Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
рабочая программа по естествознанию по теме

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestvoznanie_s_metodikoy.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

2011г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик:  ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Разработчики:

Половникова Лариса Юрьевна – преподаватель химии ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский              

                                                       педагогический колледж»

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


  1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИплины

         естествознание с методикой преподавания

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения на основе компетентностного, деятельностного подхода по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

           Общепрофессиональная дисциплина «Естествознание с методикой преподавания», профессионального цикла, включена в учебный план среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленный уровень среднего профессионального образования).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире;

- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам;

- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами;

- устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе;

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления;

- использовать технические средства обучения (ТСО), подбирать наглядные пособия, изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их в образовательном процессе;

- планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал, работать индивидуально с каждым учеником;

- проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять оценки;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по учебному предмету;

- анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их;

- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

- составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов, проводить внеклассные мероприятия.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание, цели и задачи изучения курса  в начальной школе, о возрастании роли экологического подхода к изучению природы;

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету;

- структуру основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока;

- основные методы, особенности каждого метода и требования, предъявляемые к ним, методические приемы;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

- методы и методики контроля результатов учебной деятельности младших школьников по учебному предмету;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

- логику анализа уроков;

- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часа;

самостоятельной работы обучающегося 47 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

94

в том числе:

   практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

Итоговая аттестация в форме зачета  

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины

 Естествознание и методика обучения естествознанию и экологическое воспитание

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

1

1

Предмет и задачи методики преподавания естествознания в начальной школе.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Экологические проблемы России (сообщение).

Раздел 1.

История методики преподавания естествознания в начальной школе.

               7

Тема 1.1.

Естествознание в дореволюционной школе России.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

 Краткий исторический очерк методики изучения природоведческих предметов в начальной школе. Взгляды А.Я.Герда, Д.Н.Кайгородова и других педагогов – новаторов на изучение природы.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Система А.Я.Герда по ознакомлению младших школьников с природой. (Сообщение)

Тема 1.2.

Развитие методики преподавания естествознания в ХХ веке.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Последовательность изучения естествознания в начальной школе, связь программ и учебников. Основные познавательные и воспитательные задачи  естествознания в начальной школе.

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.К.Д.Ушинский об изучении природы в начальных классах.  (Сообщение)

2.Вклад методистов К.П.Ягодовского, К.А Сонгайло, С.А.Павловича в развитие методики преподавания

естествознания. (Сообщение)

3.Вклад методистов в развитие методики преподавания в середине ХХ столетия (П.А.Завитаев, М.Н.Скаткина, Е.А.Валерьяноваи других).

4.Современная педагогическая наука о проблемах изучения природы в начальной школе. (Сообщение)

Раздел 2. Теоретические вопросы методики обучения естествознанию.

7

Тема 2.1.

Педагогическое значение и задачи курса естествознания. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Дидактические особенности, отличающие естествознание от других предметов школьного курса. Задачи курса естествознания. Характеристика двух основных направлений курса естествознания в начальной школе. Принципы отбора учебного материала. Роль тесных перспективных межпредметных связей с предметами естественного блока.

Законы экологии – научная основа природопользования. Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Компоненты экологической культуры.

Тема 2.2.

Экологическое образование и воспитание в начальной школе.

Содержание экологического образования.

Содержание учебного материала

1

1 -3

Экологическое воспитание и образование – стержень современного образования. Экологическое образование – новое приоритетное направление педагогической теории и практики. Современные подходы к содержанию образования в области окружающей среды. Принципы построения содержания экологического образования. Взаимосвязь четырех основных компонентов: научно – познавательного, ценностного, нормативного, практически – деятельностного, лежащих в основе новых подходов к содержанию экологического образования.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Педагоги – ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова) о целях экологического образования. (Сообщение)

Тема 2.3.

Начальная школа в

системе непрерывного экологического образования.

Содержание учебного материала

1

1 -2

Непрерывность – один из важнейших принципов экологического образования. Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры.

Самостоятельная работа обучающихся

1

             

1.Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). (Сообщение)

Тема 2.4.

Модели экологического образования.

Содержание учебного материала

1

1 -2

Модели экологического образования. Экологическое образование – сложное комплексное образование и один учебный предмет. Характеристика и построение смешанной модели.

Тема 2.5.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся в начальной школе.

Требования к экологической подготовке младших школьников.

Содержание учебного материала

1

1 -2

Формирование первоначальных умений и навыков.

Методы и приемы познания окружающего мира. Комплексная характеристика требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

Раздел 3.
Современные программы по естествознанию.

4

Тема 3.1.

Общая характеристика программ по естествознанию. Программы по естествознанию.

Содержание учебного материала

2

1 - 3

Основные цели школьного курса естествознания (природоведения). Последовательность изучения природы, организма человека и основ экологии в современной начальной школе. Взаимосвязь учебников «Природоведение»А.А.Плешакова системы «Зеленый дом», непрерывность экологического образования в начальной школе. Источники информации, роль текстов и рисунков. Значение наблюдений в природе. Использование их на уроках экологической направленности.

Учебники интегрированного курса «Мы и окружающей мир» для 4 – летней начальной школы, соответствие их основной задаче системы Л.В.Занкова, направленной на общее развитие школьников.

Анализ учебников «Окружающей мир» А.А.Вахрушева и других, образовательная система «Школа 2100».

Раскрытие широкой картины мира. Осознание единства и вечного движения окружающего мира в программах Н.Ф.Виноградовой, Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающей мир», Е.В.Чудиной, Е.Н.Букваревой «Естествознание».

Практические занятия

1

1.Анализ учебников естествознания 2- 4 классов.

Тема 3.2.

Вопросы экологии в программах.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Анализ программ с экологической точки зрения.

Раздел 4.

Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий.

6

Тема 4.1.

Взаимосвязь между представлениями, понятиями и мышлением младших школьников.

Содержание учебного материала

Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках естествознания. Ощущения,

1

1 - 3

 восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Общие и единичные, биологические и географические понятия. Развитие понятий в процессе изучения природы.

Практические занятия

2

1.Составление списка общих понятий, осваиваемых детьми во втором классе.                                                            

2.Составление списка общих и единичны, биологических и географических  понятий.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Составление списка общих и единичных астрономических понятий.

Тема 4.2.

Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Этапы, последовательность формирования природоведческих представлений и понятий у учащихся.

Практические занятия

1

1.Составление схемы развития одного из понятий.

Раздел 5.

Материальная база уроков естествознания.

5

Тема 5.1.

Учебное оборудование.

Содержание учебного материала

1

1 -3

Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными, иллюстративными, вспомогательными пособиями. Самодельные наглядные пособия. Комплексное использование разных видов наглядных пособий. Использование на уроках ТСО.

Практические занятия

2

1.Посещение показательного урока. Его наблюдение и  обоснование использования различных средств обучения.

2.Разработка фрагментов отдельных уроков с использованием различных средств обучения.

Тема 5.2.

Уголок живой природы.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Организация работы в уголке живой природы. Формирование у учащихся практических умений и навыков, необходимых в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.

Тема 5.3.

Пришкольный участок и географическая площадка.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Воспитательное и образовательное значение пришкольного участка.

Географическая площадка как объект формирования важнейших природоведческих понятий. Оборудование географической площадки.

Раздел 6.

Средства обучения естествознанию.

4

Тема 6.1.

Определение и классификация средств обучения.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Средства обучения. Дидактические требования к средствам обучения.

Тема 6.2.

Области эффективного применения средств обучения естествознанию.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Целесообразное использование средств обучения на разных этапах урока для решения локальной познавательной задачи с учетом конкретных педагогических условий. Роль учебника в учебном процессе. Принципы построения современных учебников. Методика работы с учебником на уроках и во внеурочное время. Методика работы с печатными пособиями, натуральными объектами. Экранные пособия.

Практические занятия

2

1.Изучение структуры и организации учебника.

2.Изготовление наглядных пособий, таблиц, карточек, запрещающих знаков к урокам  (по заданию преподавателя).

Раздел 7.

Методы и методические приемы обучения.

18

Тема 7.1.

Общая характеристика методов обучения, их классификация.

Содержание учебного материала

1

1 – 2

Понятие о методах и методических приемах обучения. Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний. Выбор оптимального сочетания разнообразных методов и приемов на уроках естествознания.

Тема 7.2.

Наблюдение и опыты.

Содержание учебного материала

1

Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических наблюдений. Эпизодические и длительные наблюдения. Фиксация наблюдений, календари природы.

Опыт как метод познания природы. Демонстрационные и лабораторные опыты. Общие требования к постановке опытов, фиксация результатов.

Практическая работа.

2

1.Разработка эскиза оформления классного календаря природы.

2.Выявление увеличения объема и усложнения наблюдений от класса к классу.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Ведение фенологических наблюдений. Обобщение наблюдений по месяцам и сезонам.

2.Сбор и оформление материалов по охране природы родного края.

Тема 7.3.

Работа с печатными источниками знаний.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Учебник – комплексное средство обучения. Дидактические функции учебника и работа с ним на всех этапах процесса обучения. Структура школьного учебника естествознания.

Организация работы с дополнительной литературой.  

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подбор статей и отрывков из дополнительной литературы к определенным темам (по заданию преподавателя ).

1

Тема 7.4.

Работа с наглядно – образными средствами обучения.

Содержание учебного материала

Классификация наглядно – образных средств обучения. Решение учебно – педагогических задач при включении учебных картин в процесс обучения. Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ).

1

1 - 3

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление фрагментов урока с помощью ИКТ.

1

Тема 7.5.

Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Картографические произведения, таблицы, схемы, рисунки как учебные пособия. Методика работы с картами, последовательность изучения материала, использование карт и глобуса при повторении и закреплении знаний. Чтение карты, требования к показу по карте.

Практические занятия

1

1.Анализ практических работ с глобусом и картой в четвертом классе.

Тема 7.6.

Другие источники естественнонаучных знаний и работа с ними.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Методика работы с натуральными объектами. Дидактические функции этих пособий.

Дидактическая ценность муляжей и объемных моделей.

Двойственная функция приборов и инструментов, используемых при обучении естествознанию.

Тема 7.7.

Устное слово в системе методов обучения естествознанию.

Содержание учебного материала

1

1 -3

Центральное положение словесных методов в системе других методов.

Беседа на уроках естествознания. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и ИКТ. Требования к вопросам  учителя.

Рассказ. Требования к рассказу на уроках естествознания. Использование разнообразных наглядных пособий. Сочетание рассказа и беседы на уроках естествознания.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Анализ статей экологического содержания. Использование их при подготовке рассказов и бесед на уроках естествознания.

Тема 7.8.

Этические беседы по экологии.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Формы этических бесед по экологии. Этическая беседа – возможность понятия целесообразности выбора образца поведения, мотивов своего или чужого поступка. Цели и задачи этических бесед по экологии. Методические рекомендации к проведению этических бесед.

Практические занятия

1

1

             

             

1.Составление этической беседы (по заданию преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

1.Воспитание культуры звукового общения с окружающей средой.

Раздел 8.

Формы организации  обучения естествознанию в начальной школе.

16                      

Тема 8.1.

Формы организации учебного процесса в школе.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Основные формы организации учебной работы: урок, лабораторно – практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа, экскурсия.

Тема 8.2.

Особенности обучения естествознанию в малокомплектной школе.

Содержание учебного материала

2

1 - 3

Особенности организации учебно – воспитательного процесса в начальной школе, различные варианты сочетания уроков естествознания с другими предметами. Организация и виды самостоятельных работ на уроках. Особенности организации наблюдений. Индивидуальная работа с детьми, использование ТСО.

Практические занятия

                1

1.Составление конспектов уроков для малокомплектной школы с использованием различных наглядных пособий (по указанию преподавателя).

Тема 8.3.

Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.

Содержание учебного материала

Образовательные и воспитательные задачи уроков естествознания. Развитие материалистического мировоззрения. Установление взаимосвязи процессов, происходящих в природе с жизнью растений, животных и человека. Типы уроков. Специфика уроков естествознания и отличительные особенности от уроков других предметов. Типы уроков естествознания: уроки приобретения новых знаний, умений и навыков; уроки усовершенствования  и закрепления знаний и умений; обобщающие уроки; уроки проверки и учета знаний; комбинированные уроки. Требования, предъявляемые к современному уроку.

1

1 - 3

Тема 8.4.

Подготовка учителя к уроку.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Этапы планирование учебной работы. Построение урока. Методика проведения урока. Характеристика каждой части урока.

Практические занятия

2

1.Посещение показательного урока. Наблюдение и анализ урока естествознания.

2.Разработка  развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IVклассе (по указанию преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику З.А.Клепининой (по заданию преподавателя).

2. Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику А.А Плешакова (по заданию преподавателя).

3.Анализ изложения материала по сходным темам в этих учебниках.

Тема 8.5.

Особенности уроков естествознания.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Элементы уроков объяснительного чтения, типы уроков объяснительного чтения. Методика проведения предметных уроков. Уроки с демонстрацией опытов.

Тема 8.6.

Организация практических работ на уроках естествознания.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Методика проведения практических работ на уроках естествознания. Характеристика способов проведения лабораторных работ, их цели и задачи.

Практические занятия

1

1.Составление списка практических работ, выполняемых на уроках во втором классе.

Тема 8.7.

Внеурочные формы обучения естествознанию.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Домашнее задание как вид внеурочной формы. Виды домашних заданий, индивидуализация домашних заданий.

Практические занятия

1

1.Составление домашних заданий к урокам разных типов.

Раздел 9.

Повторение в процессе преподавания естествознания.

3

Тема 9.1.

Организация повторения на уроках естествознания.

Содержание учебного материала

Методы и методические приемы, применяемые при организации повторения на уроках естествознания.

1

1 - 2

Тема 9.2.

Проверка и учет знаний учащихся.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Формы проверки знаний учащихся. Методика проведения проверки и учета знаний учащихся.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1. Разработка развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IV классе (по указанию преподавателя).

Раздел 10.

Экскурсии по естествознанию.

4

Тема 10.1.

Значение и методика организации экскурсий по естествознанию.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Экскурсия – форма организации учебного процесса. Значение экскурсий. Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Методика проведения экскурсии.

Тема 10.2.

Методика некоторых экскурсий с учащимися  начальных классов. Экологические экскурсии в природу.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Экскурсии в природу. Методика экскурсий с учащимися начальных классов. Роль фенологических экскурсий.

Тема 10.3.

Комплексные экскурсии в природу.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Методика проведения комплексных экскурсий в природу. Этапы комплексной экскурсии.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Управление учителем деятельности детей (сообщение).

Раздел 11.

Игровые формы обучения естествознанию.

9

Тема 11.1.

Значение игры в обучении школьников.

Содержание учебного материала

1

1 - 2

Игровая деятельность в учебно – воспитательном процессе. Игра – непродуктивный вид деятельности, средство формирования личности. Классификация игр. Роль игры в жизни и развитии детей.

Тема 11.2.

Экологические игры.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. (М.Горький)

Игра – особая форма активности, деятельности ребенка. Игра – инструмент воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Разнообразие экологических игр. Методика проведения экологических игр.

Практические занятия

2

1.Разработка и составление экологической игры (по заданию преподавателя).

2.Составление заданий по экологии (по заданию преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Что же такое игра? Точка зрения отечественных психологов. (Сообщение)

2.Подбор загадок экологической направленности (по заданию преподавателя).

Тема 11.3.

Методика подготовки и проведения ролевой игры.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Методика подготовки и проведение ролевой игры. Достоинства имитационных игр.

Практические занятия

1

1.Посещение показательного урока. Его наблюдение и  обоснование использования игровых моментов.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Анализ показательного урока.

Раздел 12.

Организация внеклассной работы по естествознанию.

9

Тема 12.1.

Значение внеклассной работы по естествознанию.

Содержание и формы организации внеклассной работы.

Содержание учебного материала

1

 1 - 2

Внеклассная работа, ее значение. Содержание и формы организации внеклассной работы (индивидуальная и групповая внеклассная работа). Массовые формы внеклассной работы.

Тема 12.2.

Методы внеклассной работы.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Методы внеклассной работы: рассказ, беседа, работа с книгой, лабораторно – практическая работа. Основные задачи внеклассных занятий по естествознанию.

Практические занятия

2

1.Разработка конспекта (по заданию преподавателя) одного из внеклассных мероприятий природоведческого содержания.

2.Подбор заданий для индивидуальной внеклассной работы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Участие студентов во внеклассных мероприятиях базовой  школы.

2.Изучение опыта лучших учителей в методических журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе».

Тема 12.3.

 Практическая деятельность младших школьников.

Содержание учебного материала

Труд – основной вид деятельности человека. Труд – мощное средство воспитания, направленное на формирование важнейших черт характера. Формирование личности в трудовой деятельности на каждом этапе возрастного развития.

               1

1 - 3

Практические занятия

2

1.Разработка и составление практической рекомендации (по заданию преподавателя).

2.Зачет.

Раздел 13.

Неживая природа.

5

Тема  13.1.

Земля – планета

солнечной системы.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Солнечная система. Форма Земли, вращение ее вокруг оси. Движение земли вокруг Солнца.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Солнечная система (презентация).

Тема 13.2.

План и карта.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Масштаб. План местности. Изображение земли на глобусе и карте. Широта и долгота места.

Практические занятия

2

1.Составление плана местности.

2.Работа по карте. Определение географических координат, часового пояса.

Тема 13.3.

Литосфера.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Материки и океаны. Строение земли. Движение земной коры. Горообразования. Вулканы и землетрясения.

Горные породы. Минералы.

Практические занятия

1

1.Минералы и горные породы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Материки и океаны. Строение Земли (презентация).

2.Горообразование. Вулканы и землетрясения (презентация).

Тема 13.4.

Гидросфера.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Общие сведения о воде. Мировой океан. Рельеф дна Мирового океана. Подземные воды. Реки и их работа. Озера и болота. Круговорот воды в природе.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Реки и их работа (презентация).

2.Озера и болота. Круговорот воды в природе (презентация).

Тема 13.5.

Атмосфера.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Состав и строение атмосферы. Ветры. Вода в атмосфере. Облака. Осадки. Понятие о погоде. Понятие о климате.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Состав и строение атмосферы (презентация).

Раздел 14.

Живая природа. Биосфера.

13

Тема 14.1.

Общие понятия о

биосфере.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Современные представления о биосфере.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Биосфера. Академик В.И.Вернадский о биосфере (сообщение).

Тема 14.2.

Почва.

Содержание учебного материала

1

          1 - 3

Состав и строение почвы. Основные типы почв в России, республике Мордовия, Зубово – Полянском районе.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Основные типы почв в Мордовии, Зубово – Полянском районе (сообщение).

Тема 14.3.

Растения.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Общие сведения о растениях. Сезонные изменения в растительном мире и их причины.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Составление биологической характеристики одного из растений нашей местности (по указанию преподавателя).

2.Составление таблицы съедобных и ядовитых грибов, которые встречаются в нашей местности.

Практические занятия

Тема 14.4.

Животные.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Общие сведения о животных. Сезонные изменения в жизни животных и их причины.

 Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Составление биологической характеристики одного из животных нашей местности (по указанию преподавателя).

Тема 14.5.

Географические пояса. Природные зоны.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Географические пояса. Природные зоны. Зоогеографические области земного шара.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Составление характеристики одной из зоогеографических областей земного шара (по указанию преподавателя).

2.Охрана редких животных в России (сообщение).

Раздел 15.

Краткий обзор природы России.

15

Тема 15.1.

Общий обзор и границ России.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Географическое положение. Границы. Моря Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов.

Практические занятия

               1

                3

1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Написание характеристики одного из морей по плану.

2.Заполнение сравнительной таблицы морей, омывающих Россию.

3.Моря, омывающие Россию (презентация).

Тема 15.2.

Рельеф.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Равнины. Горы России.

Практические занятия

1

1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Горы России (презентация).

1

 Тема 15.3.

Полезные ископаемые.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Что такое полезные ископаемые. Горючие ископаемые. Рудные и неметаллические ископаемые.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Работа по контурной карте. Нанесение условными знаками месторождений полезных ископаемых России.

Тема 15.4.

Климат.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Причины, от которых зависит климат России.

Практические занятия

1

1.Составление характеристики климата местности, в которой расположен педагогический колледж, используя для этого физическую и климатическую карты России.

Тема 15.5.

Реки и озера.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Общие сведения о реках России. Озера.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Работа по контурной карте. Обозначение рек, озер.

2.Составление характеристики реки или озера (по указанию преподавателя).

Раздел 16.

Население России.

5

Тема 16.1.

Население России.

Содержание учебного материала

1

1 - 3

Обзор России по природным зонам.

Практические занятия

1

1.Работа по контурной карте. Обозначение границ природных зон.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Природные зоны России (презентация).

1.Экологические проблемы Мордовии.(Исследовательская работа)

Зачет.

1

3

Всего:

141

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естествознания.

Оборудование учебного кабинета: географические карты и глобус, теллурий, наглядные пособия (портреты методистов и др.).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание/Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2000.

2. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2000.

Дополнительные источники:

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля/ Г.В.Аквилева, З.А.Клепинина.  – М.: ВААДОС,2001.

2. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающем миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений. – М.: Академия. 2000.

3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя/ Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова. – М.: Просвещение, 2001.

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - Форма доступа: www. bookee. ru./catalog -.

5. Красачева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания // Начальная школа. – 2002. - №2. – С. 57.

6. Особенности комплектов учебников. // Начальная школа. – 2002. - №5. – С.1 – 6.

7. Товпинец, И.П. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школы: методические рекомендации. Книга для учителя/И.П.Товпинец, Н.В.Борзова, О.В.Крылов. – М.: Просвещение, 2001.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Умение находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам

Практическое занятие

Умение определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Индивидуальная работа

Умение устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе

Устная проверка в форме индивидуального опроса

 Умение использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся

Практическое занятие

Умение проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления

Устная проверка в форме фронтального опроса

 Умение использовать технические средства обучения (ТСО),  подбирать наглядные пособия, изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их  в образовательном процессе

Индивидуальная работа

Умение планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал, работать индивидуально с каждым учеником

Индивидуальная работа

Умение проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения

Устная проверка в форме фронтального опроса

Умение оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять оценки

Практическое занятие

Умение анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их

Умение анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков

Индивидуальная работа

Умение составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов, проводить внеклассные мероприятия

Зачет

Знание содержание, цели и задачи изучения курса  в начальной школе, о возрастании роли экологического подхода к изучению природы

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание требований образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание структуры основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока

Индивидуальная работа

Знание основных методов, особенностей каждого метода и требований, предъявляемых к ним, методических приемов

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание основных видов ТСО и их применение в образовательном процессе

Практическое занятие

Знание требований к содержанию и уровню подготовки младших школьников

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание методов и методики контроля результатов учебной деятельности младших школьников по учебному предмету

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание воспитательных возможностей урока в начальной школе

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание основ оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся

Практическое занятие

Знание педагогических и гигиенических требований к организации обучения на уроках

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание логики анализа урока

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание видов учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"

Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»

Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»...