Экономика. Урок на тему: "Мировая экономика"
материал по экономике (11 класс) на тему

Таля Сосяк


При изучении этой темы прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Всё это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный материал, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течении урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №19

городского округа Тольятти

План-конспект

 открытого урока по экономике

для учащихся 11 б класса

Дата: 16 и 18. 03.2015 год

                                                                                                                                         Провела: учитель экономики

                                                                                                                                                                Сосяк Т.Г.

                                                                                                                        Проверила: заместитель директора

                                                                                                                                                  по УВР Илюшкина В.И.                                              

г.о. Тольятти

2015 г

Урок в 11-м Б классе, по теме: "Мировая экономика"

    При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи.

 Внутрикурсовые:  процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики.

Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.).

   Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

    Урок строится  на основе деятельностного похода,  активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников.

Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами.

    Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить  индивидуальный подход к обучающимся, реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих экономику на базовом и углублённом уровнях.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока: 

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Задачи урока: 

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать  логические умения учащихся  в процессе  выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и  «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле, «фритредерство»,  «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование: 

  • Экономический словарь
  • Мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки, планшеты (по возможности)
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями) 

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и оценочной систематизации знаний.

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика»
б) международные экономические отношения и их составляющие;
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;
б) теория абсолютных и  теория сравнительных преимуществ  во внешней торговле;
в) особенности  развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);
б) методы протекционистской политики;
в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия.

Ребята работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.

 
         В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер.

I.  Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Вспомните разделы экономической науки, что является предметом их исследования?
2) Из курса экономической географии вспомните, что  мы называем «международным разделением труда», «экономической интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии и микроэкономики).
Материал закрепляется посредством презентации: «Мировая экономика».

2.  Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов презентации.

II. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятиями «мировая экономика», «международные экономические отношения»   происходит в процессе знакомства с текстом учебника, соответствующей статьей Школьного словаря.

2. Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства.

 (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда.

К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)


3.  Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Ученики записывают определения в тетрадь:

Международное движение капиталов – это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5. Работа в группах (с обязательным отчётом).

Класс делится на 4 группы.

1  группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

 Проанализируйте  раздаточный материал (пакет  с заданиями №1), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:
1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте  наиболее крупные региональные  интеграционные объединения
3) Назовите основные  этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

2   группа («Международная торговля»)

 Прочитайте  текст параграфа и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля,  экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

 Проанализируйте  раздаточный материал (таблицы, пакет с заданиями №2) и ответьте   на вопросы:

1) Какие изменения произошли в развитии мировой торговли на протяжении ХХ века?
2) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговли на современном этапе?

 Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет заданий №2,) и ответьте  на вопросы:

1) Какие выводы можно сделать о характере экспорта и импорта России?
2) Назовите основных торговых  партнеров России?
3) Каким образом можно улучшить структуру торговли России?

3 группа («Государственная политика в области международной торговли»)

 Прочитайте  текст параграфа,  документ «Выгоды от свободной торговли», соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы    и ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
2) Выявите их положительные и отрицательные черты.
3)  Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?

4 группа («Глобальные проблемы экономики»)

-Прочитайте  текст параграфа, раздаточный материал (пакет с заданиями №3)-, Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.
4) В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
5)  Россия – Центр или Перифирия?

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут).

Примерные результаты работы отражены в презентации :

7. Сообщение учителя по теме «Всемирная торговая организация» (при наличии времени)

III. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение рубрики «Практические выводы»
2. Выполнение заданий по вопросам параграфа.
3. Самопроверка усвоенного материала (тест)

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

1. Самооценка работы группы (старшие по группе)
2. Выступление учителя и оценка работы групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание

1. Параграф в учебнике (всем) 2. Написание эссе по выбору:  «Мысли мудрых»  или «Выгодно ли России вступление в ВТО?». 3. Оформить свои сообщения в виде слайдов. 4. Решение задач.

Используемые источники для разработки урока:

- основной учебник «Основы экономической теории»,1 и 2 части, автор С.И.Иванов;

- учебник «Экономика» 2 часть, И.В. Липсиц;

- учебник «Мировая экономика», Ю.А. Щербанин.

- учебник «Мировая экономика в начале xxi века», Л.М. Григорьев

- http://institutiones.com/download/books/987-mirovaya-ekonomika.html    экономический портал;

- http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/106433-mirovaya-yekonomika-uchebnik.html   наука и учёба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....

Урок по теме: «Мировой процесс урбанизации»

Урок геграфии в 10 классе (учебник: Максаковский В.П. «География. 10 класс»)...

Разработка урока по теме "Мировые религии. Индуизм"

Подробный конспект урока факультативного курса "Основы православной культуры" для 7 класса по теме "Мировые религии. Индуизм"...

Урок на тему "мировые памятники в опасности"

урок английского языка к учебнику "Английский в фокусе" 8 класс...

Презентация и конспект урока по теме "Мировое древо"

здесь представлена методическая разработка к уроку изобразительного искусства по теме "Мировое древо"...

"Открытый урок по теме Мировые религии"

Методическая разработка представляет подробный сценарий открытого урока – марафона знаний,  по теме «Мировые религии»  и предназначена для преподавателей СПО, с целью обмена опытом ...

Разработка урока по теме "Мировой океан. Части суши в Мировом океане."

Урок  соответствует УМК "Полярная звезда", в разделе "Гидросфера"...