Типы экономических систем
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Мулявина Оксана Ильинична

Урок экономики в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Типы экономических систем

Разработка плана-конспекта обобщающего урока  по экономике, 10 класс

Цел и урока:

  • повторить типы экономических систем;
  • закрепить знания учащихся об основных характеристиках экономических систем;
  • способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
  • способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

Цель:

 Обучающие:

изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.

Развивающие: 

навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.

Воспитывающие:

способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

Методы: проблемного обучения, практический, работа в группах.

Использование ЭОРов:

Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  • об основных типах экономических систем;
  • об основных характеристиках этих систем;
  • об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;
  • умения планировать свою деятельность;
  • работа в группах;
  • навыков самостоятельной работы с различным источниками;
  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  • навыков сравнительного анализа;
  • самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Воспитание:

  • волевых качеств личности;
  • усердия и усидчивости;
  • способности к самоорганизации;
  • целеустремленности

Ожидаемые результаты:

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  • об основных типах экономических систем;
  • об основных характеристиках этих систем;
  • об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;
  • умения планировать свою деятельность;
  • работа в группах;
  • навыков самостоятельной работы с различным источниками;
  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  • навыков сравнительного анализа;
  • самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Воспитание:

  • волевых качеств личности;
  • усердия и усидчивости;
  • способности к самоорганизации;
  • целеустремленности

Ход урока.

1. Актуализация .
Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке.
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы, о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества. 

- Какая тема сегодняшнего занятия?

Типы экономических систем.

- Что будет целью занятия?

Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства  -  сравнить.

На прошлых уроках мы уже выяснили, что человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности.

Причем, если в условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, то при разделении труда и специализации необходим обмен продуктами. Никто не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не надеялся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его потребности. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система.

2.Обобщение  материала.

- А что же называют экономической системой?

Экономическая система – действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Определение записывают в тетрадь.

- Выделяют 4 основных варианта экономических систем:

-традиционную (централизованную)

-командно-административную (плановую)

-рыночную 

- смешанную

3.Практический этап (10 мин)

Пользуясь учебником на с.16-24 и дополнительным материалом на сайте, работаем в группах над описанием своего вида систем. Заполнение таблицы. Прежде чем приступить к работе на ПК, давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером:

— работа по инструкции учителя;

— монитор руками не трогать;

— о всех необычных шумах, запахах и звуках сообщить преподавателю;

— розетки, разъемы, провода, шнуры – руками не трогать.

Приложение 1 (Сетевое окружение - папка УЧЕНИКИ – экономика 10 класс)

Физкультминутка   Каждый финансист мечтает о чем? (О финансовом благополучии). Закройте глаза и представьте себя в вашем любимом магазине с любимыми товарами. Сильнее зажмурьте глаза и представьте те цены, по которым вы хотите купить эти товары. Открывайте глаза, возвращайтесь в реальность. Посмотрите в окно, помечтайте, посмотрите вверх за своей мечтой, направо. Пусть мечты всегда будут с вами.

После заполнения  выступления групп.

Выводы по таблице:

Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

Смешанная -это такой тип общества, который объединяет все системы. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

Рыночная -это способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.

Традиционная- способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

4.Закрепление (5 мин)

Таблица на экране.

Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки экономических систем

Типы экономических систем

А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения

Б) основные средства производства принадлежат государству

В) экономические пропорции устанавливаются централизованно

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) Добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям

Е) периодически возникает дефицит товаров

Ж) Производят так и тем, как и чем производили предки

1) командная экономика;

2) рыночная экономика;

3) традиционная экономика

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

...

5. Заключение ( 3мин)

Каждая из перечисленных систем имеет и достоинства, и недостатки. Так, рыночная экономика, обеспечивая высокую эффективность производства, циклична, то есть периоды подъёма сменяются спадом, кризисом; способствует неравномерному распределению доходов, что может привести к социальным конфликтам. Командная экономики позволяет преодолеть рыночную анархию, обеспечить стабильность, но медленно реагирует на изменения, происходящие в экономической сфере. Поэтому экономика большинства современных стран основана на смешанной системе: сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием.

Мы живём с вами в 21 веке - веке конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание

Если не успеваем, то таблица

Д/З Глава 2  Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

                                                                                                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме :"Типы экономических систем"

Данный учебный   материал  служит  хорошим  сопровождением  при  объяснении  урока "Типы экономических систем"....

Модульный урок по теме "Типы экономических систем"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме "Типы экономических систем". В качестве информации для заполнения модуля используется материал ОЭР 1С: "Экономи...

Презентация по теме "Типы экономических систем"

Данная презентация поможет учителю экономики в преподавании темы "Типы экономических систем". В презентации рассматриваются четыре типа экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанн...

Презентация к лекции по экономике в 10 классе по теме "Типы экономических систем"

Разработанная презентация к уроку экономики или обществознания (раздел "Экономика") в 10 классе....

Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"

Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По хо...

Урок-исследование "Типы экономических систем"

Учащиеся уже  знают/умеют:·           Знают, что такое «субъекты экономики» (фирма, домохозяйство, государство)·...

Презентация "Типы экономических систем"

Презентация "Типы экономических систем" для учащихся 8 класса....