Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Гаязова Лилия Расимовна

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, научить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов; научить практическим навыкам расчета бюджета создав таблицу в Excel.

Задачи урока:

Образовательная сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономике в обществе

Развивающие - развить у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе, научить планированию семейного бюджета, научить вести учет, познакомить с резервами экономии в семье

Воспитательные воспитывать уважение к членам семьи, ответственность. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость 

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: интегрированный урок  информатики и технологии, открытие новых знаний.

Межпредметные связи:

  • информатика
  • технология
  • экономика

Планируемые результаты:

Знать: правила ввода, редактирования, форматированных данных  электронных  таблицах  Excel; структуру семейного бюджета.    

Уметь: создавать электронные  таблицы в  Excel; применять полученные знания  при планировании семейного бюджета.

Комплексно-методическое обеспечение: экран с мультипроектором, презентация,  ПК, карточки – задания для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный  урок , нам с вами понадобятся знания, полученные на уроках информатики и на уроках технологии.  

Раздел, который мы изучаем, называется “Домашняя экономика”,  поэтому в нём рассматриваются такие основные понятия как “семья” и “экономика”. На прошлых занятиях мы познакомились с функциями, потребностями семьи и способами её участия в бизнесе. Чтобы приступить к изучению новой темы, мы должны повторить пройденный материал. На рабочих столах у вас находятся карточки с заданиями, на которые нужно  ответить.

II. Повторение (5 мин.) 

Работа по карточкам.

А теперь поменяйтесь карточками и проверьте правильность ответов, они представлены на слайде. (Слайд 1)

III. Объяснение нового материала. (15 мин)

Повторив  домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и  не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет…..ответы учащихся

(Слайд 2) Тема нашего урока: " Бюджет семьи».

- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока? -Какие умения вы можете, приобрести?

-Чему хотели бы научиться? Давайте подумаем какие цели урока мы можем поставить отвечая на эти вопросы.

Правильно цель урока

  • сформировать представления о структуре семейного бюджета;
  • научиться  практическим  навыкам расчета бюджета семьи.

Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

(слайд 3) “Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год.

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Изучая на прошлом уроке функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.

(слайд 4) “Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).

Давайте подумаем: из чего складывается доход семьи? (слайд 5)

Ответы учащихся……

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.

У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи.

(Слайд 6) “Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства? 

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных доходов и расходов в процентном соотношении мы можем увидеть на слайде. (Слайд 7)

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). (Слайд 8)

         Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:

1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов. (Слайд 9)

*Объясните, когда может произойти такая ситуация.

2. Баланс – Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов. (Слайд 10)

3. Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной. (Слайд 11)

Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

Мы продолжаем знакомство с табличным процессором Excel

1. Ввод и редактирование данных. (Слайд 12)

В электронных таблицах используют следующие типы данных: текст, число (числовая константа), формула.

Для ввода данных в ячейку необходимо сделать её активной и ввести данные с клавиатуры. Данные появляются в ячейке и строке формул в верхней части окна. Чтобы завершить ввод, надо нажать на кнопку  Ввод строки формул или клавишу Enter. Процесс ввода данных закончится  и активной станет соседняя ячейка.

Редактировать  содержимое ячейки можно несколькими способами:

  • выделите ячейку и редактируйте её в строке формул;
  • дважды щелкните в ячейке мышью или выделите  ячейку нажмите F2, в этом случае редактирование данных можно проводить  непосредственно в ячейке. Завершив редактирование  ячейки, нужно нажать клавишу Enter.

2. Форматирование данных (Слайд 13)

За форматирование данных в ячейках отвечают несколько разделов ленты и диалоговое окно команды Главная – Ячейка –  Формат ячеек.

Табличный процессор может работать  с числами, текстом, формулами. После нажатия клавиши ввода  программа сама определяет тип данных и в соответствии с этим выравнивает данные по разным краям ячейки. Тип данных влияет на их отображение в таблице

Для числовых типов данных предусмотрены  форматы:

  • Общий
  • Числовой ;
  • Денежный ;
  • Формат даты и т.д.

3. Ввод формул. (Слайд 14)

  • Вычисления в таблицах выполняются с помощью формул, которые могут состоять из математических операторов, значений, ссылок на клетки и имена функций;
  • Формула начинается со знака равно "=“;
  • В формуле могут использоваться арифметические операторы +, -, *, / , ^;
  •  Результатом выполнения формулы есть некоторое новое значение, которое содержится в ячейке, где находится формула.

(Слайд 15) Формулы можно вводить с использованием клавиатуры и мыши. С использованием клавиатуры вводят операторы (знаки действий), константы (преимущественно числа) и, иногда, функции. С использованием мыши выделяют ячейки, включаемые в формулу. Адреса ячеек (ссылки) также можно вводить с клавиатуры, обязательно в английской раскладке.

Например, при создании формулы для расчета стоимости товара Баунти в ячейке D2 таблицы на рис. 16.1 необходимо выделить ячейку D2, ввести с клавиатуры знак =, щелкнуть левой кнопкой мыши по ячейке В2, ввести с клавиатуры знак *, щелкнуть левой кнопкой мыши по ячейке С2.

 
IV. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”. (15мин.)

А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

V. Закрепление нового материала. (5 мин.)

Кроссворд

1. Денежный план семьи.

2. Поступление денежных средств из разных источников.

3. Затраты денежных средств на товары и услуги.

4. Оплата труда.

5. Тип данных, для которого предусмотрены форматы: общий, денежный, процентный, дата и т.д.

6.Вознаграждение за учёбу у студентов.

7. Источник доходов у мам с маленькими детьми.

8. Выражение, по которому выполняется вычисление в электронной таблице.

9. С этого знака начинается формула в электронных таблицах.

2

1

б

ю

д

ж

е

т

о

4

х

з

о

3

р

а

с

х

о

д

ы

р

ы

п

5

ч

и

с

л

о

а

7

6

с

т

и

п

е

н

д

и

я

а

о

9

с

р

8

ф

о

р

м

у

л

а

б

в

и

н

е

о

VI. Заключительный инструктаж. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока.

2.Рефлексия.

«Продолжить фразу»  

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я смогу…
  • у меня получилось …

3.Домашнее задание: Написать конспект и составить бюджет своей семьи на один месяц в табличном процессоре Excel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

Доходная и расходная часть бюджета

экономическое воспитание...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...

Урок на тему "Расходная часть семейного бюджета

Цели: дать понятие о расходной части семейного бюджета;познакомить с “классификацией расходов”, обучение рациональному ведению учета расходов;воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, р...

План-конспект урока по технологии в 8 классе "Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета."

План-конспект урока по технологии в 8 классе по теме "Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета."Тип урока: открытие нового знания.Определение места урока в изучаемой теме: шестой урок раздела «...

Интеллектуально-развивающая игра «Моя семья» на тему: «Что такое семейный бюджет?»

Пояснительная записка к выпускной работе по дополнительной профессиональной программе (повышения квалификации)  «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным ка...