рабочая программа по праву 11 класс
рабочая программа по праву (11 класс) по теме

Антипкина Галина Александровна

Рабочая  программа  курса разработана на основе Примерной  программы   по   праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и авторской  программы  А.И.Матвеева « Право » 10- 11   классы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край Мостовский район станица Ярославская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №14 станицы Ярославской муниципального

образования Мостовский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №2

от 31.08.2013   года

Председатель педсовета

  _____________      Н.В. Шматова        

     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                                                                 второго вида

по    праву

Ступень обучения (класс) 10      среднее (полное) общее образование

Количество часов:   34   Уровень   профильный

               

               

Учитель:

Программа разработана на основе:

Примерная программа среднего (полного) общего образования на  профильном уровне по праву.

Программа Право10—11 классы, профильный уровень  Автор: А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса разработана на основе Примерной  программы   по   праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и авторской  программы  А.И.Матвеева « Право » 10- 11   классы  ( профильный   уровень ), ориентированной на Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования  по   праву  ( профильный   уровень ) и рассчитана на 34 часа (1 часа  неделю в 11   классе ), а также с учетом методических рекомендаций «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2010 года в преподавании обществознания в 2010-2011 учебном году».  Программа  составлена для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении  СОШ№14 ст. Ярославской Мостовского района Краснодарского края, предназначена для преподавания в  11 «А» классе  ( профильный   уровень ).

      Содержание  программы  отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших  классах . Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о  праве . Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы

Цели курса:

  • формирование углубленного интереса к  праву ;
  • создание основы для становления правовой компетенции обучающихся и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

По рекомендации автора  программы , резервное время использовано для повторения по каждому разделу курса, поэтому количество часов на темы увеличено на 1 час. Из резервного времени 2 часа выделено на более полное рассмотрение вопроса, связанного с историей  права , т. к. в учебнике рассматриваются только правовые системы современности и уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания истории  права  древности, средневековья и нового времени.

Принцип отбора материала и построение структуры  программы :

 Право  как  профильный  учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции,   усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. В курс 10  класса   права  входят разделы: роль  права  в жизни человека и общества, теоретические основы  права  как системы, правоотношение и правовая культура, государство и  право , правосудие и правоохранительные органы. В курс    права  входят разделы:   роль  права  в жизни человека и общества, теоретические основы права  как системы, правоотношение и правовая культура, государство и  право, правосудие и правоохранительные органы,  гражданское  право , семейное  право , жилищное  право , трудовое  право , административное и административно-процессуальное   роль  права  в жизни человека и общества, правоотношение и правовая культура, уголовное и уголовно – процессуальное  право , международное  право , правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.

Таблица сравнения часов по предмету «Право».

Часов по примерной программе

Часов в рабочей программе

примечание

1.

ЧАСТЬ I

70

15

1.1

Т е м а  1. Право и государство

2

1.2

Т е м а  2. Форма и структура права

3

1.3

Т е м а  3. Правотворчество и правореализация

4

1.4

Т е м а  4. Право и личность

2

1.5

Т е м а  5. Основы конституционного права

4

2.

ЧАСТЬ II

70

19

2.1

Т е м а  1. Гражданское право

3

2.2

Т е м а  2. Семейное право

2

2.3

Т е м а  3. Правовое регулирование трудовых отношений

5

2.4

Т е м а  4. Административное право

1

2.5

Т е м а  5. Уголовное право

1

2.6

Т е м а  6. Экологическое право

1

2.7

Т е м а  7. Международное право

2

2.8

Т е м а  8. Процессуальное право

3

3.

Заключительный урок. Профессия — юрист

1

Итого:

140

34

2.УМК курса:

 для учителя

  1. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;
  2. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и  права  10- 11   класс . - М.: Просвещение, 2002 г.;
  3. А. Ф. Никитин. Обществознание 10- 11   класс . М.: Просвещение, 2005 г.;
  4. А. Ф. Никитин. Правоведение 10- 11   класс . - М.: Просвещение, 2004 г.;
  5. А. Ф. Никитин. Основы  права  10- 11   класс . - М.: Просвещение, 2007 г.;
  6. В. О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение, 2012 г.;
  7. Е. А. Певцова.  Право . Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005 г.;
  8. Е. А. Певцова.  Право . Основы правовой культуры.  11   класс . В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;
  9. кодексы РФ;
  10. юридические справочники, словари, энциклопедии.

для учащихся

1.  Право : для учащихся 10  классов   профильных  средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2009 г.;

2.  Право : для учащихся  11   классов   профильных  средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И.Матвеева - М.: Просвещение, 2009 г.;

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.  Право  как  профильный  учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения  права  в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы. Формами промежуточной аттестации являются контрольные, семинары, лабораторные и практические работы.

 Программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

б) в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;

в) в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства развития личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации при обращении в надлежащие органы за помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации

ЧАСТЬ I

10 класс 15 часов

Т е м а  1. Право и государство (2 ч)

      Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства.
      
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.
      
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
      
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
      
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
      
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

Т е м а  2. Форма и структура права (3 ч)

      Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.
      
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
      
Источники права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
      
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
      
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

Т е м а  3. Правотворчество и правореализация (4 ч)

      Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
      
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
      
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
      
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.
      
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.
      
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
      
Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.
      
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Т е м а  4. Право и личность (2 ч)

      Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
      
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
      
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
      
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.

Т е м а  5. Основы конституционного права (4 ч)

      Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.
      
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.
      
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
      
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.
      
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
      
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
      
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

      

ЧАСТЬ II

11 класс (17 часов)

Т е м а  1. Гражданское право (3 ч)

      Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
      
Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.
      
Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.
      
Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд, оказание услуг).
      
Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
      
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.
      
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Т е м а  2. Семейное право (2 ч)

      Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.
      
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.

Т е м а  3. Правовое регулирование трудовых отношений (4 ч)

      Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
      
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
      
Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность.
      
Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
      
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.

Т е м а  4. Административное право (1 ч)

      Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
      
Административные правонарушения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административной ответственности.

Т е м а  5. Уголовное право (1 ч)

      Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие.
      
Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.
      
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.

Т е м а  6. Экологическое право (1 ч)

      Право охраны окружающей среды. Понятие экологического права. Структурный характер экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологического права.
      
Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения.

Т е м а  7. Международное право (2 ч)

      Международные правоотношения. Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Международный договор.
      
Международная защита прав человека. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени.
      
Права человека и гуманитарное право. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

Т е м а  8. Процессуальное право (3 ч)

      Гражданский процесс. Понятие процессуального права. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде.
      
Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса. Правила арбитражного процесса. Исполнение судебных решений.
      
Уголовный процесс. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
      
Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Особенности административной юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров. Понятие конституционного судопроизводства. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Заключительные уроки. Профессия — юрист (2 ч)

      Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика юриста.

              Согласовано                                                                                                                    Согласовано

Протокол заседания методического                                                                                 Заместитель директора по УР

объединения учителей истории и                                                                                    ___________   Т.Л. Чернякова

обществознания №1 от 30.08.2013г.        

 _______________      Л,И. Триполец                                                                                   «___»____________2013г.