"Основы предпринимательства"
элективный курс по экономике (10, 11 класс)

Элективный курс 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_predprinimatelstva.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Вологодской области

УО г. Великий Устюг

МБОУ "СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов"

УТВЕРЖЕНО

______________
Приказ №
от ""    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ         (ID 890930)
Факультативный курс
«Основы предпринимательства»

(для 10 классов образовательных организаций)

Великий Устюг

2022

Пояснительная записка

Курс предназначен для обучающихся 10 класса социально-экономического профиля.

В программу включены разные формы работы, включая интерактивный формат.

Цели курса:

- изучение предпринимательства как вида экономической деятельности;

- освоение основ бизнес-моделирования;

- изучение основ продвижения проекта;

- управление финансами.

Результаты освоения программы

Личностные результаты включают: готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению, осознание 2 социальной значимости своей будущей профессией, формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующей образовательной ступени и вхождению в профессиональную деятельность; способность к системной и целенаправленной познавательной деятельности в рамках профильной подготовки социально-экономического направления «Предпринимательство», формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности, а именно:

 - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

 - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации с применением математического аппарата, информационных технологий;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и реализации предпринимательского подхода в различных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

 - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предметные результаты включают использование приобретенных профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) в обучении на следующей образовательной ступени и в практической деятельности в условиях ранней профессиональной реализации, формирование практико-ориентированного типа мышления и проектного подхода к организации деятельности.

По окончании курса обучающийся должен владеть следующими компетенциями:

1. Генерация бизнеса и социальных инициатив  способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнес-идею;  умение разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса;  умение находить и привлекать ресурсы к реализации бизнеспроектов;  умение оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса;  владение базовыми знаниями основ конкурентной разведки и способность применять их в своей деятельности;  умение демонстрировать лидерские качества в процессах создания и управления бизнесом;  умение создавать и управлять брендом;  владение базовыми знаниями нормативно-правовых документов, в т.ч. в области предпринимательства, и способность применять их в своей деятельности.

2. Организационно-управленческая деятельность  умение оценивать человеческий капитал партнеров по бизнесу и работников;  владение основами и принципами управления бизнесом;  владение навыками и этикой бизнес-коммуникаций;  владение навыками работы в группе и управления подчиненными;  умение управлять конфликтами;  умение организовать поиск, подбор и работу персонала;  умение управлять повышением квалификации и развитием персонала;  владение методами мотивации и стимулирования персонала;  владение методами оценки качества труда персонала;  владение инструментами маркетинга;  владение методами и инструментами операционного менеджмента;  владение методами и инструментами менеджмента качества;  умение управлять каналами дистрибуции;  способность находить и принимать организационноуправленческие решения в условиях неопределенности, избыточной информации и расширяющихся рынков, а также учитывать их последствия;  умение оценивать, прогнозировать риски и минимизировать их последствия;  владение методами стратегического менеджмента;  владение методами инновационного менеджмента;  владение методами разработки и реализации инвестиционной стратегии;  владение базовыми знаниями внешнеэкономической деятельности предприятия;  владение базовыми знаниями по защите интеллектуальной собственности;  умение взаимодействовать с финансовыми институтами;  умение управлять денежными потоками. 3. Информационно-аналитическая деятельность  владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;  владение компьютерными навыками и умение использовать прикладные программы в процессе создания и управления бизнесом;  умение выявлять и оценивать экономические тренды, рыночные тенденции и дефициты рынков;  умение оценивать экономическую систему во внутренней и внешней средах предприятия;  умение управлять знаниями в рамках реализуемой предпринимательской сферы деятельности.

4. Расчетно-экономическая деятельность  владение базовыми экономическими знаниями;  владение основами денежного обращения;  владение методами бухгалтерского учета;  владение методами и инструментами финансового менеджмента;  владение методами оценки и управления стоимостью бизнеса.

5. Производственно-технологическая деятельность  умение вести документооборот с использованием современных информационных технологий;  умение управлять жизненным циклом продукции;  умение проектировать и организовывать производство продукции;  умение планировать и управлять производством продукции;  умение распределять и управлять производственнотехнологическими ресурсами;  умение планировать и проводить испытания продукции;  умение проводить сертификацию продукции и производства;  владение методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;  способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проектов, разрабатывать меры по снижению возможных экологических рисков.

6. Личная эффективность в предпринимательстве  обладать лидерскими качествами;  иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности;  уметь нести личную ответственность за принятые решения;  эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию;  структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть движущие силы и закономерности происходящих вокруг процессов;  управлять собственным ресурсным состоянием;  обладать способностью к вариативному мышлению;  чувствовать и оценивать риски.

7. Коммуникативная компетентность предпринимателя  умением логически последовательно и доходчиво, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием аудитории, доносить необходимую информацию;  способностью эффективно выстраивать деловое общение, полезные внешние и необходимые внутренние связи предприятия;  наличием дара влиять на слушателей и оппонентов;  пониманием внутреннего состояния, эмоций окружающих людей.

Таким образом, после прохождения курса «Основы предпринимательства» обучающий будет:

знать:

 развитие определения предпринимательства в различных экономических школах и теориях;

 историю развития российского предпринимательства и меценатства;

 социально-экономическую сущность, роль и значение предпринимательства в современной экономике;

 основные нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

 о сущности и видах налогов и налоговых систем, и налоговой ответственности субъектов предпринимательской деятельности;

 факторы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности;  основы и закономерности инновационного развития;

 основы менеджмента и маркетинга;

 методы управления риском в предпринимательской деятельности;

 направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

 порядок создания и ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;

  дизайн-мышление. уметь:

 генерировать бизнес-идеи;

 разрабатывать бизнес-модели;

 осуществлять выбор сферы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы;

 оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы и лицензирования деятельности, а также ее ликвидации;

 рассчитывать потребность, определить источники и осуществить организационное обеспечение финансирования проекта;

 выстраивать бизнес-процессы и управлять ими;

 формировать команду и проявлять лидерские качества;

 определять эффективность предпринимательской деятельности.

владеть:

 методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;

 методами выстраивания маркетинговых коммуникаций;

 навыками выступления перед аудиторией;

 методами финансового и инвестиционного анализа;

 навыками запуска сатрапа;

 методами оптимизации бизнеса.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности Сущность, роль и место предпринимательства и бизнеса в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности и бизнеса. Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ. Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.

Тема 2. Основы бизнес-моделирования Принципы и основы бизнес-моделирования. Методы генерации бизнесидей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Бизнес-модели в предпринимательстве.

Тема 3. Cтартап Что такое стартап? Примеры российских и зарубежных стартапов. Жизненный цикл стартапа. Как создать стартап? Команда стартапа. Методики развития стартапа. Этапы развития стартапа. РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности Организация. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации по Адизесу. Стратегии организации. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ-анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOTанализ. Эталонные стратегии бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии.

Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла, матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации.

Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства.  Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя.

РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информационные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем. Big-data и аналитика.

Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях Интернет-маркетинг. Виды социальных сетей и блог-платформ. Задачи, решаемые с помощью работы в социальных сетях. Особенности взаимодействия с аудиторией в социальных сетях. Обзор инструментов отслеживания упоминаний о брендах и тональности мнений. Принципы работы инструментов и аналитика. Электронный бизнес и электронная коммерция.

Тема 9. Дизайн-мышление Креативность и дизайн-мышление. Эмпатия, фокус, идеи, прототип, тестирование. Создание и понимание потребительской ценности. Изучение потребности пользователя. Эмпатия и фокус. Процесс генерации идей, создание концепции решений: техники и инструменты. Создание нового рынка. Стратегия голубого океана: обзор, инструменты и фреймворки.

РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 10. Основы экономики бизнеса Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности.

Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе 4 Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций. Фандрайзинг.

Тема 12. Управление финансами бизнеса Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный и заемный капитал бизнеса. Финансовый рычаг. Ценообразование: основные подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности, производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.

РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 13. Управление бизнес-процессами Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса. Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы логистики.

Тема 14. Бережливое производство Теоретические основы бережливого проектирования. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство. Практические аспекты бережливого проектирования.

Тема 15. Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве Рынки НТИ. Технологии НТИ. Проекты НТИ. Стратегия вывода прорывных продуктов на глобальные рынки. Трансформация делового климата.

Тематическое планирование 10 класса

Раздел

Кол-во часов

РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

6

1

Предпринимательство как вид деятельности

2

2

Основы бизнес-моделирования

2

3

Cтартап

2

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8

4

Основы менеджмента в предпринимательской деятельности

3

5

Основы маркетинга в предпринимательской деятельности

3

6

Правовые аспекты предпринимательства

2

РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6

7

Информационно-аналитическое обеспечение

2

8

Продвижение проекта в социальных сетях

2

9

Дизайн-мышление

2

РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6

10

Основы экономики бизнеса

2

11

Управление инвестициями и инновациями в бизнесе

2

12

Управление финансами бизнеса

2

РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8

13

Управление бизнес-процессами

2

14

Бережливое производство

2

15

Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве

2

16

Разработка бизнес-проекта

2

Итого:

34

Тематическое планирование 11 класса

Раздел

Кол-во часов

РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

20

1

Тема 16. Лидерство

10

2

ема 17. Управление командой и команд образование в бизнесе

10

РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

12

3

Тема 18. PR в предпринимательстве

12

4

Итоговая аттестация

2

Итого:

34

Литература

1. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.

2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.

3. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2- е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.

4. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.

5. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 185 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Элективный курс "Основы предпринимательства"

Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов...

Основы предпринимательства, план-конспект по экономике 10-11 класса

План-коспект урока по экономике 10-11 классов "Основы предпринимательства". Материал урока может быть использован для элективного курса по основам менеджмента. К конспекту прилагается электронная през...

Методические рекомендации к курсу «Основы предпринимательства».

Курс «Основы предпринимательства» интегрирует в себе знания и умения, формируемые на уроках экономики.Знакомство с технологией предпринимательства в 10 классе поможет выпускникам школы более осознанно...

Тест "Основы предпринимательства" 10 класс

Тест поможет учителю проверить усвоение обучающимися материала по разделу "Основы предпринимательства"...

Программа элективного курса "Основы предпринимательства"

Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся  9-х классов, которые собираются обучаться по социально-экономическому, гуманитарному, технологиче...

Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"

Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей....