Главные вкладки

    Элективный курс "Основы предпринимательства"
    элективный курс по информатике и икт (11 класс) по теме

    Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_osnovy_predprinimatelstva.doc196 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность программы.

    Современная Россия – это принципиально новая по своей  юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни   которой  произошли  в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь,  это возможности для формирования  конкурентной  рыночной среды. В  России  получило  юридическое признание  право собственности, что  вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность.  Признаком и существенной отличительной чертой российской  современности являются  благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.

      Деятельность субъекта рыночных отношений  –  предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса  в России.

     В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют    изменения   мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования  у каждого   понимания  предпринимательства  как  основной  характеристики  личности, и как вида деятельности.       Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

     Новый тип мышления  особенно важно  сформировать  у молодежи, которой предстоит  жить и трудиться в обновленной России.

     Именно  в этом важность изучения   курса «Основы предпринимательства».

    Элективный курс «Основы предпринимательства» дает возможность обучающимся  проанализировать  основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности   предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.

      Значимость элективного  курса «Основы предпринимательства»  - это помощь  учащимся  III ступени  образования в получении   знаний, позволяющих  ориентироваться в вопросах практической экономики, в  формировании у них  ценностно-смысловой,  общекультурной, коммуникативной,  социально-трудовой компетентности   и  компетентности личностного самосовершенствования.  

     Элективный курс «Основы предпринимательства» позволяет  поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться  в том, что такое конкуренция,  механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.

    Новизна  данного курса заключается в том, что каждый обучающийся сможет  на основе полученных  экономических знаний      характеризовать  любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с  нормативно-правовой  основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные  возможности для  возможной в будущем предпринимательской деятельности.  

      Цель курса – формирование у обучающихся метапредметных компетенций,  умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать  свои  предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах,  организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской  Федерации.

              Задачи:

    1. изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
    2. изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
    3. изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
    4. ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
    5.  научить учащихся анализировать  экономические процессы, тенденции развития предпринимательства  в России и за рубежом;
    6. научить учащихся использовать алгоритм анализа  способности к предпринимательству;
    7. сформировать  у  учащихся  представления о способностях к предпринимательской деятельности;
    8. создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).

    Элективный курс  основан на  Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях  части первой и  второй  Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина – М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования  производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений по всем функциям предприятий различных форм собственности,  нормах  хозяйственного права, систематизированных   Н.Ю.Кругловой (Круглова Н.Ю., Хозяйственное право,  2-е издание. М.: Издательство РДЛ, 2003),  Дойникова И.В.  (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России»  Т.М.Тимошиной  под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999).

    Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации:

    -   принцип адаптивности;

    -   принцип развития;

    - принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

    -   принцип целостности содержания;

    -   принцип системности;

    -   принцип ориентировочной функции знаний;

    - принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося;

    -   принцип креативности;

    -   принцип минимакса.

            Изучение данного элективного курса рассчитано на 34 часа, по  окончании которого обучающиеся  защищают проект  в рамках предусмотренного зачета.

             В основе  механизма реализации данного курса лежит идея  личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.

            Для реализации задач курса используются следующие  технологии: личностно-ориентированного обучения, критического  мышления,  деятельностного  и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

            Принципы отбора и  определения последовательности изложения  содержания  строятся на логике  правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е.  структуре хозяйственного права России.


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Формы

     проведения, виды деятельности и формы

    Виды и точки контроля

    Всего

    Теория

    Практич. занятия

    Семинар

    Практикум

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1.

    Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.

    Содержание и современные формы предпринимательства

     4

     2

    1

                                   

     1

    Фронтальная работа.

    Школьная лекция

    Индивидуальная работа. Практикум  работа с юридическими источниками (дом. работа)

    Семинар «Современные формы предпринимательства»

    Устный контроль – эвристическая беседа

    Оценка  и анализ образовательного продукта  - схемы «Формы предпринимательства»

    (защита проекта на семинаре)

    2.

    Виды предпринимательской деятельности

    3

    1

    1

      1

    Парная работа.

    Лабораторная работа с  описательными характеристиками предприятий разных видов

    Задача: построить алгоритм характеристики видов предпринимательской деятельности

    Семинар «Особенности предпринимательской деятельности»

    Текущий контроль.

    Задание: собери  «Предприним-лото»

    Задача: соотнести виды  и  черты предпринимательства на представленных карточках лото.

    Оценка и анализ.

    3.

    Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

    7

    2

    1

     4

    Индивидуальная самостоятельная работа.

    Опережающее задание в рамках материалов электронного пособия.

    Деловая игра «Бизнес-клуб»

    Семинар «Как увеличить продажи?»

    Текущий контроль.

    Анализ участия обучающихся  в деловой  игре «Бизнес – клуб»:

    заключение сделки  по организации собственного дела, переговоры  и действия партнеров

    Анализ личностных качеств  

    4.

    Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

    6

    2

    2

     2

    Фронтальная работа. Школьная лекция.

    Парная работа.

    (заполнение таблицы)

    Семинар:

    Анализ механизма функционирования предприятий  по раздаточным материалам

     Текущий контроль.

    Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных организационно-правовых форм»

    5.

    Предпринимательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия)

    5

    1

    1

     3

    Индивидуальная самостоятельная работа (домашняя) по изучению темы  «Технология и основные принципы создания малого предприятия»

    Анализ  (экспертиза) деятельности малого предприятия по  предложенному алгоритму.

    Проверка индивидуальной домашней работы – поиск сведений о практической деятельности малых предприятий.

    Оценка  собранного материала, анализ сведений  о предприятиях, условий их деятельности.

    Оценка заключений  экспертизы в соответствии с  заявленными критериями.

    6.

    Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна

    4

    1

    0

     3

    Индивидуальная работа – практикум.

    Создание социального проекта

    «Конкуренция и ее виды»

    Защита социальных проектов

    Текущий контроль.

    Оценка образовательного продукта - социального

     проекта «Конкуренция: особенности видов»

    7.

    Инновационное предпринимательство

    3

    1

    0

     2

    Групповая работа.

    Урок идей

    - поиск направлений инноваций и оценка  инновационного предпринимательства.

    Системный анализ инновационного предпринимательства   по критериям, оценка его значения  в современной экономике.

    Схема: «Особенности принятия предпринимательских решений»

    Текущий контроль.

    Анализ  результатов практической работы

    8.

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    Индивидуальная работа – защита проектов

    Круглый стол «Предпринимательство  - как основа рыночной экономики»

    Представление проектов и защита на основе презентации

    Подведение итогов элективного курса

    Вручение свидетельства.

    Анализ и оценка участия обучающихся в диалоге в рамках    круглого стола  «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»

    Итоговый анализ результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся

     

     ИТОГО:

    34

    10

    7

    17

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.   Содержание и современные формы предпринимательства

     

    Понятие собственности: сущность и  многоаспектность.  Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.

      Понятие права собственности.  Основные компоненты права собственности. Правовые основы видов собственности.

      Предпринимательство – как вид деятельности человека. Понятие предпринимательства. История возникновения  и сущность предпринимательства; объекты  и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты предпринимательства. Основные формы предпринимательства. Виды предпринимательства. Процесс предпринимательства. Социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

                Понятие собственности в России.  Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России. Государственные и муниципальные предприятия: современное состояние и тенденции развития.

    Учащийся должен знать:

    - место собственности в системе общественных отношений;

    - понятия собственности в экономической теории;

    - сущность  понятия собственность;

    - юридические стороны права собственности;

    - основные правовые режимы;

    - сущность и основные черты предпринимательства;

    - формы и виды предпринимательства;

    - компоненты предпринимательской деятельности.

    Уметь:

     -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами;

    - толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.  

     Тема 2. Виды предпринимательской деятельности

             Виды предпринимательской деятельности

          Товарные биржи: понятие и функции.

    Финансовое предпринимательство и его компоненты. Сфера  и поле деятельности финансового предпринимательства. Особенности финансовой деятельности.

     Консультативное предпринимательство, его сущность и методы.

     Консалтинговые проекты, их структура. Этапы выполнения консалтингового проекта. Способы привлечения клиентов.

    Учащийся должен  знать:

    - виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

    - понятие товарная биржа и ее функции;

    - методы консультирования;

    - консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.

                Уметь:

    - определять вид  предпринимательства;

    -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами.

    Тема 3.  Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

     

    Предприятие: основное понятие. Формы предприятий. Структура капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала

    Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала.

    Уставной капитал, его сущность и пути формирования.

    Резервный капитал, его функции.

    Добавочный капитал и пути его получения.

    Нераспределенная прибыль.

    Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация.  Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия.

    Доходный капитал.

    Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия.   Основные документы для регистрации предприятия.

     Процедура регистрации предприятия. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация акционерного общества. Порядок регистрации Производственного кооператива,  финансо-промышленной группы. Документы для регистрации.  Причины отказа в регистрации. Основные вопросы, рассматриваемые на учредительной конференции.

    Франчайзинг – как льготная форма предпринимательства. Обязанности  франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.

     Риск предприятий и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, инвестиционный, рыночный.  Распределение  риска между участниками предпринимательской деятельности. Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Риски при финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.

    Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия.

    Издержки: бухгалтерские и коммерческие.

    Меры,  принимаемые к предприятию должнику.

    Учащийся должен знать:

    - понятие предприятия и его формы;

    - понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;

    - структуру собственного капитала предприятия;

    -  особенности уставного капитала,  его сущность;

    -  сущность резервного капитала;

    - понятие добавочного капитала и его сущность;

    - характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;

    - структуру заемного капитала предприятия;

    - порядок  и этапы создания нового предприятия;

    - процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя,  акционерного общества;

    - понятие облигации;

    - основные подходы к организации  собственного дела;

    -  понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

    - риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

    -  пути  и методы снижения рисков;

    - меры,  принимаемые к предприятию должнику. 

    Уметь:

    -  характеризовать капитал предприятия;

    -  регистрировать предприятия;

    - проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;

    - рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.

     

    Тема 4.          Механизм функционирования предприятий различных

    организационно-правовых форм  

     

     Виды классификаций предприятий:  по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по технологической общности, по времени работы в течение года, по размеру предприятия, по степени специализации и масштабу производства однотипной продукции, по методам организации производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели.

    Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

    Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки.

    Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно-правовой форме.

     Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.

     Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителей. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления – отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.

    Производственные кооперативы  (артели).

    Характеристика артели. Отличия кооператива от товарищества и общества.  Преимущества и недостатки артели.

    Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества. Виды товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Отличительные характеристики.

    Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики.

    Акционерные общества, его характеристики. Открытое и закрытое акционерное общества. Преимущества акционерного общества.

    Объединения юридических лиц: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.

    Ассоциации: основные цели и задачи.

    Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели холдинга.

    Финансово-промышленные группы: возможности, отличительные признаки. Типы ФПГ: торговые организации, промышленные организации, кредитно-финансовые организации. Цели участников ФПГ. Преимущества  и недостатки ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ.

    Предпринимательские союзы: особенности деятельности.

    Учащийся должен знать:

    -  виды классификации предприятий и их структура;

    - требования  к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;

    -  признаки юридического лица;

    - особенности государственных и муниципальных предприятий;

    - характерные особенности кооператива, товарищества и общества;

    - виды товарищества;

    - характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);

    - характерные особенности  акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;

    - характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.         

    Уметь:

    -   в конкретной предпринимательской деятельности;

    -  определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом  РФ на основе  3-х юридических форм;

    - уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять  организационно-правовую форму предприятия;

    - уметь характеризовать кооперативы,

    -отличать кооператив, товарищества и общества;

    - уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;

    - уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.

     

    Тема 5.          Предпринимательская деятельность малого предприятия    

             

             Малое предпринимательство: понятие и его сущность. Субъекты малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.

     Виды деятельность малого предприятия. Преимущества  и недостатки малого предприятия. Особенности малого предпринимательства в России. Государственная поддержка малого предпринимательства в России.

     Учащийся должен знать:

    - понятие малого предпринимательства;

    - понятие субъекта малого предпринимательства;

    - преимущества и недостатки малого предпринимательства;

    - государственная политика РФ в области малого предпринимательства.

    Уметь:

    - определять преимущества  и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.

     Тема 6          Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна    

             

    Конкуренция – как ведущая характеристика  рыночной среды. Основные определения понятия конкуренция.  Многофакторный характер конкуренции.  Модели и формы рынка.   Формы конкуренции и их признаки.

    Отраслевая и межотраслевая. Классификация видов конкуренции: свободная (совершенная) и несовершенная.

    Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия.

    Ценовая и неценовая конкуренция.

    Антимонопольное регулирование. Назначение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов. Задачи антимонопольного комитета. Функции антимонопольного комитета.

    Коммерческая тайна: понятие и сущность.

    Виды коммерческой тайны: научно-техническая, производственная, финансовая.

    Научно-техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов и лицензий, содержание рационализаторских предложений, планы внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

    Производственная  информация: способы производства  и технология, система организации труда, объем выпуска и планы реализации продукции, планы рекламной деятельности и инвестиций в новое строительство и производство, сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах, об условиях заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое  время выхода на рынок, методы и организация управления.

    Финансовая информация: структура капитала, уровень платежеспособности, банковские  и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования цен на продукцию, сведения об эффективности экспорта и импорта, сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, размер прибыли и уровень себестоимости продукции, фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств.

    Требования к АО в вопросах  публичности сведений: основные и дополнительные публикации.

                 Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной.

                 Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя

    Учащийся должен знать:

    - формы конкуренции и их признаки;

    - перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

    - задачи и деятельность антимонопольного комитета;

    - понятие коммерческой тайны и ее виды;

    - предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;

    -приемы защиты коммерческой тайны.

     Уметь:

    -анализировать положение предприятия на рынке;

    - определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

    -     реализовать право на защиту коммерческой тайны.

    Тема 7          Инновационное предпринимательство  

     

               Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя  как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору.

    Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений  в предпринимательской деятельности.

    Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.

    Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков.

    Классификации инноваций: критерии и виды.

    Основные этапы разработки новшества.

    Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности.

    Инкубатор бизнеса,  как специализированная структура для возникновения

    Учащийся должен знать:

    понятие, определение и  направления инновационного предпринимательства;

    -  виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

    - инновационной предпринимательской деятельности;

    - виды инновационных форм предпринимательства;

    - понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

    - понятие инкубатора бизнеса, его функции.

    Уметь:

    - изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;

    -характеризовать инновационные формы и виды  предпринимательства;

    - проектировать разработку новшеств  в предпринимательстве;

    - сравнивать  инновационные проекты по основным показателям деятельности;

    - анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными  и общепринятыми показателями.

    Подведение итогов

    круглый стол  «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»

    (защита проектов будущих предпринимателей)

    Учащийся должен уметь:

    - аргументировано представлять  социальный проект;

    - использовать полученные знания,  как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;

    - делать выводы.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

     (модель выпускника)

     Обучащиеся должны знать:

             - основные виды и формы предпринимательства;

             - особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-правовых форм;

             - особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.

    Обучающиеся должны уметь:

            - характеризовать типы и виды предприятий;

              - создать свое дело.

    - давать оценку   перспектив   рисков;

    -  анализировать черты предпринимателей;

    - анализировать   законопроекты хозяйственного права.

    Уровни освоения программы:

    Репродуктивный уровень

    Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов, называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.

    Продуктивный уровень

    Обучающийся характеризует  понятия, виды, умеет отличать по заявленным признакам явления, процессы, виды, формы  предпринимательской деятельности; характеризует практическую деятельность предприятий  с различной нормативно-правовой основой.

    Творческий уровень

    Обучающийся анализирует предпринимательскую  деятельность,  конкуренцию, деятельность предприятий, оценивает   и прогнозирует  варианты ее  эффективности.  

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМАМ

    пп

    Темы

    Учащийся должен знать:

    Учащийся должен уметь

    1.

    Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.   Содержание и современные формы предпринимательства.

    - место собственности в системе общественных отношений;

    - понятия собственности в экономической теории;

    - сущность  понятия собственность;

    - юридические стороны права собственности;

    - основные правовые режимы;

    - сущность и основные черты предпринимательства;

    - формы и виды предпринимательства;

    -компоненты предпринимательской деятельности.

    - объяснять основные теоретические понятия;

     -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами;

    - толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.  

    2

    Виды предпринимательской деятельности

    -виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

    - понятие товарная биржа и ее функции;

    -методы консультирования;

    - консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.        

    - определять вид  предпринимательства;

    -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами.

    3

    Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

    - понятие предприятия и его формы;

    - понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;

    - структуру собственного капитала предприятия;

    -  особенности уставного капитала,  его сущность;

    -  сущность резервного капитала;

    - понятие добавочного капитала и его сущность;

    -характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;

    - структуру заемного капитала предприятия;

    - порядок  и этапы создания нового предприятия;

    - процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя,  акционерного общества;

    - понятие облигации;

    - основные подходы к организации  собственного дела;

    -  понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

    - риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

    -  пути  и методы снижения рисков;

    - меры,  принимаемые к предприятию должнику 

    -  характеризовать капитал предприятия;

    -  регистрировать предприятия;

    - проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;

    - рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.

    4

    Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

     -  виды классификации предприятий и их структура;

    - требования  к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;

    -  признаки юридического лица;

    - особенности государственных и муниципальных предприятий;

    - характерные особенности кооператива, товарищества и общества;

    - виды товарищества;

    - характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);

    - характерные особенности  акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;

    - характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.         

    -  определять вид  предпринимательства  в конкретной предпринимательской деятельности;

    -  определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом  РФ на основе 3-х юридических форм;

    - уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять  организационно-правовую форму предприятия;

    - уметь характеризовать кооперативы,

    -отличать кооператив, товарищества и общества;

    - уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;

    - уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.

    5

    Предпринимательская деятельность малого предприятия

    - понятие малого предпринимательства;

    - понятие субъекта малого предпринимательства;

    - преимущества и недостатки малого предпринимательства;

    - государственная политика РФ в области малого предпринимательства.   

    - определять преимущества  и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.

    6

    Конкуренция предпринимателей  и коммерческая тайна

    - -понятие конкуренции;

    - формы конкуренции и их признаки;

    - перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

    - задачи и деятельность антимонопольного комитета;

    - понятие коммерческой тайны и ее виды;

    - предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;

    -приемы защиты коммерческой тайны.

    -анализировать положение предприятия на рынке;

    - определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

    -     реализовать право на защиту коммерческой тайны.

    7

    Инновационное предпринимательство

    - понятие, определение и  направления инновационного предпринимательства;

    -  виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

    - виды инновационных форм предпринимательства;

    - понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

    - понятие инкубатора бизнеса, его функции.

     

             

    -  определять возможные изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;

    -характеризовать инновационные формы и виды  предпринимательства;

    - проектировать разработку новшеств  в предпринимательстве;

    - сравнивать  инновационные проекты по основным показателям деятельности;

    - анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными  и общепринятыми показателями.

    Итоговое занятие

    - аргументировано представлять  социальный проект,  

    - использовать полученные знания,  как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой

    - умение делать выводы.

    Формы организации познавательной деятельности

    1. Фронтальная;
    2. Групповая;
    3. Парная;
    4. Индивидуальная.

    Методы и приемы обучения

    1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
    2. Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
    3. Поисковый метод;
    4. Метод проблемного обучения;
    5. Метод эвристической беседы;
    6. Анализ;
    7. Дискуссия;
    8. Диалогический метод;
    9. Практическая деятельность;
    10. Проектирование.

    АППАРАТ КОНТРОЛЯ

    Содержание контроля:

    -   понятия, термины;

    -   законы и  нормы хозяйственного  (предпринимательского) права;

    - юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых  типов;

    -   умение характеризовать виды предпринимательства;

    -   умение характеризовать виды конкуренции;

    -   умение  характеризовать инновационное предпринимательство;

    -   деятельность малого предприятия;

    - умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

    Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:

    -  тестирование;

    -  самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);

    -   результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;

    -   участие  в круглом столе;

    -   защита проектов;

    -   устный контроль;

    -   презентации результатов анализа и исследования.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
    2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
    3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.   М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и  Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
    5. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
    6. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
    7. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
    8. Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика,  2003.
    9. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
    10. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
    11. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

    Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

    Программа элективного курса "Основы предпринимательства"

    Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся  9-х классов, которые собираются обучаться по социально-экономическому, гуманитарному, технологиче...

    программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"

    Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....

    Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"

    Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей....

    Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний

    Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....

    Элективный курс "История Российского предпринимательства".

    Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов при изучении истории России XIX века. Прилагается программа и открытый урок....