Основы финансовой грамотности 8-9 класс рабочая программа
рабочая программа по экономике (8 класс)

Черячукина Анжела Сергеевна

Основы финансовой грамотности 8-9 класс рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  1. Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 108  ;
  2. Учебный план МБОУ СОШ № 108  ;
  3. Календарный учебный график МБОУ СОШ № 108   .

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс :

1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г

2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2017;

Цель: 

научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
  • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение  умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Особенности класса

Учитывая особенности 8-9 классов на уроках  используются следующие формы организации учебного процесса: Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.

Содержание учебного предмета  ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов -  стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.

Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты  индивидуального  проекта.

Общая характеристика учебного предмета

 Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

На изучение курса ОФГ в 8-9  классах  отводится 68 часов ( по одному часу в неделю каждый год).

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:

  • принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;
  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
  • основам взаимодействия с кредитными организациями;
  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
  • выбирать страховые продукты и страховые компании;
  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
  • составлять личный финансовый план.

Ученик  получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимать права и обязанности в сфере финансов;

анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

определять задачи в области управления личными финансами;

находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;

Содержание учебного предмета

Личное финансовое планирование

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Депозит

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Кредит

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Расчетно-кассовые операции

Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование

Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.

Инвестиции

Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.

Пенсии.

Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию. 

Налоги

Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ.  НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.

Финансовые махинации.

Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.

Содержание учебного предмета

Основы финансовой грамотности    8 -9  класс  (68 часов)

Содержание учебного предмета по разделам

1.

Ведение

1 час

2.

Личное финансовое планирование

7

3.

Депозит

6

4.

Кредит

8

5.

Расчетно-кассовые операции

6

6.

Страхование

6

7.

Резерв по курсу 8 класса

1

8.

Инвестиции

6

9.

Пенсии

5

10.

Налоги

3

11.

Финансовые махинации

5

12.

Резерв по курсу 9 класса

3

13.

Резерв по курсу 8-9 классов

10

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе.

Название раздела

Кол-во часов

Тема урока

Формы контроля

Дата урока

План

Факт

Введение

1

1.Знакомство с новым курсом.

 Проблемная беседа работа с учебником

4.09

4.09

Личное финансовое планирование

7

2.Человеческий капитал

Фронтальный опрос,

выполнение инд. заданий

11.09

11.09

3.Принятие решений

Работа в группе представление результатов

18.09

18.09

4-5.Домашняя бухгалтерия.

 Практикум «Составление домашнего бюджета»

работа с дополнительными материалами

25.09-2.10

25.09-2.10

6-7.Составление личного финансового плана.

Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры»

выполнение  инд.заданий

9.10-16.10

9.10-16.10

8.Обобщение темы «Личное финансовое планирование

Проблемная беседа тест

23.10

23.10

Депозит

6

9.Накопления  и инфляция.

Эффективная лекция, самоконтроль

30.10

30.10

10.Что такое депозит и какова его природа?

Беседа

11-12.Условия депозита.

Практикум «Как выбрать надежный банк»

проблемная беседа выполнение инд. заданий

13.Управление рисками по депозиту

Фронтальный опрос

14. Обобщение темы «Депозит»

Составление таблицы

Кредит

8

15.Что такое кредит?

выполнение  инд. заданий

18.12

18.12

16.Основные характеристики кредита

работа в группе

25.12

25.12

17-18.Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор»

работа в группе

19.Как уменьшить стоимость кредита

Фронтальный опрос, выполнение  инд. заданий

20.Типичные ошибки при использовании кредита

проблемная беседа, работа в парах

21.Кейс « Покупка машины»

Практическая работа с дополнительным материалом

21. Обобщение темы «Кредит»

Дискуссия по заявленным вопросам

Расчетно-кассовые операции

6

22-23.Хранение, обмен и перевод денег.

Практикум « Перевод денег»

Фронтальный опрос

Практическая работа с дополнительным материалом

24.Различные виды платежных средств

Эффективная лекция

25-26.Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги.

Составление схемы

27. Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции»

Фронтальный опрос тест

Страхование

6

28.Что такое страхование? Страховые кампании.

Эффективная лекция

29.Виды страхования

Составление таблицы

30-31.Как использовать страхование в повседневной жизни?

Практикум « Выбор страховой кампании»

Практическая работа с дополнительным материалом

32.Кейс «Страхование жизни»

Практическая работа с дополнительным материалом

33. Обобщение темы «Страхование»

Дискуссия по теме

Резерв по курсу 8 класса

1

34.Защита проекта «Личный финансовый план»

Инвестиции

6

35.Что такое инвестиции?

Эффективная лекция

36.Как выбирать активы.

Практическая работа с дополнительным материалом

37-38.Как делать инвестиции.

Практикум «Мой инвестиционный портфель»

работа в парах

39.Денежный рынок и рынок капиталов.

Выполнение инд. заданий

40.Кейс «Куда вложить деньги»

Практическая работа с дополнительным материалом

41.Обобщение темы «Инвестиции»

Деловая игра

Пенсии

5

42-43.Пенсионная система.

Практикум « Пенсионные системы в разных странах.

Составление таблицы, работа в группе

44.Корпоративные пенсионные программы и негосударственные пенсионные фонды.

Эффективная лекция

46.Как сформировать частную пенсию

Выполнение инд. заданий

47. Обобщение темы «Пенсии»

Мини-дискуссия

Налоги

3

48.Налоги. Виды налогов

Составление схемы

 49-50.НДФЛ.

Практикум «Как рассчитать НДФЛ№

Выполнение инд заданий

Финансовые махинации

5

51.Махинации с банковскими картами, защита карты от махинаций.

Проблемная беседа

52-53.Махинации с кредитами.

Практикум «Способы защиты от махинаций»

Практическая работа с дополнительным материалом

54.Махинации с инвестициями

Выполнение инд заданий

55.Кейс «Заманчивое предложение»

Выполнение инд заданий

Резерв

13

Обобщение курса 8-9 классов

Защита инд. проектов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература (основная)

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

В.В.Чумаченко

А.П.Горяев

Основы финансовой грамотности 8-9 класс. Учебное пособие

Просвещение

2019

2.

В.В.Чумаченко

А.П.Горяев

Основы финансовой грамотности 8-9 класс. Методические рекомендации

Просвещение

2018

Электронные ресурсы:

https://fmc.hse.ru/methbank

http://финграмотностьвшколе.рф/projects/

http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-finansovoi-gramotnosti-igra-brein-ring-finansy-yeto-interesno-i-uvlekatelno.html

http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/

https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по Основам финансовой грамотности для 11 класса

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам финансовой грамотности учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 11 классе в школьном учебном...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 6-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...

Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 8-9 класс

АННОТАЦИЯК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8-9 класс Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы составлена в соответстви...

Рабочая программа внеурочного курса " основы финансовой грамотности" 6-9 класс

Данная практика основанная, на методах исследования способствует формированию заинтересованности  школьников темой финансовой грамотности, мотивирует к повышению своего уровня знаний по данн...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-9 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5-9 класс...