Происхождение человека
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

Урок природоведения в 5 классе по теме: "Происхождение человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proishozhdenie_cheloka.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как человек появился на Земле Урок природоведения в 5 классе

Слайд 2

Цели урока: Познакомить учащихся: - с предками человека, их образом жизни; -с человеком умелым, человеком прямоходящим, человеком разумным.

Слайд 3

Первые люди на земле появились примерно около 2 млн. лет назад. Откуда они появились?

Слайд 4

Дриопитек – «древесные обезьяны». Обитали на деревьях в африканских тропических лесах несколько млн.лет назад.

Слайд 5

Эволюция

Слайд 6

Какое значение для древних людей имела способность изготавливать орудия труда и охоты, отличавшая их от животных? Внимание вопрос?

Слайд 8

Австралопите́ки (от лат. australis — южный и др.-греч . πίθηκος — обезьяна) — группа ископаемых высших приматов , кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари ( Южная Африка ) в 1924 году , а затем в Восточной и Центральной Африке . Австралопитеки были всеядны; предположительно для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать.

Слайд 9

Череп самки австралопитека

Слайд 10

С человеком австралопитеков сближает: слабое развитие челюстей , отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Головной мозг относительно крупный (500—600 см³), но по строению мало отличающийся от мозга современных человекообразных обезьян . По объёму он составлял не более 35 % от средних размеров мозга современного человека. Размеры тела также были невелики , не более 120—140 см в высоту, телосложение стройное. Предполагается, что самцы были существенно крупнее самок, чем у современных гоминид .

Слайд 11

Реконструкция самки австралопитека

Слайд 12

Челюсти и слепок детеныша австралопитека

Слайд 13

Человек умелый Homo ergaster ( Человек работающий ) — ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн лет назад. Различия заключаются в строении черепа Средний объём черепа 880 см³. Рост — 130-170 см. Череп округлый, надбровные дуги сильно развиты, зубы мелкие, особенно в сравнении с австралопитеками.

Слайд 14

Орудия человека умелого

Слайд 15

Человек прямоходящий Эректус ( лат. Homo erectus — человек прямоходящий — ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей . Эректусы обладали средним ростом (1,5—1,8 м), прямой походкой, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Объём мозга у некарликовых форм достигал 900—1200 см³.

Слайд 16

Человек прямоходящий Эректус ( лат. Homo erectus — человек прямоходящий — ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей . Эректусы обладали средним ростом (1,5—1,8 м), прямой походкой, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Объём мозга у некарликовых форм достигал 900—1200 см³.

Слайд 17

Человек разумный Челове́к разу́мный ( лат. Homo sapiens ) — единственный живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов . От современных человекообразных , помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению . Совокупность человеческих индивидов называют человечеством . Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии .

Слайд 18

Неандерталец Неандерта́лец , человек неандертальский ( лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis ) — ископаемый вид людей , обитавших 300—24 тысячи лет назад. Название произошло от реки Неандерталь в Германии. Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки (1400—1600 см³ и выше) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок.

Слайд 20

Неандертальский ребенок 4-х лет (Институт антропологии, Цюрих)

Слайд 22

Кроманьонец Кроманьонцы ( фр. Homme de Cro-Magnon ) — жили 40-10 тысяч лет назад (период верхнего палеолита ). Объём головного мозга равен 1200—1500 см³. Рост около 180 см. Обладал развитой членораздельной речью, строил жилища, одевался в одежды из шкур, было развито гончарное дело. Жили родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием. Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя. Кроманьонец умел не только гравировать и рисовать на плоскости, но и научился передавать и объёмные изображения. У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка).

Слайд 23

Жилища кроманьонцев

Слайд 25

Наскальная живопись

Слайд 26

Орудия труда, украшения кроманьонца

Слайд 27

Выбери правильный ответ Предками человека были: А) шимпанзе; Б) горилла; В) вымершие обезьяны дриопитеки. 2. Первыми на Земле появился: А) человек прямоходящий; Б) человек умелый; В) человек разумный.

Слайд 28

Домашнее задание Творческое задание Прочитайте какую-нибудь книгу о жизни древних людей. Приготовьтесь рассказать интересный эпизод из этой книги на уроке. стр.140-141 изучить статью (текст)., стр.144 «Проверь свои знания» (устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Происхождение человека"

Презентация для урока природоведения 5 класс по теме: "Происхождение человека"...

Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс

Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...

урок по теме "Происхождение человека"

Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...

Происхождение человека

Как появился человек? Осознавая свою уникальность, люди издавна пытались объяснить свое происхождение. Эти попытки породили множество легенд, верований и сказаний. Предлагаю презентацию к вводному ур...

Тема урока "Происхождение человека"

Подробно дано описание урока по теме "Происхождение человека" в 5 классе (природоведение)....

Факультатив по биологии: "Гипотезы происхождения человека"

Данная программа предназначена для углубленного  и расширенного изучения учебной дисциплины"Биология". Программой предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. В ней отражены зад...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...