Рабочая программа по праву 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Шиховцева Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по праву составлена для профильных классов к учебнику Никитиных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_pravu_11_klass.doc180 КБ
Файл ekonomika_11_klass.docx71.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чесменская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза М.Е.Волошина»

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                       

РАССМОТРЕНА  на заседании ШМО

Протокол от 30.08.2016г. № 1  

 Руководитель ШМО__________

Шиховцева С.Е.

СОГЛАСОВАНА.

Зам. директора по УР ____________

 Лысенко О.В.

ПРИНЯТА  на  пед совете.

Протокол от 30.08.2016г.  №1

УТВЕРЖДЕНА  приказом  

директора  школы от

 30.08.2016г. № 60/2

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «право» (профильный уровень)  -  11 класс

для  среднего общего  образования

Учитель: Шиховцева С.Е.

        

Чесма, 2016

        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт программы ..…………………………………………………………………………………………………  

3

2. Пояснительная записка:…………………………………………………………………………………………………

4

- наименование примерной программы и перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа;

- цели обучения;

- задачи обучения;

- учебник, учебно-методическое обеспечение, интернет- ресурсы;

- распределение учебной нагрузки по четвертям;

- распределение учебной нагрузки по темам курса;

- выделение часов на изучение национальных,  региональных и этнокультурных особенностей;

- требования к уровню подготовки учащихся.

3.Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………….

9

4. Контрольно- измерительные материалы для оценки уровня подготовки  ……………………………………………

14


  1. ПАСПОРТ

рабочей программы учебного предмета «Право» (11 класс)

Тип программы: программа   среднего  общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ Чесменская СОШ №1 программа определяет приоритеты в содержании  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации  среднего   общего образования;
  • для администрации МБОУ Чесменская СОШ №1  программа является основанием для определения качества реализации  среднего общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Чесменская СОШ №1

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: учебные занятия   по 2 часа в неделю.

Формы контроля: I полугодие, годовой контроль.

Итоговый документ: аттестат об  общем среднем образовании.

2. Пояснительная записка

        

        Наименование примерной программы и перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа

        Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и программы « Право. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011.   Рабочая программа ориентирована на 11 класс, социально-экономический профиль,  из расчёта 2 часа в неделю.

     Преподавание предмета «Право» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2016-2017 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

-   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

-   «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03 2004 г. № 1089)

  • «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312)
  • «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03- 1263);
  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г №103/3404)

-  «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839)

 - «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих  государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253).

- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2015-2016 учебном году (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 июня 2016г. №03-02/5361)

Цели обучения

           Изучение права в старшей школе на профильном  уровне направлено  на

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и  свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

- освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Задачи программы:

  • Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
  • Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Учебник, учебно-методическое обеспечение, интернет - ресурсы;

1) Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008г.

2) Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2011г.

3) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2011-2015г.

4) рабочая тетрадь «Основы права» 10 – 11кл. А.Ф.Никитин. – М.: Дрофа 2011г.

5) методическое пособие «Основы государства и права»10 – 11кл. А.Ф.Никитин. – М.: Дрофа 2008

        6)Учебное электронное издание «Обществознание»

        7)http://www.edu.ru – Образовательный федеральный портал «Российское образование»

        8)http://www.school.edu.ru – Национальный портал "Российский общеобразовательный портал»

        9)http://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

 Распределение учебной нагрузки по четвертям

1 четверть

9 недель

18 уроков

2 четверть

7 недель

14 уроков

3 четверть

10 недель

20 уроков

4 четверть

8 недель

16 уроков

Распределение учебной нагрузки по темам курса;

1.

Гражданское право

16 часа

2.

Законодательство о налогах         

10 часов

3.

Семейное право  

10 часов

4.

Трудовое право

10 часов

5.

Административное право

4 часа

6.

Уголовное право

14 часов

7.

Правовая культура

4 часов


Выделение часов на изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей: 2 часа при изучении темы «Избирательное право и избирательный процесс»

Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов по курсу «право»

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Право, 11 класс

 3. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения

(Факт)

Содержание темы

Основные термины и понятия

Тема 1 Гражданское право (16 часов)

1 - 2

Право, отрасли права. Понятие гражданского права

01.09

06.09

 Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Имущественные и Неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности . Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию.

Сделки. Виды гражданско - правовых договоров (оказание услуг, купля - продажа, аренда, подряд).

Гражданско - правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного

регулирования экономики.

Гражданское право

Собственность, право собственности, наследственное право, сделки,  договоры, гражданско-правовая ответственность,

3 - 4

Источники гражданского права.

Обязательственное право

08.09

13.09

5 – 6

Гражданское процессуальное право. Наследование.

15.09

20.09

7 - 8

Страхование.

Право собственности

22.09

27.09

9 -10

Виды собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность

29.09

04.10

11 - 12

Гражданские права несовершеннолетних Юридические лица. Виды предприятий

06.10

11.10

13  

Защита материальных и нематериальных прав.

Причинение вреда

13.10

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право»

18.10

        Тема 2 Законодательство о налогах (10 часов)        

15-16

Налоговое право. Налоговые органы

20.10

25.10

Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика.

Субъекты и объекты правоотношений. Аудит. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Виды ответственности за налоговые преступления.

Налоги, налогообложение

Аудит, прямые и косвенные налоги, юридические лица

17 - 18

Аудит. Виды налогов. Налогообложение юридических лиц

27.10

08.11

19 - 20

Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Практическая работа «Уплата налогов»

10.11

15.11

21

Практикум «Декларация о доходах гражданина»

17.11

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Налоговое право»

22.11

Тема 3 Семейное право ( 10 часов)

23 - 24

Понятие и источники семейного права

24.11

29.11

 Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт

Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий.

Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.

Семья как социальный институт, семья, брак, правовые нормы института брака, алименты

25- 26

Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов

01.12

06.12

27 - 28

Права и обязанности родителей и детей

08.12

13.12

29 - 30

Усыновление, опека (попечительство)

15.12

20.12

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право»

22.12

Тема4  Трудовое право ( 10) часов)

32 – 33

Понятие и источники трудового права

12.01

17.01

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

Трудовой договор:  понятия,  стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение  трудовых  договоров.  Самостоятельный  и  наемный  труд.  Работник  и  работодатель:

правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

Рабочее  время  и  время  отдыха.  Заработная  плата  Трудовые  споры  и  порядок  их  рассмотрения.

Дисциплинарная  ответственность.  Защита трудовых прав.

Трудовые правоотношения

Работник и работодатель

Трудовой договор

Дисциплинарная  ответственность.  

Рабочее  время  и  время  отдыха.  

34- 35

Коллективный договор

19.01

24.01

36 - 37

Рабочее время и время отдыха. Оплата труда

26.01

31.01

38 - 39

Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

02.02

07.02

40 - 41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право»

09.02

14.02

                                                                               Тема5. Административное право( 4 часа)

42 - 43

Понятия и источники административного права.

16.02

21.02

Административные правоотноше-ния. ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного

права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие. Производство по делам об

административных правона-рушениях. Деятельность гос.служащих и их ответственность.

Органы  и  способы  рассмотрения  административных  споров.  Административная  ответственность  в области образования, в т.ч. по ЕГЭ.

Административные правонарушения. Административная ответственность, Субъекты административного

права.

Органы  и  способы  рассмотрения  административных  споров.  

44 - 45

Административные правонарушения. Административные взыскания

28.02

02.03

        Тема6.  11 Уголовное право ( 14 часов)

46 - 47

Понятие и источники уголовного права.

07.03

09.03

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершенно-летних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное

производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Уголовная ответственность за коррупцию и подкуп. Преступления против человека

Преступление, уголовная ответственность, ответственность несовершеннолетних, судебное производство, коррупция

48 - 49

Преступление. Уголовная ответственность

14.03

16.03

50 - 51

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание

21.03

23.03

52 - 53

Уголовная ответственность несовершеннолетних

04.04

06.04

54 - 55

Особенности уголовного судопроизводства

11.04

13.04

56 - 57

«Новые преступления»

18.04

20.04

58 - 59

Итоговое повторение по теме Уголовное право

25.04

27.04

Тема7.  Правовая культура ( 4 часов)

60-61

Содержание и основы правовой культуры

02.05

04.05

Содержание и основы правовой культуры

Совершенствование правовой культуры

62

Совершенствование правовой культуры

09.05

11.05

 63

Повторение по теме: «Правовая культура»

16.05

18.05

64

Итоговое повторение

23.05

65-68

Повторение, подготовка к ЕГЭ

25.05

        

        

4. Контрольно- измерительные материалы для оценки уровня подготовки

Контрольная (входная) работа по праву 11 класс

Контрольная (входная) работа по праву 11 класс
1. Каково современное понимание права?
а) система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой;
б) возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями общества;
в) психологическое отношение людей к своим правам и обязанностям.

2. Признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытного общества, являются:
а) наличие аппарата управления;
б) наличие добровольных пожертвований старейшинам;
в) деление населения по территории;
г) система налогов и сборов.
д) суверенитет
3.Правоспособность физического лица возникает:
а) с момента регистрации брака; в) по достижении 14-летнего возраста;
б) с момента рождения; г) по достижении 16-летнего возраста.

4.Укажите элементы структуры правосознания:
а) правовая идеология г) правовая психология
б) обычай д) правовой нигилизм 
в) моральные нормы е) правовая норма

5. Конституция РФ принята на всенародном голосовании (референдуме): 
а) 1 июля 1993г.; в) 10 декабря 1993г.;
б) 12 декабря 1993г.; г) 1 января 1993г.

6 .Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по:
а)экономическим спорам;
б)уголовным делам:
в)трудовым спорам;
г)по рассмотрению соответствия нормативных актов Конституции Российской Федерации.

7. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:
а) Федеральное собрание г) народ
б) Государственная Дума д) Правительство РФ
в) Президент

8.Политический плюрализм — это признак: 
а)авторитарного государства; в)правового государства;
б)теократического государства; г)тоталитарного государства.

9.Юридическая ответственность является следствием:
а)аморального поведения;
б)правоотношения;
в)правонарушения;
г)несоблюдения общепризнанных правил поведения в обществе.
10.К функциям государства, характеризующим его как правовое государство, относятся:
а)защита интересов только одного из слоев общества;
б)оборона страны от посягательств (военных, экономических, идеологических и др.) извне;
в)планирование экономического развития общества и всеобъемлющий контроль за экономической жизнью;
г)охрана прав и свобод граждан;


11 .Граждане Российской Федерации приобретают избирательные права: а)после приема на работу; 
б)с рождения; в)с 14 лет; г)с 16 лет;
д)с 18 лет.
12.Укажите виды правонарушений: а)юридический поступок; б)гражданско — правовой деликт; в)дисциплинарный проступок; г)административный проступок; д)преступление

13. Ответственность за причинения вреда имуществу предусмотрены нормами следующей отрасли права:
а) административной б) конституционной
в) гражданской г) семейной

14. К социальным нормам относят: 
а) правовой обычай; 
б) технические правила;
в) нормы права;
г) нормы морали; 
д) религиозные нормы.
15. Определению норм, которые регулируют взаимоотношения человека с природой, техникой
соответствует понятие:
а) социальные нормы; 
б) материальные нормы;
в) несоциальные нормы; 
г) биологические нормы.
16. Созданный компетентными государственными органами официальный документ, содержащий
нормы права - это:
а) судебный прецендент; б)правовой обычай; 
в) нормативно-правовой акт, г) коллективный договор

17. Признаком какой правовой системы является судебный прецендент, как главный источник права:
а) англосаксонская; б) религиозная; 
в) романо-германская; г) европейская
18. Деятельность государственных органов, должностных лиц гос. власти и местного самоуправления по
созданию норм права и принятию нормативных актов - это:
а) правотворчество; б) правоприменение; в) нормотворчество.
19. Какие из перечисленных ситуаций регулируются гражданским правом:
а) переход улицы в неположенном 
б) возврат в магазин купленной некачественной вещи
в) жалоба в суд на автора статьи, в которой задеты честь и достоинство человека
г) увольнение с работы месте е) подписка на собрание сочинений
д) раздел имущества ж) поездка в такси

20. Соотнести виды правомерного поведения:
1.Сознательное а) основано на боязни применения санкций
2.конформистское б) основано на осознании важности и ценности правовых норм
3.маргинальное в) основано на принципе «как все, так и я»

21. Приведите в соответствие формы государства и критерии, в соответствии с которыми они выделяются:
а) форма правления 1. монархия 4. демократия 7. унитарное
б) форма территориального устройства 2. федерация 5. конфедерация 8. авторитаризм
в) политический режим 3. республика 6. тоталитаризм

Проверочная работа по праву за I полугодие

1. Российскую федерацию возглавляет:

А)Президент Б) Государственная Дума

В)Федеральное Собрание Г)Правительство

 2. При какой форме государственного устройства национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определённой политической самостоятельностью:

 А) унитарное государство Б) федерация

 В) конфедерация Г) альянс государств

 3.С какого возраста, по общему правилу, в российском уголовном праве возможно привлечение к уголовной ответственности?

 А) с14 лет Б) с16 лет В) с 20 лет Г) с18 лет

 4. По форме правления РФ:

 А) парламентская республика Б) смешанная республика

 В) президентская республика Г) дуалистическая монархия

 5. Право в обществе выражено:

 А) в указах Президента Б) в религиозных догмах

 В) в федеральных конституционных законах Г) в постановлениях правительства ХМАО

 6. Государственная власть состоит из следующих ветвей:

А) местное самоуправление Б) исполнительная власть

 В) судебная власть Г) информационная власть

 Д) законодательная власть

 7.Федеральное Собрание РФ состоит из :

А) Совета Федераций Б) Совета национальностей

 В) Общественного совета Г) Государственного Совета

 Д) Государственной Думы

 8. Норма права – это:

А) правило поведения, которое устанавливается в общественной организации

 Б) правило поведения, предписывающее лицам совершать определённые поступки и действия

 В) общеобязательное, установленное или санкционированное и обеспеченное государством правило поведения людей

 Г) правило, определяющее критерий оценки поведения людей

 9. Какие органы власти не входят в правоохранительную систему?

 А) суды Б) прокуратура В) милиция Г) таможня Д) налоговая инспекция

        

10. Соотнесите понятия, которые относятся к форме правления (А) и к форме государственного устройства (Б).

1. Абсолютная монархия

2. Федерация

3. Президентская республика

4. Конфедерация

5. Парламентская республика

6. Унитарное государство

11. Законодательный орган РФ:

 А) Федеральное Собрание Б) Совет Федераций

 В) Государственная Дума Г) правительство

12. Что из указанного не характеризует общие признаки государства?

 А) Единая территория

 Б) Единая армия

 В) Единая система управления территорий

 Г) Единая система законов

 Д) Единый язык общения

13. Соотнесите теории происхождения государства с их характеристиками:

1) классовая (экономическая);

 2) расовая;

 3) психологическая;

 4) политико-правовая;

 5)спортивная.

 A. У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У людей развито чувство послу¬шания, повиновения.

 Б. Возникновение государства связывается с происхождени¬ем игр и физических упражнений, а также спорта в целом. С по¬мощью физического воспитания в Спарте была создана сильная армия, позволившая появиться государству в Греции.

 B. Возникновение государства объясняется общественным разделением труда, появлением прибавочного продукта, частной собственности, что приводит общество к расколу на классы с противоположными экономическими интересами. Государство обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

 Г. Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

 Д. Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

14. Перечислите внешние признаки государства.

15. Назовите виды социальных норм.

        

Итоговая контрольная работа по Праву                                                                      

Задание 1. Выберите верный вариант ответа.

1.Нормы права регулируют:

а) чувства людей;

б) убеждения людей;

в) отношения между людьми;

г) моральные оценки.

2.К юридическим правам относится право на:

а) создание семьи;

б) личное счастье;

в) заботу со стороны близких;

г) личную неприкосновенность.

3.Основные права и свободы принадлежат человеку:

а) с момента приобретения гражданства;

б) с рождения;

в) с совершеннолетия;

г) с 14 лет.

4.К трудовым обязанностям работника не относится:

а) добросовестное исполнение своих обязанностей;

б) соблюдение трудовой дисциплины;

в) бережное отношение к имуществу работодателя и других работников;

г) четкое исполнение всех распоряжений работодателя.

5.Юридической нормой является право на:

а) понимание;

б) образование;

в) сочувствие;

г) взаимопомощь.

6.Подзаконным актом является:

а) Конституция РФ;

б) указ Президента РФ;

в) порядок образования нового субъекта РФ;

г) Договор РФ с другим государством о сотрудничестве в образовании.

7. Среди перечисленных правовых актов наибольшей юридической силой обладает:

а) закон субъекта РФ;

б) постановление правительства;

в) указ Президента РФ;

г) закон Российской Федерации.

8. К принципам правового государства не относится:

а) разделение властей;

б) абсолютизация государственной власти;

в) взаимная ответственность государства и личности;

г) приоритет прав и свобод.

9. Какие из перечисленных территориальных образований не являются субъектами Российской Федерации?

а) Алтайский край;

б) Амурская область;

в) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;

г) г.Уфа(столица Республики Башкортостан).

10. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ» устанавливает, что государственный флаг РФ может быть поднят:

а) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями и во время семейных торжеств;

б) в день рождения главы республики в составе РФ;

в) в день рождения первого Президента РФ

г) в день рождения действующего Президента РФ.

11. Слово «парламент» является названием высшего законодательного органа страны в:

а) Российской Федерации;

б) США;

в) Великобритании;

г) Германии.

12. В соответствии с Конституцией России (Статья 5), Московская область имеет:

а) свою Конституцию и устав;

б) свою Конституцию и законодательство;

в) свой устав и законодательство;

г) свой устав и гражданство.

13. В каком документе РФ закреплены основные права и свободы человека?

а) во Всеобщей декларации прав человека;

б) в Конституции РФ;

в) в Гражданском кодексе РФ;

г) в Трудовом кодексе РФ.

14. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она:

а) является единственным правовым актом государства;

б) принимается высшим органом власти в государстве;

в) не допускает законы и подзаконные акты, противоречащие ей;

г) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы.

15. Конституция РФ вступает в силу:

а) со дня ее одобрения на всенародном референдуме;

б) со дня ее подписания Президентом РФ по результатам всенародного референдума;

в) со дня утверждения результатов референдума Конституционным судом;

г) со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

16. Укажите, что не является требованием, предъявляемым к судебному решению:

а) законность;

б) обоснованность;

в) мотивированность;

г) гласность.

17.В соответствии с Семейным кодексом РФ, отчество присваивается ребенку:

а) только по имени отца;

б) любое по желанию отца;

в) по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ;

г) при разных фамилиях родителей, отчество устанавливается органами опеки и попечительства.

18. Термин «апатрид» означает:

а) иностранец;

б) человек нелюбящий свою родину;

в) лицо без гражданства;

            г)  путешественник.

19. Термин «кадастр» означает:

а) закон;

б) акт;

в) кодекс;

г) систематизированный свод сведений.

20. Интерпол это:

а) Международная полиция;

б) международная поисковая система по розыску преступников;

в) Международная организация уголовной полиции;

г) структурное подразделение ООН для борьбы с преступностью.

21.Главный судебный орган ООН:

а) Международный Трибунал;

б) Генеральная Судебная Комиссия;

в) Международный Суд;

г) Верховный Суд.

Задание II.Согласны ли вы со следующими суждениями? Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»).

22. Гражданин РФ может быть лишен своего гражданства по решению Конституционного суда РФ.

23. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную, муниципальную.

24. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок 72 часа.

25. Уголовный закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

26. Республики, входящие в состав РФ, имеют право устанавливать, кроме русского и свои государственные языки.

27. Президент РФ осуществляет амнистию.

28. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

29. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 23 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж по юридической специальности не менее пяти лет.

Задание III. Почтите определение областей права и поставьте напротив названий соответствующие буквы.

Ответ                                                                      Буквы

30. Конституционное право –

31. Административное право –

32. Гражданское право –

33. Уголовное право –

34. Трудовое право –

А) Регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т.п.).

Б) Отрасль права состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

В) Это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время для отдыха и т.п.

Г) Закрепляет форму правления, форму национально-государственного устройства, права и обязанности граждан (подданных), избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Д) Отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные имущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров и причинения вреда, наследственное право.

Задание IY. Решите задачи.

35. Супруги Сидоровы работают на Крайнем Севере продавцами в магазине по продаже электроники. Вместе с ними проживает их дочь Аня – ученица первого класса общеобразовательной школы.  В течение 2005-2006 учебного года, в начале каждого месяца, Сидоров писал заявления на имя руководства магазина с просьбой о предоставлении ему одного дополнительного выходного дня без сохранения зарплаты в период с 21 по 28 число. Жена Сидорова аналогичного заявления не писала. Но руководство магазина отказывалось в удовлетворении просьбы, ссылаясь на то, что продавцов не хватает, возможность такого выходного не оговаривалась в подписанном сторонами трудовом договоре.

   Определите, кто прав, и какие для этого есть основания

36. Гражданин Иванов опаздывал на авиарейс Екатеринбург – Москва. Остановившись на одной из улиц города, он позвонил в аэропорт и сообщил, что самолет этого рейса заминирован, после чего положил трубку. Рейс был отложен в связи с проверкой угрозы террористического акта. В то же спецслужбы проанализировали магнитофонную запись с угрозой и смогли найти звонившего.

   Какое наказание должен будет понести гражданин Иванов?

37. Гражданин Петров при строительстве дачи решил, что платить постоянно за пользование электроэнергией ему невыгодно. Поэтому он самовольно подключился к электрическим проводам, которые проходили рядом с новостройкой. Вскоре это подключение было обнаружено работниками электрокомпании.

   Какое наказание должен будет понести гражданин Петров?

Задание Y.Дополните недостающие фрагменты из Конституции Российской Федерации.

            Статья 1

38. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…

                     Статья 2

39. Российская Федерация состоит из республик, …

             Статья 11

40. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, …

                     Статья 14

41. Российская Федерация – светское государство. Никакая…

              Статья 21

42. Достоинство личности охраняется государством. Ничто …

                      Статья 59

43. 1. Защита Отечества является…

      2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в …

                     Статья 81

44. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе …

             Статья 116

45. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации правительство Российской Федерации …

              Статья 118

46. Правосудие в Российской Федерации осуществляется …

                       Статья 120

47. Судьи независимы и подчиняются только …

Задание YI. Переведите на русский язык латинские выражения.

Латинские выражения:

48. actum –

49. de facto – 50. de jure –         



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чесменская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза М.Е.Волошина»

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                       

РАССМОТРЕНА  на заседании ШМО

Протокол от 31.08.2016г. № 1  

 Руководитель ШМО__________

Шиховцева С.Е.

СОГЛАСОВАНА.

Зам. директора по УР ____________

 Лысенко О.В.

ПРИНЯТА  на  пед совете.

Протокол от 30.08.2016г.  №1

УТВЕРЖДЕНА  приказом  

директора  школы от

 30.08.2016г. № 60/2

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «экономика» (профильный уровень)  -  11 класс

для  среднего общего  образования

Учитель: Шиховцева С.Е.

        

Чесма, 2016        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт программы ..…………………………………………………………………………………………………  

3

2. Пояснительная записка:…………………………………………………………………………………………………

4

- наименование примерной программы и перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа;

- цели обучения;

- задачи обучения;

- учебник, учебно-методическое обеспечение, интернет- ресурсы;

- распределение учебной нагрузки по четвертям;

- распределение учебной нагрузки по темам курса;

- выделение часов на изучение национальных,  региональных и этнокультурных особенностей;

- требования к уровню подготовки учащихся.

3.Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………….

7

4. Контрольно- измерительные материалы для оценки уровня подготовки  ……………………………………………

10


  1. ПАСПОРТ

рабочей программы учебного предмета «Экономика» (11 класс)

Тип программы: программа   среднего  общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ Чесменская СОШ №1 программа определяет приоритеты в содержании  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации  среднего   общего образования;
  • для администрации МБОУ Чесменская СОШ №1  программа является основанием для определения качества реализации  среднего общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Чесменская СОШ №1

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: учебные занятия   по 2 часа в неделю.

Формы контроля: входной контроль,  I полугодие, годовой контроль.

Итоговый документ: аттестат об  общем среднем образовании.

2. Пояснительная записка

        

        Наименование примерной программы и перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа

        Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и  авторской программы   Г. И. Грибанова «Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций», М: Дрофа 2012г.     Рабочая программа ориентирована на 11 класс, социально-экономический профиль,  из расчёта 2 часа в неделю.

     Преподавание предмета «Экономика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2016-2017 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

-   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 

-   «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03 2004 г. № 1089)

  • «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312)
  • «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03- 1263);
  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г №103/3404)

-  «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839)

 - «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих  государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253).

- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2015-2016 учебном году (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 июня 2016г. №03-02/5361)

Цели обучения

           Изучение экономики в старшей школе на профильном  уровне направлено  на

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям  общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  •  воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и  предпринимательской деятельности.

Задачи программы:

  • Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
  • Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Учебник, учебно-методическое обеспечение, интернет - ресурсы;

  1. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень).- М: Дрофа 2012
  2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
  3.  Обществознание.10-11 классы: подготовка к ЕГЭ, 1CD. – М.: ЗАО, «1C», 2003
  4.  Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
  5.  Учебное электронное издание «Обществознание»
  6. http://www.edu.ru – Образовательный федеральный портал «Российское образование»
  7. http://www.school.edu.ru – Национальный портал "Российский общеобразовательный портал»
  8. http://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

 Распределение учебной нагрузки по четвертям

1 четверть

9 недель

27 уроков

2 четверть

7 недель

21 урок

3 четверть

10 недель

30 уроков

4 четверть

8 недель

24 урока

Распределение учебной нагрузки по темам курса;

1.

Тема1. Бизнес

11 часов

2.

Тема2.Государственные финансы  

15 часов

3.

Тема 3. Макроэкономика

21 час

4.

Тема 4. Международная экономика

10 часов

Тема 5. Российская экономика

7 часов

Итоговое повторение

4 часа


Выделение часов на изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей:

        2 часа при изучении тем «Рынок и рыночный механизм»

Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов по курсу «экономика»

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать 

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения  и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Экономика 11 класс

  1. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Содержание темы

Основные термины и понятия

По плану

По факту

Раздел 1. Бизнес  (10 часов)

Тема 1. Менеджмент  (4 часа)

1

06.09

Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента

Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура.

2

07.09

Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента

Принципы менеджмента. Механизмы координации.Организация производства

3

13.09

Современные тенденции менеджмента

Управление персоналом. Мотивация и контроль.

4

14.09

Менеджмент в России

Тема 2.. Маркетинг  (4 часа)

5

20.09

Маркетинг

Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга.

6

21.09

Маркетинг. Сегментация рынка

Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.

7

27.09

Банкротство фирмы

Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.

8

28.09

Банкротство фирмы

Тема 3. Бизнес-план  (2 часа)

9

03.10

Бизнес-план: его назначение и структура

Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования

10

05.10

Повторение по теме «Менеджмент и маркетинг»

Раздел II. Государственные финансы ()

Тема 1. Фискальная политика (7 часов)

11

11.10

Министерство финансов Государственные финансы.

Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. .Налоги. налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов. Государственная налоговая политика. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины...

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России.

Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

12

12.10

Государственный бюджет. Государственный долг.

13

18.10

Роль налогов в экономике.

14

19.10

Историческая эволюция налогообложения

15

25.10

Виды налогов

16

26.10

Механизм налогообложения

17

08.11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государственные финансы»

Раздел III. Макроэкономика (11 часов)

Тема 1. ВВП, ВНП, НД (5 часов)

18

19

09.11

15.11

Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Международный валютный фонд (МВФ). ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен.

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.  

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

20

21

16.11

22.11

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД)

22

23.11

Практическое занятие «Расчёт основных макроэкономических показателей»

23

29.11

Повторение «Макроэкономика»

Тема 3. Государство и экономика (5 часов)

24

30.11

Причины государственной экспансии в экономику

Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Приватизация, национали-зация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ.

Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности.

25

06.12

Экономические функции государства

26

07.12

Виды национализации

27

13.12

Формы участия государства в экономике в современных условиях

28

14.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство и экономика»

Тема 2. Инфляция (3 часа)

29

20.12

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.

Последствия и издержки инфляции

30-31

21.12

11.01

Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция

32

17.01

Последствия и издержки инфляции

Тема 3.Безработица(3 часа)

33

18.01

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП.

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

34

24.01

Полная занятость и потенциальный ВВП

35

25.01

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости

36

31.01

Повторение по теме «Макроэкономические проблемы»

Тема 4. Экономический рост (5 часов)

37

01.02

Экономический рост

Понятие экономического роста. Факторы экономичес-кого роста: рост населения и численности рабочей силы(фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологи-ческий прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиции-онного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций.

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.  

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

38

07.02

Факторы экономического роста

39

08.02

Современная трактовка экономического роста

40

14.02

Мультипликатор и акселератор

Тема 5. Цикличность развития экономики (5 часа)

41

15.02

Циклическое развитие как свойство капиталистической системы

Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века. Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис

Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.

42

21.02

Фазы экономического цикла

43

22.02

Кризисы

44

28.02

Мировой кризис 2008-2010 гг.

45

01.03

Повторение по теме «Цикличность развития экономики»

Раздел IV. Международная экономика (10 часов)

Тема 1. Международная торговля (3 часа)

46-47

07-08.03

Международная торговля

Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ).», Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.

Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.

Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.

48

14.03

Свободная торговля и протекционизм

49

15.03

Всемирная торговая организация (ВТО)

Тема 2. Международные финансы (4 часа)

50

21.03

Спрос и предложение на рынке

Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

51

22.03

Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы

52-53

04-05.04

Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы

Тема 3. Глобальные экономические проблемы (2 часа)

54

11.04

Понятие глобализации, ее выгоды и риски

Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного благосостояния, равенства, справедливости.

Понятие глобализации, ее выгоды и риски.Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

55

12.04

Краткая характеристика основных глобальных проблем

56

18.04

Повторение по теме «Международная экономика»»

Раздел V. Российская экономика (7 часов)

Тема 1. Становление рыночной экономики в современной России (4 часа)

57

19.04

Краткая экономическая история России до 1917 года

Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики.

Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.

58

25.04

Административно-командная экономика Советского Союза

59

26.04

Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования

60

02.05

Первые результаты и социальная цена реформ

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП.

Тема 2. Современная российская экономика (3 часа)

61

03.05

Ресурсы российской экономики

Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста

62

10.05

Итоги первого десятилетия реформ

63

16.05

Экономическая политика. Стратегия роста

64

17.05

Итоговое повторение

65

23.05

Промежуточная аттестация

66-68

24.05

Резерв


        4.         Контрольно- измерительные материалы для оценки уровня подготовки.

        Контрольная работа за 1 полугодие

Вариант 1.

 Способ хозяйствования, который наследуется и передается из поколения в поколение, называется

1) традиционным                   2) рыночным             3) командным                        4) смешанным

2. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется

1) традиционным                   2) рыночным     3) командным                        4) смешанным

3. Верно ли суждение?

А. В плановой экономике существует государственная собственность на все ресурсы.

Б. Смешанная экономика предполагает наличие государственной собственности.                       

 Варианты ответов:1) верно только А.                                 3) верно А, и Б.

                                 2) верно только Б.                                 4) оба неверны.

4.Преимуществом планового хозяйства является его способность

1) наиболее полно удовлетворять запросы потребителей         2) рационально использовать ресурсы

3) обеспечивать высокий уровень жизни населения        4) сконцентрировать силы и средства для решения какой- либо задачи

5. В стране П. гарантированно равноправие различных форм собственности. Предприятия ориентируются на потребительский спрос и самостоятельно определяют объемы производства. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны П.?

1) плановому                  2) рыночному               3) традиционному                               4) командному

6. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируется обычаями, освещенными временем

Б. В условиях командной (плановой) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.                             

Варианты ответов:1) верно только А.                                 3) верно А, и Б.

                               2) верно только Б.                                 4) оба неверны

7.  Соотнесите типы экономических систем и характеризующие  их признаки.

Признаки                                                                        Типы

1) конкуренция товаропроизводителей;              А) рыночная экономика;

2) экономическая свобода потребителя                 Б) командная экономика.

и производителя;              

3) централизованное ценообразование;

4) директивное планирование экономической деятельности.

8. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧ. СИСТЕМ

ТИПЫ

ЭКОНОМИЧ.

СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно

     -командная

Б)

контроль за производством и распределением

со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

 

 

Г)

централизованное ценообразование

 

 

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

 

 

        


 Вариант  2 

  1. Какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции?
  1. однородность продукции;
  2. мобильность ресурсов;
  1. реклама;
  2. большое число покупателей.
  1. Какой тип рынка характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей продукции:
  1. Монопсония;
  2. Монополистическая конкуренция;
  3. Совершенная конкуренция;
  4. Олигополия.
  1. Какой рынок больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
  1. парфюмерии;
  2. мобильных телефонов;
  3. пшеницы;
  4. нефти.
  1. Что из ниже перечисленного неверно для рынка совершенной конкуренции?
  1. Большое количество производителей;
  2. Дифференцированный товар;
  3. Отсутствие барьеров на вход и выход из отрасли;
  4. Нет верного ответа.
  1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
  1. Значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
  1. Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
  2. Все продавцы и покупатели имеют одинаковую информацию о рынке;
  3. Все предыдущие ответы верны.
  1. Какая отрасль относится к коммунальным услугам:
  1. Газоснабжение
  2. Парфюмерия
  3. Маршрутное такси
  4. Цветочные киоски
  1. Естественные  монополии разрешены, потому что
  1. Государство не в состоянии контролировать их деятельность
  2. Конкуренция может повредить общественным интересам
  3. Предприятия получают помощь от государства
  4. Предприятия имеют исключительно крупные размеры
  1. На рынке мобильных телефонов господствуют несколько крупных корпораций. В этой отрасли конкуренция:
  1. Отсутствует
  2. Носит только ценовой характер
  3. Ведет к неэффективному производству
  4. Не является ценовой, а ведется вокруг потребительских свойств мобильных телефонов
  1. Какая фирма имеет больше свободы при установлении цен?
  1. Единственный производитель товара, для которого нет заменителей
  2. Одна из 100 фирм данной отрасли
  3. Одна из трех компаний отрасли
  4. Единственный производитель товара, для которого  есть множество заменителей
  1. Примером  барьера для входа фирм в отрасль может быть:
  1. Большой стартовый капитал
  2. Патент
  3. Контрольный пакет акций
  4. Верно а) и b)

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

Часть А.

  1. Задачей экономики как науки является:
  1. Заключение предпринимательской сделки,
  2. Разработка способов достижения сбалансированности госбюджета,
  3. Управление качеством производимой предприятием продукции,
  4. Использование машин и оборудования.

  1. Решение главных вопросов экономики направлено на

  1. Борьбу с монополизацией экономики,
  2. Эффективное распределение и использование ресурсов,
  3. Повышение стоимости основных факторов производства,
  4. Снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

  1. Экономическая жизнь общества включает

  1. Исследование последствий изменения климата,
  2. Определение полномочий местных органов самоуправления,
  3. Выбор способов снижения затрат производства,
  4. Разработку принципов формирования правового государства.

  1. Что характерно для предприятия любой формы собственности:

  1. Обладает экономической самостоятельностью,
  2. Выплачивает налоги,
  3. Имеет право выпускать ценные бумаги,
  4. Привлекать работников к управлению

  1. Условием успешности рыночного регулирования экономики является:

  1. Постоянный рост объемов производства,
  2. Многообразие форм собственности,
  3. Устранение неравенства потребителей,
  4. Стабильность цен.

  1. Одним из условий повышения производительности труда работников является:

  1. Платежеспособность населения,
  2. Цикличность производства,
  3. Разделение труда,
  4. Снижение затрат производства.

  1. Мебельная фабрика по договору передала в аренду строительному кооперативу часть свободных помещений сроком на пять лет. Пример иллюстрирует право собственника

  1. Распоряжаться,
  2. Владеть,
  3. Наследовать,
  4. Пользоваться.

  1. Работники предприятия, выполняя задания общего трудового плана, не привлекаются к участию в управлении производством и распределения дохода. Это характерно для деятельности предприятия:

  1. Государственного,
  2. Индивидуального частного,
  3. Акционерного,
  4. Кооперативного.

  1. Рыночная экономика предполагает участие потребителей в

  1. Установлении рыночной цены товаров,
  2. Распределении производственных ресурсов,
  3. Выборе методов кредитования предприятий,
  4. Определении налоговых льгот.

  1. Верны ли суждения?

            А) Разделение труда способствует повышению его производительности.

            Б) Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.

1) верно только А,

2) Верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения не верны

Часть В.

  1. Напишите слово, пропущенное в схеме:

Главные вопросы экономики

Что производить

……

Для кого производить

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, кроме одного, относятся к понятию «собственность». Укажите лишнее.

Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.

  1. Найдите в приведенном списке отличительные характеристики рыночной экономики:
  1. Связано со сводным ценообразованием,
  2. Осуществляется экономическими методами,
  3. Использует механизм налоговой политики,
  4. Основано на законе,
  5. Обеспечивает подчинение экономических институтов государству.

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.  Определите, какие положения носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

1. Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. 2. Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). 3. Скорее всего, замедлению показателя способствует снижению цен на нефть на мировых торговых площадках. 4. Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

  1. Установите соответствие:

Примеры

Факторы производства

А

Токарный станок,

1

Земля

Б

Каменный уголь,

2

Труд

В

Наладчик оборудования,

3

Капитал

Г

Офис фирмы,

Д

Менеджер

Часть С.

  1. Какой смысл вкладывают экономисты в понятие «специализация»? Составьте три предложения, раскрывающих суть данного понятия.

  1. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы в стране Z? Сформулируйте три вопроса для получения дополнительной информации.
  2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по вопросу «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....

рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....