Административно-командная система
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

Александрова Александра Евгеньевна

Основные понятия, признаки, характеристика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_admin.-komand._sistema.docx13.6 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА -

система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Характерными чертами командной экономической системы являются:

•общественное, а на практике – государственное владение экономическими ресурсами;

•бюрократизация и монополизация экономики в специфических формах;

•централизованное экономическое планирование как основа макроэкономического регулирования.

Основные преимущества плановой экономики:

•позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества в «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области;

•крупномасштабность производства, сокращение количества предприятий, что упрощает процесс управления;

•в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды трансакционных издержек (поиска информации, заключения договоров, измерения, издержки на рекламу и др.);

•позволяет в значительной степени устранить циклические колебания;

•способна обеспечить полную трудовую занятость, минимальные социальные гарантии трудящихся, сгладить неравенства в распределении доходов.

К основным недостаткам планового хозяйства относят:

•сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объемах производства той или иной продукции (услуг);

•высочайший уровень монополизации экономики;

•отсутствие конкуренции между предприятиями лишает производителей стимулов к эффективности использования ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;

•государственная монополия внешней торговли ликвидирует конкуренцию со стороны иностранных производителей;

•изоляция экономики от мирового технического прогресса в первую очередь в отраслях, напрямую не связанных обороноспособностью и безопасностью страны;

•искусственное поддержание научно-технического прогресса в производстве современных средств вооружения требует громадного количества всех видов ресурсов, порождая их хронический дефицит даже в такой богатой ресурсами стране, как Россия.

Эти и другие причины сделали систему крайне неэффективной, не способной обеспечить научно-технический прогресс общества и высокий жизненный уровень основной массы населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования

В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...

Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".

В данном пособии предложена система  упражнений  с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...