Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций
методическая разработка по экономике (6 класс)

Воробьева Олеся Александровна

Цель занятия:

     1.     Формирование представлений учащихся об обмене как виде торговли

  1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли  рекламы в жизни современного общества;
  2. Развитие мыслительной деятельности учащихся;
  3. Развитие умений и навыков самостоятельной работы.
  4. Воспитание интереса к экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc67.5 КБ
Файл prilozhenie_3_.docx50.28 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.79 КБ
Файл prilozhenie_1.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева Олеся Александровна

МАОУ «Школа № 17 города Благовещенска»

ул. Свободная 33

учитель математики

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций

Баш на баш

6 класс

Цель занятия:

  1. Формирование представлений учащихся об обмене как виде торговли
  2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли  рекламы в жизни современного общества;
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся;
  4. Развитие умений и навыков самостоятельной работы.
  5. Воспитание интереса к экономике.

Задачи:

 а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма проведения: комбинированный.

Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Наглядные –  тематическая презентация «Баш на баш»;

Практические – участие детей в реальном обмене реальными товарами;

Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

Оборудование: тематическая презентация «Баш на баш», 27 комплектов реальных товаров для обмена, лоты (карточки), смайлики для рефлексии

Новые понятия: обмен (Баш на баш), реклама, продавец, потребитель.

Слайд 1    Добрый день, дорогие ребята.  Я рада вас приветствовать на занятии по финансовой грамотности.  

Слайды 2-4.  Предлагаю всем нам начать этот день с улыбки! Улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла! Я желаю вам прекрасного солнечного настроения!   Итак, мы начинаем!

 Слайды 5-10 (звучит песня «Ярмарка» до слов «Выбирай любой товар» 2 раза).

 

Слайд 11. -   Интересно, а где это мы с вами сейчас побывали? (на ярмарке)

      -  А что такое «Ярмарка»?  (это то место, где торгуют)

      -  А что тогда по вашему торговля?  (обмен товарами)

      -  А между кем и кем?   (между продавцом и покупателем)

      -  А чем они могут обмениваться?  (товар на товар, товар на деньги)

      -   Замечательно, но про обмен товар на деньги мы с вами поговорим позже. Остановимся на обмене ТОВАР НА ТОВАР.  

       - Скажите, а в реальной жизни вы часто обмениваетесь чем-либо? (Нет).

       -  Наверное, чаще угощаете своих друзей?   (Да)

       - Это очень хорошо! А желаете ли вы вступить в процесс обмена? (Да, желаем)

       - Прямо сейчас! (Конечно)

 Слайд 12.     - Тогда я приглашаю вас принять участие в процессе обмена. (учащиеся выходят к доске и слушают учителя).

      -  Каждый получит определённый набор различных товаров, говорю сразу, товары будут у всех разные, как и в реальной жизни. (Учитель раздаёт пакеты, Пакеты четырёх разных цветов).

      - Объединитесь в группы по цвету пакета. (Учащиеся объединяются).

      - Единственное ограничение, которое у вас будет, это обмен товарами внутри группы, обозначенной одним цветом, то есть. не внедряясь в пространство других групп.

      - Вы готовы? Итак, ознакомьтесь с содержимым ваших пакетов, определите свои возможности. Меняться будете в течении 1,5 минут. А затем мы посмотрим, что у вас получилось.

      - Итак, время пошло. (в течение 1,5 минут учащиеся осуществляют процесс обмена товар-товар).

       - Итак, я вижу процесс обмена закончен. Все были ограниченны некоторыми условиями. Скажите, пожалуйста, кто из вас совершил хотя бы один обмен? Поднимите руки.  (Ученики поднимают руки).

       - Замечательно. Тогда следующий вопрос «Что и на что вы меняли, и почему?»   (Учащиеся отвечают)

       - Ребята, вы осуществляли обмен только внутри своей группы. Как можно назвать такой обмен?  (Внутренний)

      - Верно. Мы обменивались внутри определённого пространства.

      - Скажите, вы бы снова продолжили внутренний обмена? (нет)

    -  А почему?  (Мы уже знаем какие товары у ребят в нашей группе. Не интересно)

    - А что вам тогда интересно? Какой обмен вы бы хотели осуществить?  (Нам интересно, какие товары есть в других группах. Мы бы с ними хотели обменяться).

    - Хорошо. Тогда как будет называться этот вид обмена. (Внешний)

    -Замечательно. Я предлагаю вам расширить ваши возможности, совершая обмен между группами. Время 1,5 минуты.

    -  Я вижу, что второй этап нашей игры завершён.

    - Дорогие участники, скажите «Зачем вы обменивались?»  (Чтобы получить тот товар, который мне нужен).

    -  То есть вы удовлетворили свои потребности? (Да)

    -  Поднимите руки, кто остался довольным результатом обмена? (Все учащиеся поднимают руки).

    -  Значит, вы получили удовольствие?  (Да)

    -  Скажите, а удовольствие получили только от нужного вам товара? (Нет, ещё от общения).

    - Ребята, а у кого-то из вас попался пакет, в котором находились одинаковые товары?  (У меня)

      - Ты их оставил? (Нет, один обменял).

- То есть мы при обмене можем ещё и избавляться от одинаковых товаров, от излишков. (Да)

На доске вывешиваются карточки в виде кластера. (приложение 1)

  1. удовлетворение потребностей
  2. получение удовольствия
  3. общение
  4. избавление от излишков
  5. получение выгоды

- Ребята, мы с вами совсем забыли назвать тему нашего занятия. (ОБМЕН)

- Молодцы, а если я предложу вам такой вариант (Учитель вывешивает на доску в центр карточку «БАШ НА БАШ». (Учащиеся читают и размышляют).

- Вы когда-нибудь слышали это выражение? (Да, ты мне я тебе)

Слайд 13. – Действительно, ребята, так говорят, когда хотят поменять равное на равное, то есть одну вещь на другую, равноценную ей.

- Замечательно, вот и наше занятие имеет своё название.

Слайд 14. – Я предлагаю посмотреть мультфильм «Как старик корову продавал»? (Слайд 15)

      - Скажите, почему старик не захотел продавать свою корову? (Потому что её так расхваливали, что он и сам поверил, в то, что она даёт много молока).

Слайд 16.  - А в нашей жизни, когда хвалят товар, как это называется? (РЕКЛАМА).

     - То есть, чтобы привлечь покупателей необходимо разрекламировать свой товар. Молодцы.

Слайд 17. - Слышали ли вы такое высказывание «РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ».  (Да).

     - А всегда, ли реклама работает в пользу покупателя? (Незнаем)

     - Хотите проверить?  (Конечно)

Слайд 18.  - Тогда я приглашаю вас принять участие в игре «Кот в мешке». 

Слайд 19.   -  У каждого из вас есть по 2 лота, Так как сегодня 27 число, то вам нужно ещё заработать…? (25 лотов). (приложение 2).

          - Чтобы получить товар, необходимо отгадать два ребуса, каждый из которых оценивается в 5 и 20 лотов.

   (Выходят два ученика).  

    1 ученик.   Слушайте внимательно и не говорите, что вы не слышали! Это   гениальное    изобретение    человечества.

    2 ученик.  До сих пор этот предмет является  признаком  интеллигентной  семьи.  

Слайд 20.   1 ученик. Итак, первый ребус. Кто отгадает, тот станет на один шаг ближе к мечте. Вы станете обладателем того, о чём даже и не мечтали! (Учащиеся отгадывают)

Слайд 21. 2 ученик.    Итак, молодцы. Продолжим. Следующий ребус. (Учащиеся отгадывают).

    /Ученик, набравший большее количество лотов, становится победителем/.

   1 ученик.  Забирайте! (Счастливый    ученик    направляется    за     товаром.)

   2 ученик.   Как тебе кажется, что в мешке?  (Не знаю)

   1 ученик (достает из мешка долгожданный товар). Это…  рулон туалетной бумаги.

   2 ученик.    Какие чувства ты испытываешь? (Меня обманули.)

      -  Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

(Купил неизвестную вещь, обрел «кота в мешке». Он поверил рекламе.)

Слайд 22.  - Какой вывод можно сделать? (Необходимо   иметь    полную   информацию о товаре).

Слайд 23. - Ребята, давайте вернёмся к нашему старику и его корове. Подумайте, какой мог бы быть конец этой истории, если купец поверил рекламе и купил корову.   Время 2 минуты.   (Учащиеся работают в группах).

      - Итак, ваши варианты. (Учащиеся озвучивают свои предположения).

      - Итак подведём итоги нашего занятия.

   Слайд 24.         

       О ЧЁМ?  МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИЛИ.  (Учащиеся поднимают цвет той карточки, который является ответом на вопрос)

       ЗАЧЕМ? ЛЮДИ ОБМЕНИВАЛИСЬ.  (Учитель показывает на кластер)

       КАК? РАЗОБРАТЬСЯ, В ПРАВДИВОСТИ РЕКЛАМЫ.  (Необходимо   иметь    полную    информацию о товаре).

 Слайд 25.  – А сейчас я попрошу поднять смайлик того цвета, который характеризует вашу работу на уроке, ваше настроение. (учащиеся поднимает смайлик).

Слайд 26.  – Наше занятие я хочу закончить следующим высказыванием: «Учителя только открывают двери, дальше вы идёте сами». Я верю, что знания, полученные на занятии, вы сможете применить и в жизни.

Слайд 27.   - Ребята, давайте поблагодарим друг друга за занятие! Спасибо вам большое! (Учащиеся лопают в ладоши).

Использованная литература

  1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова  «Финансовая грамотность» (методические рекомендации для учителя) – М.; 2015.
  2. Н. Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»

http://fc5.ru/finance/93-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-i-podrostkov.html.

  1. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности
  2. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.



Предварительный просмотр:

pc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBipc5ognBBi

190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE190_SAD_FACE



Предварительный просмотр:

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

20

5

20

5

20

5

20

5

20



Предварительный просмотр:

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ПОЛУЧЕНИЕ

УДОВОЛЬСТВИЯ

общение

ИЗБАВЛЕНИЕ

ОТ

ИЗЛИШКОВ

ПОЛУЧЕНИЕ

ВЫГОДЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций. Викторина "Угадай-ка"

Викторина "Угадай-ка" для учащихся 5 (6) класса   Цели:1. Развитие интереса школьников к экономическим процессам, показанным в мультфильмах;2. Формирование экономического мышлени...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюдж...

статья "Преподавание основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС".

     В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Учитывая, что у дошкольников игра...