«Организация исследовательской работы младших школьников на уроках мокшанского языка».
статья

 Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Для проектов можно взять следующие темы: «Язык родного села», «Мордовский национальный костюм», «Мой календарь», «Рождественские посиделки» и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_doklad.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

   МОУ « Атемарская средняя общеобразовательная школа»

  Выступление на заседание кафедры РМО учителей мордовского (мокшанского, эрзянского) языка.

Тема: «Организация исследовательской работы младших     школьников на уроках мокшанского языка».

           

         

                                                                                  Выполнила: Богатырева А.П.

                                                                                 Учитель мордовского (мокша) языка

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует организацию  исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Программы всех школьных предметов ориентированы на организацию данного вида деятельности. Организация исследовательской деятельности позволит формировать у учащихся умение осуществлять поисковую деятельность, определять значимые проблемы и решать их; научит детей различным способам поиска материала и разным видам исследования.

 Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата. Исследовательская это всегда творческая деятельность. Исследование – в большей степени научная деятельность, проект – это в большей степени творческая деятельность. Причем проект может быть формой оформления результатов исследования. Вместе с тем проект может включать исследование. В основе метода проектов и метода исследований лежат:  развитие познавательных умений и навыков учащихся;  умение ориентироваться в информационном пространстве;  умение самостоятельно конструировать свои знания;  умение интегрировать знания из различных областей наук;  умение критически мыслить. Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:  наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;  практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;  самостоятельную деятельность ученика;  структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;  использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Практическая реализация исследовательской деятельности основана на следующих аспектах. Во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха.

 Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Для проектов можно взять следующие темы: «Язык родного села», «Мордовский национальный костюм», «Мой календарь», «Рождественские посиделки» и др. Во-вторых, нами осуществляется стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес. Вызвать интерес сложно, но возможно. Когда учитель формирует проблемные ситуации или вопросы, тогда у школьника возникает состояние поисковой активности. В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности. С этой целью организуется совместная деятельность под руководством учителя. Школьники составляют план исследовательской работы, где определяется цель, задачи, выдвигается гипотеза. Намечается план действий, способы проверки гипотезы. Школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, совместно с учителем составляют анкеты и проводят анкетирование, беседуют с различными людьми, обобщают полученную информацию. Следует отметить, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе. В-четвёртых,  исследовательская работа включает умение описывать факты, обобщать найденный материал, а затем публично представить его. Результаты проектов можно представить в виде стенгазеты, праздника, публикации, презентации, фильма и т.д. Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:  соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;  добровольность выбора темы учащимся;  максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;  компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;  уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 Процесс реализации ученической исследовательской деятельности.

Этап 1. Мотивация учащихся для вовлечения в деятельность. Определение форм деятельности (индивидуальная, парная, групповая). Организация образовательной деятельности.

Этап . Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов, предполагаемый формат представления результатов. Планирование исследовательской деятельности, определение сроков, распределение обязанностей.

 Этап 3. Координирование руководителем индивидуальной, парной, групповой работы обучающихся. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, мастерских; консультации научного руководителя. Анализ полученных сведений.

Этап 4. Обобщение, оформление результатов обучающимися выполненных исследований. Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – это презентация, представление результатов исследовательской деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательских конференциях, проведенное мероприятие, опубликованная статья, созданный фильм и т.п.

 Этап 6. Важным этапом исследовательской деятельности является рефлексия, самооценка выполненной деятельности, обсуждение итогов работы, а также процесса работы. Что больше всего понравилось в процессе выполнения исследовательской работы. Что можно было сделать иначе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

Организация исследовательской работы младших школьников.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству

Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях  по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...

Практическое руководство по выполнению исследовательских работ младшими школьниками (гуманитарное направление).

Выступление на семинаре учителей начальной школы. Рекомендации по  выполнению исследовательских работ....

Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка

Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...