вода и жизнь. охрана воды.
презентация к уроку по естествознанию на тему

Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду. Коррекция мышления, внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celi.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

  Цели :   рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду. Коррекция мышления, внимания, памяти.

        Ход  занятий

-   Здравствуйте ребята !  Послушайте загадку и отгадайте:

"Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? ( Вода. )

-   Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней. Эпиграфом к занятию станет пословица  " Мать водица - всему царица "

1 кадр    Леонардо да Винчи  о воде

2 кадр   Вода - самое распространённое на нашей планете вещество.

Воспитатель.     Вы слыхали о воде? Говорят, она везде?  

Первая капелька.   В луже, в море, в океане,

        И в водопроводном кране.

        Как сосулька замерзает,

        В лес туманом заползает.

Вторая капелька.   Ледником в горах зовётся,

        Лентой серебристой вьётся.

        Средь высоких стройных елей

        Рушится потоком селей.

Третья капелька.     На плите у нас кипит,

        Паром чайника шипит,

        Растворяет сахар в чае.

Воспитатель.        Мы её не замечаем,

        Мы привыкли, что вода -

        Наша спутница всегда.

Капельки(вмести)  Без меня вам не умыться,

        Не наесться, ни напиться!

Воспитатель.   Смею вам я доложить:

        Без воды нам не прожить.

Слайды 4-9  загадки

Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и к её разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. А ведь именно этими свойствами объясняется то, что наши озёра и реки не промерзают зимой до дна, что замерзая, вода может производить большие разрушения. Многие привычные нам явления природы связанны именно с особенностями воды, выделяющими её среди других веществ.

Велика роль воды и в технике. Невозможно представить такую отрасль промышленности, где бы в том или ином виде, для тех или иных целей не применялась вода. Вода служит источником энергии. Вода переносит тепло. Вода является той средой, в которой протекает различное количество различных химических процессов.

Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.

Там , где есть жизнь , всегда есть вода.

Слайд 10   -  какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Наше тело состоит примерно на 70 - 75% из воды. Мозг наш на 90% состоит из воды, кровь - 95%. У нас в организме 5 л крови, 2л лимфы, 35 - 40 л внутри-мышечной жидкости.

Зачем так много нужно воды организму?  Все питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникнуть только вещества, растворённые в воде, только жидкости. Если бы кусок сахара не растворился в слюне и в желудочном соке, сахар не попал бы в кровь. Белок яйца, крахмал картофеля и хлеба не растворяются в воде, но желудочный и кишечный соки содержат особые вещества - ферменты, которые расщепляют их и переводят в вещества растворимые. Это расщепление идёт только в воде. Кровь состоящая на 95% из воды разносит питательные вещества по всему организму. Таким образом, вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Выделяясь потовыми желёзами и испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Кроме того вода необходима для удаления из организма различных вредных веществ, образующихся в результате обмена.

Потребность в воде у различных животных неодинаково. Некоторые из них довольствуются очень малыми количествами воды, другие же, наоборот , требуют воды в изобилии. Например, амбарный долгоносик проводит жизнь в сухом ссыпанном зерне, в котором влаги всего около 12%. Иное дело, например, тли. Они питаются соками растений. Чтобы получить достаточное количество пищи, они должны пропустить через свой организм большую массу воды. Организм тли устроен так, что вода в нём долго не задерживается. Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. У человека потеря 20% воды - смерть.

Почти такую же роль, как и в организмах животных, вода выполняет и в растениях. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества; испаряясь с поверхности листьев она предохраняет их от перегрева в летний зной.

Пословицы о воде

Слайд 11 - круговорот воды

             Спросил на днях малыш сосед                          Малыш спросил и у тумана:

У струйки, льющейся из крана:                          - Откуда ты? Ты кто такой?

- Откуда ты?                                                             - И я, дружок, из океана!

Вода в ответ:                                                            Удивительно, не так ли?                                

- Издалека, из океана!                                        В супе, в чае, в каждой капле,

Потом малыш гулял в лесу,                               В звонкой льдинке,

Росою искрилась поляна.                                  И в слезинке, и в дождинке,

- Откуда ты?- спросил росу.                              И в росинке -

- Издалека, из океана!                                       Нам откликнется всегда

На поле лёг туман седой.                                  Океанская вода!

Экологическая сказка  " Жила - была река "

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: "Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: "Какая чистая, красивая речка!" Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.

 Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

 " Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой ". Позвала она на помощь своих жителей. " Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей ".

   Собрались  речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек - редкий гость.

   А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умываться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

   И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: " Дорогие граждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся ".

   Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго Искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

   Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

   А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.                       А.А. Рыжов

Обсуждение  по  вопросам :

   -  Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

   -  Видели вы такую реку?

   -  Как речка помогла людям?

   -  Как люди сначала относились к реке?

   -  Что случилось с жителями города, когда река ушла?

   -  Правильно ли поступили люди в конце сказки?

   -  Что они могли бы сделать для охраны реки?

Вывод :   Нельзя загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

Воспитатель.   Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

        Итог  занятия.

   Воспитатель.   Как должны вести себя ребята, взрослые, чтобы реки и ручьи не исчезали?

   -  Почему воду нужно беречь и охранять?

   *  Вода входит в состав любого организма.

   *  Вода - это жизнь, красота и здоровье.

   *  Количество воды ограничено.

   *  Вода - помощник человека.

   *  Вода загрязняется.

   -  О чём могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

    Ученик.   Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

        Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

   Воспитатель.   О чём может попросить нас океан?

   Ученик.   Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному человеку: "Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придётся меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам".

     Воспитатель.   Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают, что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн  старых резиновых сандалий, приблизительно 35 млн пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн стеклянных поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет. Прочитаем заповеди:  

1.  Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.

2.  Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

3.  Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

  Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

«Вода. Охрана воды»

Урок по теме «Вода. Охрана воды» впервые был использован как интегрированный урок химии-биологии в 8 классе. Последующие переработки  были осуществлены для использования его в курсе общей б...

Беседа "Вода. Охрана воды"

План-конспект беседы по экологии "Вода. Охрана воды"...