Организация исследовательской работы младших школьников.
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

 

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук, один из возможных способов достижения указанных целей – учебно-исследовательская деятельность детей.

     Практика проведения учебных исследований учащимися младшего и среднего школьного возраста рассматривается педагогами- ученными как особое направление работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Организация исследовательской работы школьников»

Учитель МБОУ ВСОШ г. Белебея

                                       О.М.Макушева

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук, один из возможных способов достижения указанных целей – учебно-исследовательская деятельность детей.

  Практика проведения учебных исследований учащимися младшего и среднего школьного возраста рассматривается педагогами ученными как особое направление работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний , умений и навыков.

  Методическая сторона работы может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

От правильно выбранной темы в значительной мере зависит результат работы.  Темы можно объединить в три основные группы:

  1. фантастические – ориентированные на разработку несуществующих, фантастический объектов и явлений;
  2. теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках;
  3. эмпирические – предполагающие проведение собственных экспериментов.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ.

*Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

*Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.

*Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше разбираетесь, в которой чувствуете одаренным.

*Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.

* Тема должна быть такой , чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

* Тема должна быть доступной.

*Сочетание желаний и возможностей.

*С выбором темы не стоит затягивать.

1.2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

     Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые и нестандартные, альтернативные ; четко их расклассифицировав, сделать выбор, оценив без эмоций, как и положено исследователю, эффективность каждого способа.

    Однако следует иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических перейдет в разряд фантастических.

      Необходимо собирать и хранить всё, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований: многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы, игрушки, а также различные камешки, палочки, кусочки ткани. Ценность всего этого для начинающего исследователя столь высока, что переоценить её трудно.

  1. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

     Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать с информацией, как её проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь в первое время никак не обойтись без помощи взрослого.

   Итогом исследование работы может быть макет. Выполненный из разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта, научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

  1. Защита результатов исследования.

    «Обучая других, обучаешься сам», - эта мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучавший что- либо, стремиться рассказать об этом другим, При проведении учебных исследований сообщать об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.

     Поэтому этап защиты пропустить нельзя. Без него исследование нельзя считать завершенным. Защита венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

  1. Общие правила для педагогов.
  1. не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться но то , что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то , что они могут сделать ( или могут научиться делать ) самостоятельно.
  4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  9. Подходите ко всему творчески.

  1. Классификация тем.
  1. первый уровень классификации – общие направления исследований (живая природа, человек, общество, культура и т.п)
  2. второй уровень классификации – основные науки и виды деятельности.

ТЕМА: Организация исследовательской работы школьников.

Цель: активизировать исследовательскую деятельность учащихся;

         

Освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований;

         

 Развивать творческие и коммуникативные способности.

Оборудование: карточки с символическими изображениями тем и методов

исследования, «папки исследователей», письменные принадлежности (ручки,

фломастеры, листочки, карандаши).

Форма проведения: игра-тренинг.

                                                  ХОД ЗАНЯТИЯ.

Учащиеся располагаются вокруг стола.

Учитель:

- Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Но для этого мне необходим «доброволец- исследователь». Кто самый смелый?

- Я тебе предлагаю карточки с изображениями различных тем исследований. Ты должна выбрать ту тему, которая больше тебя интересует. Выбрала, отлично! Твоя задача заключается в подготовке небольшого сообщения по выбранной теме. Но для того, чтобы сделать такое сообщение, надо собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?

- Существует много способов получения необходимых данных. Давай попробуем определить их. Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

- Правильно, любое исследование начинается с обдумывания, какая информация нужна исследователю (вывешивается карточка с символом «подумать»).

- Где мы можем узнать что-то по твоей теме? Конечно, спросить другого человека (вывешивается карточка с символом «спросить другого человека). - --- Лучшим другом учеников что является? Конечно, книга. Значит, из книг мы тоже можем узнать много нового по выбранной теме (вывешивается карточка с символом «получить информацию из книги).

- Но информацию можно получить еще и из газет, журналов и телевидения. Как взрослые называют эти источники знаний? Правильно, средства массовой информации (вывешивается карточка с символом «средства массовой информации»).

- Особенно ценны будут знания, полученные в ходе наблюдений и экспериментов. Подумай, по твоей теме можно провести какие-либо наблюдения и эксперименты? (вывешивается карточка с символом «наблюдения и эксперименты»).

- У вас дома есть компьютеры? А они подключены к сети Интернет. А что такое Интернет? Это сеть где можно получить любую информацию (вывешивается карточка с символом «Интернет»).

- Таким образом, у нас получился план исследования. Не нужно отчаиваться, если у вас нет какого-то из перечисленных источников знаний или они не дали результатов. Важно собранные данные сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. Это можно сделать в виде краткой записи, рисунка или схемы.

Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе разложим все карточки с собранными данными.

- Что нового и интересного узнали по выбранной теме?

- Какие выводы позволяет сделать собранная информация?

- Что ты можешь рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования?

Далее ученик делает сообщение по результатам исследования.

После сообщения устраивается обсуждение выступления.

Необходимо предоставить слушателям возможность задать вопросы.

Обязательно необходимо похвалить исследователей за работу.

- Следующим этапом работы  являются – самостоятельные исследования. Из новых средств  нам потребуются только специальные «папки исследователей».

Дети выбирают себе ту тему, которая ему больше нравиться. Получив всё необходимое, каждый ученик (пара или группа учащихся) начинает действовать самостоятельно.

- Задача – собрать нужные сведения по избранной теме, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования.  

- Какие источники нам доступны сегодня на занятии?  Правильно, мы можем подумать и спросить у другого человека. Спросить можно наших уважаемых гостей.

 Сбор информации.

- А с другими источниками знаний мы поработаем дома и результаты работы заслушаем на следующем занятии.

ПОДУМАТЬ                                                          СПРОСИТЬ  У  ДРУГОГО                                                        ПОСМОТРЕТЬ В  КНИГАХ

                                                                                                    ЧЕЛОВЕКА

ПОСМОТРЕТЬ СРЕДСТВА                                              ПОНАБЛЮДАТЬ,        ПОЛУЧИТЬ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                              ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ                          ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЕТИ   ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и ведение научно- исследовательской работы среди школьников"

Процесс бурной информатизации общества  требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников

Методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы....

Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству

Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях  по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...

Практическое руководство по выполнению исследовательских работ младшими школьниками (гуманитарное направление).

Выступление на семинаре учителей начальной школы. Рекомендации по  выполнению исследовательских работ....

«Организация исследовательской работы младших школьников на уроках мокшанского языка».

Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Для проектов можно взять следующие темы: «Язы...