Урок "Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение."
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

нина федоровна малюгина

Данный урок проводится в заключении темы «Нервная система». Он дает возможность проверить знания учащихся по данной теме, умения работать в группах, с дополнительной литературой, позволяет проверить их способности анализировать, делать выводы. Этот урок является профилактикой и мерой предупреждения о влиянии вредных привычек на организм человека, таких, как курения, алкоголь и наркомания. Показать пагубность этих дурных привычек; формировать отрицательное отношение к курению, алкоголю и наркомании; воспитание активной гражданской позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.99 МБ
Файл otkr._urok_9b_kl-1.docx726.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» Амосов Н.М

Слайд 2

На пути нашей жизни Наступает момент, когда Мы за всё бываем в ответе, Человек покоряет небо, Чудо техники изобретает, Но , приобщившийся к дурным привычкам, О здоровье своём забывает

Слайд 3

Вредные привычки влияют на нервную систему и разрушают здоровье человека

Слайд 4

«Влияние никотина на организм подростка»

Слайд 5

5

Слайд 6

Тест «Вред курения» Отметь правильный вариант ответа. 1. Курение портит в первую очередь: ПЕЧЕНЬ ЛЕГКИЕ СЕРДЦЕ 2. Если человек курит в комнате, кто страдает больше: КТО НАХОДИТЬСЯ В КОМНАТЕ, НО НЕ КУРИТ КУРИЛЬЩИК ОБА ЧЕЛОВЕКА ОДИНАКОВО

Слайд 7

3. Влияет ли курение на будущего ребенка: ВЛИЯЕТ НЕ ВЛИЯЕТ 4. В табачном дыме содержаться вредные вещества: 30 ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НИКОТИН ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕТ 5. Вредно ли бросить курить? ОЧЕНЬ ВРЕДНО НЕ ВРЕДНО ВРЕДНО , ЕСЛИ БРОСАТЬ РЕЗКО

Слайд 8

6. Если человек начинает курить в подростковом возрасте, то … ЗАМЕДЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА НЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ВЛИЯЕТ НА ПАМЯТЬ 7. Курение – это … БОЛЬЗНЬ ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА СПОСОБ ПОХУДЕНИЯ

Слайд 9

« Влияние алкоголя на подростка» Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма».

Слайд 11

Причины ( мотивы) употребления алкоголя: Любопытство; Желание быть принятым в группе «взрослых»; Быть «крутым»; Пониженная самооценка; Неумение отдыхать без допинга; Неумение организовать свой досуг.

Слайд 12

«Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека» Наркотик – греческое слово, означает остолбенение, потеря реакции на окружающее. Применение наркотиков полностью меняет организм человека. Человек начинает искаженно воспринимать окружающий мир. Его начинают интересовать только наркотики. Он и не замечает, как становится наркоманом.

Слайд 14

Многие люди, пытаясь бросить вредные привычки, используют разные способы.

Слайд 15

Физкультминутка

Слайд 17

Кроссворд «Здоровье» 1 о р г а н и з м 2 з а р я д к а 3 с п о р т 4 р е ж и м 5 п р о г у л к а 6 в и т а м и н 7 п у л ь с 8 г и г и е н а

Слайд 18

Девиз «Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья буду выбирать»

Слайд 19

Доброго здоровья!!!!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  № 487

Выборгский район  г. Санкт – Петербург

                                         Конспект открытого урока по биологии в 9 классе

                                           учителя биологии Малюгиной  Нины Федоровны

                 Данный урок подготовлен для проведения в рамках Методической недели.

Дата урока:     17.03.2017г

Тема:  «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека.

Задачи:  

Образовательные:

  •  закрепить знания о нервной системе;
  • осознание учащимися зависимости здоровья от собственного поведения и образа жизни;
  • научиться «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм;
  • смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;

Воспитательные: 

  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • показать отрицательное влияние на нервную систему курения, алкоголя,   наркотиков  и сформировать негативное отношение к ним;
  • формирование умений  оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;

Развивающие: 

  • развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей;
  • продолжить формирование умения уч-ся  подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

Коррекционные:  

  • развивать мышление, связную речь, память, воображение;
  • Развивать внимание и наблюдательность;
  • Развивать умение слушать, вступать в диалог.

Место урока в системе уроков:  заключительный  

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид:  продуктивный, проблемный, презентация.

Форма организации: групповая, парная, коллективная.

Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).

Форма урока: комбинированный

Методические приемы: закрепление, обобщение изученного материала

Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 9 класс

Средства наглядности:

  • раздаточный материал: карточки с  содержанием о вредных привычках, их изображением, с текстом кроссворда, тесты;
  • презентация к уроку

 Оборудование:  проектор, компьютер, таблицы по предмету, модели« Сердце», « Легкие»,  «Головной  мозг», для опыта: пробирки, штатив, белок яйца, спирт, сигареты, окурок,  20 мл. раствора соды с индикатором, прибор для обнаружения табачного дыма.

Технологии обучения:

- наблюдение,  распознавание и описание;

- здоровьесберегающая;

- групповая;   - игровая;

- компьютерные средства обучения

- вопросы репродуктивного характера;

-задания разноуровневого и дифференцированного подхода

УМК: учебник, карточки-инструкции и заданий

Учебник:

Биология.Человек Учебник для учащихся 9 класса.специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: И.В.Романов, И.Б.Агафонова,  4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2012.

Методическая литература для учителя

1.Биология «Универсальная энциклопедия школьника» А.А.Воротников Минск. «Харвест»2005г.

2. За страницами учебника. Биология 9класс. СПб. ТОО фирма «Икар» 2009 г.

3.Г.А.Воронина Биология. Планируемые результаты. Системы заданий. Москва. «Просвещение». 2013

Дидактический материал: Плакаты

Компьтерная презентация

      Метапредметные связи: биология, психология, литература.

Слайд№1   

Эпиграфом  нашего урока служат слова советского хирурга Николая Михайловича Амосова:

                                                                                                    «Добыть и сохранить здоровье

                                                                                             может только сам человек». 

 

                                                      Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:   Приветствие гостей.    Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся 9-б класса!

- Обращение к детям:  Сегодня у нас необычный урок, его будут проводить  учитель  биологии Нина Федоровна и участники урока, учащиеся 9-б класс.

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению, и покажите нам.

- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.

II. Мотивация  

Учитель:        Я, сейчас всем сказала  «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Ученик:  Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.

Учитель: На здоровье человека влияют факторы: Экология атмосферы окружающей среды, эпидемии заболеваний, но самое главное состояние нашей нервной системы. Оно  выражается взаимосвязью организма и  окружающей среды.

Все мы знаем и понимаем, что основой жизни человека являются разные действия, которые мы выполняем каждый день.

Учитель:  Я вам предлагаю сейчас вспомнить некоторые из этих действий и выполнить задание.

 1задание

На столе перед вами лежат Карточки с заданием: 

1гр. Возьмите листочки с заданием. Прочитайте задание: поставьте «+» в окошке около полезного действия и «-» около вредного действия.

Вопросы

«+»

«-»

Есть много сладкого

Делать утреннюю зарядку

Гулять на свежем воздухе

Пользоваться носовым платком

Сидеть долго за компьютером

Курить сигареты        

Перед сном много кушать и пить

Часто проветривать комнату

Помогать взрослым мыть посуду

2гр.  Возьмите листочки с заданием. Прочитайте задание: поставьте «+» в окошке около полезного действия и «-» около вредного действия.

Вопросы

«+»

«-»

Заниматься спортом

Употреблять алкоголь

Пропускать уроки

Гулять зимой без шапки

Чистить зубы два раза в день

Мыть руки перед едой

Смотреть телевизор с близкого расстояния

Говорить вежливые слова

Помогать взрослым в домашних делах

3гр.  Возьмите листочки с заданием. Прочитайте задание: поставьте «+» в окошке около полезного действия и «-» около вредного действия

Вопросы

«+»

«-»

Проветривать комнату

Умываться

Чистить зубы

Класть вещи на место

Заниматься спортом

Пропускать уроки

Говорить правду

Читать лежа

Мыть за собой посуду

Употреблять наркотики

 (В процессе выполнения задания детьми проводится обсуждение).  

Находим самые вредные привычки, без которых человек может прожить, но уже организм требует, диктует головной мозг и вся нервная система, что надо выполнить это действие. Постепенно эти действия входят в привычки.   

Учитель:

Итак, какой вывод мы можем сделать? Жизнь человека складывается из разных обязательных и второстепенных действий. Все эти действия , выполняя каждый день мы называем привычками.

Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.

Слайд№2

C:\Users\Нина\Desktop\wpid-alkogolizm-i-narkomania-v-61.jpg

УчительВредные привычки — это наши враги, которые наносят огромный вред  нервной системе, от которой зависит здоровье человека и его жизнь.

Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

На пути нашей жизни

Наступает момент, когда

Мы за всё бываем в ответе,

Человек покоряет небо,

Чудо техники изобретает,

Но, приобщившись к дурным привычкам,

О здоровье своём забывает.

Вывод: вредные привычки влияют на нервную систему и разрушают здоровье человека

III. Сообщение темы урока

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Учитель:  Но прежде, чем приступим к дальнейшему ходу урока, надо разделиться на группы, т.к. вовремя обсуждения темы надо вести себя тихо и организовано. Предлагаем три группы: и ведущими в них будут – Забелов Влад, Котельникова Людмила, Чернышов Даниил. А остальным ребятам предлагаем по желанию войти в эти группы.

Учитель: Сейчас предлагается каждой группе обсудить 1 из привычек.

 план: 

 1.  Название  привычки

 2.  Последствия для организма,  какие происходят нарушения в деятельности нервной системы  и организма в целом

3.  Предложить меры для их предупреждения

     Одна из самых распространённых вредных привычек – курение.

 А сейчас послушаем сообщение об этой привычке.

1группа.        «Влияние никотина на организм подростка».

Инсценировка сценки 

Ведущий: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.

Продавец: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Ведущий:  Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

Парень:   А почему стариком не буду?

Продавец:  Потому что до старости не доживешь.

Парень:  А почему собака не укусит?

Продавец:  Так ведь с палкой будешь ходить.

Парень:  А почему вор в дом не залезет?

Продавец: - Потому что всю ночь будешь кашлять.

Учитель: Так, о какой привычке шла речь в этом диалоге?

 (о вреде курения)

 Да, именно об этой социальной весьма актуальной на сегодняшний день проблеме мы и поговорим.

ВРЕД НИКОТИНА

Слайд №4

https://fs01.infourok.ru/images/doc/50/62527/img18.jpg

Ученик:   В состав табачного дыма входят никотин, мышьяк,  аммиак, синильная кислота, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Чтобы не быть голословными  предлагаем  вам опыт, который даст  представление о сложном составе табачного дыма.

Демонстрация опыта «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие смол, кислот, никотина.

Ход опыта:

1.Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их, в фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол легких.

 2.Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Ученик:  Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Ученик:    Табак вредно влияет на дыхательную систему. Проснувшись утром, курильщик долго кашляет и выделяет грязную, серую мокроту. Табачный дым раздражает слизистую оболочку бронхов и трахеи, развивается их хроническое воспаление. Такая слизистая оболочка становится неустойчивой к воздействию микробов. Поэтому курильщики чаще болеют воспалением легких, туберкулезом

Ученик: Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

Ученик: Никотин вызывает повышение артериального давления. Одна выкуренная сигарета повышает его на 10 мм ртутного столба.  Но машинист, у которого повысилось давление, будет отстранен от работы, летчик не будет допущен к рейсу.

Ученик:    Ученые основательно доказали, что: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно отбирает у себя приблизительно  6 лет жизни!

Учитель:  Информация для размышления

Факты о курении:

 Из каждых 100 человек, умерших от рака легких, 90 курили,

из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких,75 курили,

из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца,25 курили.

Учитель:  Какой можно сделать вывод – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза -1мг на 1кг тела.                                                      Учитель:          Какие меры для предупреждения вы предложите?  -

                         (для всех групп, на листочках  учащиеся записывают)

Учащиеся:

1. Запретить продажу сигарет и  вообще или до 21 года.

2. Запретить рекламу сигарет.

3. Запрет со стороны родителей.

4.Введение штрафов за курение в общественных местах.

5.Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

 Можно составить синквейн:        « Табак»

Вредный, жгучий

Губит, разрушает, убивает,

Кто курит табак – тот сам себе враг

Болезнь

 Слайд№  6                                         тест

Тест «Вред курения»      Отметь правильный вариант ответа.

1. Курение портит в первую очередь:

ПЕЧЕНЬ                ЛЕГКИЕ                      СЕРДЦЕ

2. Если человек курит в комнате, кто страдает больше:

КТО НАХОДИТЬСЯ В КОМНАТЕ, НО НЕ КУРИТ

КУРИЛЬЩИК

ОБА ЧЕЛОВЕКА ОДИНАКОВО

3. Влияет ли курение на будущего ребенка:

ВЛИЯЕТ              НЕ ВЛИЯЕТ

4. В табачном дыме содержаться вредные вещества:

30 ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ      

 НИКОТИН      

 ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕТ

5. Вредно ли бросить курить?

ОЧЕНЬ ВРЕДНО      

НЕ ВРЕДНО        

 ВРЕДНО, ЕСЛИ БРОСАТЬ РЕЗКО

6. Если человек начинает курить в подростковом возрасте, то ….

ЗАМЕДЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

НЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ

ВЛИЯЕТ НА ПАМЯТЬ

7. Курение  – это …

БОЛЬЗНЬ           ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА          СПОСОБ ПОХУДЕНИЯ

(можно проверить самостоятельно и поставить оценку)

Учитель: 2 группа  «Влияние алкоголя на подростка»  - вам слово.

Слайд №:9

Учитель: Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к изменению личности.

Учитель: Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы.

1.Ученик:  На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается.

2.Ученик: При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. . Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений,   в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры.

3.Ученик: При тяжелой степени опьянения наблюдается особое поведение:  агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом  страдают дети, члены семей алкоголиков.

Алкоголь является наркотическим ядом для живого организма. Он действует, прежде всего, на клетки головного мозга. Кислород прекращает поступать к клеткам головного мозга, начинается гипоксия, то есть кислородное голодание. 

А так же страдает печень, которая становить не способной очищать наш организм от вредных веществ.

Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.

Учитель: Вывод:  При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов

Для того, чтобы вы убедились в губительном воздействии алкоголя на все структуры человеческого организма  мы продемонстрируем   опыт, показывающий изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

Демонстрация опыта «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».

Цель опыта: показать учащимся, что спирт денатурирует (изменяют) белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл. воды, а в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: 

1.      В первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом.

2.  Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, так как спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда туда поступает алкоголь высокой концентрации?

Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток нервной системы и других органов. Этанол нарушает функцию клеток, вызывая их гибель.

Слайд№10

Учитель: Давайте обратим внимание на причины, которые сподвигают подростков к употреблению алкоголя.

 указаны следующие причины

1. Самоутверждение (нравится, скучно);

2. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют

3. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия) – 12-15%.

Причины ( мотивы) –1. Любопытство; 2. Желание быть принятым в группе «взрослых»; 3. Быть «крутым»; 4.  Пониженная  самооценка; 5.  Неумение   отдыхать без допинга; 6.  Неумение  организовать свой досуг.

Меры предупреждения:

1. Запретить продажу  алкоголя вообще до 21 года;

2. Запретить рекламу спиртных напитков

3.Запрет со стороны родителей.

4.Введение штрафов за распитие алкогольных напитков в общественных местах.

5.Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

Можно составить синквейн  «алкоголь»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0f65238981cbf5845a3a4a1275c81564-l&n=13

Учитель: Давайте заслушаем 3 группу « Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека».

Слайд №11

Учитель: Вы думаете, что наркомания начинается с первого укола?          Нет!

 Ученик:  Наркомания начинается с первой выкуренной сигареты.

Учитель:      Ребята, а что же вы знаете о наркотиках?
Ответы:
1.Ученик:  Наркотик – греческое слово, означает остолбенение, потеря чувствительности, реакции на окружающее.
Применение наркотиков полностью меняет организм человека.
Человек начинает искаженно воспринимать окружающий мир. Его начинают интересовать только наркотики. Он и не замечает, как становится наркоманом.
2. Наркотики изменяют состояние психики, могут вызывать галлюцинации. Приводит к полному истощению организма.

Учитель:   Наркоман становится безразличным ко всем: своей семье,  родителям…Он не представляет завтрашний день без наркотиков.
Наркоманию называют чумой двадцать первого века, «белой смертью». Это – не преувеличение, так как, приобщившись к наркотику, фактически начинаешь рыть себе могилу.

3.Ученик:   Наркоман с момента приобщения в среднем живет всего 4-5 лет. А поскольку это обычно происходит в подростковом или юношеском возрасте, становится понятно, почему не бывает пожилых наркоманов.

Учитель:    Чтобы спастись от беды, нужно, прежде всего, ее осознать. Знать с какой стороны, она может подойти и какие у неё последствия.
Для того чтобы не попасть в сети наркомании, вы должны хорошо понимать, как и почему идет вовлечение в наркоманию.
УЧЕНИК: Исследования показали, что в первый раз наркотик предлагает, как правило «лучший друг», который уже попал и ему просто нужны компаньоны по их добыче (выкачивание из вас денег) или просто «товарищ по удовольствию


Учитель:   Другой путь вовлечения в наркоманию это происки наркодельцов. Именно они усиленно распространяют мифы о наркотиках, рассказывая, какие необычные ощущения испытывает наркоман, «забывая» при этом упомянуть главное:  взамен придется отдать учебу, работу, друзей, родных, саму жизнь. Чтобы привлечь новые жертвы, наркодельцы прикидываются «добренькими» дядями и тетями, дают первую дозу бесплатно или почти за бесценок, так как прекрасно знают, что вскоре вы попадете в такую зависимость от их щедрот, что мать родную продадите, лишь бы достать деньги на очередную дозу.
Это болезнь, которую человек выбирает себе добровольно, превращая себя в социальный труп. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом жизни наркомана. Более того, он стремится приобщить к своему увлечению других. 

 Как не попасть в среду наркоманов? Как противостоять этой мании и остаться человеком достойным и счастливым? И ещё сотни вопросов «как» и «почему», на которые нужно искать ответы каждый день, формируя свою позицию.

Прежде, чем купить и попробовать наркотик или любой токсикант, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.

Если, попробовав дури, тебе захотелось повторить, знай, ты – в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, каких не пожелаешь своему злейшему врагу.

Итак, где бы, в какой — бы ситуации ты ни оказался – скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ! 

 Учитель: Рассмотрим медицинские, правовые и социальные последствия.

1 группа:

Медицинские:
• Специфические действия на центральную нервную систему

• Психические расстройства.

• Поражение всех систем и органов.

• Резкое уменьшение продолжительности жизни.

2 группа:

 Социальные:

• Прогулы в школе и на работе.

• Уход из школы или увольнение с работы.

• Несчастные случаи.

• Проблемы с будущим здоровьем и будущим потомством.

3 группа:

Правовые:

• Хулиганство.

• Воровство.

• Грабежи.

• Изготовление, хранение и продажа наркотиков

• Склонение к употреблению спиртного.

Учитель:

1.Что самое страшное в наркомании? (Ответы детей)

2.На что толкают наркотики? (Ответы детей)

3.Как уберечься от наркотиков? (Ответы детей)

4.Какое решение предлагаете Вы? (Ответы детей)

Слайд№

Учитель: Многие люди, пытаясь бросить вредные привычки, используют разные способы.

1. Физкультминутка.

- Встаньте, пожалуйста, очень тихо, чтобы никто не услышал, сосчитайте свои вредные привычки, загибая пальчики. Также тихо положите их в ладошку.

-Крепко-крепко сожмите кулачок и зажмурьте глаза. Теперь подумайте о том, что всё, что вы перечислили, вредит вашему здоровью, и что с этим надо бороться.

- Скажите про себя: «Буду бороться с вредными привычками каждый день!»

- и фукните на кулачок, разжав его. Откройте глазки. Вы только что дали обещание бороться с вредными привычками.

- Значит, теперь каждый день вам придётся повторять этот ритуал и проверять, стали ли вы меньше загибать пальцев,

-убиваете ли вы в себе вредные привычки, тем самым укрепляете здоровье.

Учитель: Ребята, скажите, а к чему приводят вредные привычки? (к болезни, ожирению, одиночеству и др.)

Существует ещё  пути избавления от пагубных привычек

1гр. Первый из них основан на силе воле, стойкости характера человека. В этом случае человек полагается только на свои силы, он должен отказываться от предложений окружающих закурить или употребить алкоголь. Чтобы занять, отвлечь себя многие используют семечки, леденцы, конфеты, жвачки. Только сильные люди могут справиться со своими привычками таким способом.

2гр. Второй способ – медикаментозный, то есть основанный на лекарственных препаратах (таблетки, пластыри, капли). Этот способ основан на постепенном вымещении из организма накопленных вредных веществ.

3гр.  Третий способ – это помощь врачей-специалистов - наркологов. В этом случае человека укладывают в клинику, где и производят все врачебные процедуры – капельницы, уколы, специальные приемы и методы лечения.

 Учитель:  Как вы думаете, какой способ наиболее : приемлем для людей с небольшой степенью зависимости? Обоснуйте свое мнение.

Закрепление темы урока: 

Слайд №

Девиз жизни:               Я умею думать, умею рассуждать,

               Что полезно для здоровья буду выбирать.

F:\9кл -урок\кроссворд.jpg

Вопросы к кроссворду:

1.Воздух, вода, солнце закаливают…..

2.Комплекс упражнений, которые проводятся как……

3. Гимнастика, футбол, это…..

4.Правильное сочетание труда и отдыха….

5.Двигательная активность на воздухе….

6. Полезные вещества, которые содержат фрукты и овощи…

7. Частота сердцебиения….

8. Соблюдение чистоты тела, одежды, жилища…

Рефлексия.

Учитель: Полезен ли был урок для вас?                                              

Учащиеся: Сегодня мы обсуждали, что курение, употребление алкоголя и наркотиков разрушают наш организм.

Ответьте на вопросы   «Теперь я знаю…»

Цель:  Выявление уровня осознания пройденного

Проведение:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

V.     Оценки за урок: каждый себя оценивает по участию в заданиях урока и по мнению своих одногрупников                    

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами свое отношение к уроку:

- если вам было интересно, и все понятно, поставьте !!

- если интересно, но не все понятно,  поставьте !?

- если было неинтересно, не понятно, поставьте 00.

Учитель:    Запишите домашнее задание:  Придумать рекламу против курения, алкоголизма, наркомании .

V.     Оценки за урок: каждый себя оценивает по участию в заданиях урока и по мнению своих одногрупников                    

Спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке.

Слайд №

загадки о вредных привычках для школьников с ответами

https://fs00.infourok.ru/images/doc/113/133321/img44.jpg

Приложение №1

Лист самоконтроля: (самооценки)

             Участие в работе на уроке биологии» Нарушение  деятельности нервной системы и их предупреждение»

                                   Ф.имя--------------------------                                                  класс-----

Задания

Что делали?

+ или

Кол-во баллов

1

Задание: отметить действия +  и –

Правильно отметил самую вредную привычку  самостоятельно

Отметил с помощью 

2

Участие в работе своей группы

Принимал участие в опыте

нашел страницу и нужный абзац в учебнике по теме

самостоятельно определился с ответом на поставленный вопрос;

была оказана помощь в нахождении ответа на вопрос лидером группы;  

  смог самостоятельно написать способ предупреждения

3

Написание теста по теме

понимаю, как  можно ответить на вопрос

Отвечал самостоятельно и правильно

Затруднялся найти ответ

была оказана помощь в нахождении ответа на вопрос лидером группы

4

Закрепление темы урока:

кроссворд

Ответил  правильно  на ______вопросов

5

Другое участие

Итого баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Данный урок проводится в заключении темы «Высшая нервная деятельность».Он дает возможность проверить  знания учащихся по данной теме и умения работать с компьютером, дополнительной литерату...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение»

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». 8 класс.Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их при...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»

Целями данного  мероприятия являются:1.Знакомство  учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов  воздействия неблагоприятных факторов на различ...

Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить ин...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...