Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».
методическая разработка по естествознанию (8 класс) по теме

Назарова Ирина Петровна

 

Данный урок проводится в заключении темы «Высшая нервная деятельность».Он дает возможность проверить  знания учащихся по данной теме и умения работать с компьютером, дополнительной литературой, позволяет проверить их способности анализировать, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Учитель биологии, высшей категории,

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»

Волжского района, г. Саратова,

Назарова  Ирина Петровна.

Краткая аннотация. Данный урок проводится в заключении темы «Высшая нервная деятельность».Он дает возможность проверить  знания учащихся по данной теме и умения работать с компьютером, дополнительной литературой, позволяет проверить их способности анализировать, делать выводы.

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». 8 класс.

Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека.

Задачи:  

Образовательные:

  1. закрепить знания о нервной системе;
  2. осознание учащимися зависимости здоровья от собственного поведения и образа жизни;
  3. научиться «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм;
  4. смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;

Воспитательные: 

  1. формирование навыков здорового образа жизни;
  2.  показать отрицательное влияние на нервную систему курения, алкоголя, наркотиков  и сформировать негативное отношение к ним;
  3. формирование умений  оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;

Развивающие: 

  1. развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;
  2. дальнейшее развитие навыков работы с компьютером;
  3. развитие творческих, коммуникативных способностей;
  4. продолжить формирование умения уч-ся  подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы «Грипп», модели             « Сердце», « Легкие»,  «Головной  мозг», презентации, для опыта: пробирки, штатив, белок яйца, спирт, сигареты, окурок,  20 мл. раствора соды с индикатором, прибор для обнаружения табачного дыма.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид:  продуктивный, проблемный, презентация.

Форма организации: групповая, парная, коллективная.

Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя и целевая установка.

3. Формирование групп (составление кластера).

4. Задание  группам.

5. Практические применения знаний.

6. Эксперимент.

7. Рефлексия ( составление синквейна).

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.

                                          План  урока:

п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Временная реализация

1

Организационный момент (рефлексия настроения)

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся

Обсуждение (настрой на урок)

3мин

2

Целевая установка (мотивация к деятельности). Выступление учителя

Сообщение темы и целей урока.

Восприятие разъяснений учителя, запись в тетрадь темы и даты урока

2мин

3

Формирование групп (составление кластера)

Деление на группы (составление кластера)

Выбор (составление кластера)

2мин

4

Задание группам

Разъяснение  этапов урока

Восприятие и работа по сообщениям

4 мин

5

Практические применения знаний

Озвучивание пунктов, (разбор таблиц) заслушивание сообщений, просматривает презентации

Слушают, выступают, рассматривают, записывают в тетрадь (показывают презентации)

10мин

6

Эксперимент (составление кластера)

Разъяснение опытов, наблюдение, контроль

Демонстрируют опыты по темам, наблюдают, делают выводы, записывают

8мин

7

Рефлексия (составление синквейна)

Задает темы для синквейна

Составляют синквейн, записывают

5мин

8

Подведение итогов

Оценивает и анализирует ответы учащихся, подводит к общему итогу высказанные выводы

Делают выводы по уроку, отмечают отношение к нему

4мин

9

Домашнее задание

Озвучивает дом. задание

Выбирают, записывают

2мин

Ход урока.

1.Организационный момент. 

2. Вступительное слово учителя. 

 Рефлексия настроения.

 Здравствуйте ребята. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показывает изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки: - с изображением солнца; - солнце за тучей; - тучи. Покажите какое у вас настроение? У нас с вами прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для нашего здоровья.

 Сегодня мы на уроке должны выявить причины, механизмы воздействия неблагоприятных факторов на нервную систему, последствия на организм человека, смоделировать меры предупреждения вредных привычек.

Эпиграфом (на доске) нашего урока служат слова Амосова: «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».  В этом мы сегодня должны убедиться на уроке.

 Работать будем по плану (на доске):

1.Здоровье и  факторы риска болезни.

2. Наследственные нарушения деятельности нервной системы.

3.Бактериальные и вирусные инфекции (менингит, грипп, полиомиелит).

4. Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.

5. Вредные привычки: систематическое употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ.

6. Нарушения, связанные с нервными перегрузками.

По 5 пункту мы будем работать в группах, их у нас 4: 1- «Влияние алкоголя на подростка»; 2- «Влияние никотина на организм человека»; 3- «Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека»; 4- « Токсикомания, ее пагубное воздействие на мозг человека».

Учитель: Поговорим о факторах, влияющих на уровень здоровья, как утверждает валеология они делятся на группы:

1. Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50%.  

2. Генетика -20%.

3. Внешняя среда, экология – 17-20%.

4. Здравоохранение – 8-10%.

Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки  на 50% здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять. Работа с таблицей 1.(см. прил. 1). Данные таблицы говорят о том, что в 1 группу факторов, влияющих на здоровье входят: образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 49-53%. Далее 18-22% - генетика и биология человека.  В 3группу  17-20% относят внешнюю среду, а здравоохранение – 8-10%.              Какие же наследственные нарушения деятельности нервной системы мы знаем?  Заслушаем сообщение о них (см. прил.2). Ученица рассказывает.             Учитель: А теперь, почему, бактериальные и вирусные инфекции опасны для детей?  Рассказывает ученик.   (см. прил 3).    

Учитель: Какие нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами вы можете назвать?   Ученик называет их ( см. прил 4).  

Учитель: по 5 пункту «Вредные привычки»  мы работаем по группам. Прошу вас  предположить по  каким  направлениям мы будем работать. Составляем кластер, в котором располагаем заголовки основных смысловых блоков вокруг темы.   Учащиеся в тетради записывают.

Нарушения нервной системы

             

                                                       

Что такое вредные привычки

Меры

                       

Вредные привычки

Последствия для организма

Причины возникновения вредных привычек

 

 

Алкоголизм, наркомания, курение, токсикомания

 

Учитель: 1 группа  «Влияние алкоголя на подростка»  - вам слово.

Учащиеся выступают: 1. Сообщение – Влияние алкоголя на подростка. (см.прил 5)  (показывает на модели головного мозга – гипоталамус, мозжечок, зрительную зону коры головного мозга).

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученик: При постоянном употреблении алкоголя нарушается деятельность нервной системы, и не только ее, а и работа всех органов. (Показ таблицы «Действие алкоголя на мозг», слайд) ( см. прил 6).  

2. Показ  презентации по теме.  

3. Демонстрация опыта « Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».  

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта:  в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить  8 мл. воды, а в другую столько же спирта  80-90.

Результаты опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются,  спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Учитель: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ученик: Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов. Этанол нарушает функцию клеток, вызывая их гибель. При употреблении 100 г. пива погибает 3000 клеток головного мозга, 100 г. натурального виноградного  вина – 500, 100 г. водки- 7500 клеток.

Учитель: Посмотрите на таблицу 2. «Причины употребления алкоголя подростками» (см. прил 7).  В таблице указаны следующие причины: 1. Самоутверждение – 52-65% (нравится, скучно); 2. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют) – 15-31%. 3. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия) – 12-15%.

Учитель: Давайте заслушаем 2 группу «Влияние никотина на организм человека».

Учащиеся: 1. Сообщение «Вред никотина». (см. прил 8)

2. Презентация по теме.  

3. Демонстрация опыта « Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».

Цель опыта:  дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма. Выявить в нем наличие кислот смол, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневые цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.                                      

Учитель: Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?

Ученик: Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих неуклонно растет.

Учитель: 

Задача: продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в легкие и последствия табачного дыма на легкие человека.

Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички.

Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом.

Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких.

        Учитель:  Информация для размышлении

Факты о курении:

1. В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин.

2. Из каждых 100 человек, умерших от рака легких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких,75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца,25 курили.

Какой можно сделать вывод – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза -1мг на 1кг тела.                                                                                            

Ядовитые свойства никотина доказать легко – пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.

Учитель:  Какие меры для предупреждения вы предложите?

Учащиеся: 1. Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

2. Запретить рекламу сигарет.

3. Запрет со стороны родителей.

4.Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

5.Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

Учитель: Давайте заслушаем 3 группу « Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека».

Учащиеся выступают:  1. Сообщение «Наркомания»  (см. прил 9).  

2. Презентация по теме.              

3. «Исповедь наркомана» - выступление ученика.

Учитель: Вывод: Рассмотрим медицинские, правовые и социальные последствия.

1 группа:

Медицинские:
• Специфические действия на центральную нервную систему

• Психические расстройства.

• Слабоумие

• Поражение всех систем и органов.

• Большой процент заболевания ВИЧ и СПИДом

• Резкое уменьшение продолжительности жизни.

2 группа:

 Социальные:

• Прогулы в школе и на работе.

• Уход из школы или увольнение с работы.

• Несчастные случаи.

• Самоубийства в семье.

• Проблемы с будущим здоровьем и будущим потомством.

• Проституция.

3 группа:

Правовые:

• Хулиганств.

• Воровство.

• Грабежи.

• Убийства.

• Изготовление, хранение и продажа наркотиков

• Склонение к употреблению спиртного.

Учитель: А что нам поведают из 4 группы «Токсикомания, воздействие на мозг человека».

Ученик: Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно (показывает презентацию по теме).

Учитель: Назовите последствия?

         Ученик: Последствия:

- гибель клеток печени и токсическое поражение печени (дистрофия).
- гибель клеток головного мозга и энцефалопатия (необратимое поражение головного мозга).

- гибель клеток легких и воспаления легких (пневмонии).

- происходит резкое отставание в половом развитии.

Учитель: Почему неврозы – болезнь ХХI века? В итоге -    ---------                                                                  Ученик:  1. Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы. 2. Благоприятная экологическая обстановка в городе, дома, в школе уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы. 3. Необходима активная пропаганда против вредных привычек.4. Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в Росси. 5. Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.                                                 Учитель: А сейчас я прошу вас составить более подробный, новый кластер, с учетом полученных знаний на уроке (дополнения, обновления, выводы).   Учащиеся составляют кластер в тетради, проверяется на доске.                                                                            

Нарушения нервной системы

            Что такое вредные привычки

Меры

                                                                 

               

Вредные привычки -распространенные действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны, или даже вредны. Они могут иметь в себе элементы невроза.

Меры для предупреждения: 1. Запретить продажу сигарет, алкоголя вообще до 21 года; 2. Запретить рекламу сигарет, пива, алкоголя; 3. Запрет со стороны родителей; 4. Введение штрафов за курение, распитие алкогольных напитков   в общественных местах; 5. Получать достоверную информацию о вреде; 6. Принятие самостоятельного решения  - Да или Нет!

        Вредные привычки

Причины возникновения вредных привычек

Последствия для организма

         В

Причины ( мотивы) –1. Любопытство; 2. Желание быть принятым в группе «взрослых»; 3. Быть  «крутым»; 4.  Пониженная    самооценка; 5.  Неумение    отдыхать без допинга; 6.  Неумение  отказывать; 7.  просто так; 8. Пример   друзей и взрослых; 9. Наличие свободных денег; 10. Влияние кино, рекламы; 11. Баловство, от нечего делать; 12. Уйти от проблем.

Алкоголизм, наркомания, курение, токсикомания

 

Курение- вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов, табака, одна из наиболее распространенных вредных привычек. Алкоголизм- это не просто привычка, это тяжелое заболевание, так как алкоголь относится к наркотикам, вызывающим как психологическую, так и физическую зависимость. Наркомания- это не обычное заболевание. Она приводит к деформации личности человека, искажению его социального поведения, что выражается в отклонении от нравственных и правовых норм, принятых в обществе.

 Учитель:  

Учитель: мне понравилась  одна из мер, где сказано о  принятии самостоятельного решения – вот этого от вас я и жду сейчас в виде заполнения  «Дерево решений».  Плодами является то, что вы хотели бы, или наоборот – не хотели бы   достичь в жизни.(см. прил10)

Учащиеся по группам создают свое «Дерево решений», защищая его перед всеми, по очереди.

Учитель: Заслушав вас, мы увидели, что решение ваше сегодня подсказано здравым смыслом и дает хорошие плоды в будущем. Хочется привести в знак назидания слова древнего мудреца Омара Хайяма:

«Чтоб мудро жизнь прожить

Знать надобно немало

Два важных правила

Запомни для начала:

Ты лучше голодай

Чем, что попало есть

И лучше будь один,

Чем вместе с кем попало».

Учитель: Подводя итог всего того, что было сказано я прошу вас оставить синквейн из слов -   Курение.     Алкоголь.  Наркотики.  Здоровье. Организм.    Представьте свой синквейн от каждой группы.

Учащиеся составляют синквейн, зачитывают по очереди. ( см. прил 11)

Учитель: Со всем этим хочется согласиться словами Л.Н.Толстого:

«Какая счастливая перемена произошла

Во всей жизни людской,

Если бы люди перестали одурманивать

И отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом».

Учитель: В завершении заслушаем шуточный рассказ органов человека « Что они сказали бы, если бы могли говорить?»  

Учащиеся выступают в роли – сердца, легких, головного мозга. (см. прил. 12)      

7. Рефлексия.

Учитель: Полезен ли был урок для вас?                                              

Учащиеся: Окончательно убедились, что курение, употребление алкоголя и наркотиков разрушают наш организм.

Учитель: Закончите оду из фраз:                                                                            Сегодняшний урок показал мне ……………..                                                                           На будущее мне надо  иметь в виду……………..                                                               Сегодня а убедился( лась)  …………………...............  

Ученики договаривают до конца фразы.

         Учитель: Оценки за урок ………….

Спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами свое отношение к уроку:

- если вам было интересно, и все понятно, поставьте !!

- если интересно, но не все понятно,  поставьте !?

- если было неинтересно, не понятно, поставьте 00.

Учитель: Запишите домашнее задание : 1.для  этого необходимо  выбрать инициативную группу ( из своих групп по одному человеку) ,  и провести анкетирование учащихся своей школы №8, с целью выявления отношения учеников к вредным привычкам, при дальнейшем их диагностировании.        2. Составить анаграмму по вредным привычкам. 3. Придумать рекламу против курения, алкоголизма, наркомании и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервно-гуморальная регуляция».

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока по теме: "Нервно-гуморальная регуляция" содержит конспект урока, дидактические карточки, путевой лист и маршрут....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение»

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». 8 класс.Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их при...

«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»

Целями данного  мероприятия являются:1.Знакомство  учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов  воздействия неблагоприятных факторов на различ...

Урок "Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение."

Данный урок проводится в заключении темы «Нервная система». Он дает возможность проверить знания учащихся по данной теме, умения работать в группах, с дополнительной литературой, позволяет проверить и...

Обобщающий урок по теме "Неравенства и их системы" в 8-м классе

Обобщение и закрепление  умений  и навыков решения линейных неравенств с одной переменной и их систем...

Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить ин...