-то связь между физикой и экономикой. Такие разные науки, основа которых лежит в использо...

Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".

      В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...

Статья "Экономическое образование в нашей школе"

Образовательная технология "Учебная фирма", опыт работы...

"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".

В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...