СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА
план-конспект занятия по экономике (10 класс) на тему

Русинова Светлана Михайловна

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika-igra.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

.

Цель: 
1. Образовательная: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, рациональным расходованием средств, научить осуществлять несложные экономические расчеты.
2. Развивающая: развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, нравственные, социальные устои и традиции.
3. Воспитательная; воспитывать организованность, бережливость, чувство взаимопонимания, взаимоуважения в семье.
Оборудование: 1. Таблицы № 1; № 2

                             2.ПК, проектор


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой

Последовательность проведения игры :


I
 Психолого-педагогический этап
II Постановка задачи, знакомство с содержанием игры

III Ознакомление с игровой документацией
I
V Игровой этап
V Подведение итогов игры
VI Анализ хода и результатов игры


Еще в IV в. до н.э. греческий мыслитель Аристотель описал ряд понятий и категорий (например, товар, стоимость, потребительская стоимость, деньги), которые до сих пор составляют основу экономической науки. Однако в самостоятельную область научного знания экономика превратилась только в VII в., в период борьбы буржуазии с феодалами.
Сегодня в сложных условиях нашей страны, которая осваивает новые для нее рыночные отношения, чрезмерно велика доля криминальной коммерции. Она приносит в нашу жизнь свои неписанные законы, свой язык - жаргон, свой «кодекс бесчестия». Мы часто сталкиваемся с негативной стороной всеобщей коммерциализации. Поэтому необходимо изучить морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя.
Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя.
1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства.
2. Представление об окружающих людях как желающих и умеющих хорошо работать, стремящихся реализовать себя вместе с предпринимателем.
3. Вера в бизнес, восприятие его как привлекательное творчество, отношение к бизнесу как к искусству.
4. Признание необходимости конкуренции при одновременном стремлении к сотрудничеству.
5. Уважение себя как личности и любой личности - как себя.
6. Уважение любой собственности, государственной власти, общественных движений, социального порядка, законов.
7. Доверие по отношению к другим, уважение профессионализма и компетентности других людей.
8. Признание ценности образования, науки, культуры.
9. Забота об экологии.
10. Стремление к нововведениям.
11 .Гуманизм.

Основная часть 

Термин «экономика» ввел в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (322 - 384 г.г. до н.э.), составив его из двух греческих слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон.
Поэтому «экономика» - в переводе с греческого означает «законы хозяйства».
Первоначально под словом «экономика» понималось искусство ведения домашнего хозяйства.
В условиях экономического кризиса в современном обществе важнейшую экономическую функцию выполняет семья, которая каждый день вынуждена решать важные экономические задачи, диктуемые законами развития общества.
Современная жизнь требует от человека предприимчивости. Предприимчивый человек должен жить по экономическим законам, это значит: необходимо ежедневно контролировать траты и находить пусть маленькие, но резервы для экономии, необходимо уметь составлять доходную и расходную часть семейного бюджета. Для этого нужно заполнить таблицу семейного статуса и предполагаемого семейного бюджета, таблицу доходов и расходов, затем произвести исчисление разницы величины расходов и доходов и сделать вывод, т.е. правильно составить, сбалансировать семейный бюджет.
В таблице «Состав семьи» указывается семейный статус, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии членов семьи и подсчитывается общий доход семьи, семейный бюджет. Семейный бюджет это предположительные исчисления ожидаемых доходов и расходов на определенный срок.

 
Контрольные вопросы:


1. В чем заключаются цели и задачи домашней экономики?
2. Перечислите составляющие семейного хозяйства?
3. Опишите роль семейного хозяйства в экономических связях егос государством и предприятиями.
4. Что может служить источником дохода бюджета семьи?
5. Какими ресурсами располагает семья?
6. Почему каждая семья обладает ограниченными возможностями?
7. От чего зависит интеллектуальный потенциал государства?
8. Для чего каждой семье необходимо планировать семейный бюджет?
9. Может ли школьник участвовать в увеличении доходной части семейного бюджета? В чем заключается его роль?
10. Какие виды расходов необходимо учитывать в первую очередь при составлении бюджета?
11. Всегда ли затраты на питание обоснованные? От чего, в первую очередь, должны зависеть расходы на питание членов семьи?
12. Почему на непредвиденные расходы в бюджете семьи необходимо выделять денежные средства?
13. Что такое «относительная бедность»?
14. Кто может осуществлять планирование, учет, организацию и контроль за расходованием денежных средств семьи?
15. Как подсчитать чистый доход?
16. Как определить сумму денег на внеплановую покупку?
17. Какие бухгалтерские книги семьи вы знаете?
18. Что нужно отразить в хозяйственной книге?
19. За счет чего можно экономить средства?
20. Какие показатели кассовой книги говорят о том, что семья расходует средств больше, чем зарабатывает?
21. Какие основные правила покупки товаров вы можете перечислить?
22. В каком случае покупатель не может вернуть некачественный товар?
23. Какую информацию несет штрих-код на упаковке товара?
24. Почему при приобретении товаров и услуг, в первую очередь, необходимо ознакомиться с инструкцией?

Книга расходов - это зеркало, заглянув в которое, каждый может увидеть,
как он выглядит

Игра «Бюджет семьи» Правила игры: участники игры делятся на группы (семьи), распределяя роли. Ведущий знакомится с характеристикой членов каждой семьи, выявляя соответствие возраста, квалификации, профессии размерам доходов (делая замечания при необходимости). Все игроки составляют потребительский бюджет (перечень необходимых затрат на обеспечение основных материальных потребностей). Затем семьи составляют расходную часть бюджета. Ведущий в это время подсчитывает процентное соотношение потребительского бюджета, затем проводит обсуждение бюджета каждой семьи. Потребителем в игре объявляется семья, расчеты которой ближе всего к данным потребительского бюджета.

Игра «Хочу» и «Надо» 
На карточках написаны эти слова, учитель называет предмет, а дети показывают необходимую карточку и объясняют свой выбор.
(Яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом.)
Как одним словом можно назвать все то, что я сейчас перечислила? (Товары).
- Что такое товары? (Продукт труда, созданный для купли-продажи).
- Что такое услуга? (Это дело, деятельность, которая удовлетворяет потребности людей).
Я покупаю только то,

Что мне необходимо,

А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо

Чтоб мог ко дню рождения

 Купить подарок маме я,

 Нужна мне эта строгая,

 Ребята, экономия.

Выходом из кризиса могут послужить прибыльные производства.
Игра «Прибыльное производство». 
Цели игры - посредством организации предпринимательской деятельности ознакомить учащихся с процессом производства и обмена продукции в условиях рыночной экономики, воспитывать предприимчивость, умение оперативно решать возникающие проблемы, развивать систематическое мышление, навыки предпринимательской деятельности и коммуникативные способности.

Деловая игра «Прибыльное производство» моделирует ситуацию, возникающую в народном хозяйстве в условиях рыночной экономики. Все участники игры выступают в роли предпринимателей, занимающихся производством товаров в одной из отраслей народного хозяйства: производство машин, производство топлива, производство сырья, производство промышленных товаров, производство продовольственных товаров.
Все отрасли тесно связаны между собой, так как для производства любой продукции требуются экономические ресурсы, производимые в других отраслях.
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимо наличие частной собственности, конкуренции и свободы предпринимательства.
В начале игры каждый участник получает первоначальный капитал -определенное количество продукции одной из отраслей производства и наличные деньги (200 рублей). Используя имеющиеся ресурсы и наличные деньги, каждый участник должен организовать производство той или иной продукции согласно «Информационной карте».
Участник игры выступает одновременно покупателем необходимых ему ресурсов для организации собственного производства и продавцом уже произведенной продукции. Условия сделок купли-продажи оговариваются участниками игры самостоятельно, возможен и бартерный обмен произведенной продукцией.
Основной задачей каждого участника игры является организация производства и реализации той продукции и той технологии, которые приносят в сложившейся рыночной ситуации наибольшую прибыль. Каждый участник игры может сам выбирать отрасль и технологию производства, переходить в ходе игры из одной отрасли в другую, выбирать поставщиков необходимых ресурсов и покупателей готовой продукции. Роль ведущего-регулятора экономических отношений - может выполнять как учитель, так и заранее подготовленный ученик.
В ходе игры ведущий следит за тем, чтобы участники охватили все отрасли производства и она протекала без нарушений правил. Выигрывает тот, кто получит наибольшую прибыль.
Вывод: во время экономического кризиса необходимо ежедневно контролировать траты и находить пусть маленькие, но резервы для экономии.

Заключение 
Сегодня, в сложных условиях нашей страны, которая осваивает новые для нее рыночные отношения, чрезмерно велика доля криминальной коммерции. Она приносит в нашу жизнь свои неписанные законы, свой язык - жаргон, свой «кодекс бесчестия». Дети часто сталкиваются с негативной стороной всеобщей коммерциализации. В незрелом сознании ребенка велика опасность замещения объективных экономических понятий правилами «черного рынка», дикого предпринимательства, которые грозят выступить в качестве единственно возможных.
Все мы наблюдаем большой рост процессов предпринимательства, частного бизнеса, коммерции, поэтому возникла идея раннего экономического образования детей, тем более, что сегодня уже никто не спорит, нужно ли знание экономики биологу, физику или историку. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. И чем раньше ребенок освоиться с экономическими понятиями и законами, тем успешнее он сможет реализовать себя в современном мире, основанном на жестких законах конкуренции и соперничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой экономический кризис

qПричины и начало Мирового     экономического кризиса q«Великая депрессия» q«Новый курс» Ф. Рузвельта qМировой экономический    кризис в странах мира...

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Аналитическая статья на тему " Мировой кризис воды"

В статье "Мировой кризис воды"  мной анализируется экологическая проблема загрязнения водоемов на планете.Приведены интересные статистические данные. Отражена экономическая и политическая ...

Дефицит общения между ребенком и родителями в период экономического кризиса в России.

Статья по проблеме современного воспитания  "Дефицит общения между ребенком и родителями в период экономического кризиса в России"....

Реферат: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса.Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому...

Становление социальной идентичности в период социальных кризисов

Становление социальной идентичности в период социальных кризисов имеет ряд особенностей.Рассматривала несколько факторов, затрудняющих становление идентичности в условиях современной России....