Методическая разработка к уроку
план-конспект урока по экономике (11 класс)

 Людмила Александровна Гусева

Методическая разработка к уроку "Ценовой механизм"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

учитель: Гусева Людмила Александровна

предмет: экономика

10 класс

Тема: Цена и стоимость.

Урок №23: Ценовой механизм.

Учебник: Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и углубленные уровни) 10 - 11 класс,

Дрофа, 2019.

Цель урока: Формирование понятия о процессе ценового механизма в рыночной системе.

Задачи: 1. Углубить и расширить понятия: мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, равновесная цена.

2. Формировать новые понятия: общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.

3. Формировать умения:

учебные

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • называть виды цен, приводить примеры;
  • раскрывать сущность понятия «ценовой механизм»;
  • объяснять теорию стоимости товара как количества труда, овеществленного в товаре;
  • решать задачи на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.

метапредметные

  • планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами;
  • формулировать понятия, соблюдая логику изложения;
  • формулировать обобщающие выводы на основе изученного учебного материала.

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОЗН).

Формы работы учащихся: работа со схемами, таблицами, учебником, исследовательская, фронтальная, индивидуальная, парная; практическая работа – решение задач.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Оптовые и розничные цены. Мировые цены. Стоимость и альтернативная стоимость.

Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, презентация, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

  1. Мотивационный этап урока (15 минут)

- Актуализация знаний.

- Определение темы урока

- Формулирование задач урока

- Создание мотивационной установки.

2. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)

- Изучение темы урока.

- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Выявление причины возникшего затруднения.

- Реализация выхода из проблемной ситуации.

3. Этап закрепления (7 минут)

- Практическая работа: Решение задач (по эталону) на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.

- Включение в систему знаний повторение.

4. Рефлексия УД на уроке (1 минута)

- Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)

Ход урока.

  1. Мотивационный этап урока. (15 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «цена товара», ее функциями и выявили две концепции цены. Ответьте на следующие вопросы: (слайд1)

  1. Что такое цена?
  2. Какие факторы влияют на ценообразование?
  3. Какие функции в экономике выполняет цена?
  4. В чем суть классической концепции цены? – выступление Волковой А.
  5. Как трактуют формирование цены неоклассики? – выступление Склярова А.

И так, существует два подхода к формированию ценны. (слайд 2, 3) Сторонники кембриджской экономической школы пытались создать целостное учение о цене. В частности представитель этой школы Альфред Маршал, считал, что цена формируется под воздействием, как спроса, так и предложения. На практике же, в зависимости от товарно-денежных отношений, различают несколько видов цен взаимосвязанных между собой и образующих единую систему (ценовой механизм). Т.е. нам необходимо продолжить изучение этой темы в данном направлении.

Попробуйте определить тему нашего урока и сегодняшнюю цель.

Ценовой механизм. Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. (слайд4,5)

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд8)

  1. Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются?
  2. Что входит в понятие «стоимость»?
  3. Как взаимодействуют цена и стоимость?
  4. Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».

  1. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)

Понятие «ценовой механизм» отражает большую дифференциацию цен в системе современ-ного рынка. Различают : Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Мировые и внутренние цены. Цена продавца. Цена покупателя. Равновесная цена.(слайд9)

Давайте познакомимся с каждой из них. На с. 55 учебника определение каждой из них (работа с учебником, запись в тетради).

А теперь попробуем ответить на тестовые задания. (слайд 10,11)

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. В пределах низшей и верхней границ на величину цены воздействую еще два субъективных фактора: (слайд12)

  • Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.
  • Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.

Взаимное движение цены продавца и цены покупателя ведет к установлению цены согласия, удовлетворяющей обе стороны торговли:

  • Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.

На рынке существует еще одно близкое понятие «стоимость товара». Что входит в понятие стоимости? (работа с учебником с.56) — Стоимость товара (в соответствии с трудовой теорией стоимости) — это количество труда, овеществлённого в товаре. Как экономическая категория проявляется в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции.

Общественная стоимость товара определяется затратами труда на его производство, а труд различных производителей измеряется рабочим временем.

Ответьте на вопросы:

  • Каким общим показателем определяется стоимость?
  • Что определяет индивидуальную стоимость товара?

  1. Этап закрепления (7 минут).

И так сегодня мы выяснили, что на рынке практически действует сложный механизм цен, состоящий из множества их видов. Как взаимодействуют цена и стоимость товаров и услуг.

А теперь попробуем оценить этот механизм практически. Решив задачи. (слайд 13,14)

Практическая работа: ( выполняют в тетради)

Задача. Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном рынке, снижения установленной цены одного изделия на 2 рубля при следующих фактических данных:

  1. установленная цена одного изделия составляет 20 руб.
  2. планируемый объем реализации – 50 000руб.
  3. показатель эластичности спроса по цене -1,7

Решение.

  1. Рассчитываем процентное снижение цены с 20 до 18 руб.

ΔР% = ( 18 – 20) / 20 х 100% = -10%

  1. Рассчитываем процентное увеличение объема реализации при показателе эластичности спроса – 1,7

Ер = ΔQ% / ΔР% ΔQ% = Ер х ΔР% = -1,7 х (-10) = 17%https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/07/28/k_5f200537aed55/user_file_5f2005390897f_0_1.png

  1. Определяем общую выручку до снижения цены

Т R = Р х Q = 20 х 50 000 = 1 000 000руб.

  1. Определяем общую выручку после снижения цены

Т R = Р х Q = 18 х (50 000 х 1,17)= 18 х 58 500 = 1 053 000 руб.

Вывод:

А теперь изменим условие задачи. При увеличении установленной цены одного изделия на 2 рубля при тех же фактических данных.

Ответ: слайде 15.(взаимопроверка)

  • TR – выручка после повышения цены – 913 000р.
  • Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р.

Вывод: Почему не выгодно повышать цену на товар? (т.к. он эластичен по цене)

4.Рефлексия УД на уроке (1 минута)

  1. Объяснение домашнего задания (2 минуты) – слайд16

- Обязательное домашнее задание: §§9, 10, в. 1-4 после§ устно, выполнить тестовые задания на сайте «библиотека МЭШ».

- Творческое домашнее задание по выбору: подготовить развернутый ответ по теме: «Рынок и рыночный механизм ценообразования». Составить план ответа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические подходы к определению цены. Классическая школа . Трудовая теория стоимости (Адам Смит, Карл Маркс) Неоклассическая экономическая теория (Жан Батист Сэй. Давид Рикардо) Объективное направление Цена – денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда). Маркс исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость: общественно-необходимые затраты труда, внутри- и межотраслевую конкуренцию Субъективное направление Цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения (ДавидРикардо) Цена – субъективная оценка полезности блага, которая строится на личных предпочтениях; это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости (Жан Батист Сэй).

Слайд 2

Рыночный (ценностный) подход – определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Цена – форма выражения ценности блага . Производственный (затратный) подход – в основу установления цены положены производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара. Цена – денежное выражение стоимости блага. Два подхода к формированию цены

Слайд 3

Составила учитель МАОУ СОШ №22 Гуркина Вера Александровна

Слайд 4

Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. Цель урока

Слайд 5

Содержание урока. Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена». Что входит в понятие «стоимость»? Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются? Как взаимодействуют цена и стоимость?

Слайд 7

Тесты.

Слайд 9

Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.

Слайд 10

ЗАДАЧА

Слайд 12

TR – выручка после повышения цены – 913 000р. Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р. Ответ

Слайд 14

https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomike-k-uroku-na-temu-cena-tovara-funkcii-cen-3445837.html Список ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...