Выступление на заседании ГМО психолого-педагогического сопровождения в системе образования на тему: «Как научить школьников организовать свое время»
статья на тему
Выступление на заседании
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
социального педагога Юдиной Л.В.
на заседании ГМО психолого-педагогического
сопровождения в системе образования г. Ивантеевки
на тему:
«Как научить школьников организовать свое время»
Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. Появилось огромное количество литературы, посвященной этой теме. Есть книги по тайм-менеджменту для бизнесменов и студентов, для работающих женщин и домохозяек. Мое обращении прежде всего к педагогам и воспитателям, которые ставят перед собой задачу развить в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Сегодня хочу поделиться подходом к развитию у детей навыков тайм-менеджмента.
Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмент»не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его в нашем курсе наряду с понятием «организация времени». Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям... Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.
Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента? Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление».
Эти направления определяют основное содержание и при работе с детьми. Однако, выстраивая программу работы с детьми, важно учесть две особенности . Первая задана возрастом, вторая — спецификой организации жизни ребенка в школе. Рассмотрим эти особенности в каждом из перечисленных направлений. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Восприятие времени субъективно и зависит от множества факторов: наполненность времени, интерес к происходящему, самочувствие человека — все они оказывают значительное влияние на восприятие времени. Но если взрослый вполне может отследить момент искажения в восприятии времени, то ребенок этого сделать не в состоянии. Планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Мы знаем, что время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Специфика «Управления» определяется тем, что освоить приемы тайм-менедж мента теоретически невозможно. Это практическое умение! В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собствен-ных целей. В школе зачастую нет взрослого, который считал бы это своей профессиональной обязанностью. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа, понимая значимость этого вопроса, находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог, работающий в классе, понимая важность этой работы, изыскивает собственный ресурс для организации деятельности.
Таким образом:
- Запрос современности на проектный стиль жизни и инфор-мационная и коммуникативная насыщенность среды тре-буют особого подхода к организации времени.
- Развитие у детей навыков тайм-менеджмента в настоящее время стало актуальной задачей.
- При работе с детьми важно учитывать то, что данное умение неразрывно связано с развитием человека — его интеллектуальной и волевой сферами, самостоятельностью, ответственностью, целеполаганием и рефлексией.
- Тайм-менеджмент — это практическое умение, которое невозможно освоить теоретически: для этих целей необходима особая система развивающих занятий под руководством педагога. В результате чего, в 4 классах начальной школы, мною проводятся классные часы на тему «Сделай время своим другом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов
советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»
Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

Родительское собрание в 7 классе " Как научить школьников организовывать своё время".
Научить ребёнка серьёзно и ответственно относится к своему времени, это заложить основы его успеха во всех видах его деятельности....

Классный час "Мир моих увлечений. Как я организую свое время".
Классный час с презентацией и векториной....

«Как правильно организовать свое время» Классный час для – 9, 11 классов
Данный кл. час разработан для учащихся 9-11 классов, а так же его можно и нужно проводить с учителями для того чтобы научить педагогов более эффективно использовать время....

Урок тьторское сопровождение. "Как правильно организовать свое время".
Как правильно организовать свое время. Кто нам поможет? Кто такой тьютор?...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей группе компенсирующего вида для детей с нарушениями речи на тему: «Как научить ребенка управлять своим поведением?»
В конспекте родительского собрания поднята тема развития произвольности ребенка в игровой форме....