"Основы предпринимательства"
элективный курс по экономике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Вологодской области
УО г. Великий Устюг
МБОУ "СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов"
УТВЕРЖЕНО
______________
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 890930)
Факультативный курс
«Основы предпринимательства»
(для 10 классов образовательных организаций)
Великий Устюг
2022
Пояснительная записка
Курс предназначен для обучающихся 10 класса социально-экономического профиля.
В программу включены разные формы работы, включая интерактивный формат.
Цели курса:
- изучение предпринимательства как вида экономической деятельности;
- освоение основ бизнес-моделирования;
- изучение основ продвижения проекта;
- управление финансами.
Результаты освоения программы
Личностные результаты включают: готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению, осознание 2 социальной значимости своей будущей профессией, формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующей образовательной ступени и вхождению в профессиональную деятельность; способность к системной и целенаправленной познавательной деятельности в рамках профильной подготовки социально-экономического направления «Предпринимательство», формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности, а именно:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации с применением математического аппарата, информационных технологий;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и реализации предпринимательского подхода в различных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предметные результаты включают использование приобретенных профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) в обучении на следующей образовательной ступени и в практической деятельности в условиях ранней профессиональной реализации, формирование практико-ориентированного типа мышления и проектного подхода к организации деятельности.
По окончании курса обучающийся должен владеть следующими компетенциями:
1. Генерация бизнеса и социальных инициатив ∙ способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнес-идею; ∙ умение разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса; ∙ умение находить и привлекать ресурсы к реализации бизнеспроектов; ∙ умение оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса; ∙ владение базовыми знаниями основ конкурентной разведки и способность применять их в своей деятельности; ∙ умение демонстрировать лидерские качества в процессах создания и управления бизнесом; ∙ умение создавать и управлять брендом; ∙ владение базовыми знаниями нормативно-правовых документов, в т.ч. в области предпринимательства, и способность применять их в своей деятельности.
2. Организационно-управленческая деятельность ∙ умение оценивать человеческий капитал партнеров по бизнесу и работников; ∙ владение основами и принципами управления бизнесом; ∙ владение навыками и этикой бизнес-коммуникаций; ∙ владение навыками работы в группе и управления подчиненными; ∙ умение управлять конфликтами; ∙ умение организовать поиск, подбор и работу персонала; ∙ умение управлять повышением квалификации и развитием персонала; ∙ владение методами мотивации и стимулирования персонала; ∙ владение методами оценки качества труда персонала; ∙ владение инструментами маркетинга; ∙ владение методами и инструментами операционного менеджмента; ∙ владение методами и инструментами менеджмента качества; ∙ умение управлять каналами дистрибуции; ∙ способность находить и принимать организационноуправленческие решения в условиях неопределенности, избыточной информации и расширяющихся рынков, а также учитывать их последствия; ∙ умение оценивать, прогнозировать риски и минимизировать их последствия; ∙ владение методами стратегического менеджмента; ∙ владение методами инновационного менеджмента; ∙ владение методами разработки и реализации инвестиционной стратегии; ∙ владение базовыми знаниями внешнеэкономической деятельности предприятия; ∙ владение базовыми знаниями по защите интеллектуальной собственности; ∙ умение взаимодействовать с финансовыми институтами; ∙ умение управлять денежными потоками. 3. Информационно-аналитическая деятельность ∙ владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ∙ владение компьютерными навыками и умение использовать прикладные программы в процессе создания и управления бизнесом; ∙ умение выявлять и оценивать экономические тренды, рыночные тенденции и дефициты рынков; ∙ умение оценивать экономическую систему во внутренней и внешней средах предприятия; ∙ умение управлять знаниями в рамках реализуемой предпринимательской сферы деятельности.
4. Расчетно-экономическая деятельность ∙ владение базовыми экономическими знаниями; ∙ владение основами денежного обращения; ∙ владение методами бухгалтерского учета; ∙ владение методами и инструментами финансового менеджмента; ∙ владение методами оценки и управления стоимостью бизнеса.
5. Производственно-технологическая деятельность ∙ умение вести документооборот с использованием современных информационных технологий; ∙ умение управлять жизненным циклом продукции; ∙ умение проектировать и организовывать производство продукции; ∙ умение планировать и управлять производством продукции; ∙ умение распределять и управлять производственнотехнологическими ресурсами; ∙ умение планировать и проводить испытания продукции; ∙ умение проводить сертификацию продукции и производства; ∙ владение методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ∙ способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проектов, разрабатывать меры по снижению возможных экологических рисков.
6. Личная эффективность в предпринимательстве ∙ обладать лидерскими качествами; ∙ иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности; ∙ уметь нести личную ответственность за принятые решения; ∙ эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию; ∙ структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть движущие силы и закономерности происходящих вокруг процессов; ∙ управлять собственным ресурсным состоянием; ∙ обладать способностью к вариативному мышлению; ∙ чувствовать и оценивать риски.
7. Коммуникативная компетентность предпринимателя ∙ умением логически последовательно и доходчиво, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием аудитории, доносить необходимую информацию; ∙ способностью эффективно выстраивать деловое общение, полезные внешние и необходимые внутренние связи предприятия; ∙ наличием дара влиять на слушателей и оппонентов; ∙ пониманием внутреннего состояния, эмоций окружающих людей.
Таким образом, после прохождения курса «Основы предпринимательства» обучающий будет:
знать:
− развитие определения предпринимательства в различных экономических школах и теориях;
− историю развития российского предпринимательства и меценатства;
− социально-экономическую сущность, роль и значение предпринимательства в современной экономике;
− основные нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
− о сущности и видах налогов и налоговых систем, и налоговой ответственности субъектов предпринимательской деятельности;
− факторы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности; − основы и закономерности инновационного развития;
− основы менеджмента и маркетинга;
− методы управления риском в предпринимательской деятельности;
− направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
− порядок создания и ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
− дизайн-мышление. уметь:
− генерировать бизнес-идеи;
− разрабатывать бизнес-модели;
− осуществлять выбор сферы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы;
− оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы и лицензирования деятельности, а также ее ликвидации;
− рассчитывать потребность, определить источники и осуществить организационное обеспечение финансирования проекта;
− выстраивать бизнес-процессы и управлять ими;
− формировать команду и проявлять лидерские качества;
− определять эффективность предпринимательской деятельности.
владеть:
− методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;
− методами выстраивания маркетинговых коммуникаций;
− навыками выступления перед аудиторией;
− методами финансового и инвестиционного анализа;
− навыками запуска сатрапа;
− методами оптимизации бизнеса.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности Сущность, роль и место предпринимательства и бизнеса в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности и бизнеса. Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ. Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.
Тема 2. Основы бизнес-моделирования Принципы и основы бизнес-моделирования. Методы генерации бизнесидей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Бизнес-модели в предпринимательстве.
Тема 3. Cтартап Что такое стартап? Примеры российских и зарубежных стартапов. Жизненный цикл стартапа. Как создать стартап? Команда стартапа. Методики развития стартапа. Этапы развития стартапа. РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности Организация. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации по Адизесу. Стратегии организации. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ-анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOTанализ. Эталонные стратегии бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии.
Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла, матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации.
Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства. Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя.
РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информационные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем. Big-data и аналитика.
Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях Интернет-маркетинг. Виды социальных сетей и блог-платформ. Задачи, решаемые с помощью работы в социальных сетях. Особенности взаимодействия с аудиторией в социальных сетях. Обзор инструментов отслеживания упоминаний о брендах и тональности мнений. Принципы работы инструментов и аналитика. Электронный бизнес и электронная коммерция.
Тема 9. Дизайн-мышление Креативность и дизайн-мышление. Эмпатия, фокус, идеи, прототип, тестирование. Создание и понимание потребительской ценности. Изучение потребности пользователя. Эмпатия и фокус. Процесс генерации идей, создание концепции решений: техники и инструменты. Создание нового рынка. Стратегия голубого океана: обзор, инструменты и фреймворки.
РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 10. Основы экономики бизнеса Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности.
Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе 4 Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций. Фандрайзинг.
Тема 12. Управление финансами бизнеса Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный и заемный капитал бизнеса. Финансовый рычаг. Ценообразование: основные подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности, производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.
РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 13. Управление бизнес-процессами Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса. Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы логистики.
Тема 14. Бережливое производство Теоретические основы бережливого проектирования. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство. Практические аспекты бережливого проектирования.
Тема 15. Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве Рынки НТИ. Технологии НТИ. Проекты НТИ. Стратегия вывода прорывных продуктов на глобальные рынки. Трансформация делового климата.
Тематическое планирование 10 класса
№ | Раздел | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ | 6 | |
1 | Предпринимательство как вид деятельности | 2 |
2 | Основы бизнес-моделирования | 2 |
3 | Cтартап | 2 |
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 8 | |
4 | Основы менеджмента в предпринимательской деятельности | 3 |
5 | Основы маркетинга в предпринимательской деятельности | 3 |
6 | Правовые аспекты предпринимательства | 2 |
РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 6 | |
7 | Информационно-аналитическое обеспечение | 2 |
8 | Продвижение проекта в социальных сетях | 2 |
9 | Дизайн-мышление | 2 |
РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 6 | |
10 | Основы экономики бизнеса | 2 |
11 | Управление инвестициями и инновациями в бизнесе | 2 |
12 | Управление финансами бизнеса | 2 |
РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 8 | |
13 | Управление бизнес-процессами | 2 |
14 | Бережливое производство | 2 |
15 | Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве | 2 |
16 | Разработка бизнес-проекта | 2 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 11 класса
№ | Раздел | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ | 20 | |
1 | Тема 16. Лидерство | 10 |
2 | ема 17. Управление командой и команд образование в бизнесе | 10 |
РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ | 12 | |
3 | Тема 18. PR в предпринимательстве | 12 |
4 | Итоговая аттестация | 2 |
Итого: | 34 |
Литература
1. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.
3. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2- е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
4. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.
5. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 185 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/14/picture-6880.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Элективный курс "Основы предпринимательства"
Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/06/picture-95610-1672994447.png)
Основы предпринимательства, план-конспект по экономике 10-11 класса
План-коспект урока по экономике 10-11 классов "Основы предпринимательства". Материал урока может быть использован для элективного курса по основам менеджмента. К конспекту прилагается электронная през...
Методические рекомендации к курсу «Основы предпринимательства».
Курс «Основы предпринимательства» интегрирует в себе знания и умения, формируемые на уроках экономики.Знакомство с технологией предпринимательства в 10 классе поможет выпускникам школы более осознанно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160081-1354940597.jpg)
Тест "Основы предпринимательства" 10 класс
Тест поможет учителю проверить усвоение обучающимися материала по разделу "Основы предпринимательства"...
Программа элективного курса "Основы предпринимательства"
Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, которые собираются обучаться по социально-экономическому, гуманитарному, технологиче...
Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"
Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей....