урок "Масштабы вселенной"
план-конспект урока по естествознанию (10 класс) по теме

Урок по  учебнику  Алексашиной " Естествознание - 10"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masshtaby_vselennoy.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Масштабы Вселенной

(урок-лекция)

Цель урока: Сформировать представление  у учащихся о мега-, макро- и микромире, их характеристиках и масштабах.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание терминов «мегамир», «макромир», «микромир», ввести единицу измерения световой год, объяснить причины существования границ познания мира.

Ход урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. подготовка к восприятию нового материала -  10 мин

3. Изучение нового – 17 мин

4. Закрепление – 10 мин

5. Подведение итогов урока – 3мин

4. Домашнее задание- 3 мин

Раздел, который мы начинаем изучать «Структура природы: единство многообразия» (запись в тетрадь)

Давайте подумаем, что означает слово структура? (строение) Значит природу можно разделить на отдельные объекты, чтобы определить некоторые объекты мира и определить тему урока мы решим с вами кроссворд: (работа в парах, учащимся на парту раздаются листы с вопросами и сеткой кроссворда)

  1. Раскаленный плазменный шар (звезда)

2   Мельчайшая часть (частица)

3.   Живое существо, способное мыслить, думать (человек)

4.   Элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд (электрон)

5.   Мельчайшая часть вещества, обладающая всеми ее химическими свойствами (молекула)

6.   Небесное тело, движущееся вокруг Солнца (планета)

7.   Естественный спутник Земли (Луна)

8.   Гигантская звездная система (галактика)

9.   Плод яблони (яблоко)

з

в

е

з

д

а

ч

а

с

т

и

ц

а

ч

е

л

о

в

е

к

э

л

е

к

т

р

о

н

м

о

л

е

к

у

л

а

п

л

а

н

е

т

а

л

у

н

а

г        

а

л

а

к

т

и

к

а

я

б

л

о

к

о

Какое слово выделено – Вселенная.  Что оно означает?

Тема нашего урока: структура Вселенной

 Вселенная- совокупность всех объектов, которые мы наблюдаем. (запись в тетрадь)

А каковы границы этого наблюдения?

Давайте построим шкалу размеров наблюдаемой нами  Вселенной:

Линейные размеры, встречающиеся в мире. ( данная шкала на экране, в работе используется кодоскоп)

L, м


м

е

г

а

м

и

р

10 27

пределы познания

10 26

радиус видимой части Вселенной (13 млрд.св. лет)

10 25

10 24

10 23

10 22

10 21

расстояние до ближайшей галактики (Магеллановы Облака 150 тыс.св. лет)

10 20

10 19

10 18

10 17

10 16

световой год (расстояние до ближайшей звезды 4 св.г)

10 15

10 13

размеры Солнечной системы

10 12

1011

среднее расстояние от Солнца до Земли

10 10

м

а

к

р

о

м

и

р

10 9

общая длина кровеносной системы человека

10 8

10 7

диаметр Земли

10 6

10 5

10 4

наибольшая глубина океана (Марианская впадина 11022м)

10 3

наибольшая высота гор (Эверест 8848м)

10 2

10 1

10 0 =1

рост человека


м

и

к

р

о

м

и

р


10 -1

10 -2

10 -3

толщина волоса

10 -4

10 -5

10 -6

диаметр эритроцита

10 -7

длина волны видимого света

10 -8

10 -9

10 -10

диаметр атома

10 -11

10 -12

10 -13

10 -14

диаметр ядра атома

10 -15

диаметр протона

10 -16

10 -17

10 -18

диаметр электрона

10 -19

пределы познания

С ребятами обсуждается таблица:  1. область макромира: от 1м  до  10 9 м

                                              2. область мегамира: от 10 10 м   до 10 27м,  вводится понятие

1 св. год – это расстояние, которое проходит свет за один год

1 св.г = 3000 000км/с × 3600с × 24 ч × 365, 25 сут =  9 467 280 000 000 км = 1013 км = 1016 м (запись в тетрадь)

Объясняются границы познания: т.к. наша Вселенная родилась 13 млрд. лет тому назад, поэтому свет от более удаленных объектов еще не дошел до нас.

  1. область микромира: от 10 -1м  до 10 -19 м , предел познания объясняется тем, что современные методы изучения структуры частиц основаны на наблюдениях за столкновением между частицами, этим частицам необходимо сообщить очень большие энергии, т.к на малых расстояниях частицы отталкиваются. Большие энергии сообщаются частицам в ускорителях, размеры которых должны быть с земной шар ( в настоящее время адронный коллайдер имеет размер около  27 км)

закрепление: учащимся предлагается разделить страницу в тетради на 3 части  

 макромир                                 мегамир                                микромир

 от 1м  до  10 9 м                          от 10 10 м   до 10 27м                        от 10 -1м  до 10 -19 м

человек                                        звезда                                        частица

яблоко                                        галактика                                молекула

планета Земля                                                                        электрон

Луна                                                

слова из кроссворда расположить в соответствующий столбец +  демонстрирую  фотографии объектов их название также  необходимо записать в соответствующий столбик, после производим проверку  проверка

домашнее задание:  §15

ответить на вопросы в конце параграфа,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Масштаб и практическое применение"

Урок-закрепление для 6-ого класса. На уроки закрепляются навыки, связанные с преобразованием величин, отрабатывается умение оперировать с простейшими логико-математическими понятиями "истина", "ложь"....

Интегрированный урок Масштаб математика + технология

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РЕАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В ЖИЗНИ -ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБЩЕСТВА ....

Конспект урока "Масштаб" 6 класс

Урок  посвящён масштабу. Разбираем с учащимися нужен ли масштаб в жизни, и если нужен, то для чего именно. Также закрепить умение работать с масштабом....

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

Урок математики Тема урока: Масштаб

Цели урока: Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся  по географии.Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная расстояние на местности и на кар...

Структура и масштаб Вселенной

В данной презентации включены следующие темы: Структура и масштаб Вселенной, Наблюдения – основа астрономии, Телескопы. Эти темы используются для преподавания курса астрономии в старших классах ...

Методическая разработка урока физики Тема урока: «Эволюция Вселенной»

Методическая разработка урока физики Тема урока: «Эволюция Вселенной»Тип урока:  урок закрепления изученногоМесто урока в учебном процессе: десятый урок темы «Эволюция и с...