Мастер-класс - Интеграция знаний...
методическая разработка по естествознанию на тему

Панов Егор Игоревич

Мастер-класс "Интеграция знаний в области естественных наук". Данный мастер-класс использовался мной как на уроках, так и на этапе конкурса "Учитель года 2010"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Интеграция знаний в области естественных наук»

Цели:

  1. дать образное целостное представление об особенностях климата, растительного и животного мира, расположении объектов исторического и географического значения на южных материках – Австралии, Африке, Южной Америке (ответы на многие вопросы, поставленные на этом уроке, будут найдены на последующих уроках при изучении данной и других тем естествознания, географии, истории, экономики);
  2. развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий;
  3. развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас;
  4. воспитывать бережное отношение к природному богат ству, чувство взаимовыручки.

Этапы:

1. Вступление.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть

4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

1. Вступление.

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Интеграция знаний в области естественных наук».

В наши дни проблема интеграции приобрела особенно актуальное звучание в связи с введением профильного обучения, а также в связи с обсуждением вопроса о возможности введения в школе интегрированных курсов, в частности естествознания.

- Для более близкого знакомства друг с другом, для того чтобы было интереснее работать, мы предлагаем разделиться вам на три группы. На спинках ваших стульев приклеены карточки разного цвета, возьмите их и сядьте по группам в соответствии с цветами. Каждая группа будет представлять туристическую фирму, рекламирующую увлекательное необычайное путешествие на один из южных материков (Австралию, Африку или Южную Америку).

Как известно, реклама – двигатель прогресса.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

А чтобы она была эффективной, необходимо пользоваться определенными правилами и законами рекламы:

  1.  Привлекательность рекламы (покупатель должен сразу же понять, что рекламируемый объект ему нужен)
  2.  Написание текста (должен быть кратким, лаконичным и понятным любому)
  3.  Формулирование темы
  4.  Определение целевой аудитории (кому будет предназначена реклама)
  5.  Оригинальность идей (использование различных нестандартных способов для рекламы товара)
  6.  Девизы (должен быть ярким, запоминающимся)
  7.  Контакт с покупателями (с использованием каких приемов и средств будет осуществляться)

Итак, первое задание участникам мастер-класса – в течение 10 минут вам необходимо придумать название своей турфирмы и рекламный лозунг (девиз), который будет отражать суть деятельности вашей фирмы. А для того, чтобы вам было проще и удобнее работать над выполнением задания, вы можете использовать дополнительные материалы с определениями географических терминов и понятий. По окончании работы, каждая группа представляет нам первый блок своей рекламной акции.

2. Теоретическая часть. Предметное изучение учебного материала является в совре менной школе приоритетным направлением организации образо вательного процесса. Однако, получая знания посредством диффе ренцированных учебных предметов, ученики зачастую восприни мают их как разрозненные сведения, искусственно расчлененные по предметному признаку. В результате у обучающихся не возникает целостная картина окружающего мира. Именно в силу этого противоречия понятно  профессиональное  внимание  педагогов к интегрированному обучению.

Применительно к образовательной практике «интеграция» - это, во-первых, создание у школьника целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения), во-вторых, нахождение общей платформы сближе ния предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Следует учитывать, что не всякое объединение учебных пред метов или их составляющих является их интеграцией. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь и целостность данного материала. Интеграция необходима лишь тогда, когда она способствует целостному представлению учащихся о природе и обществе, а, в конечном счете - более каче ственному их обучению.

Интеграция может выражаться в различных формах:

  1. объединение содержания различных предметов по одной теме
    на одном уроке (концентрированная интеграция);
  2. изучение определенной темы в цикле предметов на различных уроках (линейная интеграция);
  3. система творческих заданий интегративного типа.

Какие же педагогические средства используются для проведения интегрированных уроков и установления межпредметных связей?

Нетрадиционные формы учебных занятий:

- урок-путешествие;        

- урок-экскурсия;

- урок-спектакль;

- урок-суд и т.д.

Такие формы проведения занятий повышают познавательный интерес учащихся, стимулируют творческое отношение к получе нию знаний. Опыт показывает, что наиболее целесообразно прово дить такие уроки либо на этапе изучения новой темы, как обзор ные уроки, либо на этапе систематизации и обобщения учебного материала.

Что дает реализация интегрированного подхода в изучении естественных наук?

  1. Системность знаний.
  2. Знания становятся обобщенными, умения и знания способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
  3. Усиливается мировоззренческая направленность.
  4. Более эффективно формируются убеждения и формируется всестороннее развитие личности в области естественных наук, что является базой гуманитарной надстройки.
  5. Способствует оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Наши группы готовы, и мы приступаем к презентации туристических фирм (выступление групп – 2 мин.).

3. Практическая часть.

2 задание: Следующее задание нашим турфирмам. Вам необходимо с использованием карточек с изображением животных, растений и достопримечательностей южных материков разработать рекламный буклет. В буклете должны быть отражены основные особенности и привлекательные стороны предлагаемого Вами путешествия.


При работе над созданием буклета также необходимо отразить следующие вопросы:

- особенности климата материка

- разнообразие растительного и животного мира

- наличие и особенности достопримечательностей, географических и исторических объектов.

И еще сделать вывод об особенностях распространения животных и растений в зависимости от климата.

Для выполнения данного задания вы также можете использовать дополнительные материалы.

Алгоритм работы:

  1. Обратить внимание на законы и правила написания рекламы
  2. Изучить материалы дополнительной литературы
  3. Изготовить и представить рекламный буклет предлагаемого путешествия.

(работа в группах, защита рекламных буклетов)

4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия).

А сейчас мы подведем итоги нашего мастер-класса. Я предлагаю Вам на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его пожалуйста:

- В сегодняшнем путешествии мне понравилось…

- Изучая южные материки, я узнал…

- Работа в нашей турфирме была…

- Я хочу пожелать…

Спасибо всем за работу! До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Интеграция знаний в области естественных наук» Панов Егор Игоревич, учитель биологии, зам.директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Слайд 2

Цели: дать образное целостное представление об особенностях климата, растительного и животного мира, расположении объектов исторического и географического значения на южных материках – Австралии, Африке, Южной Америке; развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий; развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному богатству, чувство взаимовыручки.

Слайд 3

1. Вступление. В наши дни проблема интеграции приобрела особенно актуальное звучание в связи с введением профильного обучения, а также в связи с обсуждением вопроса о возможности введения в школе интегрированных курсов, в частности естествознания.

Слайд 4

Реклама Как известно, реклама – двигатель прогресса. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Слайд 5

Правила и законы рекламы: Привлекательность рекламы (покупатель должен сразу же понять, что рекламируемый объект ему нужен) Написание текста (должен быть кратким, лаконичным и понятным любому) Формулирование темы (зависит от специфики фирмы-производителя) Определение целевой аудитории (кому будет предназначена реклама) Оригинальность идей (использование различных нестандартных способов для рекламы товара) Девизы (должен быть ярким, запоминающимся) Контакт с покупателями (с использованием каких приемов и средств будет осуществляться)

Слайд 6

Алгоритм работы: Изучить материалы дополнительной литературы Придумать название туристической фирмы и рекламный призыв (лозунг) Оформить на листах

Слайд 7

2. Теоретическая часть. Предметное изучение учебного материала является в современной школе приоритетным направлением организации образовательного процесса. Однако, получая знания посредством дифференцированных учебных предметов, ученики зачастую воспринимают их как разрозненные сведения, искусственно расчлененные по предметному признаку.

Слайд 8

Интеграция Применительно к образовательной практике «интеграция» - это, во-первых, создание у школьника целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения), во-вторых, нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Слайд 9

Интеграция может выражаться в различных формах: объединение содержания различных предметов по одной теме на одном уроке (концентрированная интеграция); изучение определенной темы в цикле предметов на различных уроках (линейная интеграция); система творческих заданий интегративного типа.

Слайд 10

Нетрадиционные формы учебных занятий: урок-путешествие; урок-экскурсия; урок-спектакль; урок-суд и т.д.

Слайд 11

Что дает реализация интегрированного подхода в изучении естественных наук? Системность знаний. Знания становятся обобщенными, умения и знания способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность. Более эффективно формируются убеждения и формируется всестороннее развитие личности в области естественных наук, что является базой гуманитарной надстройки. Способствует оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Слайд 12

3. Практическая часть. Задание : создать рекламный буклет путешествия на один из южных материков: Австралию Африку Южную Америку

Слайд 13

Алгоритм работы Изучить материалы дополнительной литературы Составить текст рекламного буклета, обращая внимание на законы рекламы Включить в буклет описание рельефа, климата, разнообразия животного и растительного мира Сделать вывод о распространении животных и растений в связи с особенностями географического положения и климата

Слайд 14

Австралия

Слайд 15

Африка

Слайд 16

Южная Америка

Слайд 17

4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия). В сегодняшнем путешествии мне понравилось… Изучая южные материки, я узнал… Работа в нашей турфирме была… Я хочу пожелать…

Слайд 18

Благодарю за сотрудничество и творческий подход!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Интеграция арифметических, алгебраических и геометрических методов в решении задач».

Основная цель моего мастер-класса – показать многообразие подходов  при решении одной задачи,  развивать исследовательские навыки, формировать умение видеть рациональные способы решения, а т...

Мастер-класс "Повышение качества знаний учащихся посредством применения технологии проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ"

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в...

Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"

Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»

Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...