Задания по подготовке к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экономике
олимпиадные задания по экономике

Дейнега Лилия Сергеевна

Представлены задания и ответы для подготовки к школьному этапу олимпиады по экономике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otvety.zip52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

по экономике

Школьный этап

7-8 классы, ответы

Критерии оценивания олимпиадных заданий

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ*

1. Почтальон Печкин решил научиться кататься на водных лыжах. Он купил необходимое снаряжение и отправился на период с июня по август включительно в Крым. Как рациональный субъект Печкин рассчитал альтернативную стоимость перемены рода деятельности. Определите ее величину, если заработная плата почтальона составляет 15 тыс. р. в месяц.

а) 15 тыс. р.;     в) 45 тыс. р.;

б) 0 р.;              г)  30 тыс. р.

2. Какую пару благ нельзя отнести к категории взаимодополняемых.

а) ручка и тетрадь     в)  стекло и оконная рама

б) пара туфель           г)  кофе и чай        

3. Летом на рынке продавалось  3 тыс. булавок по цене  50  коп. за единицу. Зимой ситуация на рынке изменилась: продажи булавок возросли до 3,9 тыс. в день, при этом цена составила 45 коп. за единицу. Определите, что стало причиной произошедших событий.

а) рост предложения на булавки, при этом спрос на них не изменился

б) снижение предложения на булавки,  при этом спрос на них не изменился

в) рост спроса на булавки, при этом их предложение не изменилось

г) снижение спроса на булавки, при этом их предложение не изменилось

4. Что из нижеперечисленного можно отнести к характерным чертам командно-административной экономики.

а) эффективное распределение и использование ресурсов

б) господство и охрана частной собственности

в) централизованное планирование

г) решение проблемы дефицита товаров

5. Определите, какой признак не является атрибутом рынка совершенной конкуренции.

а) стандартизированная продукция

б) свободный доступ к информации

в) ценовая дискриминация

г) большое число товаропроизводителей и потребителей

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ПОДЧЕРКНУТ

*каждый правильный ответ – 5 баллов,

итого за первый блок – максимум 25 баллов.

ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ

6. Арнольд Петрович одолжил  у вас 4500 р., но не смог вернуть долг вовремя. Ставка банковского процента составляет 40 % годовых. Какую сумму денег должен предложить сосед, чтобы вы согласились отсрочить его платеж на год? (указать минимальное значение).

Ответ: 6300 р.

При данной ставке процентные выплаты составят 4500*0,4 = 1800 р.            - (1 балл)

Но общая сумма долга станет 4500 + 1800 = 6300  р. При меньшей сумме отсрочка невозможна - (3 балла)

7. До кризиса в сказочной стране Оз один литр волшебного зелья в среднем стоил 4,5 фартинга. В середине следующего года средняя цена волшебного зелья поднялась до 7,5 фартинга. Обменный курс до кризиса составлял 6 фартингов за один золотой тугрик, а в середине посткизисного года курс золотого тугрика равнялся 20 фартингов. Определите цену волшебного зелья в золотых тугриках до и после кризиса.

Ответ: До кризиса: 4,5/6 = 0,75 зол.тугрика за 1 литр волшебного зелья - (2 балла)

После кризиса: 7,5/ 20 = 0,375 зол.тугрика за 1 литр волшебного зелья             - (2 балла)

8. В период традиционной предновогодней распродажи магазин бытовой техники «Леопольд» снижал цены в два этапа: в первую неделю распродажи  – на 30 %, во вторую неделю – на 15 %. Студент Николай решил подарить маме на Новый год кофеварку. По какой цене он может приобрести кофеварку в конце распродажи, если известно, что до начала снижения цен она продавалась за 9700  р.

Ответ: 5771,5  р.

Скидка на товар в конце первой недели распродажи: 9700*0,3 = 2910 р.          (1 балл)

Цена на товар в этот период: 9700 – 2910 =6790 р. (1 балл)

Скидка на товар в конце второй недели распродажи:6790*0,15 =1018,5 р. (1 балл)

Цена на товар в конце распродажи:6790 – 1018,5 = 5771,5 р. (1 балл)

9. Акции предприятия «Веселые медведи» распределены между частными инвесторами и государством в отношении 3:5. После уплаты налогов прибыль предприятия за отчетный период составила 96 млн р. Определите величину прибыли, которая должна пойти на выплату государству.

Ответ: 60 млн. р.

На одну долю держателей акций приходится прибыль в размере: 96:8 = 12 р. (2 балла)

Значит, государство получит прибыль в размере 12*5 = 60 р.(2 балла)

10. Бронтозаврик Леша на летних каникулах решил продавать мороженое. Он рассчитал, что аренда киоска-холодильника составит 85 еврозавров в месяц, а оплата электроэнергии 30 еврозавров. Он понимает, что ему придется на некоторое время отказаться от прежней работы в океанариуме, которая ему приносит 150 еврозавров в месяц. Леша думает, что выручка от продажи мороженого будет составлять 250 еврозавров в месяц. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль бронтозаврика Леши за месяц.

Ответ: Явные (бухгалтерские издержки) = 85+30 = 115 еврозавров(0,5  баллов)

Бухгалтерская прибыль = 250 – 115 = 135  еврозавров (1 балл)

Неявные (внутренние, или альтернативные) издержки = 150 еврозавров                (0,5 баллов)

Экономические издержки = 150 + 115 = 265 еврозавров (1 балл)

Экономическая прибыль =  250 – 265 = – 15 еврозавров. (1 балл)

11. Фирма «Орбита Плюс» выпускает зубную пасту. Осенью функция спроса на товар фирмы имела вид: D = – 6P + 190, предложение: S = 4P – 40. Изначально данный рынок находился в состоянии равновесия, но зимой фирма решила поднять цену на 2 единицы. Определите размер излишка / дефицита, возникшего на рынке зубной пасты.

Ответ:

– 6P + 190 = 4P – 40 – рыночное равновесие

– 10 P = – 230

P = 23.(2 балла)

P´ = 23+2 = 25 – новая цена.

D´ = – 6*25 + 190 = 40

S´ = 4*25 – 40 = 60

Излишек товара = 60 – 40 = 20 единиц.(2 балла)

Всего за задания №№ 6-11 – 24 балла.

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (решением)

12. В результате снижения цен на какао-бобы в Трюфеляндии цена шоколада изменилась на 20 %, выручка за год от продажи шоколада при этом выросла с 450 млн дол. до 756 млн дол. На сколько процентов изменился объем продаж шоколада?

Решение: Поскольку какао-бобы являются исходным сырьем для производства шоколада, то, значит, снижение цен на них приведет и к снижению цен на шоколад.

Пусть P1 и Q1 – изначальная цена и объем производства шоколада.

Тогда первоначальная выручка: 450 = P1 *Q1 (1)

Так как цена упала на 20%, то P2 = P1 – 0,2 P1 = 0,8 P1 (1 балл)

Значит, итоговая выручка составит: 756 = 0,8 P1(Q1*x), (2) (3 балла)

где х – коэффициент, который показывает, во сколько раз первоначальный объем продаж изменился после падения цены.

Делим (2) на (1) и получаем:

756/450 = 0,8 P1(Q1*x) / P1 *Q1

Получаем х = 2,1. (4 балла)

Следовательно, объем продаж шоколада увеличился на                                           2,1 – 1 = 1,1 = 11%. (1 балл)

Ответ: увеличится на 11 %.

Итого за задание – 9 баллов

13. Фирма «Зверополис» специализируется на производстве одного вида товара – кошачьего корма, себестоимость производства которого составляет 60 р. За период с января по август 2014 г. фирма продала 65000 пачек корма по цене 150 р. за упаковку. В сентябре выяснилось, что спрос на корм стал снижаться. Тогда фирма приняла решение продавать корм со скидкой  20 %.  В результате до конца года было реализовано 20000 пачек, оставшихся на складе.  Расходы на управленческий персонал за год составили  300 тыс. р. Налог на прибыль фирмы составляет  30 %. Рассчитайте:

а) выручку

б) прибыль

в) сумму налога на прибыль

г)  чистую прибыль после уплаты налога

        

Решение

Новая цена после снижения на 20% стала 120 р. - (1 балл)

Выручка = 65000*150 + 20000*120 = 12 150 000-  (2 балла)

Валовые издержки = (65000+20000)*60 = 5 100 000 - (2 балла)

Прибыль = 12 150 000 – 5 100 000 – 300 000 = 6  750 000 - (2 балла)

Сумма налога = 6  750 000 * 0,3 = 2 025 000 - (2 балла)

Прибыль после уплаты налога = 6  750 000 – 2 025 000= 4 725 000 - (2 балла)

Итого за задание – 11  баллов

14. Функция спроса на плюшки в стране Ливадия имеет вид Qd = 10 – P, а функция предложения: Qs = – 6 + 3P, где  P и Q – изначальная цена (в фантиках) и объем производства плюшек (в штуках). Правительство Ливадии вводит количественный налог на продавцов плюшек в размере 2 фантика за плюшку.

Рассчитайте:

а) величину равновесной цены и количества плюшек до введения налога

б) величину равновесной цены и количества плюшек после введения налога

в) доход, получаемый Ливадией от введения налогового сбора

г) распределение налогового бремени между продавцами плюшек и покупателями плюшек

Решение:

а) Определим изначальную равновесную цену:

10 – P = – 6 + 3P – рыночное равновесие

16 = 4P

P = 4 фантика – цена на плюшки в условиях рыночного равновесия          - (1 балл)

Q = 10 – 4 = 6 шт. – равновесный объем - (1 балл)

б) После введения налога функция предложения будет иметь вид:

Qs = – 6 + 3(P – 2), функция спроса неизменна. - (1 балл)

Находим равновесные значения цены и объема.

10 – P = – 6 + 3(P – 2)

4P = 22

P = 5,5  фантиков. Q =  4,5 шт. - (2 балла)

в) Доход государства: 2* 4,5 = 9  фантиков - (1 балл)

г) Сумма налога, которую заплатят покупатели: (5,5 –  4)*4,5  = 6,75 фантика  - (1 балл)

Сумма налога, которую заплатят продавцы: 9 – 6,75 = 2,25 фантика            - (2 балла)

Итого за задание – 9 баллов

15. В целях решения проблемы занятости школьников в летнее время  в садоводство «Искра» было направлено 3 человека, а в садоводство «Василек» – 4 человека. Каждый школьник, занятый в «Искре», за полчаса может собрать либо 60 яблок, либо 50 груш. За аналогичное время в садоводстве «Василек» один школьник может собрать либо 45 яблок, либо 15 груш, другой – либо 30 яблок, либо 20 груш, третий – либо 50 яблок, либо 25 груш, четвертый – 25 яблок или 10 груш. Альтернативные издержки сбора яблок и груш неизменны.

Определите общие производственные возможности?

В состоянии ли школьники двух садоводческих хозяйств собрать 180 яблок и 120 груш?

Решение: Итак, школьники из садоводства «Искра», используя все экономические ресурсы, могут собрать либо 180 яблок (3 * 60 = 180), либо 150 груш (3 * 50 = 150).-  (2 балла)

Школьники из садоводства «Василек» могут собрать 150 яблок (45 + 30 + 50 + 25 = 150), либо 70 груш (15 + 20 + 25 + 10 = 70). - (2 балла)

Сконцентрировав все свои усилия на сборе исключительно яблок, школьники из двух садоводческих хозяйств могут собрать 330 яблок, при сборе только груш – 220. - (2 балла)

Да, школьники из двух садоводческих хозяйств в состоянии собрать 180 яблок и 120 груш, т.к. 180 ˂ 330 и 120 ˂ 220.- (1 балл)

Итого за задание – 7  баллов

Всего за задания №№ 12-15 – 36 баллов

Всего за работу – 85 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс

Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....

задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Представлены варианты олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников с ответами и рекомендациями....

Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2018-2019 учебный год

Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором о...

Тесты для подготовки к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по искусству. 8 класс.

Тесты для самостоятельной подготовки школьников к ВсОШ. В задания включены вопросы по музыке, ИЗО. Задания предназначены для обучающихся 8 класса....

Задания и ответы по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по экономике.

В работе представлены задания и ответы для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по экономике....