Урока по Экономике "Банковская система", 8 класс
план-конспект урока по экономике (8 класс) по теме

Пресняков Алексей Евгеньевич

Цели урока:

·         Изучить историю создания банков и банковской системы России;

·         Познакомить учащихся с видами банков и раскрыть их роль в экономике государства через выполнение своих функциональных обязанностей;

·         Способствовать развитию интереса к предмету через решение практических задач на основе реальных жизненных ситуаций;

·         Развивать у учащихся самостоятельное логическое мышление, применяя ранее изученный материал для усвоения новых знаний.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

 

Основные термины и понятия:

банк, Центральный (эмиссионный) и коммерческие банки. Функции банков в экономике, принципы кредитования, депозиты, кредиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bankovskaya_sistema.rar173.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка уроков «Банки. Банковская система»

Урок 2.

Тема урока: «Банки и банковская система России».

Цели урока:

  • Изучить историю создания банков и банковской системы России;
  • Познакомить учащихся с видами банков и раскрыть их роль в экономике государства через выполнение своих функциональных обязанностей;
  • Способствовать развитию интереса к предмету через решение практических задач на основе реальных жизненных ситуаций;
  • Развивать у учащихся самостоятельное логическое мышление, применяя ранее изученный материал для усвоения новых знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Основные термины и понятия:

банк, Центральный (эмиссионный) и коммерческие банки. Функции банков в экономике, принципы кредитования, депозиты, кредиты.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Постановка целей и задач.

Задача нашего урока - познакомиться с работой банков и банковской системы России. Объем  изучаемого материала довольно большой, требует концентрации внимания на протяжении всего урока, поэтому, сегодня на уроке вводится следующая стимулирующая система: за каждый правильный ответ или дополнение Вы получаете 1 у.е. Итоговую сумму по окончании урока Вы сможете оформить на свой счет в журнале. В нашем случае 1 балл равен 1 у.е.!

II.  Актуализация знаний.

Вопрос 1. Мы знаем, что в экономике немаловажную роль играют деньги. Вспомните, пожалуйста, что такое деньги, и какими свойствами они обладают?

Вопрос 2. Каковы функции денег и в чём они заключаются?

Одна из функций денег – это средство сбережения или накопления. Представьте, что у Вас появились свободные деньги – 1000 рублей. Как вы можете распорядиться ими? А как лучше и надежнее поступить, если Вам необходимо отложить данную сумму, чтобы потратить ее во время летних каникул?

Вы правы, наверное, самое надежное средство сохранения и накопления денег, а если повезёт, и получение прибыли – это вклад в банке. И это закономерно. Банки – одно из главных действующих лиц в мире денег. Поэтому настало время поговорить о банках специально. Ведь именно банки создают деньги и более того – превращают их в товар, помогая экономике развиваться, а странам богатеть.

Тема нашего урока "Банки и банковская система России".

Презентация. Слайд 1.Тема урока и эпиграф.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие и история появления банков.

Мы много слышали, имеем начальные представления, а многие не раз уже и сталкивались с работой банков в нашей стране. А как появилось в употреблении данное понятие?

Сообщение ученика:

«Местом проведения операций по приёму сбережений и обмену денежных знаков бесчисленных древних государств был обычный стол, по-гречески «трапеза», что и дало имя банкирам - трапезиты. Римских банкиров (менсариев) также именовали в честь стола, по-латыни называвшегося «менса». И, наконец, то слово, которое пришло к нам (банкир), своим происхождением обязано всё тому же нехитрому предмету обихода, который в средневековой Италии именовался «банка».

Вопрос: А как давно появились банки?

Сообщение ученика, слайд 2. История банков.

«Первыми банкирами в истории стали ювелиры. Им приходилось всегда хранить у себя некоторый запас золота и серебра, поэтому у них были надёжные сейф и замки. Этим стали пользоваться другие люди, которые просили ювелира какое-то время подержать у себя их золото и другие сокровища и платили за хранение небольшую сумму денег.

В конце концов, некоторые ювелиры бросили свою основную работу и переключились на хранение ценностей. Со временем они поняли, что клиент забирает свои вклады довольно редко и поэтому значительную часть золота можно на какое-то время отдавать взаймы под проценты. Так появились первые банкиры.

Тот момент, когда эта функция стала осуществляться юридическими лицами, можно считать временем появления банков (XVII век)».  

Дать определение банку – непростое дело. До сих пор нет четкого определения банка, которое позволило бы ограничить банки от других финансовых учреждений. Что такое банк, в разных странах понимается по-разному.

Банк определяется, как правило, через его функции. Во многих странах основным признаком банковской деятельности являются 2 функции:

А) прием депозитов; Б) выдача кредитов.

Эта практика принята в Италии, Испании, Греции, Бельгии и т. д., т. е. банки там – это те учреждения, которые профессионально занимаются приемом депозитов и выдачей кредитов. В Великобритании, Дании и целом ряде других стран существенным признаком банка служит прием депозитов.

Банк – учреждение, которое профессионально занимается приемом депозитов. Круг этих учреждений существенно расширяется, потому что в депозитной форме принимают денежные средства разные виды учреждений, особенно сберегательные учреждения, которые мы отличаем от коммерческих банков.

2. Функции банков.

Для того чтобы дать определение банка у нас, в России, необходимо выполнить следующие задания:

 Задание 1. - Найдите в тексте учебника и выпишите все функции банка;

 Задание 2. - Раскройте каждую функцию банка, используя подсказки в презентации.

Слайды 3 – 6. Функции банков.

При ответах учащихся, следует обратить внимание на такое понятие, как маржа (прибыль банка), которое мы часто слышим  и читаем в СМИ, но не всегда понимаем, о чём идет речь.

Слайд 7. Определение банка.

Таким образом, для российской экономики наиболее верно следующее определение:

Банк  – финансовая организация, которая:

-сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады);

-предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд);

-посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.

Банк в РФ – это кредитная организация, имеющая лицензию Центрального банка Российской Федерации.

3.  Функции Центрального банка.

Особое место в банковской системе любой страны занимает Центральный банк (в некоторых странах их несколько и они образуют единую систему).

Слайды 8,9. Место Центрального банка в банковской системе страны.

Слайд 10. Функции Центрального банка.

Задание 3. Проанализируйте функции Центрального банка страны. Сравните функции Центрального банка и Коммерческих банков и по результатам сравнения сделайте вывод.

 

Таким образом, мы видим, что функции банков в чём-то схожи, а в чем-то различны. Все банки работают в сфере финансов. Работу с населением проводят Коммерческие банки, выполняя свои функции через предоставление разнообразных услуг как физическим, так и юридическим лицам.

Слайд 11. Услуги Коммерческих банков.  

4. Система депозитов.

Банк является собственником лишь той небольшой части  денежных средств, которые были вложены в его создание учредителями. Эти деньги – уставной капитал банка нужен лишь для организации работы и обеспечения его обязательств перед вкладчиками. Основным же «рабочим инструментом» банка являются средства, которые он получает от вкладчиков и использует для кредитования.

Таким образом, основным источником средств для кредитования являются депозиты вкладчиков. 

Депозиты-все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Виды депозитов

До востребования                         срочные депозиты

 

Задача 1. Вы положили 1000 рублей на срочный вклад на три года под 15% годовых. Какую сумму вы получите через 3 года?  

Решите задачу, используя формулу расчётов по депозитам.

Слайд 12. Формула расчётов по депозитам.

Задание 4. Подумайте!

У Вас появились сбережения. 1-й банк предлагает 15% годовых, второй - 18%, третий - 50%. Куда Вы положите свои деньги и почему?

Слайд 13. Надёжность вкладов. (Анимация).

В настоящее время Коммерческие банки разработали разнообразную систему срочных вкладов в соответствие с любыми требованиями населения.

Слайды 14, 15. Виды вкладов на примере вкладов «Абсолют Банка».

5. Принципы кредитования.

Мы уже выяснили, что кредитование – это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату. Но за этим простейшим определением скрывается море проблем, делающих работу банкира одной из сложнейших профессий в мире экономики. Кредитование регулируется массой правил и норм, но мы познакомимся лишь с важнейшими принципами кредитования и наиболее распространёнными его формами.

Слайд 16. Принципы кредитования.

Задание 5. Используя формулу вычисления платы за кредит, решите задачу.

Слайд 17. Формула вычисления платы за кредит.

Задача 2. Сколько денег Вы вернёте банку, если Вы взяли в кредит 50 000 рублей на 3 года под 20% годовых?

Слайд 18, 19. Виды кредитов.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Какие типы банков существуют в РФ:

а) Коммерческие, эмиссионные, центральные.

б) Биржевые, страховые, ипотечные, земельные.

в) Залоговые, трастовые, коммерческие, центральные.

г) Все перечисленные выше.

2. Банковский показатель, включающий прибыль банкира и затраты банкира на ведение дел.

а) Маржа

б) Облигация

в) Декларация

г) Чек

3. Банк, который занимается сбережениями граждан и фирм, а также их кредитами.

а) Эмиссионный

б) Биржевой

в) Коммерческий

г) Страховой

4. Владелец сбережений имеет:

а) Доход от сбережений

б) сбережения

в) Денежный капитал

г) Проект прибыльного использования средств

5. Банк осуществляет деятельность по:

а) Приему депозитов, предоставлению ссуд, организации расчетов, купле и продаже ценных бумаг.

б) Предоставлению ссуд, организации расчетов.

в) Приему депозитов

г) Купле и продаже ценных бумаг.

6. Назовите принципы кредитования:

а) Срочность, платность, возвратность, гарантированность.

б) Срочность, платность, возвратность, работоспособность.

в) Срочность, возвратность, гарантированность, надежность.

г) Платность, возвратность, гарантированность, специфичность.

V. Домашнее задание

Задание 1. Объясните выражение У. Роджерса: «Человечество за своё существование сделало три открытия: огонь, колесо, центральная банковская система».

Задание 2. Эмиссией бумажных денег занимается лишь ЦБ. Что было бы, если бы Коммерческие банки тоже получили такое право?

Задание 3. Какие банки оказывают услуги населению в нашем городе? В какой из них Вы вложили бы свои деньги на длительный срок?

VI. Подведение итогов

Вывод: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с банковской системой страны и основными видами деятельности банков, узнали принципы, соответственно которым выдают кредиты  и решили простейшие финансовые задачи. Давайте сделаем вывод о значении банков в экономике страны.

Слайд 20. Значение банков.

В течение урока вы накапливали свои вклады, и теперь пора их преобразовать в соответствующие оценки в журнале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

конспект урока физики в 9 классе по теме "Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы."

Урок разработан на основе метода проектов. В конспекте показано, как можно создать мини-проект за урок, соблюдая все стадии проекта. Представление мини-проекта по критериям внешней оценке проекта....

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...