программа "Основы семейного бюджета"
рабочая программа по экономике

Программа "Основы семейного бюджета "по финансовой грамотности для воспитанников 14-17 лет.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.» Лоренс Питер  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_semeygogo_byudzheta.docx896.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

« Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Программа
«Основы семейной экономики»

 по развитию финансовой грамотности воспитанников
возраст 14-17 лет

Составила воспитатель отделения

социальной реабилитации несовершеннолетних

Бычкова Надежда Владимировна

Нижний  Новгород

2018 год  

  1.Пояснительная записка

        Сегодняшний заказ российского общества ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь подросткам успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. В современной экономической системе отношений, умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

      Финансовая грамотность -это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Финансово грамотный человек —  это человек, который

-умеет обращаться с денежными инструментами;

-ведет учет доходов и расходов;

-живет по средствам и грамотно планирует свои расходы;

-имеет подушку «безопасности», и минимум 10% своего дохода оставляют на -инвестиции;

-не берут необдуманные кредиты и тщательно продумывают все свои вложения и инвестиции;

-всегда в курсе экономической обстановке в стране.

       Развитие экономической культуры ребёнка осуществляется в семье на примере родителей и близких людей, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Но, к сожалению, не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, проживающие в учреждениях с круглосуточным пребыванием.

      Воспитанники государственных учреждений не готовы к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте, т.к. не видели перед собой положительного примера рационального ведения хозяйства. У воспитанников  нет возможности принять и освоить социальный опыт родителей, бабушек и дедушек, то есть они не могут подражать им, брать с них пример, разрешать какие-то ситуации так, как решили бы их близкие, либо они делают это, но так, что их действия носят несовместимый  с законами социума характер.

     Ранний опыт ребенка проживания в государственных учреждениях формирует один из самых серьезных феноменов: ребенок теряет доверие к реальному миру. Проявляется это в неприспособленности к жизни в незнакомой среде, агрессивности и подозрительности. 

      Система учреждений с круглосуточным пребыванием не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, возможность самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами отсутствует.

      Как правило, наши воспитанники выходят во взрослую жизнь без ценного багажа знаний в финансовом планировании и управлении своими деньгами, при этом часто невольно совершают ошибки (к примеру, быстро потратив деньги на ненужную вещь, неразумно распорядившись имуществом, взяв кредит на ненужную им вещь, т.д.), которое препятствуют их благополучию, социальному и личному развитию, а иногда и приводят к потере имущества.

     Мониторинг социальной адаптации выпускников прошлых лет, показывает, что после выпуска подростки имеют финансовые затруднения и проблемы. Так, например, получив стипендию или зарплату расходуют ее за один день, а затем остаются без средств на существование; нерационально распределяют личный бюджет (расходы превышают доходы); образование долгов (по коммунальным услугам, по погашению кредитов); обращение в микрофинансовые организации за дополнительными денежными средствами, своевременное возвращение которых не производится, в следствии чего у выпускников возникают проблемы уже на правовом уровне.    

       Вышеперечисленное подтверждает актуальность разработки программы «Основы семейной экономики» по развитию финансовой грамотности. Педагогическая целесообразность программы заключается в подготовке к самостоятельной жизни через повышение финансовой грамотности, совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника.

2. Аналитическое обоснование

        Перед началом работы над программой, чтобы выявить уровень сформированных знаний по    теме   у воспитанников в возрасте 14-17 лет,    мною была проведена первичная диагностика в форме тестирования по теме «Основы семейной экономики» (Приложение 1).  Результат теста выявил, что воспитанники имеют элементарные знания, о том откуда берутся деньги (зарплата, пенсия), отсутствует представление о планировании бюджета семьи, его доходов и расходов, не владеют экономическими терминами. Результаты диагностики представлены в виде таблицы (Приложение 2) и отражены в диаграмме, которая наглядно показывает актуальность выбранной мной темы программы.  

3. Концептуальные (теоретические) основы.

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.» Лоренс Питер  

     Экономические исследования занимали большое место в учениях древних философов. Например, Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

      Аристотель Выступил с критикой проекта "идеального государства" Платона и предложил свою теорию. Аристотель выступил против чрезмерного богатства и крайней нищеты, положив в основу среднее состояние: "В каждом государстве мы встречаем три класса: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как общепризнанно, что умеренность и середина-лучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ лучше всего".

     На необходимость и важность финансовой подготовки русские ученые‐педагоги указывали еще в XIX веке. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, географией и другими социальными науками, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества.

        В педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны знать «экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет ‐ замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело».

        В России вопрос о финансовом образовании населения является  насущным, так как у российских граждан нет существенного опыта жизни в условиях рыночной экономики. В результате многие семьи не владеют базовыми знаниями об институтах и инструментах финансового рынка, не могут обеспечить личную финансовую устойчивость (особенно в периоды экономических кризисов). Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе.

        В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

        В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.

        В 2017 году был утвержден документ «Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» 2 октября 2017,  о повышении финансовой грамотности населения.   «Уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон в том числе в рамках настоящей Стратегии. Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Только в каждом 4-м домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений. В рамках настоящей Стратегии следует выделить целевую группу населения, склонного к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов…

     «…Главной целью Стратегии является- создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста…» (Из Распоряжения Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. 2 октября 2017) 

       В старшем подростковом возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности воспитанников, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у воспитанников, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем. 

        У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности не насыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

     Для решения проблем социализации и адекватного представления подростками о распределение   бюджета, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей была разработана данная программа. Программа рассчитана на воспитанников 14-17 лет.

      Программа разработана на основе:

1.Программы Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни: программа курса  [авт.-сост.: И. В. Дикун и др.] ; под общ. ред. Л. М. Кобриной, В. В. Юниной

 Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В.

2. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы   (Учимся разумному финансовому поведению.)  

Пособие содержит учебную программу курса «Финансовая грамотность» для 8—9 классов.  

2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.

3. Вигдорчик, Е. А.Финансовая грамотность: учебная программа.

4.  Н.В.Севостьянова. Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности «Уверенными шагами».

3.1. Терминологический словарь  

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

 Экономика семьи – планирование бюджета семьи.

Экономия - система   мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Семейный бюджет – это структура доходов и расходов семьи за определенный период (неделя, месяц или год) 

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.  

Доход - денежные средства или материальные ценности в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

 Расход- это денежные средства, затраченные на содержание семьи 

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты  

Кредит – это экономические отношения, связанные с передачей одной стороной другой каких-либо материальных ценностей (денег, товара) при выполнении следующих условий: возвратности заемных средств в установленный срок за определенную плату.

Банковская карта (англ. bank card) — пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчётным счетам в банке. Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет...

Безналичные деньги – финансы, находящиеся на банковских счетах. Их используют для оплаты товаров и услуг, выполнения денежных сделок. К безналичному обороту относят платежи, которые производятся без печатных денежных знаков. Финансовые операции выполняются с помощью записей о состоянии счетов плательщиков и получателей.  

Электронные деньги  - это виртуальные денежные единицы, посредством которых осуществляются всевозможные расчеты в сети интернет. Электронные деньги не являются заменителями обычных денег, а представляют собой платежные средства, эмитированные какой-либо организацией, тогда как обычные деньги (наличные или безналичные) эмитируются центральным государственным банком той или иной страны.

  Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

  Потребительская корзина — примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.

Прожиточный минимум в России — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в России

 Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов...

Сбережения — накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.  

3.2. Цель и задачи программы

   Цель программы: Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни через повышение уровня финансовой грамотности.

Для достижения цели решаются следующие задачи.

Воспитательно-реабилитационные:

- Воспитывать культуру правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;  

-воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере и жизни в обществе.

  Развивающие:  

-  Способствовать формированию   навыков принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

-  способствовать приобретению воспитанниками опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Информирующие:

 - Дать информацию об основных правилах составления семейного бюджета;

 - способствовать пониманию и правильному использованию экономических терминов;

- способствовать формирование основ    экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своей семьи и общества в целом;

- вырабатывать умение находить и оценивать финансовую информацию из различных источников, включая Интернет, а также умения анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию для решения практических финансовых задач в реальной жизни.

3.3. Педагогические принципы.

    В основу содержания программы положены следующие социально- педагогические принципы

Принцип природосообразности  –  постановка или корректировка задач формирования духовно – нравственных качеств воспитанников с учетом «природы» воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей, опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности, развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принцип культуросообразности реализуется в соответствии с культурными ценностями и нормами, помогает воспитаннику осмыслить ценности гражданского общества, уважать ценности других культур и мировоззрений. Обучение финансовой грамотности знакомит воспитанников с различными пластами культуры- интеллектуальной, нравственной, духовной, бытовой, материальной, финансовой, политической; помогает учащимся воспринять себя как часть социума.

Принцип гуманистической направленности направлен на достижения баланса между адаптированностью в обществе, так и обособлению в нём, минимизирует риск становления жертвой социума. В случае реализации данного принципа обучение финансовой грамотности может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степени становления его жертвой социализации (А. В. Мудрик [8]).3.

Принцип вариативности–диктует необходимость создания многообразных видов и форм обучения финансовой грамотности; дифференциации содержания, средств, технологий и методов обучения применительно к видам и типам образовательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям обучающихся, условиям и традициям отечественного и мирового опыта обучения финансовой грамотности.

Психолого- педагогические принципы финансовой грамотности учащихся.

Принцип созидательной деятельности направлен на становление личности, мыслящей и действующей оригинально, проявляющей инициативу, быть мобильным. Реализуется в выполнении коллективных дел, основывается на понимании собственной значимости, востребованности, желании действовать и быть конкурентноспособной личностью.

Принцип толерантности и диалогичности направлен на построение культуры взаимоотношений. Развиваются коммуникативные качества, умение вести диалог, принимать особенности и непохожесть другой личности.

Принцип проблемно- ситуативного познания помогает использовать и решать задачи с производственно- финансовым и социально- значимым содержанием (ролевые игры, анализ социальных ситуаций, игровое моделирование и др.) 

Принцип систематичности и последовательности - постановка или корректировка задач воспитания и развития воспитанников в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному», новые знания опираются на ранее полученные.

Принцип наглядности – один из самых древних принципов (его называют «Золотым правилом дидактики»). Благодаря наглядности происходит усвоение в памяти человека информации легко, быстро и прочно, а затем словесное воспроизведение. Органы зрения «пропускают» в мозг в     5 раз больше информации, чем органы слуха.

Принцип комплексности – содержание концентрируется в темах комплексах 

3.4. Педагогические подходы

Личностно- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), подразумевает определение характера деятельности и общения личности, которая формируется в деятельности и в общении с другими людьми. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся -- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Практико-ориентированный подход   заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.

Компетентностный подход направлен на интеграцию реальной жизни и учебного процесса. Является основой для применения знаний и способов деятельности в других предметных областях  Компетентность как обобщенная способность воспитанника к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как «качество владения», способность личности к активному, ответственному, жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.

Субъективный подход предполагает создание условий для личностного развития воспитанников, проявление ими активности и самостоятельности, умение превращать свою жизнь и образование в практическое преобразование и совершенствование.

 Также применяется средовой подход (А. С. Макаренко). В педагогике существует понятие «среда воспитания», под которым понимаются «материальные, духовные, общественные условия существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми.

В личностно – ориентированном подходе (Амонашвили Ш.А.) - подход к ребенку опирается на его духовный мир.  В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности.

В ценностном подходе (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова) рассматриваются ценностные ориентации личности, в том числе ценностное  и уважительное отношение к  членам семьи. Для воспитания в рамках ценностного    подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе.

Контексный подход – один из эффективных способов формирования финансовой грамотности воспитанников. Суть способа заключается в создании воспитателем реальной или воображаемой жизненной ситуации и предлагает детям действовать в ней, используя его знания и опыт. Контекстная задача предполагает бесконечное множество решений. Выполняя её, воспитанник не может дать неправильный ответ, так как вариантов решений множество. Происходит устранение внутренних препятствий в виде страха, неуверенности. Несмотря на то, что уровень сложности заданий может быть разным, задание становится для детей нетрудным.

4. Социально-педагогические технологии, методы, формы организации деятельности воспитанников.

4.1. Социально-педагогические технологии.

      В ходе реализации программы «Основы семейной экономики» используются следующие педагогические технологии:

1.Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности (С.Д. Поляков)

       С.Д. Поляков выделил ряд ключевых идей:

- Коллективная организация деятельности являет собой такой способ организации деятельности, когда все члены коллектива втягиваются в планирование, подготовку, свершение, обсуждение совместных дел.

- Коллективное творчество предполагает организацию и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения с выдумкой, игрой, импровизацией.

- Коллективное целеполагание является важнейшим условием успешности воспитания, так как именно в целеполагании могут быть реализованы как интересы группы, так и интересы каждого ее участника, а участие в целеполагании обуславливает субъектность участника совместной деятельности.

- Ситуации-образцы позволяют педагогам-воспитателям и воспитанникам опираться на конкретные, вынесенные из своего жизненного опыта эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения. Они представляют собой ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, когда ребята и взрослые живут повышено интенсивной, напряженной коллективной жизнью.

- Эмоциональное насыщение жизни коллектива реализуется в ходе широкого использования символов и ритуалов.

- Общественная направленность деятельности обеспечивает перевод воспитанника из позиции потребителя в позицию созидателя.

2. Технология педагогического общения

Умение передать информацию, понять состояние воспитанника, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состояние.

Стадии педагогического общения:

1) моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - связан с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом;

2) организация непосредственного общения (начальный период общения) - "коммуникативная атака" - предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением;

3) управление общением в педагогическом процессе - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия;

4) анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи - главное назначение этой стадии: диагностически -коррекционное.

3. Технология педагогической поддержки (О.С.Газман)

Состоит из 4 этапов:

I этап.  Диагностика;

II этап.  Совместный с  воспитанников поиск причин трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап. Проектирование действий педагога и ребенка, договор;

IV этап. Деятельность (действует сам ребенок и действует педагог) (одобрение действий и помощь).

4. Технология «Самосовершенствование личности» (Г.К.Селевко)

Технология саморазвития личности представляется как оптимальная совокупность методов, приемов и форм деятельности ребенка, в которых используются и удовлетворяются все его потребности самосовершенствования, раскрываются разнообразные способности и качества личности: логика мышления, планирование,  коммуникативность, речевые умения.

5. Технологии диалогового взаимодействия (беседа,  дискуссии)

    Под воспитательной беседой понимается обращенное к слушателям развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое эмоциями и переживаниями и нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

       Основная форма общения при беседе – это педагог и дети. Педагог должен подвести школьников к тому, чтобы они поставили себя в сходную ситуацию при выборе того или иного пути решения. Беседа не предполагает активной коммуникации школьников между собой, дети могут лишь обмениваться непродолжительным репликами.

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций ,использование видео-кейса. Кейс-технология помогает повысить интерес  воспитанников к  изучаемому вопросу развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Кроме того, технология позволяет увидеть  воспитанникам неоднозначность решения экономических проблем в реальной жизни .

6. Интерактивные технологии

   Предусматривают обязательное взаимодействие педагога с воспитанниками, а также детей между собой.  

       Одной из ведущих форм воспитательной работы является групповая или работа в малых группах. Работа в группе способствует эффективному обсуждению вопроса или ситуации, обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Каждый воспитанник принимает участие в работе, вносит свой вклад, что позволяет ему чувствовать свою востребованность и включенность.

Работа в парах. Организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме занятия для других групп, а также совместные ответы на вопросы педагога.  

 Мозговой штурм – воспитанникам задается вопрос или же перед ними ставится конкретная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачное решение.

7.Игровые технологии  

    Проводятся в форме деловых игр, в рамках которых воспитанники имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли.

Игровые ситуации проводятся на организационном этапе занятий для включения воспитанников в работу, при изучении новых тем и для закрепления полученных знаний.

4.2.  Методы и формы организации деятельности воспитанников 

  При изучении основ финансовой грамотности предполагается применение следующих методов:

Словесные методы:

- Беседа (используется с целью выяснения понимания воспитанниками запланированных мероприятий, и проверки их готовности к определенным учебно-познавательным действиям).

     Виды бесед:

беседа-сообщение (используется для объяснения нового материала,

беседа-повторение (проводится на этапе закрепления полученных знаний контрольная беседа (используется для проверки усвоенных знаний);

репродуктивная-беседа (используется для воспроизведения материала, который был усвоен ранее).

- Рассказ (по целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение).

Рассказ-вступление помогает подготовить воспитанников к восприятию новой информации, которое может быть проведено другими методами, например, беседой, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности детей.

Во время рассказа-изложения педагог раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Педагог в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

 - Дискуссия используется для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности стимулирует инициативность воспитанников, развитие их мышления, направлена на публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений.  

- Разъяснение   метод воспитания, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является неясной. Используется при знакомстве воспитанников с новыми понятиями и действиями.

Наглядные методы:

- Метод иллюстраций предполагает показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, работа с тетрадью с печатной основой, плоских моделей и пр. Используется при знакомстве с новым материалом, закреплении знаний и умений. Таблицы используются как образец для заполнения, так и для самостоятельной работы воспитанников.

- Метод демонстраций   используется при демонстрации плакатов, схем, таблиц, видео роликов для знакомства с новым материалом, для анализа различных проблемных ситуаций

Практические методы:

- Практические задания используются при работе с таблицами   планирования семейного бюджета для закрепления полученных знаний.

- Деловые игры используются как возможность обобщить изученный материал, поделиться своими знаниями со сверстниками, воспитанники учатся сотрудничеству, организации совместной деятельности, контролю и оценке своих действий.

- Упражнение используется как целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества. Используется при заполнении таблиц по планированию семейного бюджета.

    Для активного вовлечения воспитанников в работу на занятии   необходимо использовать метод создания  проблемных ситуаций . Привлечение к активной деятельности осуществляется воспитателем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы, направлена на развитие коммуникации.   

    Групповая   деятельность используется на занятиях при работе с новым материалом, решении проблемных ситуаций, для закрепления полученных знаний и умений, например, при составлении бюджета семьи.  

    Практическая работа – практикум. Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации.

Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:

•  поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

•  поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;

•  разработка и написание сообщений;

Игра   наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.

 «Деловая игра» - это игровой метод обучения и воспитания. В деловых играх решения вырабатываются коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп. Например, «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию», игровой тренинг «Финансовая грамотность и мошенничество», экономическая игра « Копейка рубль бережет».  

     Индивидуальная работа с воспитанниками используется как помощь при подготовке сообщений по теме, а также для более лучшего понимания и усвоения материала при возникновении трудностей у воспитанников.

5. Нормативно-правовое обеспечение программы.

- Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнравственности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 03.12.2011 №378 – ФЗ);

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями);

- Постановление правительства Нижегородской области  от 29.12.2018 года №934 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377»;

- Постановление Правительства Нижегородской области от 30.07.2007 №261 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних».

- Устав учреждения (положение о деятельности отделения).  

- Распоряжения Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. 2 октября 2017) 

6. Механизм реализации программы.

В программе участвуют воспитанники в возрасте 14-17 лет

Срок реализации программы 6 месяцев.

Режим занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность одного занятия: 30-40 мин. 

Программа состоит из трех разделов. 

1 раздел.  Деньги и их виды

Цель: Способствовать формированию экономического мышления воспитанников и культуры обращения с деньгами. Определить с воспитанниками значимость денег в жизни человека, раскрыть сущность денег как нравственной категории.    

2 раздел. Семейный бюджет

Цель: Способствовать формированию представления воспитанников о бюджете семьи как основной категории домашней экономики, показать способы планирования семейного бюджета.  Способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений.  

3 разделЭкономия расходов.

Цель: Выявить вместе с воспитанниками основные факторы экономии семейного бюджета. Способствовать расширению кругозора и формированию рационального логического мышления воспитанников.

Тематическое планирование по программе

  «Основы семейной экономики»

п\п

Название темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1.Деньги и их виды.

1.

История появления денег 

1

-

1

2.

Бумажные деньги. Защита от подделок. 

1

-

1

3.

Безналичные деньги. Банковские карты 

1

-

1

4.

Дискуссия на тему «Не в деньгах счастье?!»

-

1

1

Итого по разделу: 

3

1

4

2 раздел. Семейный бюджет

5.

Что такое семейный бюджет?

1

-

1

6.

 Доходы семьи и их виды

3

2

 

5

7.

 Игровой тренинг «Финансовая грамотность и мошенничество».

   

-

1

1

8.

   Расходы семьи и их виды 

2

2

4

9.

   Планирование покупок и непредвиденные расходы    

1

1

2

10.

Итоговое практическое занятие «Составление бюджета семьи» 

-

1

1

Итого по разделу: 

7

7

14

3 раздел.  Экономия расходов

11.

 Способы экономии расходов.     

2

2

4

12.

 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование.  Сбережения.  

1

1

2

13.

Экономическая игра «Копейка рубль бережет»

-

1

1

Итого по разделу: 

3

4

7

Итого по программе: 

13

10

24

 

 7. Содержание программы

1 раздел. Деньги и их виды.

 Тема 1.  История появления денег

Содержание:   Просмотр и обсуждение презентации «История появления денег». Сообщения воспитанников «Первые деньги в разных странах»,   «Деньги на Руси: гривна, рубль, копейка, полтина, полушка  и т.д.».   Практическое задание «Представь, что у тебя есть крупная сумма денег».   

Методическое обеспечение: Презентация «История появления денег»,

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Тема 2.  Бумажные деньги. Защита от подделок.

Содержание: Выступления воспитанников по теме «История появления бумажных денег в России». Ассигнации. Современные деньги. Способы защиты банкнот от подделок. Практикум «Знакомство со способами защиты купюр достоинством 50 и 100 рублей»

Методическое обеспечение: Доклады воспитанников по темам: «История появления   бумажных денег в России», Презентация «Способы защиты банкнот»

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Купюры 50 ,100 рублей.

Тема 3.  Безналичные деньги. Банковские карты. Электронные деньги.

Содержание: Беседа: Что такое безналичные деньги? Их достоинства и недостатки.  Назначение банковских карт. Правила пользования банкоматом. Проблемная ситуация «Ты потерял банковскую карточку. Что делать?» Электронные деньги, электронный кошелек.

Методическое обеспечение: Презентация «Безналичные деньги»

Оборудование: Образец банковской карты. Купюры и монеты

Тема 4. Дискуссия «Не в деньгах счастье» (по теме видео «Бирюзовые бусы».  «Долг спустя 30 лет»)  

2 раздел Семейный бюджет

Тема 5.   Что такое семейный бюджет?

Содержание: Определение понятия «семейный бюджет». Составляющие семейного бюджета: доходы и расходы. Виды семейного бюджета: сбалансированный, дефицитный, избыточный.

Методическое обеспечение: Дидактическая игра: гирьки из бумаги    надписями «зарплата», «пенсия», «питание», «одежда», «шуба», «телевизор», «интернет» и т.д. Таблица «Алфавит»

Оборудование: Письменные принадлежности.

Тема 6.   Доходы семьи

Занятие 1.Основные доходы семьи (заработная плата, пенсии, стипендии)

Содержание: Обсуждение пословицы «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Определение понятий: доход, зарплата, пенсия, стипендия. Игровая ситуация «Доходы семьи».

Методическое обеспечение: Карточки для разминки, разрезная пословица «Хочешь есть калачи — не сиди на печи.»

Оборудование: Реквизит для семьи: галстук, бантик, фартук, кепка

Практическое занятие 2 в форме деловой игры: Расчет основные доходов семьи (заработная плата, пенсии, стипендии).

Содержание: Характеристика семьи. Планирование доходной части. Подведение итогов.

Методическое обеспечение: Карточки с доходами каждого члена семьи, таблицы для расчета дохода.

Оборудование: ручки, листы для записей. Реквизит: Бабушке – платок, папе

галстук, маме – фартук, парик, дочь-детский сад или школьница – игрушка, старший брат – кепка.  

Занятие 3. Дополнительные доходы семьи (Вклады; сдача в аренду имущества, доходы от владения собственностью, социальные выплаты пособие на ребёнка до трёх лет (материнский капитал)).

Содержание: Проблемная ситуация: Разделить доходы на 2 группы: основные и дополнительные. Работа с таблицей «Виды доходов»  

Беседа-дискуссия: Обсуждение видов дохода. Работа с таблицей «Виды вкладов». Обсуждение видов вкладов. Работа с таблицей «Социальные выплаты». Обсуждение ситуаций, когда государство представляет социальные выплаты (пособия).

Методическое обеспечение: Карточки с заданиями, видео-таблицы «Виды доходов», «Виды пособий», «Виды вкладов»

Оборудование: Красные и синие карандаши, экран, компьютер

Занятие 4. Разовые дополнительные доходы семьи (наследство, лотерея, клады, кредит, кредитные карты, микрозаймы)

Содержание: Каким бывает наследство?   Выплаты при получении доходов от наследства, лотереи, клада. Работа с таблицами «Виды кредитов».   «Плюсы и минусы кредита» Кредитные карты. Работа с таблицей «Плюсы и минусы кредитных карт». Микрозаймы. Работа с таблицы «Плюсы и минусы микрозайма».  

Методическое обеспечение: Методическое обеспечение: карточки с заданиями, видео-таблицы «Виды банковских кредитов».  «Плюсы и минусы кредита, «Плюсы и минусы кредитных карт», «Плюсы и минусы микрозайма», смайлики.

Оборудование: экран, компьютер

Практическое занятие 5. Деловая игра «Составление таблицы доходов семьи».

Содержание: Разделение воспитанников по группам – «семьям». Составить характеристику семьи. Составить таблицу всех доходов семьи за месяц. Подведение итогов игры.

Методическое обеспечение: Образец таблицы «Доходы семьи»

Оборудование: Письменные принадлежности. Реквизит для семьи

Тема 7.  Игровой тренинг «Финансовая грамотность и мошенничество».

Содержание: Виды мошеннических действий. Работа в группах: обсуждение различных ситуаций, в которые могут попасть люди. Дискуссия по предложенным ситуациям. Выводы по занятию.

Методическое обеспечение: Тексты приложений «Ситуации»  

Тема 8.    Расходы семьи и их виды  

Содержание:

Занятие 1. Понятие расходов семьи и их квалификация. Потребительская корзина и прожиточный минимум.

Занятие 2. Практическое задание: распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.  

Методическое обеспечение: видео-таблицы «Потребительская корзина» ,

«Виды расходов», распечатки «Примерный список статей расходов».

Оборудование: экран, компьютер

Занятие 3. Деловая игра. «Распределение расходов молодой семьи».

Занятие 4. Деловая игра. «Распределение расходов семьи с детьми»

Содержание: Разделение участников игры на группы - семьи. Характеристика семьи. Планирование расходной части: заполнение таблиц «Расходы семьи». Подведение итогов.  

Методическое обеспечение: распечатанные таблицы расходов, примерные таблицы расходов.

Оборудование: письменные принадлежности

Тема9.Планирование покупок и непредвиденные расход.

Содержание: Занятие 1. Обсуждение проблемной ситуации «Хочу. Могу. Надо». Практическое задание: планирование покупок. Принцип «Что важнее?».

Занятие 2. Беседа: «Какие бывают непредвиденные расходы?» Две категории непредвиденных расходов: 1-расходы, возникновение которых от вас не зависит, 2-возникновение которых зависит только от вас. Обсуждение ситуаций и выхода из них. Просмотр видео «Как защитить семейный кошелек от непредвиденных расходов?». Неприкосновенный запас.

Методическое обеспечение: Карточки с заданиями, видео «Как защитить семейный кошелек от непредвиденных расходов?»

Оборудование: компьютер, экран

Тема 10.   Итоговое практическое занятие.  Деловая игра «Составление бюджета семьи»

Содержание: Разделение воспитанников по группам – «семьям». Составить характеристику семьи. Составить таблицу всех доходов и расходов семьи за месяц. Подведение итогов игры.

Методическое обеспечение: Образец таблицы « Бюджет семьи»  

Оборудование: Письменные принадлежности. Реквизит для семьи

3 раздел.  Экономия расходов

Тема 11. Способы экономии расходов. 

Содержание: Занятие 1. Опрос «Экономный ли ты?» Способы экономии на обязательных расход видео-таблицы ах. Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги.

Практическое занятие 2. Разделение на группы. Обсуждение различных ситуаций - задания на карточках. «Я иду в магазин», «Что не так на картинке», Итог занятия.

Методическое обеспечение: распечатанные картинки, карточки- задания.  

Занятие 3-4. Способы экономии текущих расходов

Содержание: Беседа с использованием   информации из интернета. Способы экономии текущих расходов (одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)  

Методическое обеспечение: интернет источник https://slonodrom.ru/.Как экономить деньги.

Оборудование: компьютер

 Тема 12. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование.  Сбережения.

Содержание: Занятие 1. Особые жизненные ситуации. Деньги на «черный день». Доклад воспитанника на тему: «Страховка - историческая справка» Виды государственного страхования. Виды сбережений.

Практическое занятие 2. Соедините части пословиц и объясните их смысл. Обсуждение страховых ситуаций в группах: Обязательное медицинское страхование. Страхование при перевозках пассажиров. Обязательное социальное страхование. Страхование военнослужащих. Страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств. Страхование жилья.

Методическое обеспечение: Задания на карточках. Подготовка сообщения «Страховка - историческая справка», видео-таблицы «Виды страхования»

Оборудование: письменные принадлежности, компьютер, экран

 Тема 13. Экономическая игра «Копейка рубль бережёт»»  

Содержание: Деловая игра.   Деление на команды.   Выполнение задания на карточках, в котором будет приведена   жизненная ситуация. Дискуссия по заданиям.  Блиц-опрос1. «Проблемная ситуация»- дать ответ на вопрос за 1минуту. Блиц – опрос 2. «Предложите варианты экономии расходов» Итог игры.

Методическое обеспечение: Карточки с заданиями.  

Оборудование: письменные принадлежности.

8.Ожидаемые результаты реализации программы.  

 Будут знать:

 -Правила рационального обращения с деньгами;

- основные правила составления и экономии семейного бюджета.

 - будут знать и правильно использовать экономические термины.

 Будут уметь:

-принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств;

 - сопоставлять возможности бюджета с со своими желаниями и принимать ответственность за распоряжение денежными средствами и возможные последствия для себя, своей семьи;

-   находить и оценивать финансовую информацию из различных источников, включая Интернет;

 - анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию для решения практических финансовых задач в реальной жизни.  

   

9.Используемая литература.

1.Программы Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни : программа курса  [авт.-сост.: И. В. Дикун и др.] ; под общ. ред. Л. М. Кобриной, В. В. Юниной  

2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.

3. Вигдорчик, Е. А.Финансовая грамотность: учебная программа.

4.Н.В. Севостьянова Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности «Уверенными шагами»

  infourok.ru›programma…k-samostoyatelnoy-zhizni…

5. Л.М. Кобрина, В.В. Юнина «Школа жизни». Подготовка к самостоятельной жизни. Учебно-методическое пособие. Центр - книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомина. Москва. 2009г.

 6. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. —М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.) ISBN 978-5-408-04117-6  

8. Ямбаева  Марина Геннадьевна,к.п.н., доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования. Современные_технологии_воспитания_соцзащита_2018.ppt

9. Как вести семейный бюджет: 8 главных правил и 10...

Lifehacker.ru›kak-vesti-semejnyj-byudzhet/blogvestor.biz›o-dengax…semejnogo-byudzheta…

Яндекс. Картинки›памятка по ведению семейного бюджета

10. Открытый урок на тему "Семейный бюджет"

videouroki.net›Разработки›otkrytyi-urok-na-tiemu…

11.Библиотека: Экономическая игротека Романова, Наталия Иосифовна.

Экономическая игротека : [Игры, тесты, кроссворды : Для мл. шк. возраста] / Н. И. Романова. - М. : Финансы и статистика, 1994. - 43,[4] с. : ил.; 20 см. - (Экономика-школьникам).; ISBN 5-279-01159-2 : Б. ц.

12. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010

13.Дегтярева О. В., Акутина С. П. Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 758-761. — URL https://moluch.ru/archive/83/15133/  

 14. интернет-источники:

1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;

2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;

3. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

Литература: 1.        https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-semeynaya-ekonomika-1894688.

4.        bitstream/uspu/6032/1/22Adamyan2.pdf

5.https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-socialnie-tehnologii-rabota-s-semey-nahodyascheysya-v-socialno-opasnom-polozhenii-598342.html 6..https://studbooks.net/689956/sotsiologiya/semeynoe_neblagopoluchie_sotsialnaya_problema  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»

Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....

Презентация: Семейный бюджет

Презентация к уроку по экономике...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...

Распределение средств семейного бюджета

Распределение средств семейного бюджета. Исследовательская работа 8 класс....

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...