Проект по финансовой грамотности "Весы благополучия"
проект по экономике (8, 9 класс) на тему
Проект внеурочного занятия по финансовой грамотности для обучающихся 8-9 классов "весы благополучия" Тема занятия "Семейный бюджет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Весы благополучия" проект по финансовой грамотности | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта для оценки качества внеурочного мероприятия*
[Вашукова И.С., Горячкова С.А. Внеурочная деятельность при реализации ФГОС ОО: оценка эффективности. Архангельск, изд-во АО ИОО.- 2014.]
- Цель на занятии формулируется при активном участии обучающихся, фиксируется в какой-либо форме
0 1 2 3
- План деятельности по достижению цели занятия подготовлен обучающимися под руководством педагога
0 1 2 3
- Содержание деятельности представляет интерес для обучающихся и носит прикладной характер
0 1 2 3
- При выполнении плана организуется работа в группах, парах
0 1 2 3
- У обучающихся есть возможность выбирать содержание деятельности, форму участия в деятельности на основе своих интересов и потребностей
0 1 2 3
- Организована оценка и самооценка результатов деятельности
0 1 2 3
- Совместно определены задачи дальнейшей работы, приняты решения относительно результатов занятия
0 1 2 3
- На занятии создана комфортная атмосфера
0 1 2 3
Уровни качества внеурочного занятия:
высокий уровень - от 17 до 24 баллов; средний уровень - от 9 до 16 баллов; низкий - от 0 до 8 баллов.
*Примечание: в карту оценки качества могут быть внесены дополнения и изменения, при этом важно, чтобы ключевые моменты системно-деятельностного подхода были учтены.
Вопросы для анализа внеурочного мероприятия
в логике системно-деятельностного похода
[Вашукова И.С., Горячкова С.А. Внеурочная деятельность при реализации ФГОС ОО: оценка эффективности. Архангельск, изд-во АО ИОО.- 2014.]
Аспект анализа | Примерные вопросы для анализа |
Цели деят-ти и планир-ние деятельности | Как преподнесена тема занятия? Кто формулирует цели деятельности на занятии? Какое участие обучающиеся приняли в постановке целей занятия? Кто составляет план работы? Как осуществлялось планирование деятельности (индивидуально, в группе, всем классом)? |
Содержание деятельности | Зависит ли содержание деятельности от результатов деятельности на предыдущем занятии и интересов детей? Есть ли возможность придумать и реализовать творческие идеи? Есть ли свобода в выборе заданий, методов выполнения заданий? Были ли предложены задания творческого характера? Содействует ли содержание деятельности решению задач воспитания и социализации школьников? |
Деятельность обучающихся на занятии | Как обучающиеся определяют результаты своей деятельности? Какую работу школьники выполняют самостоятельно? Умеют ли самостоятельно работать, выполняя поставленные задачи? Высказывают ли обучающиеся свое мнение? По какому поводу? Могут ли обучающиеся отстаивать свою позицию аргументированно? Работают ли с различными источниками информации? Как «добывали» недостающую информацию? Какие ресурсы образовательной среды школы и других организаций использовались школьниками? |
Деятельность педагога на занятии | Как педагог реализует индивидуальный подход? В каких формах была организована деятельность обучающихся? Какие методы обучения использует педагог? Как педагог стимулировал деятельность детей? Как обучающиеся вовлекались в совместную работу на занятии? Была ли опора при отборе содержания деятельности на опыт детей? Приходилось ли менять «сценарий» занятия в процессе его проведения? Использовались ли педагогом современные технологии, методы и приемы? (Какие технологии, методики используются для реализации педагогических задач?) Каким образом (формы, методы, приемы) педагог активизировал деятельность обучающихся? Какие приемы обратной связи используются педагогом в ходе занятия? Как стимулируются сотрудничество обучающихся? Сохраняется ли позитивный настрой обучающихся и педагога на протяжении всего занятия? Как разрешались сложные и конфликтные ситуации? |
Результаты деятельности | Добились ли запланированных результатов? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему? Каким образом оценивалось достижение заявленных целей? Удовлетворены ли обучающиеся организацией и содержанием деятельности на занятии? Считают ли дети занятие полезным? |
Контроль, оценка | Как (в какой форме и с помощью каких приемов) осуществляется контроль за деятельностью? В какой форме были проверены промежуточные и итоговые результаты? Кто и как оценивает деятельность обучающихся? Осуществлялась ли самооценка и самоконтроль на занятии? |
ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по финансовой грамотности для учащихся 8,9 классов
Пекишев В.Ю., Штанг О.А., Юдинцева О.В., Колебакин К.А., Сорванов И.В.
Название мероприятия: Игра-соревнование «Весы финансового благополучия»
Тема занятия: «Семейный бюджет».
Цель: обобщение полученных знаний по теме «Семейный бюджет».
Задачи:
1) Развивающие: развивать познавательную активность, творческое мышление, а также коммуникативные умения и навыки, совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
2) Образовательная: активизировать знания по теме «Семейный бюджет», повторить и закрепить экономические понятия; уметь правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения;
3) Воспитательная: довести до сознания детей, к чему может привести финансовая неграмотность.
результаты:
-предметные:
-владение понятиями: деньги, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, бизнес;
-владение знанием:
• структуры денежной массы;
• структуры доходов населения страны и способов её определения;
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
• статей семейного и личного бюджета
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
• возможных норм сбережения;
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
• страхование;
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
- метапредметные: умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных фи-
нансов и оценивать свои поступки.
-личностные: формирование ответственности при принятии финансовых решений.
Форма проведения занятия: игра-соревнование.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Методы, приемы: работа с текстом раздаточного материала, демонстрация, объяснение, самостоятельная работа, интерактивный метод.
Основные понятия и термины: деньги, семейный бюджет, расходы, доходы, дефицит, профицит, налог, страхование, пенсионные выплаты.
Учебно-методическое обеспечение занятия: мультимедийное оборудование, ПК, рычажные весы, калькулятор, раздаточный материал (см. приложения 1,2,3, 4)
Литература: 1. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c.
2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие 8-9 кл. / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 –9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 208 с., ил.
Этап внеурочного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД, формируемые на занятии |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие, деление учащихся на команды. | Делятся на две команды игроков и команду ревизоров. | К. Р. |
Этап актуализации знаний. Разминка. | Формулирует цели деятельности на занятии. Организует игру: какая команда больше назовёт экономических терминов по теме «Семейный бюджет». | Выполняют задание: называют экономические термины. | Р. Л. |
Этап игры. Первый этап Доходы семьи. Второй этап Расходы Третий этап Весы финансового благополучия Четвёртый этап Ситуация | Раздает первый вариант карточек с описанием семьи, доходов и её имущества. (Прил.1) Раздаёт информационные листы с указанием размеров расходов и цен товаров и услуг. (Прил.2) Консультирует и направляет деятельность игроков. Предлагает выбор жизненных ситуаций. (Прил.3) | Команды анализируют структуру дохода своей семьи. Делают вывод. Заполняют таблицы (Прил.4) Изучают информационный листы и заполняют бланки (прил.4).Ревизоры проверяют записи в бланке. Учитывают время их заполнения. (Проверка вычислений и правильности уплаты налогов, использования страховых полисов и назначения пеней.) Группы планируют структуру семейного бюджета. Делают вывод. Ревизоры проверяют бланки отчётов, учитывая время выполнения задания. Корректируют бюджет семьи под предложенные ситуации. | П. К. Р. Л. |
Этап подведения итогов | Контролирует, корректирует деятельность ревизоров. Проводит награждение. | Ревизоры определяют победителей. | К.Р.Л. |
Оценочно-рефлексивный этап | Предлагает бросить «монетку-эмоцию» на чашу весов благополучия игры. | Высказывают своё отношение к игре. | Л. |
Формирование УУД
1. Познавательные
- Умение строить высказывания
- Умение формулировать проблему
- Овладевание логическими операциями (сравнение, классификация, анализ, синтез)
- Поиск информации
2. Регулятивные
- Умение ставить перед собой цель
- Планирование и прогнозирование ситуации
- Нахождение способов преодоления жизненных проблем.
3.Личностные
- Умение сосуществовать с другими людьми (с одноклассниками)
- Умение сопереживать
- Умение оказывать взаимопомощь
4. Коммуникативные
- Умение взаимодействовать в социуме
- Умение вступать в диалог
Педагогические технологии, применяемые на занятии:
- Технология игрового обучения.
- ИКТ (методы подачи информации).
- Технология сотрудничества.
Приложение 1.
1 команда | ||
Член семьи | Доход | Имущество |
Дедушка | Пенсия 15 тыс.руб. | Четырёхкомнатная квартира Автомобиль Дача Вклад в банке 500 тыс. р. |
бабушка | Пенсия 15 тыс.руб. | |
папа | З.п. 40 тыс.руб. | |
мама | З.п. 35 тыс.руб. | |
Дочь студентка | Стипендия 11 тыс.руб. | |
Дочь ученица 6 класса | ||
Сын 2 года |
2 команда | ||
Член семьи | Доход | Имущество |
Дедушка | Пенсия 15 тыс.руб. | Трёхкомнатная квартира Автомобиль Дача Вклад в банке 1 млн. р. |
бабушка | Пенсия 15 тыс.руб. | |
мама | З.п. 35 тыс.руб. | |
Сын студент | Стипендия 7 тыс.руб. | |
Дочь студентка | Стипендия 16 тыс.руб. | |
Сын 2 года |
Приложение 2.
Информационный лист для расчета расходов семьи
№ п/п | Цены, налоги, пособия |
1. | Минимальная стоимость потребительской корзины на одного человека в месяц — 10 тыс. р. |
2 | Оплата коммунальных услуг, включая телефон, электричество и Интернет, — 10 тыс. р. |
3 | Цена однокомнатной квартиры — 4 млн. р. |
4 | Цена двухкомнатной квартиры — 6 млн. р. |
5 | Цена трёхкомнатной квартиры — 9 млн. р. |
6 | Цена четырёхкомнатной квартиры — 12 млн. р. |
7 | Стоимость дачного участка с домом — 6 млн. р. |
8 | Налог на недвижимость — 0,1% стоимости. |
9 | Налог на недвижимость — 0,1% стоимости. |
10 | Подоходный налог — 13%. |
11 | Добровольное страхование квартиры — 150 р. в месяц. |
12 | Добровольное страхование имущества — 100 р. в месяц. |
13 | Арендная плата за однокомнатную квартиру — 20 тыс. р. в месяц. |
14 | Ставка налога 35% установлена для любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводившихся в целях рекламы, в остальных случаях ставка составляет 13%. |
15 | Стоимость полиса КАСКО — 30 тыс. р. |
16 | Стоимость полиса ОСАГО — 6 тыс. р. |
17 | Стоимость туристической путёвки — 30 тыс. р. на человека. |
18 | Стоимость обучения на коммерческом отделении университета —100 тыс. р. в год. |
19 | Пособие по уходу за ребёнком — 12 тыс. р. в месяц. |
20 | Процентная ставка по вкладам — 10%. |
21 | Процентная ставка по кредитам — 15%. |
22 | Материнский капитал — 500 тыс. р. |
Приложение 3.
Список ситуаций
1. Ваша семья отправляется в зарубежную туристическую поездку.
2. Вы получили в наследство однокомнатную квартиру.
3. Ваша машина получила повреждения в результате аварии, происшедшей по вашей вине.
4. Ваша машина получила повреждения в результате аварии, происшедшей не по вашей вине.
5. У вас родился ребёнок.
6. Ваш ребёнок при поступлении в университет набрал достаточное количество баллов для поступления на бюджетное отделение.
7. Ваш ребёнок при поступлении в университет не набрал достаточного
количества баллов для поступления на бюджетное отделение.
8. Из-за небрежного использования стиральной машины соседи, живущие над вами, затопили вашу квартиру.
9. Из-за небрежного использования стиральной машины вы затопили
квартиру соседей, живущих под вами.
10. Папа получил премию 300 тыс. р.
11. Мама приняла участие в игре «Как стать миллионером» и выиграла
400 тыс. р.
Приложение 4 (бланки командам для заполнения)
Весы финансового благополучия | |
Доходы | Расходы |
Дефицит_____________________ Профицит _____________________ Баланс _____________________ |
Карта для оценки качества внеурочного мероприятия
№ п/п | Содержание оценки качества | Оценка | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1. | 1. Цель на занятии формулируется при активном участии обучающихся, фиксируется в какой-либо форме | + | |||
2. | 2. План деятельности по достижению цели занятия подготовлен обучающимися под руководством педагога | + | |||
3. | 3. Содержание деятельности представляет интерес для обучающихся и носит прикладной характер | + | |||
4. | 4. При выполнении плана организуется работа в группах, парах | + | |||
5. | 5. У обучающихся есть возможность выбирать содержание деятельности, форму участия в деятельности на основе своих интересов и потребностей | + | |||
6. | 6. Организована оценка и самооценка результатов деятельности | + | |||
7. | 7. Совместно определены задачи дальнейшей работы, приняты решения относительно результатов занятия | + | |||
8. | 8. На занятии создана комфортная атмосфера | + | |||
ИТОГО: | 17 |
Вывод: Уровень качества внеурочного занятия - высокий - от 17 до 24 баллов.
Критерии оценки качества проекта внеурочного занятия:
1. Обозначены личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, на достижение которые направлено занятие (цикл занятий)
2. Имеется описание деятельности педагога на каждом этапе занятия (цикла занятий)
3. Имеется описание деятельности обучающихся на каждом этапе занятия с учётом их психолого-возрастных особенностей
4. Указаны технологические приёмы и методы повышения финансовой грамотности обучающихся
5. Имеются вариативные задания для оценки достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)
6. Текст проекта оформлен с учетом требований к методическим разработкам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Решаем финансовую математику"
Материалы данного проекта предназначены для обучающихся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по математике. С 2015 года в КИМы профильного уровня включены новые задачи с экономическим содержанием, решен...
Презентация к проекту по финансовой грамотности по теме Страхование в 7 классе
Наглядная демонстрация проекта по финансовой грамотности по теме "Страхование"...
Проект по Финансовой грамотности "Депозит"
Проект по Финансовой грамотности "Депозит"...
Проект по финансовой грамотности "Волонтеры финансового просвещения"
В современную жизнь плотно вошли социальные сети и интернет-площадки, став частью управления общественной средой. В настоящее время государственные, муниципальные, финансовые организации в...
Ярмарка социально-педагогических инноваций. Проект "Азбука финансовой грамотности"
Чагдурова Дарья Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Боцинская СОШ» Азбука финансовой грамотностиФинансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста &ndash...
Образовательный проект "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения"
В рамках работы над проектом требуется исследовать уровень развития и проявления финансовой грамотности у обучающихся 5-9 классов, выявить основные компоненты финансовой грамотности, в которых у школь...
Отчёт по реализации образовательного проекта "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения" за 2020-2021 учебный год
Отчёт по реализации образовательного проекта "Развитие финансовой грамотности обучающихся на основе применения активных методов обучения" за 2020-2021 учебный год.Исследовав общие учеб...