Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Планируемые личностные результаты освоения:

 

У учащихся будут сформированы:

- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;

-  способность ставить цели и строить жизненные планы

 

У учащихся могут быть сформированы:

- способность к овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать доказывать,  определять и объяснять понятия, разрешать проблемы).

- способность к самооценке своих интеллектуальных  возможностей необходимых для построения  семейного бюджета

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_proekta_uroka.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опорная схема проекта урока

Предмет ____Технология_________

Класс     8_______________________

Продолжительность_45______ ___

Раздел   Семейная экономика______

Тема урока  __Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;

-  способность ставить цели и строить жизненные планы

У учащихся могут быть сформированы: 

- способность к овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать доказывать,  определять и объяснять понятия, разрешать проблемы).

- способность к самооценке своих интеллектуальных  возможностей необходимых для построения  семейного бюджета

Планируемые метапредметные результаты освоения:

  • Регулятивные

Учащиеся научатся:

Анализировать условия достижения цели планировать пути достижения цели.

Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, построению жизненных планов при планировании достижения целей самостоятельно, полно учитывать условия и средства их достижения.

  • Познавательные

Учащиеся научатся: извлекать необходимую информацию из беседы , рассказа. Вырабатывать алгоритм действий.

Учащиеся получат возможность научиться: анализировать , сравнивать, подводить под понятие, определять основную и второстепенную информацию.

  • Коммуникативные

Учащиеся научатся: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций, формировать собственное мнение.

Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся: планировать свой личный бюджет, расширят знания о семейном бюджете, пониманию понятий доход, расход, бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Учащиеся получат возможность научиться: трудолюбию, бережливости, экономии.

Тип урока:  __урок  открытие нового знания____________

Ведущий метод: проблемное изложение__________________________________

Форма организация деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная , групповая__________

Деятельность учителя и обучающихся

№ п/п

Элементы урока

(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • «Мы продолжаем знакомиться с «Семейной экономикой». Тема урока  «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»-

доведение до учащихся плана урока Познакомиться с понятием бюджет семьи, его структурой, познакомиться  с планированием семейного бюджета, выполнить практическую работу.»

Создания условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность  «Было задано домашнее задание.

Написать мини-сочинение или создать презентацию, на одну из предложенных тем:

"Моя семья";

" Чем богат человек";

"Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?"»

  • оценивание своей готовности к уроку;

эмоциональный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности , активное слушание, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Учащиеся выступают со своими работами.

  •    Личностные: самоопределение,
  • смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: целепологание.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую функцию Вопросы для повторения.

  1. Что такое семья?

2.Какие функции выполняет семья

3. Предпринимательская деятельность предполагает

4. Разница между суммой денег от продажи товаров или услуг и затратами на их производство – это…?

5.Семейная экономика это …?

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Изложение нового материала

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета.

  1. .Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц?
  2. .Можете ли вы разумно тратить деньги?
  3. .Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и на конец, что же такое бюджет?

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи

Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах  Слово "бюджет" буквально означает " денежная сумка"

Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их "роспись

Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде

заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.(Слайд)

Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. Приведите примеры расходов (на продукты, на одежду , на оплату ЖКХ и т.д.)(слайд)

Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств  в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три типа.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

 Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы".

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.

Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай". Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы :

1."Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью".

2.Семья выполняет следующие функции : воспроизводящую, воспитывающую, регулирующую , стабилизирующую, коммуникативную.

3. Предпринимательская деятельность  – это вид деятельности человека, который владея материальными и культурными ценностями,  использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

4. Прибыль

5.Семейная экономика-  это наука , которая изучает повседневную экономическую жизнь семьи.

Познавательные -- осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

- извлечение необходимой информации из текста

3.

Выявление места и причины затруднения

Помощь учителя

Учащиеся выявляют место и причину затруднения для этого

продолжаем  работу с новым материалом  и работу с учебником

Познавательные - подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Этим процессом руководит учитель с помощью подходящего диалога

Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий

  • Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные -анализ , синтез, сравнение, обобщение

Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.

Реализация построенного проекта

Уточняют  общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Личностные - смыслообразование

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1. 

Таблица 1 Недельный бюджет школьника

Заполняют таблицу

Предметные

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практическая работа: оценка бюджета семьи

Выполняют практическую работу.

Предметные

8.

Включение в систему знаний и повторение

Закрепление материала Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет  Карточки с тестами

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог урока.

Какие новые знания вы получили?

Где вы будите использовать эти знания?

Оцените свою работу на уроке.

Личностные  :  умение

провести  самооценку  и

организовать взаимооценку

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной

полнотой  и  точностью  выражать

свои мысли.

Методическая цель____изучение и первичное закрепление новых знаний, методика организации самостоятельной работы обучающихся____________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по элементам структуры урока)

__Включить технологические задания способствующие общему развитию технического мышления обучающихся____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

Доходная и расходная часть бюджета

экономическое воспитание...

Урок на тему "Расходная часть семейного бюджета

Цели: дать понятие о расходной части семейного бюджета;познакомить с “классификацией расходов”, обучение рациональному ведению учета расходов;воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, р...

План-конспект урока по технологии в 8 классе "Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета."

План-конспект урока по технологии в 8 классе по теме "Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета."Тип урока: открытие нового знания.Определение места урока в изучаемой теме: шестой урок раздела «...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

Семейный бюджет в задачах на части

Интегрированный урок для 5 класса по обществознанию и математике...

Интегрированный урок "Семейный бюджет в задачах на части"

Интегрированный урок (математика и обществознание)...