Как организовать свое дело
методическая разработка по экономике (8 класс)

Марьина Алла Вячеславовна

Факультатив  по финансовой грамотности для учащихся 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Как организовать свое дело»

Цели: 

Создать условия для  

-  формирования позитивного представления о предпринимательской деятельности  

 выработки аналитических умений работы с  нормативными документами ;

 становления коммуникативных компетенций и навыков групповой работы.

- формирование современного экономического мышления. 

Предметные результаты:

Ученик научится :

Объяснять, что такое бизнес-план;

Приводить примеры бизнеса.

Планировать деятельность с использованием финансовых категорий, зарабатывать деньги

Метапредметные результаты:

Анализировать  свои возможности

-Эффективно взаимодействовать в группах;

-Корректировать и оценивать свои ответы.

Личностные результаты:

Проводить анализ ситуации и вырабатывать идеи возможного бизнеса

Аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Ход урока

1.Организационная часть. Добрый день, уважаемые друзья! Слайд 1

учитель: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно на нашем занятии, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики.

 

Экономические загадки-добавлялки  Слайд 2

1. На товаре быть должна 
Обязательно... (
цена).

2. Коль трудился круглый год, 
Будет кругленьким... (
доход).

3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (
налоги).

4. Как ребенка нет без мамы, 
Сбыта нету без... (
рекламы).

5. Сколько купили вы колбасы, 
Стрелкой покажут вам точно... (
весы).

6. Будут целыми, как в танке, 
Сбереженья ваши в... (
банке).

7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой... (
вклад).

8. Чтобы дом купить я смог, 
Взял кредит, внеся... (
залог).

9. В море коварном товаров и цен 
Бизнес-корабль ведет... (
бизнесмен).

10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь... (
товар).

11. В банке для всех вас висит прокламация: 
“Деньги в кубышках съедает... (
инфляция)”.

12. И врачу, и акробату
Выдают за труд... (
зарплату).

13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (
ссуду).

14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода... (
акция).

15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (
договоры).

16. Очень вкусная витрина 
У овощного... (
магазина).

17. На рубль - копейки, на доллары - центы, 
Бегут-набегают в банке... (
проценты).

18. Приносить доходы стал 
В банке папин... (
капитал).

19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (
конкурент).

2. Учитель. Сейчас вы услышите небольшой разговор между родственниками.  Я прошу вас определить тему нашего занятия.

Мы тут с ребятами хотим своё дело создать… — А с чего это вы вдруг о таком задумались? — заинтересовалась мама. — А чего ж не задуматься?! — вскинулся Виктор. — Нам в бакалавриате ещё год учиться, а что потом? — И что потом? — решила уточнить Елена Сергеевна. — А потом мы окажемся на распутье, как в сказке. Налево пойдёшь — магистратура, в которую ещё надо поступить и в которой ещё надо два года учиться. И неизвестно, сколько времени уйдёт на поиск приличной работы сразу после университета.

— Ну а направо? — поинтересовалась мама. — А направо — это начать работать сразу после бакалавриата, не поступая в магистратуру. Но все наши ребята говорят, что бакалаврам сейчас платят мало — начальники смотрят на них, как на людей с незаконченным высшим образованием. И шансов устроиться на работу с хорошей зарплатой совсем мало. Но можно попробовать пойти прямо… — Это куда же — сразу в большие начальники? — улыбнулся Антон.

— Вопрос не в этом! — махнул рукой Виктор. — Вопрос в другом: насколько реально заработать хорошие деньги, если трудиться не «на дядю», а на себя?

Тема урока «Как организовать свое дело» Слайд 3

Учитель:  В настоящее время развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений формирования экономических отношений в России. Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе.

Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Для обоснованного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. Я предлагаю вам составить  морально-нравственный кодекс предпринимательства,

(выделим обязательные и нежелательные качества предпринимателя).

Учитель: Коллективная работа На доске карточки распределить их на две группы

 Список качеств: (вычеркнуть ненужные, нежелательные)

1) Стремление к успеху, упорство.

2) Инициативность. Самостоятельность.

3) Стараться жить «на широкую ногу».------------

4) Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.

5) Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.

6) Уклонение от уплаты налогов.------------

7) Стремление обогатиться любым способом.----------

8) Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову)

9) Бережливость.

10) Быть упорным в труде.

11) Уметь управлять, быть способным организовывать себя и других.

12) Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.

13) Быть щедрым, быть способным помогать другим, т. е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

14) Умение выйти «сухим из воды».--------

Проверяем? Слайд 5

Учитель: Деловая игра «Как организовать свое дело». Класс делится на несколько команд.

1 Конкурс   : 7 шагов на пути к мечте (Используя подсказки определить последовательность  семи шагов для организации своего дела). За выполненное правильно задание вы получите определенную сумму на развитие вашего  предприятия. Стоимость одного шага 100 рублей.

Шаг первый

С какого бизнеса начать новичку? Для того, чтобы выбрать направление деятельности, необходимо: Определиться с тем, какая из сфер для вас предпочтительнее —  производство, торговля или услуги; Оценить личные знания, умения, опыт, силы; Прощупать конкурентную среду;

Шаг второй

Перед тем, как открыть собственный бизнес, необходимо тщательно изучить рынок, выявить возможных конкурентов, найти партнеров и поставщиков. Для того, чтобы оценить жизнеспособность идеи, можно провести своеобразную бизнес-разведку — проанализировать конкурентов, собрать информацию о ценовых уровнях, категориях товаров, выявить сильные и слабые стороны каждого из представителей ниши.

Шаг третий

Что бы кругом ни говорили о «бизнесе без вложений с нуля», вам в любом случае придется потратится. Это могут быть ваши личные ресурсы - время, силы, - деньги на самообразование, минимальный стартовый капитал на запуск. Бизнеса, который бы начался без единого потраченного рубля, не бывает.

Шаг четвертый

Составляем бизнес план Начало малого бизнеса с нуля невозможно без создания хотя бы минимальной внутренней структуры — бизнес-плана. Начальными данными являются бизнес-идея, сумма стартового капитала, результаты анализа конкурентоспособности и источников сбыта, поставщиков и партнеров.

Шаг пятый

Регистрация ООО или ИП Начало бизнеса с нуля не может обойтись без регистрации в государственных органах.

Шаг шестой

Выбор системы налогообложения

Шаг седьмой

Для успешного старта малого бизнеса необходимо: Арендовать помещения — офисные, торговые или производственные, в зависимости от выбранной сферы деятельности. Приобрести оборудование. Получить лицензии и другие разрешительные документы, если они необходимы. Сформировать команду.

Контроль выполненного задания проведет экспертный совет. Слайд 7

Учитель: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли, ответ обоснуйте, придумайте название. Слайд 8.

Первой команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 Открыть булочную

 Открыть салон сотовой связи

 Открыть аптеку

 Магазин модной одежды

Второй команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 Оказывать услуги по доставке грузов

 Открыть салон по ремонту машин

 Открыть рекламное агентство

 Предложить услуги экскурсовода по городу

Третьей команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 Открыть ферму по разведению кроликов

 Открыть бюро для помощи домохозяевам

 Открыть частный детский сад

 Открыть брачное агентство

Четвертой команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 Продажа саженцев деревьев и кустарников

 Открыть бюро похоронных услуг

 Открыть пункт проката строительных инструментов

 Открыть бизнес по установке кондиционеров

Пятой  команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 Продажа саженцев деревьев и кустарников

 открыть салон красоты

 открыть массажный  кабинет

 открыть бюро по созданию школьных проектов

Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе.

Ребята отвечают на вопрос.

Учитель: какой  шаг вы сейчас попробовали осуществить.

Шаг первый

С какого бизнеса начать новичку? Для того, чтобы выбрать направление деятельности, необходимо: Определиться с тем, какая из сфер для вас предпочтительнее —  производство, торговля или услуги; Оценить личные знания, умения, опыт, силы; Прощупать конкурентную среду;

2 Конкурс «Документация»

Участники игры  знакомятся с документацией, необходимой для непосредственной производственной деятельности фирмы и готовят пакет основных документов (соотношение):

Документы для ИП

Документ, удостоверяющий личность

ИП действует от своего имени, его полномочия не надо подтверждать доверенностью, решением, приказом о назначении на должность и т.п. Чтобы ваши партнеры или госорганы убедились, что вы – это вы, надо предъявить паспорт российского гражданина. Иностранцы предъявляют паспорт иностранного образца или его нотариально заверенный перевод. Лица, оказавшиеся в России в поисках убежища, подтверждают свою личность по удостоверению беженца или свидетельству получившего временное убежище.

Свидетельство ИНН

Это доказательство постановки на налоговый учет. Индивидуальный налоговый номер у физического лица один. Если до момента открытия ИП его у вас не было, то свидетельство выдадут после регистрации предпринимателя. Если же ИНН присвоен ранее, то его надо указывать в форме Р21001.

Свидетельство о госрегистрации ИП

Подтверждение того, что гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя. В нём указывается номер ОГРНИП и дата внесения в госреестр соответствующей записи. С 2017 года свидетельство о регистрации ИП больше не выдается. Вместо него предпринимателю направляется форма Р60009

Выписка из ЕГРИП

ЕГРИП – это государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В листе записи содержится полное имя ИП, паспортные данные, коды ОКВЭД. Перед заключением сделки контрагенты требуют свежую выписку (не позднее месяца), которую на бумажном носителе выдает только ИФНС. Есть и другой способ установить, что сведения про ИП внесены в реестр. Сервис ФНС позволяет получить сокращённый вариант листа записи (без паспортных данных), зато это можно сделать онлайн и без оплаты.

Коды статистики

Информация о присвоении субъекту предпринимательства и статистических кодов (ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ). Коды необходимы при открытии счёта в банке, заполнении платёжек, сдачи отчётов и др.

Уведомление о постановке на учет в фондах

Первоначально Пенсионный фонд самостоятельно регистрирует страхователя по информации ИФНС. После найма работников ИП надо дополнительно становиться на учет в качестве работодателя в ПФР и ФСС.

Учитель. Один молодой и начинающий бизнесмен сказал: «Дайте мне рынок и я стану Рокфеллером». Но на рынок надо выходить с товаром. А дядя Федор из мультфильма «Трое из Простквашино» мудро заметил: «Чтобы продать что-нибудь, нужно купить что-нибудь, а у нас денег нет». Банальная ситуация., но что же остается делать в этом случае? Ответ прост: надо использовать вторсырье. Итак, следующий конкурс.

3 Конкурс «Менеджер»

  1. Кто такой  менеджер?
  2. Какими качествами характера должен обладать менеджер?
  3. Нужно придумать как можно больше предметов или вещей, которые можно изготовить из…(консервные банки, пластиковые бутылки, старые валенки, полиэтиленовые пакеты, колеса от машин,  ит.д.)
  4. Примеры: подставка под горячее, стельки для обуви, вазы и т.д.

4 Конкурс «Бизнес-план»

  1. Что такое бизнес-план
  2. Соотнесите пункты бизнес-плана с их содержанием

1.Начало

Здесь нужно описать основное занятие, конечный результат и вероятность потери денег.

2.Описание ниши

Четко оговорить товар или услугу, кто может этим пользоваться, в каких регионах можно предложить.

3.Анализ рынка

Анализ экономического положения, количества конкурентов, планирование рекламных акций.

4.План по организации бизнеса

Распланировать этапы и сроки реализации каждого этапа.

5.Планирование бюджета

Важно рассчитать все необходимые затраты, учесть единовременные и периодические расходы, вычислить точку безубыточности, когда минимум продаж покрывает расходы на бизнес, а все остальные приносят прибыль.

6.Описание конечного результата

Подробное описание ожидаемых результатов, расширение бизнеса или работа по другим направлениям.

Составить глоссарий  для каждой группы

5.Конкурс Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.

 «Отгадай сказку»

  1. Произведение наглядно иллюстрирует философский закон превращения качества в количество. В то же время оно показывает все преимущества семейного подряда, агитирует за дружную работу в сплоченном коллективе. По мысли создателя произведения, именно дружная совместная работа способна вывести страну из продовольственного кризиса. (Репка)
  2. Юный бизнесмен легкомысленно растрачивает свой начальный капитал. Часть денег уходит на светские развлечения, обед в ресторане. Остальное он, по совету двух прожженных дельцов, вкладывает в землю, надеясь получить прибыль. Но дельцы грабят его и еще оказываются рекэтирами. После многочисленных злоключений юный бизнесмен вместе с друзьями свое дело, которое пошло так успешно, что его конкурент разозлился. (Золотой ключик или приключения Буратино)
  3. Герой произведения со своим компаньоном- серой личностью, который служит ему и средством передвижения, совершают ряд удачных бартерных сделок. Серая личность проявляет деловую сообразительность, в результате которой герой произведения получает птицу в клетке, которая могла быть и светильником, новое средство передвижения и прекрасную жену. Завистливые братья- конкуренты совершают злодейское убийство и захватывают имущество. Серый компаньон оживляет своего друга с помощью живой и мертвой воды (химический состав их до сих пор неизвестен). После крупных разборок конкуренты были устранены. Герою вернули его имущество. Серая личность вернулась на свою виллу, расположенную в лесу. (Иван-царевич и серый волк)        Слайд 9.
  4. Буратино – предприниматель:

продал Азбуку (личное имущество) с целью получения прибыли

  1. «Вершки и корешки»

Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.

  1.  «Теремок»

Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения прибыли.

Молодцы!

Рефлексия:

Учитель:    Обруч” - Все участники берутся за “обруч” (из тесьмы). Нужно натянуть “обруч” и тогда он становится жёстким и упругим, как настоящий обруч. Если кто-то в команде пытается натянуть его на себя, то он хочет перетянуть инициативу на себя и работать не в команде. Тот, кто ослабит натяжение, позволяет другим руководить. Смысл: Работать в команде можно только тогда, когда все работают дружно, не тянут на себя “одеяло” и позволяют кому-то руководить и подчиняются ему.

Учитель: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем.            Удачи!

Домашнее задание :

Найти в интернете информацию о подростке, который имеет опыт предпринимательской деятельности

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультатив «Финансовая грамотность»

Слайд 2

Экономические загадки- добавлялки

Слайд 3

Как открыть свое дело? «Финансовая грамотность» Марьина А.В., учитель географии. МОУ « Магистральнинская СОШ №2»

Слайд 4

Деньги, которые можно заработать на свое дело

Слайд 5

Морально-нравственный кодекс предпринимателя Список качеств: (вычеркнуть ненужные, нежелательные) 1) Стремление к успеху, упорство. 2) Инициативность. Самостоятельность. 3) Стараться жить «на широкую ногу».------------ 4) Умение ставить задачи и находить нестандартные решения. 5) Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию. 6) Уклонение от уплаты налогов.------------ 7) Стремление обогатиться любым способом.---------- 8) Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову) 9) Бережливость. 10) Быть упорным в труде. 11) Уметь управлять, быть способным организовывать себя и других. 12) Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь. 13) Быть щедрым, быть способным помогать другим, т. е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность. 14) Умение выйти «сухим из воды» .--------

Слайд 6

Шаг первый С какого бизнеса начать новичку? Для того, чтобы выбрать направление деятельности, необходимо: Определиться с тем, какая из сфер для вас предпочтительнее — производство, торговля или услуги; Оценить личные знания, умения, опыт, силы; Прощупать конкурентную среду; Шаг второй Перед тем, как открыть собственный бизнес, необходимо тщательно изучить рынок, выявить возможных конкурентов, найти партнеров и поставщиков. Для того, чтобы оценить жизнеспособность идеи, можно провести своеобразную бизнес-разведку — проанализировать конкурентов, собрать информацию о ценовых уровнях, категориях товаров, выявить сильные и слабые стороны каждого из представителей ниши. Шаг третий Что бы кругом ни говорили о «бизнесе без вложений с нуля», вам в любом случае придется потратится. Это могут быть ваши личные ресурсы - время, силы, - деньги на самообразование, минимальный стартовый капитал на запуск. Бизнеса, который бы начался без единого потраченного рубля, не бывает. Шаг четвертый Составляем бизнес план Начало малого бизнеса с нуля невозможно без создания хотя бы минимальной внутренней структуры — бизнес-плана. Начальными данными являются бизнес-идея, сумма стартового капитала, результаты анализа конкурентоспособности и источников сбыта, поставщиков и партнеров. Шаг пятый Регистрация ООО или ИП Начало бизнеса с нуля не может обойтись без регистрации в государственных органах. Шаг шестой Выбор системы налогообложения Шаг седьмой Для успешного старта малого бизнеса необходимо: Арендовать помещения — офисные, торговые или производственные, в зависимости от выбранной сферы деятельности. Приобрести оборудование. Получить лицензии и другие разрешительные документы, если они необходимы. Сформировать команду. 7 шагов на пути к мечте (Используя подсказки определить последовательность семи шагов для организации своего дела). За выполненное правильно задание вы получите определенную сумму на развитие вашего предприятия. Стоимость одного шага 100 рублей. Проверка экспертами

Слайд 7

Глоссарий Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Бизнес - (англ . business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Предпринима́тель — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг... Бизнес - план — это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Ме́неджер , управля́ющий — специалист, занятый управлением процессами и персоналом (подчинёнными)... Кассир – работник кассы, производящий прием и выдачу денежных сумм, ценных бумаг, продажу билетов, лотерей и т.д. Личный помощник — это друг, бизнес-партнёр, коллега, задача которого взять на себя часть работы и сэкономить время руководителя для более важных дел Маркетинг - это деятельность, направленная для формирования и удовлетворения потребностей человека. Цель маркетинга: приспособить производство к требованиям рынка во имя удовлетворения потребностей и получения прибыли .

Слайд 8

Третьей команде  Открыть ферму по разведению кроликов  Открыть бюро для помощи домохозяевам  Открыть частный детский сад  Открыть брачное агентство Четвертой команде: Четвертой команде  Продажа саженцев деревьев и кустарников  Открыть бюро похоронных услуг  Открыть пункт проката строительных инструментов  Открыть бизнес по установке кондиционеров Пятой команде: Пятой команде  Продажа саженцев деревьев и кустарников  открыть салон красоты  открыть массажный кабинет  открыть бюро по созданию школьных проектов Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе. Первой команде:  Открыть булочную  Открыть салон сотовой связи  Открыть аптеку  Магазин модной одежды Второй команде: Второй команде  Оказывать услуги по доставке грузов  Открыть салон по ремонту машин  Открыть рекламное агентство  Предложить услуги экскурсовода по городу Третьей команде: Третьей команде:  Открыть ферму по разведению кроликов  Открыть бюро для помощи домохозяевам  Открыть частный детский сад  Открыть брачное агентство Четвертой команде:  Продажа саженцев деревьев и кустарников  Открыть бюро похоронных услуг  Открыть пункт проката строительных инструментов  Открыть бизнес по установке кондиционеров Пятой команде:  Продажа саженцев деревьев и кустарников  открыть салон красоты  открыть массажный кабинет  открыть бюро по созданию школьных проектов Контроль выполненного задания проведет экспертный совет. Учитель: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли, ответ обоснуйте, придумайте название.

Слайд 12

Подведем итоги. Сколько каждая фирма заработала денег? Найти в интернете информацию о подростке, который имеет опыт предпринимательской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов

советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов...

Классный час "Мир моих увлечений. Как я организую свое время".

Классный час с презентацией и векториной....

Советы выпускникам.Как организовать свою подготовку к экзаменам.

Об организации режима поготовки к экзаменам выпускника....

Родительское собрание на тему «Как организовать свою учебную деятельность»

Тема: Как организовать свою учебную деятельностьЦель: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки с...

Советы школьникам. Как организовать свой день, чтобы все успевать.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЙ ДЕНЬ.ПЛАНИРУЙ ПРАВИЛЬНО....

«Как правильно организовать свое время» Классный час для – 9, 11 классов

Данный кл. час разработан для учащихся 9-11 классов, а так же его можно и нужно проводить с учителями для того чтобы научить педагогов более эффективно использовать время....