Образовательная программа профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей.
проект по экономике (5, 6, 7 класс)

Кофель Елена Ивановна

Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 16» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того, чтобы пребывание учащихся в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным, более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также - развития творческих способностей.

С сентября 2018  года  МАОУ «СОШ № 16» является одной из проектных площадок г. Сыктывкара  по формированию  финансовой  грамотности у школьников  на основе  системной работу  на  всех  уровнях  образования - как  в  учебной,  так  и  во  внеурочной деятельности.

Создание профильной смены «Дружу с финансами» является одной из наиболее удачных форм реализации экономического воспитания школьников. Смена учебной деятельности на альтернативные  формы групповой, индивидуальной и коллективной работы  позволит учащимся уйти от стереотипов обучения, и  сделает процесс освоения новых знаний более увлекательным и мобильным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilnogo_lagerya_final.docx589.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ СОШ №16)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан сыктывкарса 16 №-a шöр школа»  

муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«16№-а ШШ» МАВУ)

«Утверждаю»

директор МАОУ«СОШ №16»

_____________Т.М. Поповцева

Приказ от «__»  _____  2019 г.  

№ 01-11/___

Проект осуществления образовательной программы

профильной смены

«Дружу с финансами»

лагеря с дневным пребыванием детей

                                                                                 

                     

  Разработчик:

Кофель Е.И. – учитель истории

и обществознания МАОУ «СОШ № 16»

                                                                   

                                                               Сыктывкар 2019


СОДЕРЖАНИЕ

- Паспорт проекта                                                                                             стр. 3-6

- Календарный план проекта                                                                            стр. 7

- Приложение № 1                                                                                             стр. 8-16


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта и его предметная область

Осуществление образовательной программы профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей.

Предметная область: финансовая грамотность.

Руководитель проекта

Кофель Елена Ивановна, учитель истории и обществознания.

Описание проекта

Основания для инициации проекта

Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 16» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того, чтобы пребывание учащихся в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным, более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также - развития творческих способностей.

С сентября 2018  года  МАОУ «СОШ № 16» является одной из проектных площадок г. Сыктывкара  по формированию  финансовой  грамотности у школьников  на основе  системной работу  на  всех  уровнях  образования - как  в  учебной,  так  и  во  внеурочной деятельности.

Создание профильной смены «Дружу с финансами» является одной из наиболее удачных форм реализации экономического воспитания школьников. Смена учебной деятельности на альтернативные  формы групповой, индивидуальной и коллективной работы  позволит учащимся уйти от стереотипов обучения, и  сделает процесс освоения новых знаний более увлекательным и мобильным.

Нормативно-правовая основа реализации проекта:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  2. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998;  
  3.  Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» №978-р от 22.05.2017;
  4.  Постановление Администрации МО ГО "СЫКТЫВКАР"

 «Об утверждении Программы повышения финансовой грамотности на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2019 - 2023 годы» N 1/83 от 16.01.2019;

  1.  Постановление Администрации МО ГО "СЫКТЫВКАР" «Об организации Проекта "Школа финансовой грамотности" при поддержке главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации" на период 2018 - 2019 годов» N 6/1613 от 26.06.2018.
  2. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная с рамках совместного Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
  3. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.

Цель проекта

Повысить уровень финансовой грамотности учащихся 5-7 классов за счет создания условий для развития их экономического мышления.

Задачи проекта

  1. Сформировать у участников смены базовые умения в области финансовой грамотности (распределения личных финансов и финансов семьи, умения грамотно вести личный бюджет, составлять личный финансовый план и делать сбережения).
  2. Обеспечить условия для воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, для применения полученных знаний в решении элементарных вопросов в области экономики семьи (в том числе - ответственного потребительского поведения), для развития качеств личности, составляющих культуру поведения, ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе, общаться со сверстниками в новых для них условиях.
  3. Организовать безопасные условия пребывания  воспитанников в лагере; разнообразные формы работы, направленные на развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся, способствующих повышению финансовой грамотности (в том числе - совместно с социально-культурными  учреждениями города).
  4. Обеспечить материально-техническое и методическое сопровождение проекта. (Приложение № 1)

Результаты проекта

Образовательные:

  • Сформированы базовые умения учащихся в области финансовой грамотности.
  • Сформировано убеждение в необходимости ведения личного бюджета, составления личного финансового плана, умения правильно ставить и реализовывать свои финансовые цели, а так же -делать сбережения путем формирования активности и самостоятельности в распределении средств.

Воспитательные:

  • У участников смены сформировано первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни в контексте поведения финансовой грамотности. Воспитание приближено к обучению.
  • Участниками смены получен опыт распределения личных и семейных финансов простым и понятным языком. Воспитание  осуществляется в контексте жизнедеятельности участников смены (путем взаимодействия между собой на уровне отряда, и с другими учащимися лагеря и г. Сыктывкара.)

Социальные:

  • Осуществлена эмоциональная разгрузка учащихся, снятие напряжения после учебного процесса за счет приобретения опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
  •  Развита творческая и исследовательская активность каждого ребенка через формирование экономического мышления.

Находясь в условиях лагеря, участники  смены увидели конкретный результат своего труда, который является стимулом активизации их познавательной активности и деятельности.

Критерии успеха проекта

- Опора программы на научную основу. (Приложение № 1).

- Программа осуществлена в срок в соответствие с Календарным планом).

- Удовлетворенность участников проекта (по итогам анкетирования) составила 5 баллов по 5-балльной шкале

Период реализации проекта

С 14.10.2019 по 05.11.2019

Риски реализации проекта

  1. Отсутствие заинтересованности у учащихся.

Пути к устранению: вовлечение в агитационную работу классных руководителей и родителей, проведение агитационных презентаций.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

Мероприятия

Ответственный

Срок

Этап 1 подготовительный

Разработка учебно-методических материалов для проведения занятий

Руководитель профильной смены Кофель Е.И.

14.09.2019 – 26.10.2019

Комплектование состава участников профильной смены «Дружу с финансами».

Заместитель директора по воспитательной работе АОУ СОШ №16 Шергина С.Б., руководитель профильной смены Кофель Е.И.,

классные руководители 5-7 классов.

01.10.2019 – 26.10.2019

Материально-техническое обеспечение участников профильной смены.

Заместитель директора по воспитательной работе АОУ СОШ №16 Шергина С.Б., заместитель директора по АХР Федотенко И.А.

01.10.2019 – 26.10.2019

Этап 2 основной

Реализация образовательных и воспитательных мероприятий. (Приложение № 1)

Руководитель профильной смены Кофель Е.И.

С 28.10.2019 по 01.11.2019

Этап 3 заключительный

Подведение итогов, организация обратной связи с участниками смены.

Руководитель профильной смены Кофель Е.И.

01.11.2019

Анализ реализации программы.

Руководитель профильной смены Кофель Е.И.

05.11.2019


Приложение № 1

Содержательная часть образовательной

программы профильной смены

«Дружу с финансами»

лагеря с дневным пребыванием детей.

Цели и задачи программы реализуются в игровой форме. Ребята каждый день будут знакомиться с новыми понятиями из области финансовой грамотности, участвовать в различных мероприятиях, принимать участие в командных играх, получая новые знания и становясь шаг за шагом все боле успешными.

Возраст участников:

Участниками программы являются учащиеся 5-7 классов.

Программа строится на следующих принципах:  

  1. Доброжелательности;
  2. Коллективности;
  3. Активности;
  4. Эффективности;
  5. Полезности.

      Программа профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей направлена на развитие мотивации и готовности детей повышать свою финансовую грамотность. В период лагерной смены будет организована работа по следующим модулям:

- модуль № 1 (обучающий) «Войди в мир финансовой грамотности».

-модуль № 2 (исследовательский) «Как преумножить финансы» .

-модуль № 3 (познавательный) «Занимательная экономика» .

- модуль № 4 (практический) «С финансами – на ты».

-модуль № 5 (просветительский) «Мой финансовый выбор».

Основные образовательные технологии и методики:

-Групповые занятия с созданием ситуации взаимообучения.

-Технологии сотрудничества.

-Игровые технологии (конкурсы, викторины).

-Метод проектов и проектные технологии.

-Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.

 -Методики организации коллективных творческих дел.

-Образовательные лектории.

-Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии.

-Тематические экскурсии.

-Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, проективные

методики, мониторинг промежуточных и конечных результатов).

        Содержание и структура модулей программы:

          Структура программы разделена на образовательные модули, которые представлены системой непрерывной образовательной деятельности и  развивающих  мероприятий  по формированию у детей финансовой грамотности.

Каждый модуль имеет свои цели, задачи, вокруг которого объединяются и интегрируются виды деятельности по формированию экономической грамотности и культуры.

Содержание каждого модуля включает: теоретическую часть – знакомство понятиями, практическую часть-расширение знаний, контроль по форме может быть разнообразным: задания, практические упражнения, участие в работе малых  групп.

Модуль № 1(обучающий) «Войди в мир финансовой грамотности» направлен на формирование установок знаний и навыков в областях финансовой грамотности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:расширить знания в области финансовой грамотности; осознавать разницу между потребностями и желаниями; уметь работать в команде.

План мероприятий по

реализации модуля № 1 «Войди в мир финансовой грамотности»

Форма занятий

Количество часов

Краткое описание

мероприятия

1

Просмотр презентаций и видеоматериалов

1

Изучение нового материала

2

Игра «Человеческий капитал – залог успеха человека»

1

Познавательная игра

3

Лекция «Зачем нужны банки?»

1

Знакомство с банковской системой РФ

4

Проектная деятельность на тему «Мой первый финансовый план»

2

Составление личного финансового плана

Модуль № 2 (исследовательский) «Как преумножить финансы». Целью модуля является формирование понимания необходимости мотивации в улучшении материального положения. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: научить оценивать простые экономические и финансовые риски; решать экономические задачи.

План мероприятий по

реализации модуля № 2 «Как преумножить финансы».

Форма занятий

Количество часов

Краткое описание мероприятия

1

Деловая игра «Учимся правильно считать»

1

Решение экономических задач, связанных с элементарными денежными расчетами.

2

Интеллектуальная игра «Бюджет»

2

Решение экономических задач, связанных с различными экономическими и финансовыми рисками.

3

«Интерактивный развлекательно-просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок»

1

Познавательная деятельность

4

Решение кейсов «Расходы семьи»

1

Групповые дискуссии, обсуждение

Целью модуля №3 (познавательный) «Занимательная экономика» является овладение новыми знаниями в области экономики. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: сформировать понимание базовых экономических процессов; расширить кругозор детей в области финансового грамотности.

План мероприятий по

реализации модуля № 3 (познавательный) «Занимательная экономика».

Форма занятий

Количество часов

Краткое описание мероприятия

1

Деловая игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

Разбор базовых экономических понятий

2

Лекция с видеофрагментом «Учимся делать покупки правильно. Грамотный потребитель.»

1

Знакомство с понятиями: расходы, деньги, платеж, товар.

3

Встречи с молодыми предпринимателями г. Сыктывкара

2

Общение в форме круглого стола.

4

Проведение игровых форм обучения финансовой грамотности КРАГСиУ.

2

Участие в тренинг-играх «Не в деньгах счастье» и «С финансами на ТЫ!»

Целью модуля №4 (практический) «С финансами – на ты» является овладение практическими знаниями с целью повышения финансовой грамотности (умение принимать ответственные финансовые решения, планировать и достигать личные финансовые цели, защищаться от финансового мошенничества.) Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: приобретение опыта самостоятельного общественного действия, умение работать в коллективе, общаться   со сверстниками в новых для них условиях.

План мероприятий по

реализации модуля № 4 «С финансами – на ты»

Форма занятий

Количество часов

Краткое описание мероприятия

1

Организация исследовательской и проектной деятельности (составление «подушки безопасности»)

2

Генерация и оформление способов обеспечения идеи финансовой безопасности человека.

2

Интерактивная ролевая игра.

1

Участие в интерактивной игре по финансовой грамотности «Тайна потерянной копилки»

3

Тренинг по

финансовой грамотности

2

Практические занятия

4

Квест «Я-Лидер»

1

Коллективная познавательная деятельность.

Целью модуля № 5 (просветительский) «Мой финансовый выбор» является пропаганда финансовой грамотности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование у участников смены устойчивого интереса к финансовой грамотности; совместное проведение массово–разъяснительной работы по пропаганде финансовой грамотности.

План мероприятий по

реализации модуля № 5 «Мой финансовый выбор»

Форма занятий

Количество часов

Краткое описание мероприятия

1

Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности»

1

Решение конкретных ситуаций для выработки верной стратегии по осуществлению финансовых целей.

2

Деловая игра «Что значит финансовая грамотность для семьи»

1

Групповая игра

3

Квест –экономическая игра «Финансовые будни»

2

Коллективная познавательная деятельность, способствующая закреплению полученных знаний по рациональному обращению с личными финансовыми средствами в различных жизненных ситуациях.

4

Викторина  «Что я знаю о финансовой грамотности?»

1

Получение и закрепление участниками смены знаний по финансовой грамотности.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖМОДУЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Образовательная часть программы включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по модульной схеме, причём каждый из модулей, с одной стороны, может рассматриваться как  отдельная, совершенно суверенная часть программы,  но  в тоже время выступает в плотной связи с остальными модулями, делая программу более многогранной.

Теоретическая часть программы профильной смены «Дружу с финансами» способствует не только систематизации и об общению знаний по экономике, но и формирует у ее участников обязательный минимум знаний, необходимых для понимания терминов по финансовой грамотности.

Практическая часть предусматривает проведение различных тренинговых занятий, бесед, квест-игр, разработку проектов, конкурсы плакатов.  Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков. Важным моментом в работе лагеря является организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения мероприятий по финансовой грамотности.

Режим дня:

08.30 – 09.00 – сбор детей, зарядка

09.00 – 09.15 – линейка

09.15 – 10.00 – завтрак

10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, работа творческих мастерских

12.00 – 13.00 – общелагерное мероприятие

13.00 – 13.45 – обед

13.45 – 14.30 - работа по плану отрядов

14.30 – уход домой

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Участниками реализации Программы являются: руководитель профильной смены, воспитатели отрядов, педагог-организатор и учащиеся.

Руководитель Программы планирует образовательные и воспитательные мероприятия, определяет формы и методы проведения мероприятий, привлекает специалистов со стороны для проведения мероприятий или использует специалистов школы, организует процесс включения их в реализацию Программы. Воспитатели организуют самоуправление во временной группе участников профильного лагеря. Контролируют и анализируют работу участников смены.

Исполнителями программы профильной смены лагеря с дневным пребыванием детей «Дружу с финансами» являются учащиеся 5-7 классов (25 человек), которые активно участвуют в мероприятиях, запланированных в рамках комплексной программы.

Руководитель и воспитатели совместно выбирают гостей на участие в мероприятии, определяют регламент мероприятия, корректируют план мероприятия.

В основу механизма реализации программы заложены следующие принципы:

- добровольное участие в программных мероприятиях;

- привлечение внешних сил для реализации программы;  

- приоритет эффективным формам и методам воспитательных мероприятий;

- поддержка самоуправления в управлении программой;

- тесное взаимодействие руководителя с участниками программы.

По замыслу программа  профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей является комплексной, и её мероприятия охватывают различные направления как образовательной, так и воспитательной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию личности участников смены.

Оптимально выстроенное взаимодействие руководителя и участников обеспечит реализацию программных мероприятий в полном объеме, и решению задач Программы.

Для реализации программы необходимы следующие условия:

  1. Материально-технические условия:

     Для реализации программы  профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей имеется в наличии:  

- оборудованный спортивный зал площадью 122 кв.м;  

- актовый зал 170 кв.м;  

- оборудованный медицинский кабинет;

- оборудованный кабинет информатики;

- мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска);

- видеокамера, фотоаппарат.

  1. Кадровые:

В реализации программы участвуют:

  • руководитель лагеря;
  • воспитатель;
  • педагог-организатор;
  • фельдшер;
  • учитель физической культуры.
  1. Методические:
  • Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. – М., 2009 – 106 с.
  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143.
  • http://dni-fg.ru/ Онлайн уроки по финансовой грамотности
  • http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
  • https://vashifinancy.ru/ Ваши финансы РФ
  • http://www.fgramota.org/ Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ)
  • http://www.gorodfinansov.ru/  Городфинасов РФ

Критерии оценки эффективности реализации программы:

  • 100 % освоение детьми предусмотренных программой знаний.
  • 100% реализация мероприятий плана на смену.
  • Удовлетворенность детей и родителей содержанием деятельности профильной смены в целом (??? баллов по итогам анкетирования).
  • Динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел-научился, не знал - узнал.
  • Показатели социальной адаптации (активность, заинтересованность, и т.д.).
  • Психологический комфорт участников программы.

Выявляются и определяются эти показатели при помощи психолого-педагогических диагностик: анкет, тестирования, наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского лагеря с дневным пребыванием детей «Маленькая страна» Смена «7 волшебных королей»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

Программа летней смены "Фитнес-лето" (для лагеря с дневным пребыванием детей)

      Программа "Фитнес-лето" разработана для лагеря с дневным пребыванием детей. Программа направлена на оздоровление детей и подростков, формирование у них  ценностного от...

«Программа организации профильной смены «Главная дорога»» лагеря с дневным пребыванием детей»

laquo;Программа организации профильной смены «Главная дорога»» лагеря с дневным пребыванием детей»...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

Программа "Галактика Волонтеров" для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Цель программы  "Галактика Волонтеров" для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей - создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, самореализ...