рабочая программа по праву в 10 классе
рабочая программа по праву (10 класс) по теме

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Михайловская СОШ

Принята                                                                         Утверждена

на заседании МО                                              приказом №____от «__»___2011г

(протокол №__от «__»___2011г)                    Директор школы: ________ Преседатель МО:_______                                                               Дубкова Г. А.

                        Е.Н.Ейбауэр

                                                                        

 

Рабочая программа

учебного предмета «История» 

в 11 классе

на 2011 – 2012 учебный год

количество часов в неделю - 2

Составила:

                                           учитель истории

Ейбауэр Елена Николаевна  

Пояснительная записка.

        Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

         

Программа: электронный вариант.

         

Учебник:  Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 11 класс. М., Дрофа, 2004.  Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Место предмета в  учебном плане МБОУ Михайловской СОШ.

Учебным планом МБОУ Михайловской СОШ на изучение истории в 11 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 68 учебных часов в год.

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
  3. освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
  5. формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать

  1. основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. историческую обусловленность современных общественных процессов;
  5. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
  6. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  7. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;
  2. критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
  3. уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
  4. осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Тематическое планирование

Название разделов и тем

Всего часов по рабочей программе

Из них контрольные работы

Всего

68

Вводный урок

1

Россия и мир в начале XX века.

6

Мировая война и революционные потрясения.

9

Мир в межвоенный период.

4

Социалистический эксперимент в СССР.

6

1

Вторая мировая война.

9

Биполярный мир и «холодная война»

4

СССР и социалистические страны Европы.

4

Запад и «третий мир» во второй половине XX века.

5

1

Россия в современном мире.

9

1

Духовная жизнь.

8

Урок повторения и обобщения.

1

1

Итого:

68

4


Календарно - тематическое планирование, 11 класс.

№ п/п

Название разделов и тем уроков

Всего часов

Содержание материала (основные вопросы и понятия)

Дата

Примечание

    1.

Вводный урок

    1

Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.

Тема 1. Россия и мир в начале XX века.

    6

    2.

Новые тенденции в развитии общества.

    1

Научно – технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества. Идейные течения.

  3, 4.

Первая российская революция.

     2

Первая российская революция. Формирование многопартийности и начал парламентаризма.

     5.

Российское общество и реформы.

     1

Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Программа правительства П. А. Столыпина. непоследовательность реформаторского курса.

     6.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов.

     1

Особенности развития российской экономики. Роль государства. Россия и индустриальные страны Запада. Основные направления внешней политики России.

     7.

Урок обобщения по теме «Россия и мир в начале XX века».

    1

Тенденции экономического и политического развития крупнейших стран мира, место России в мире.

Тема 2. Мировая война и революционные потрясения.

    9

  8, 9.

Первая мировая война.

    2

Борьба за передел мира. Первая мировая война (основные фронты. итоги). Участие России в первой мировой войне. Война и общество.

10, 11.

Российская революция 1917 года.

    2

Февральская революция и альтернативы развития страны. Кризисы власти. Феномен большевизма. Октябрь 1917 г. В оценках современников и историков.

12, 13.

Гражданская война в России.

    2

Гражданская война (этапы и итоги). Связь гражданской войны с социальной и экономической политикой большевиков. Политика «военного коммунизма» и ее результаты. Причины победы большевиков.

    14.

От Российской республики Советов к СССР.

    1

Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конституция СССр 1924 г.

    15.

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

    1

Итоги Первой мировой войны. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Версальский мирный договор. Революционные процессы в Европе.

    16.

Урок обобщения по теме «Мировая война и революционные потрясения».

    1

Цели участников войны. Влияние войны на исторические судьбы России. Эволюция основных политических сил в годы войны.

Тема 3. Мир в межвоенный период.

    4

    17.

Мировой экономический кризис.

    1

Экономическое развитие стран Запада в 20-е годы. Проявление кризисных явлений в разных странах мира.

    18.

Тоталитарные режимы в Европе.

    1

Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Фашизм и национал - социализм: идеология и политическая практика. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы.

    19.

Модернизация в странах Европы.

    1

Страны Востока после окончания Первой мировой войны

    20.

Урок обобщения по теме «Мир в межвоенный период».

    1

Экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг. Тоталитаризм: сущность, причины возникновения. Особенности модернизации.

Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР.

    6

    21.

Советская страна в годы НЭПа.

    1

Кризис политики «военного коммунизма». Переход к «новой экономической политике». Основные направления НЭПа. Трудности и противоречия НЭПа. Усиление позиций И. В. Сталина.

22, 23.

Пути большевистской модернизации.

    2

Особенности модернизации в СССР. Свертывание НЭПа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Массовые репрессии. Изменение социальной структуры общества.

24, 25.

СССР в системе международных отношений.

    2

Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Полоса международного признания СССР. Лига наций. Дальневосточная политика. Политика коллективной безопасности. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны.

   26.

Урок обобщения по теме «Социалистический эксперимент в СССР».

    1

Социалистический эксперимент, сталинский режим. Внешнеполитическая стратегия СССР в 20 – 30-х гг.

Тест «Советский Союз в 1920-1930-х гг.»

(Тематические тренировочные задания. ЕГЭ.)

Тема 5. Вторая мировая война.

    9

    27.

Агрессия гитлеровской Германии.

    1

Причины войны. Периодизация. Разгром Польши и Франции. Военные действия в Африке и на Балканах.

    28.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

     1

Укрепление военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско – финляндская война, расширение территории.

   29.

Начало Великой Отечественной войны.

    1

Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Начало Сталинградской битвы. Образование Антигитлеровской коалиции.

30, 31.

Коренной перелом.

    2

Начало коренного перелома. Битва на Курской дуге и ее значение. Советское общество в годы войны. Тыл в годы войны. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения.

32, 33.

Победа Антигитлеровской коалиции.

    2

Наступательные операции зимой – весной 1944 г. Операция «Багратион». Открытие второго фронта. Движение Сопротивления. Разгром Японии. историческое значение победы СССР. Итоги Второй мировой войны.

34, 35.

Уроки обобщения по теме «Вторая мировая война».

    2

Причины победы Антигитлеровской коалиции. Решающая роль СССР. Взаимоотношения союзников. Итоги.

Тема 6. Биполярный мир и «холодная война».

    4

   36.

Начало противостояния.

    1

Политические последствия Второй мировой войны. Начало «холодной войны». СЭВ. Создание НАТО и ОВД. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния.

   37.

Мир на грани ядерной войны.

     1

Смена ориентиров советской внешней политики. Обострение международной обстановки. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

   38.

От разрядки к новому противостоянию.

     1

Начало разрядки международной напряженности. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Идеологическая борьба.

    39.

Урок обобщения по теме «Биполярный мир и «холодная война».

    1

Эпоха «холодной войны». Предпосылки перехода к политике разрядки. Новое противостояние между восточным и западным блоком.

Тема 7. СССР и социалистические страны Европы.

    4

   40.

СССР: от Сталина к началу десталинизации.

    1

Экономические последствия войны. Восстановление экономики. Сталинская диктатура. Новый виток репрессий. Хрущев: реформаторство и утопизм. Десталинизация. Итоги реформ.

   41.

Кризис «развитого социализма».

    1

Приход к власти Л. И. Брежнева. Власть номенклатуры. Проблемы экономики. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Диссиденты. Углубление кризиса «развитого социализма».

   42.

Социализм в Восточной Европе.

    1

Установление просоветских режимов. Методы и средства строительства социализма. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна».

   43.

Урок обобщения по теме «СССР и социалистические страны Европы».

    1

Развитие СССР и стран Восточной Европы: общее и особенное. Десталинизация. Кризисные явления в СССР и странах Восточной Европы.

Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века.

    5

   44.

Общественно-политическое развитие Запада в 40 – 60-х годах.

 

    1

Превращение США в сверхдержаву. Концепция «государства благосостояния»: успехи и неудачи. Изменения в социальной структуре общества.

   45.

Научно-техническая революция и общество в 70 – 80-х годах.

    1

Новый этап НТР и его последствия, проблемы. Социальные движения протеста в странах Запада. Кризис «государства благосостояния» и переход к политике неоконсерватизма.

46, 47.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

    2

Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Япония – экономический лидер Азии. Влияние ислама. Идеи социализма в «третьем мире». Особенности развития Латинской Америки.

   48.

Урок обобщения по теме «Запад и «третий мир» во второй половине XX века».

    1

Индустриальное общество, кризисы в экономическом развитии стран Запада. Модернизация в странах «третьего мира».

Тест «СССР в середине 1960-х- середине 1980-х гг.»

Тема 9. Россия в современном мире.

    9

49, 50.

СССР в период «перестройки»

    2

М. С. Горбачев. Необходимость реформ. Курс на «ускорение». Гласность. «Новое мышление» в советской внешней политике, окончание «холодной войны». Кризис власти. Распад СССР и создание СНГ.

    51.

Крах социализма в Восточной Европе.

    1

Революции конца 80-х гг. Национальные конфликты и экономические проблемы. Рыночные реформы.

   52.

Становление новой России.

    1

Реформирование экономики. Курс на создание гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. противостояние властей. Либерализация цен, приватизация. Формирование основ рыночной экономики.

53, 54.

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике

    2

Новая Конституция РФ. Курс на стабилизацию. Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Расстановка политических сил в 1995 – 1996 гг. Финансовый кризис 1998 г. В. В. Путин.

55, 56.

Мир на пороге XXI века.

    2

Современная мировая цивилизация: пути развития. Интеграционные процессы. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Международные отношения, организации и движения. Роль ООН в современном мире.

    57.

Урок обобщения по теме «Россия в современном мире».

    1

Политика перестройки и ее роль в жизни СССР и стран Восточной Европы. Основные этапы становления российской государственности. Основные черты нового российского общества.

Тест «Эпоха «перестройки» и распада СССР (1985 – 1991 гг.)».

Тема 10. Духовная жизнь.

    8

    58.

Развитие научной мысли.

    1

Теория относительности и новая физическая картина мира. Достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы.

    59.

Научно-технический прогресс.

    1

Развитие транспорта, автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Радио, телевидение. Информационные и компьютерные технологии.

60, 61.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры.

    2

Авангардизм: особенности и крупнейшие представители. Реалистическое искусство. Плюралистическая художественная культура. Музыка. Архитектура, Массовая культура.

    62.

Российская культура «Серебряного века».

    1

«Серебряный век». Основные течения и направления русского искусства и литературы. Проблемы культуры. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы.

63, 64.

Культура России: от социалистического реализма к свободе творчества.

    2

Революция и культура. От художественного плюрализма к социалистическому реализму. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX века. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.

     65.

Урок обобщения по теме «Духовная жизнь».

     1

Этапы изменения жизни в XX веке. Естественнонаучная картина мира конца 20 века. Традиции и новаторство современной культуры. Роль культуры России в современном мире.

    66.

Урок повторения и обобщения.

     1

Тест «Современная Россия (90-е гг. ΧΧв. – начало ΧΧIв.)

(Тематические тренировочные задания.)

67, 68

Итоговое повторение

2


Учебно – методическая литература:

  1. Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 11 класс. М., Дрофа, 2004.
  2. История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник./ Барабанов В. В., Николаев А. Б., Рожков Б. Г. М., ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.                                                                  
  3. Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-е годы XX – начале XXI века. Дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2002.
  4. Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир. История XX в. 11 класс. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2005.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Мифология (Двуречье, Египет, Греция, Рим), Сост. О.А.Могила; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»». 2001г.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Культура, Сост. Н.В.Чудакова ; М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». 1997г.
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Архитектура, Сост. Л.Л.Бурмистрова; М.: ООО  «Издательство Астрель». 2002г.
  4. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Религия, Сост. О.А.Могила; М.: ООО  «Издательство АСТ». 2001г.
  5. Я познаю мир: Дет. энцикл. : История, Сост. Н.В.Чудакова; М.: ООО  «Издательство АСТ». 19998г.
  6. Энцикл.: История от Средних веков до 1914г., Сост. Энн Миллиард; М.: «РОСМЭН», 1997г.
  7. Энцикл.: Когда, где, как и почему это произошло, Редактор Майкл Уорт Дэвисон; Лондон- Нью-йорк – Сидней – Кейптаун - Монреаль: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1998г.

  1. CD – диски:

  1. Компакт – диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  2. Компакт – диск «Энциклопедия истории России (862 – 1917гг)»
  3. Компакт – диск «Битва за Москву»
  4. Компакт – диск «От Кремля до Рейхстага», 2 диска
  5. Компакт – диск «История России»
  6. Компакт – диск «Россия на рубеже третьего тысячелетия»
  7. Компакт – диск «Энциклопедия Кругосвет 2006»
  8. Компакт – диск «История России ΧΧ век», 4 диска
  9. Компакт – диск «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия (Новейшее время)»
  10. Компакт – диск «Уроки отечественной истории  Кирилла и Мефодия (до ΧIΧ века)»

ОБОРУДОВАНИЕ

- компьютер

- колонки

Список используемых наглядных пособий

Карты:

  1. Европа в VIII – начале XI в.
  2. Европа в начале Нового времени.
  3.  Европа с 1799 по 1815 г.
  4.  Европа в 50 – 60-х г. XIX в.
  5.  Война за независимость и образование США (1775 – 1783).
  6.  Гражданская война в США (1861 – 1865).
  7. Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 г.
  8.  Российская империя в начале XIX в. по 1861 г. Европейская часть.
  9.  Россия в XIX – начале XX столетия.
  10.  Российская империя в XVIII в.
  11.  Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.



Предварительный просмотр:

МБОУ Михайловская СОШ

РАССМОТРЕНО                                                 УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО                                                  Директор школы____________

«__»__2010 г.                                                                                      Дубкова Г. А.

 Протокол  №__                                               (приказ № __ от «__»___2010 г.)

Председатель ШМО:_______

                                    Е.Н.Ейбауэр

                                               

Рабочая программа

учебного предмета «История»

в 10 классе

на 2011 – 2012 учебный год

количество часов в неделю - 2

Составила:

                                                                     учитель истории

 Ейбауэр Елена Николаевна

История, 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  уровне.

         

Программа: электронный вариант.

         

Учебник: Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 10 класс. М., Дрофа, 2004. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Место предмета в  учебном плане МБОУ Михайловской СОШ.

Учебным планом МБОУ Михайловской СОШ на изучение истории в 10 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 72 учебных часа в год.

Цели:

  1. Формировать целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;
  2. Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  3. Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
  4. Создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.

Задача:

        Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории. Это позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.

Тематическое планирование

№ п\п

              Название разделов и тем

Всего часов по тематическому планированию

Контрольные работы

1.

Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья.

6

2.

Древняя Русь.

9

3.

Западная Европа в XI – XV вв.

4

4.

Российское государство в XIV – XVII вв.

9

1

5.

Запад в Новое время.

8

6.

Российская империя в XVIII веке.

5

7.

Запад в XIX в.: становление индустриальной цивилизации.

8

1

8.

Россия на пути модернизации.

9

9.

Культура в XIX веке.

6

10.

Уроки повторения и обобщения.

6

1

11.

Резерв времени.

2

Итого:

72

3


Календарно - тематическое планирование, 10 класс.

№ п/п

Название разделов и тем уроков

Всего часов

Содержание материала (основные вопросы и понятия)

Проверка сформированности умений

Дата

Примечание

Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья.

     6

    1.

Вводный урок.

Древний Восток и античный мир.

     1

Присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие, монархия, деспотия, античная цивилизация, эллинизм.

    2.

Рождение европейской средневековой цивилизации.

     1

Гибель Римского государства. Европейская средневековая цивилизация. Великое переселение народов. Романизация, христианство.

    3.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье.

     1

Варварские королевства. Феодальная раздробленность и имперское единство. Церковь и государственная власть. Социальная структура западноевропейского средневекового общества. Сословия. Социальная иерархия.

    4.

Византийская империя и восточнохристианский мир.

     1

Власть светская и духовная. Католический и православный мир. Монастыри. Картина мира средневекового европейца.

    5.

Исламский мир.

     1

Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование халифата. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы.

    6.

Урок обобщения по теме «Цивилизации древнего мира и раннего Средневековья».

     1

Цивилизация как ступень развития общества. Характерные черты цивилизационных общностей Древнего мира и раннего Средневековья.

Тема 2. Древняя Русь.

      9

    7.

Народы Восточной Европы.

      1

Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействие славян и степных кочевников. Особенности первых государств.

    8.

Восточные славяне в древности.

      1

Основные занятия славян, религиозные представления, верования восточных славян. Общественный строй.

  9.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

      1

Происхождение государственности на Руси. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси.

  10.

Государство и общество.

      1

Организация управления государством. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда.

  11.

Церковь и культура.

      1

Развитие городов. Ремесло и торговля. Древнерусская культура.

  12.

Раздробленность Руси.

      1

Политическая раздробленность, причины. Развитие отдельных земель Руси: Владимиро - Суздальское княжество. Новгородская республика. Политический строй. Общественная жизнь, культура.

  13,             14.

Русь между Востоком и Западом.

      2

Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Русь и монголы после образования Золотой Орды.

  15.

Урок обобщения по теме «Древняя Русь».

      1

Особенности становления государства у восточных славян. Периоды политического развития Древней Руси.

Тема 3. Западная Европа в XI – XV вв.

      4

  16.

Экономическое и политическое развитие.

      1

Отделение ремесла от сельского хозяйства. Причины укрепления городов. Создание централизованных государств. Индульгенция.

  17.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

      1

Взаимоотношения православного, католического, мусульманского миров, причины изменения. Крестовые походы. Гибель Византийской империи.

  18.

Культура средневекового Запада.

     

      1

«Городская» культура, «рыцарская» культура, «крестьянская» культура. Идеология гуманизма.

  19.

Урок обобщения по теме «Западная Европа в XI – XV вв.»

     

      1

Византия – наследница античного мира и часть христианской цивилизации. Города – главные центры средневекового Запада.

Тема 4. Российское государство в XIV – XVII вв.

      9

  20,   21.

Москва во главе объединения русских земель.

      2

Русь: от раздробленности к объединению. Великое княжество Литовское и Польша. Формирование территории единого государства. Борьба за независимость, Дмитрий Донской.

  22.

Россия: третье православное царство.

      1

Централизация власти. Светская власть и церковь. «Москва – третий Рим».

  23, 24.

Кризис государства и общества. Смутное время.

      2

Кризис конца XVI – начала XVII в. Смута (причины, сущность, последствия). Опричнина, гражданская война, интервенция.

  25.

Становление самодержавия Романовых.

      1

Экономическое развитие. Особенности развития мануфактурного производства. Становление российского абсолютизма. Социальная структура. Государство и церковь. Раскол. Ереси.

  26.

Начало формирования многонационального государства.

      1

Расширение территории, народы в составе Российской империи. Внешняя политика России.

  27.

Русская культура XIV –XVII вв.

      1

Культура: обмирщение, сословный характер, светское искусство.

  28.

Урок обобщения по теме «Российское государство в XIV – XVII вв.».

     

      1

Эволюция политического строя. Расширение территории. Церковь и государство.

Тест «Русские земли в XIV – XVII вв.»

Тематические тренировочные задания. ЕГЭ.

Тема 5. Запад в Новое время.

      8

  29, 30.

Европа в начале Нового времени.

      2

Великие географические открытия и их последствия, колониальные завоевания. Реформация и Контрреформация в Европе. Начало процессов модернизации.

  31.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.

      1

Абсолютизм, его социальные и политические функции. Английская революция XVII в.

  32.

Эпоха Просвещения.

      1

Революция в естествознании, идеи эпохи Просвещения.

  33, 34.

Революции XVIII столетия.

     

      2

Революции XVIII века. Конституция, три ветви власти, федерализм, жирондисты. Якобинцы.

  35.

Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв.

 

      1

Эпоха Возрождения. Искусство эпохи абсолютизма.

  36.

Урок обобщения по теме «Запад в новое время».

      1

Черты развития западноевропейской цивилизации, революции. Роль религиозного фактора.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

      5

  37.

Власть и общество.

      1

Необходимость преобразований. Внешняя политика и военные реформы.  Российский вариант «просвещенного абсолютизма».

  38.

Социально-экономическое развитие страны.

      1

Экономическое развитие, аграрное производство, крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства. Сословная структура российского общества.

  39.

Расширение территории государства

      1

Расширение территории российского государства. Народы в составе Российской империи.

  40.

Образование, наука, культура.

      1

Культура России XVIII века. Расширение культурных связей с Европой.

  41.

Урок обобщения по теме «российская империя в XVIII веке».

      1

Тенденции развития России в XVIII веке.

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.

      8

  42.

Эпоха наполеоновских войн.

      1

Отечественная война 1812 г. Крах наполеоновской империи.

  43.

Промышленный переворот и становление  индустриальной цивилизации.

      1

Промышленный переворот XIX в., его экономические и социальные последствия.

  44, 45.

Революции и реформы.

      2

Реформы и революции в Европе XIX в.

  46.

Идейные течения и политические партии.

      1

Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений.

  47.

Колониальные империи.

      1

Завершение колониального раздела мира. Деколонизация.

  48.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

      1

Возникновение национальных государств. Политическое развитие стран западного мира.

  49.

Урок обобщения по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации»

     

      1

Формирование индустриальной цивилизации Запада: факторы, черты. Идеологические и политические течения.

Тест «Российская империя в XIX в.».

Тематические тренировочные задания.

Тема 8. Россия на пути модернизации.

     9

  50.

Российское государство в первой половине XIX века.

     1

Модернизация. Попытки проведения реформ в начале века.

  51.

Общественная жизнь в первой половине XIX веке.

 

     1

Выступление декабристов. Взгляды на путь развития страны: славянофилы и западники, сторонники общинного социализма.

52,53.

Реформы 1860 – 1870-х гг.

     2

Реформы 60 – 70-х гг., их экономические и социальные последствия.

  54.

Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.

      1

Экономическая политика государства в пореформенный период.

  55.

Общественное движение в России во второй половине XIX века.

      1

Русский либерализм, народничество. Возникновение рабочего движения. Консерваторы.

  56, 57.

Россия – многонациональная империя.

      2

Расширение территории, пути создания империи. Народы Российской империи в XIX веке.

  58.

Урок обобщения по теме «Россия на пути модернизации».

      1

Предпосылки модернизации, реформы XIX века: цели, направленность. Результаты. Россия – многонациональная империя.

Тема 9. Культура XIX века.

      6

  59.

Научно-технический прогресс и общество.

     

      1

Физическая  и эволюционная картины мира, научно - технический прогресс, образование, средства массовой информации.

  60,61.

Мировая художественная культура.

     2

Мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры.

  62 - 64.

Культура России в XIX веке.

     3

Российская культура XIX века. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства.

Тема 10. Повторение и обобщение.

6

65.

Повторение и обобщение тем «Культура 19 века», «Россия на пути модернизации».

1

66

Повторение  тем «Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации», «Запад в Новое время».

1

67

Повторение  темы «Российская империя в 18 веке»

1

 68

Повторение темы «Российское государство в 14 – 17 веках»

 1

69

Повторение темы «Древняя Русь»

1

70

Итоговый контроль.

Итоговый тест.

Материалы ЕГЭ.

71-72

Резерв времени.

2

Проведение административных контрольных работ.

Учебно – методическая литература:

  1. Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 10 класс. М., Дрофа, 2004.
  2. История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник./ Барабанов В. В., Николаев А. Б., Рожков Б. Г. М., ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.                                                                  
  3. Козленко С. И., Бондарь С. В., Фадеева Д. А. История России и всеобщая история. Тематическое поурочное планирование. 5 – 11 классы. М., ООО Издательский дом «Новый учебник» , 2004.
  4. Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева и др. «Россия и мир». 10 класс. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2005.

Список используемых наглядных пособий

Карты:

  1. Древнейшие государства мира.
  2. Римская республика III – I вв. до н. э.
  3. Древний Восток. Индия, Китай.
  4. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
  5. Завоевания А. Македонского в IV в. до н. э.
  6. Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.
  7. Арабы в VII – XI вв.
  8.  Франкское государство в V – середине IX в.
  9.  Европа в VIII – начале XI в.
  10.  Европа и Ближний Восток во время крестовых походов.
  11.  Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы.
  12.  Европа в XVI в.
  13.  Византийская империя и славяне в VI – IX вв.
  14.  Европа в XIV – XV вв.
  15.  Европа в XVI – первой половине XVII в.
  16.  Европа в начале Нового времени.
  17.  Европа с 1799 по 1815 г.
  18. Война за независимость и образование США (1775 – 1783).
  19.  Гражданская война в США (1861 – 1865).
  20.  Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в середине XVII – XVIII в.
  21.  Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в.
  22.  Российская империя во второй половине XVIII в.
  23.  Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в. (европейская часть).
  24.  Крестьянская война в России в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов.
  25.  Феодальная раздробленность Руси XII – первой трети XIII в.
  26.  Русские княжества в XII – начале XIII в.
  27.  Образование русского централизованного государства.
  28.  Российская империя в XVIII в. (европейская часть).
  29.  Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 г.
  30.  Отечественная война 1812 г.
  31.  Российская империя в начале XIX в. по 1861 г. Европейская часть.
  32. Российская империя в XVIII в.
  33.  Российское государство в XVI в.



Предварительный просмотр:

МБОУ Михайловская СОШ

Принята                                                         Утверждена

на заседании МО                                приказом №__от «__»__2011г.

(протокол №__от__2011г.)                        Директор школы: _________

Председатель МО: ________                                             Дубкова Г.А.

                      Ейбауэр Е.Н.

Рабочая программа

 по учебному предмету

«Право»

в 10 классе

на 2011 – 2012 учебный год

количество часов в неделю - 2

Составила:

учитель истории

Ейбауэр Елена Николаевна

РАБОЧАЯ программа

среднего (полного)  общего образования

НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ПРАВУ

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:

проблемы взаимоотношений права и государства;

система и структура права;

правотворчество и правоприменение;

правоотношения;

правонарушения и юридическая ответственность;

право и личность; [1]

основные правовые системы современности;

конституционное право;

гражданское право;

семейное право;

трудовое право;

административное право;

уголовное право;

экологическое право;

международное право;

правосудие;

юридическое образование.

.

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  1. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  1. освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  1. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  1. формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.

Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(72 Ч.)

№ п\п

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

I.

Право и государство.

13 часов

Происхождение права и государства. (2)

Сущность права. (2)

Сущность государства. (2)

Формы государства. (2)

Функции государства. (2)

Гражданское общество. (2)

Тестирование. (1)

II.

Форма и структура права.

 11 часов

Право в системе социальных регуляторов. (2)

Нормы права.(2)

Источники права. (2)

Система права. (2)

Правовые системы современности. (2)

Тестирование. (1)

III.

Правотворчество и правореализация.

18 часов

Правотворчество. (2)

Реализация и толкование права. (2)

Правовые отношения. (3)

Законность и правопорядок. (2)

Механизм правового регулирования. (2)

Правосознание и правовая культура. (2)

Правонарушение и юридическая ответственность. (2)

Преступление и наказание. (2)

Тестирование. (1)

IV.

Право и личность.

9  часов

Права человека: понятие, сущность, структура. (1)

Правовой статус человека и гражданина.  (2)

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. (3)

Международная защита прав человека. (2)

Тестирование. (1)

V.

Основы конституционного права Российской Федерации.

19 часов

Конституционное право Российской Федерации. (2)

Основы конституционного строя Российской Федерации. (3)

Система органов государственной власти Российской Федерации. (3)

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. (2)

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. (3)

Избирательное право. (3)

Избирательный процесс. (3)

Резерв учебного времени.

2 часа

Проведение административной контрольной.

Итого: 72 часа

Тематическое планирование

по праву, 10 класс.

Название разделов и тем

Всего часов по рабочей программе

Из них контрольные работы

Право и государство.

13

1

Форма и структура права.

11

1

Правотворчество и правореализация.

18

1

Право и личность.

9

1

Основы конституционного права Российской Федерации.

19

1

Резерв учебного времени.

2

Итого:

72

5


Календарно-тематический план

(72 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Содержание материала (основные вопросы и понятия)

Дата

Примечание

 Тема 1. Право и государство. (13 часов)

1-2

Происхождение права и государства.

1

Уметь высказывать свой мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определения понятий. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе.

Ранние формы права и государства.

3-4

Сущность права.

1

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.

Таблицы.

Схемы

5-6

Сущность государства.

1

 Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.

7-8

Формы государства.

Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

Таблицы.

Схемы

9-10

Функции государства.

Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.

11-12

Гражданское общество.

Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

13.

Урок обобщения. Тестирование.

Тест №1

Тема 2. Форма и структура права. (11 часов)

14-15

Право в системе социального регулирования.

Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.

Таблицы.

Схемы

16-17

Норма права.

Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.

18-19

Источники права.

Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

20-21

Система права.

Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.

Таблицы.

Схемы

22-23

Правовые системы современности.

Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

24

Урок обобщения. Тестирование.

Тест №2

Тема  3. Правоотношения и правовая культура (18 часов)

25-26

Правотворчество.

Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

27-28

Реализация права.

Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

29-31

Правовые отношения.

Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.

32-33

Законность и правовой порядок.

Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.

34-35

Механизм правового регулирования.

Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.

36-37

Правосознание и правовая культура.

Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.

38-39

Правонарушение и юридическая ответственность.

Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.

40-41

Преступление и наказание.

Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.
Со¬стояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

42

Урок обобщения. Тестирование.

Тест №3

Тема 4. Право и личность (9 часов)

43

Права человека.

Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.

44-45

Правовой статус личности.

Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.

46-48

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации.

Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

49-50

Международная защита прав человека.

Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.

51

Урок обобщения. Тестирование.

Тест №4

Тема 5. Основы конституционного права (19 ч)

52-53

Конституционное право Российской Федерации.

2

Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.

54-56

Основы конституционного строя РФ.

3

Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.

57-59

Система органов государственной власти РФ.

3

Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.

Таблицы.

Схемы

60-61

Система конституционных прав и свобод в РФ.

2

Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.

62-64

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации.

3

Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.

65-67

Избирательное право.

3

Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.

68-70

Избирательный процесс.

3

Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

71-72

Резерв учебного времени.

2

Проведение административных контрольных работ.

Тест №5


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.

             Литература для учащихся:

  1. Боголюбов Л.Н. Право: Учебник для 10 класса. Профильный уровень: М.:  «Просвещение», 2010.

           Литература для учителя:

1.  Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..

2.  Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.:     Дрофа,  ВИТА-Пресс, 2004

     

         Список дополнительной литературы:

1.    Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

2.    Никитин А.Ф.Конституционное право

3.    Никитин А.Ф.Уголовное право

4.    Никитин А.Ф. Налоги

5.    Никитин А.Ф Права человека

  1. CD – диски:

  1. Компакт – диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  2. Компакт – диск «Аудиокурсы по праву»
  3. Компакт – диск «Энциклопедия Кругосвет 2006»

ОБОРУДОВАНИЕ

- компьютер

- колонки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по праву 10 класс профиль

Рабочая программа по праву 10 класс (профиль)...

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина 2 часа (зеленый учебник)...

Рабочая программа по праву 11 класс

Настоящая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы...

Рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву профильный уровень 10 класс...

рабочая программа по праву 11 класс

Рабочая  программа  курса разработана на основе Примерной  программы   по   праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (пол...