Рабочая программа по курсу экономика "Основы потребительских знаний" 9 класс.
рабочая программа (9 класс) на тему

Коробова Анастасия Алексеевна

Актуальность рабочей программы обусловлена необходимостью повышения общего уровня развития обучающихся. С  учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности  обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_9_klass.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов»

 Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол №

 Согласовано: зам. директора по УВР

Утверждаю: директор МАОУ «Средняя школа №8»

 

 Перебатова И.С.

 Александрова Е.В.

Подпись___________________

Подпись___________________

Подпись__________________

 

 

Дата

Дата

Дата

 

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по экономике 9 класс

 

Составитель: Коробова Анастасия Алексеевна,

учитель географии,

первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по Экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089) по экономике и технологии Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Примерная программа по экономике основного общего образования. – Сборник нормативных документов./Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008 г.

Рабочая программа адаптирована с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса. Реализация рабочей программы по экономике направлена на решение следующих задач:

  • социально-трудовая адаптация
  • формирование личностных качеств обучающихся
  • развитие коммуникативной функции речи
  • воспитании целенаправленной деятельности

Актуальность рабочей программы обусловлена необходимостью повышения общего уровня развития обучающихся. С  учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности  обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуация. Внутренняя логика построения рабочей программы предлагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведения самостоятельных исследований обучающимися.

Реализации рабочей программы осуществляется за счет обязательной части учебного плана, рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа учебного предмета «Введение в экономику» построена с учетом дифференцированного подхода,  предполагает наряду с традиционными формами широко использовать современные активные формы обучения: деловые игры,  практикум и конкурсы и так далее, которые помогают обучающимся усваивать теоретические знания, формирую устойчивый  познавательный интерес к предмету, облегчают и ускоряют его освоение. Организация обучения требует соблюдения определенных методических подходов. Каждое занятие планируется начинать с повторения материала, изученного на предыдущем уроке.  При повторении используются беседа, включающая соответствующие вопросы, а также разнообразные задания, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся 9 классов с ограниченными возможностями здоровья целесообразно материал давать дозированно с постепенным усложнением,  увеличивая количество тренировочных заданий. Задания должны быть интересными и увлекательными - это усиливает экономический аспект воспитания.

Результаты обучения приведены в разделе 4 рабочей  программы «Требования к уровню подготовки» и соответствуют стандарту. Требования к уровню подготовки на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов:  овладении содержанием, значимым для продолжения образования,  освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированный в деятельностной форме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержания основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и актуальность формирования потребительских знаний у подростков. Чтобы подросток мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его азам рационального экономического поведения. Кроме того, обучающийся, изучающий данные курс, знакомится с новыми современными профессиями: промоутер, рекламный агент, продавец-консультант, риелтор, менеджер, супервайзер, мерчендайзер, медиа планер, инженер-технолог по качеству. Грамотный потребитель должен, прежде всего, уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий, знать свои права, а главное - уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не боятся обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке -  знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами - самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ними жизнь.  Вся система потребительского образования нацелена на то, чтобы научить учащихся критически мыслить, работать с разными источниками информации, не следовать бездумно за модой, анализировать то, о чем говорится в рекламе. Только в этом случае школьники смогут разумном принимать решения и находить на рынке товаров услуг том, что необходимо в тех или иных обстоятельствах, разумно планировать свои расходы и, наконец, делиться потребительскими знаниями и навыками с другими.

 Учебный курс «Введение в экономику» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению поможет обучающимся девятых классов с ОВЗ адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего полного общего образования являются: - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации, применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуаций, умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, поиск новой информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Цели учебного предмета «Введение в экономику»:

Образовательная цель:

Формирование знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях;

Познакомить старшеклассников с основами потребительской культуры, правилами поведения и качествами культурного потребителя, с источниками информации для потребителей, с профессиями 21 века.

Развивающая цель:

Развитие экономического и логического мышления, творческих, коммуникативных способностей, выработать наглядно, в доступной игровой форме, умения и навыки разумного поведения потребителя при покупке товаров, оказании услуг.

Воспитательная цель:

Воспитывать культуру потребительского поведения, потребность в здоровом образе жизни. Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.

Задачи учебного предмета «Введение в экономику»:

1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

2. Ознакомиться с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей, а так же элементы маркировки на упаковке товаров.

3. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен знать требования объективных экономических законов и вести себя в соответствии с этими требованиями.

4. Наглядно, в доступно-игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителя при покупке товаров.

Для контроля знаний учащихся предлагается использовать мини-тесты (на знание основных понятий), устные опросы и, главное, задачи и игровые ситуации, предполагающие действия в реальных потребительских ситуациях.

Основное содержание программы

Кто такие потребители (2 ч)

На первом (вводном) занятии учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными с проблемами потребительского поведения (потребитель, продавец, рынок, спрос, предложение, суверенитет потребителя), и учатся осознавать себя как потребителей в различных жизненных ситуациях.

Как мы выбираем. (3ч)

В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить понятия «потребности» и «полезность», научиться различать виды потребностей: жизненно необходимые, духовные, материальные, потребности самореализации и т. п. Особое внимание уделяется индивидуальному характеру потребностей и соответственно потребительских предпочтений. Рассматривается роль цен и бюджетного ограничения в потребительском выборе, а также неценовые факторы потребительского выбора (в том числе риск). Вводится понятие «альтернативной стоимости». Предполагается деловая игра.

Как продаются товары и услуги (3ч)

Тема предполагает знакомство с правами и обязанностями продавца и покупателя, изучение цепочки, по которой товар доходит от производителя до потребителя, знакомство с разными формами торговли (оптовая и розничная, торговля в кредит, товары по почте и т. п.). Особое внимание уделяется знакомству с торговыми уловками, честными и не очень: различными скидками и распродажами, лотереями, торговлей по схеме «пирамида» и т. п. Учащиеся должны уметь распознавать их и противостоять им. Предполагается деловая игра.

Источники информации для потребителя (3ч.)

Тема посвящена проблеме, какая информация нужна потребителям и где ее найти. Учащиеся должны узнать, из каких источников можно получить сведения о товарах и услугах, как проанализировать полученную информацию и использовать ее при выборе товара или услуги. Предполагается деловая игра, демонстрирующая важность информации и сложность ее передачи. Занятия, посвященные рекламе, должны дать учащимся представление о роли рекламы в жизни общества, познакомить с основными рекламными приемами. Главное же — научиться противостоять воздействию рекламы, критически относиться к ней и при этом использовать как источник потребительской информации. Отдельно рассматриваются проблемы государственного регулирования рекламы и роль социальной рекламы в жизни общества.

Как читать на этикетке товара (4ч)

В ходе изучения этой темы учащиеся знакомятся со значениями некоторых важнейших символов на упаковках товаров, учатся выбирать товар, ориентируясь на эти символы.

Тестирование товаров и услуг (4ч)

Учащиеся знакомятся с понятиями сертификации и сравнительных потребительских испытаний. Учащиеся должны научиться анализировать публикации результатов сравнительных испытаний и делать выбор на их основе. В ходе практического занятия учащиеся должны освоить азы составления методик сравнительных испытаний и научиться вырабатывать собственные критерии оценки товара.

Денежные инструменты (6ч)

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с понятием бюджета, узнают об основных направлениях расходования средств. Начиная с этой темы, при наличии технических возможностей, учащиеся учатся планировать свой личный бюджет при помощи компьютерной игры.

Учащиеся знакомятся с проблемами долгов и кредита: как получить кредит, о чем нужно помнить, когда берешь в долг, и т. п.

Учащиеся знакомятся с различными системами скидок, в том числе с дисконтными картами и дисконтными системами.

Тема знакомит учащихся с понятием «электронных денег», с принципами работы дебетовых и кредитных карт.

Наши права (1ч)

В теме рассматриваются основные права потребителей, предусмотренные российским законодательством, и законы, в которых зафиксированы эти права.

Как себя вести (4ч)

В магазине. В ходе изучения этой темы учащиеся должны приобрести навыки грамотного потребительского поведения при покупке товаров в магазинах. В службе быта. Учащиеся осваивают «правила безопасности» при пользовании услугами службы быта.  На транспорте. Тема посвящена правилам грамотного поведения на железнодорожном и воздушном транспорте, в том числе покупке билетов, перевозке багажа и т. п. Отправляясь в путешествие. В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с основными терминами, встречающимися при пользовании туристическими услугами, учатся, как правильно выбирать туристическое агентство и на что обращать внимание в договоре на оказание туристических услуг.

Этика потребительского поведения (1ч)

Изучение этой темы призвано не допустить формирования у учащихся как у потребителей «экстремистских» наклонностей. Учащиеся должны осознать, что отстаивание своих потребительских прав не должно сопровождаться унижением продавца, который так же заслуживает уважения, как и потребитель.

«Зеленое» потребление (1ч)

Обсуждаются вопросы взаимоотношения человека и окружающей среды, противоречивости экономических интересов отдельного человека и общества в целом. Особое внимание уделяется способам воздействия на благополучие окружающей среды через потребительское поведение.

Что надо знать, чтобы защитить свои права(2 ч)

Самозащита потребителей. В ходе изучения этой темы закрепляются приобретенные на предыдущих занятиях навыки поведения в «экстремальных» потребительских ситуациях. Особое внимание уделяется предотвращению конфликтов с продавцом, а также разрешению конфликтов в досудебном порядке. Также разъясняется необходимость обращения за помощью к профессионалам в особо сложных случаях. Куда обратиться за помощью. Учащиеся знакомятся с системой защиты интересов потребителей, существующей в России: государственными органами по защите прав потребителей, общественными организациями потребителей, в том числе действующими в их родном городе или районе. В ходе изучения темы учащимся разъясняется, в каких случаях необходимо обращение к юристу и в суд. Внимание акцентируется на том, что суд — это цивилизованный способ разрешения конфликтов, достойный современного человека. Деловая игра, моделирующая судебный процесс, должна, с одной стороны, выработать у учащихся уважение к суду, а с другой — преодолеть страх перед этим органом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  • В процессе обучения экономике в 7-9 классах ученик должен научиться излагать свои мысли, пересказывать материал учебника, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с учебником, то есть овладеть практическими навыками и умениями. Однако эти навыки и умения отнести к практическим можно лишь условно, поскольку в основе даже самого простого из них лежит мыслительная деятельность.
  • На уроках экономики ученик должен овладевать определенными способами умственной деятельности, обучаться мыслительным операциям, учиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенной суммы фактических знаний.

Таким образом, обе стороны процесса обучения - усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений - выступают в диалектическом единстве: развитие мышления учащихся происходит в процессе овладения знаниями и их применения. Умение ученика думать не может осуществляться вне процесса усвоения и применения знаний. Поэтому главная задача - это научить ученика творчески и самостоятельно мыслить, стремиться к познанию и сделать это привычкой. 

В результате изучения ученик должен:

Знать/ Понимать

 смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли; экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических механизмов;   деятельности людей в различных сферах;
  •  описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, основные экономические объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как участника экономической деятельности;
  • объяснять: экономические явления, предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • исполнения типичных экономических ролей;
  •  решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
  • оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека
  • осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);

Литература

Основная литература

Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. — М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.

Основы потребительских знаний: Учеб.для 8—9 классов средних школ. - М: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.

Александрова А., Белянин А., Викторова С, Крючкова П., Трухачев С, Худенко К. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: КонфОП, 1994.

Нормативные документы

Закон РФ о защите прав потребителей.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.

Закон РФ о рекламе.

Закон РФ о сертификации.

Закон РФ об основах туристской деятельности.

Закон РФ об образовании.

Дополнительная литература

Аникин А.В. Юность науки. - М.: Политиздат, 1985.

Бродель Ф. Структуры повседневности. - М.: Прогресс, 1986.

Бродель Ф. Игра обмена. - М.: Прогресс, 1988.

Бурстин Д. Американцы. Демократический опыт.- М.: Прогресс, 1993.

Белоусов Е., Крючкова П., Орлова Л., Сорк Д., Янин Д. Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием. — М., 1996.

Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.,1996.

Липсиц И. Экономика: В 2-х кн. — М., 2000.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992.

Потребитель в законе: самоучитель разумного потребительского по¬ведения (библиотечка журнала «СПРОС»).- М.: Филинъ, 1995.

Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1992.

Green N. Consumer Bidle. - NY, 1995.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Вид урока

Лабораторные и практические работы

Домашнее задание

1

Потребитель, интересы потребителя

Потребитель, суверенитет потребителя, продавец, обязанность, потребительская культура, право.

Урок изучения нового материала

Глава 1, стр. 21-29.

2

Продавец, производитель, исполнитель. Товар, работа, услуга

Продавец, производитель, исполнитель, товар, работа, услуга.

Комбинированный урок

Глава 1, стр. 6-10

3

Что мы потребляем

Продавец, производитель, исполнитель, товар, работа, услуга.

Комбинированный урок

Глава 1, стр. 11-13.

4

Как мы выбираем

Потребности, блага, потребительские предпочтения, полезность, бюджетное ограничение

Урок самостоятельной работы

СР № 1.

Глава 2, стр. 21-28.

5

Как продаются товары и услуги

Торговля, формы торговли, магазины

Урок изучения нового материала

Глава 3, стр. 31-44

6

Как продаются товары и услуги

Скидки, гарантия, импульсные покупки

Урок практической работы

ПР № 1

Глава 3, стр. 44-49

7

Источники информации для потребителей

информация

Урок изучения нового материала

Глава 4, стр. 50-55

8

Источники информации для потребителей

Срок годности, ГМО, пищевые добавки

Урок формирования новых умений и навыков

Глава 4, стр. 31-39.

9

Источники информации для потребителей

Знаки, информирующие о правилах пользования товаром

Урок практической работы

ПР № 2

Глава 4, задания на стр. 81

10

Потребительское тестирование

Сертификация продукта

Урок изучения нового материала

Глава 6, стр. 90-94.

11

Потребительское тестирование

Потребительские свойства, потребительское тестирование, рейтинги товаров и услуг

Урок практической работы

ПР № 3

Глава 6, стр. 82-89, задание на стр. 84

12

Реклама и ее регулирование

Реклама, скрытая реклама

Урок изучения нового материала

Глава 4, стр. 55-60

13

Наши расходы

Доход, бюджет

Урок изучения нового материала

Глава 7, стр. 95-99

14

Жизнь в долг

кредит

Урок изучения нового материала

Глава 7, стр. 107-112

15

Как покупать дешевле

Скидки, лотереи, розыгрыши, торговые уловки

Урок изучения нового материала

Глава 7, стр. 116-117

16

Как покупать дешевле

Дисконт

Урок повторения пройденного материала

Глава 3, стр. 47-49

17

Платежные карты

Электронные деньги, дебетовая карта, кредитная карта

Урок самостоятельной работы

СР № 2

Глава 7, стр. 119-121

18

Наши права

Потребительское законодательство, права потребителей

Урок изучения нового материала

Глава 8, стр. 123-125

19

Наши права

Категории прав, закрепленные ООН

Урок самостоятельной работы

СР № 3

Глава 8, стр. 125-141

20

В магазине

Качество, срок годности, недостатки

Урок изучения нового материала

Глава 8, повторить записи в тетради

21

В магазине

Обвес, обсчет, служба сбыта

Урок практической работы

ПР № 4

Глава 9, стр. 144-152

22

 В службе сбыта

Право на возмещение ущерба

Урок формирования новых умений и навыков

Глава 9, стр. 152-157

23

На транспорте

Правила покупки билетов на транспорт

Урок формирования новых умений и навыков

Глава 9, стр. 157-162

24

Отправляясь в путешествие

Туристическая фирма

Урок формирования новых умений и навыков

Глава 9, стр. 169-176

25

Получая образование

ВУЗ

Урок формирования новых умений и навыков

Глава 9, стр. 176-179

26

Этика потребительского поведения

Конфликт, компромисс

Урок изучения нового материала

Глава 10, стр. 182-191

27

«Зеленое потребление»

Зеленое потребление, экологическая маркировка, специальные отходы

Урок практической работы

ПР № 5

Глава 11, стр. 192-205

28

Самозащита потребителей

Госстандарт

Урок изучения нового материала

Глава 12, конспект, таблица на стр. 209

29

Самозащита потребителей

Кассационная жалоба, исковое заявление

Урок изучения нового материала

Глава 12, конспект

30

Куда обратиться за помощью

Государственные, муниципальные и общественные организации

Урок изучения нового материала

Глава 12, стр. 221-213

31

Адвокат и суд

Адвокат, арбитраж, суд

Урок изучения нового материала

Глава 12, стр. 206-216

32

Обзор пройденного материала

Работа с основными понятиями учебного курса

Урок закрепления полученных знаний, умений

КР № 1

Записи в тетради

33

Обзор пройденного материала

Повторительно-обобщающий урок

Записи в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 6 класс, базовый уровень по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Программа рассчитана на 6 часов в неделю...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!...