Интегрированный урок Масштаб математика + технология
методическая разработка (алгебра, 6 класс) на тему

Антипова Надежда Алексеевна

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РЕАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В ЖИЗНИ -ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБЩЕСТВА .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА  Г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА  Г. ЗЕРНОГРАДА)

Интегрированный урок по математике и технологии

по теме :

Масштаб. Расчет и изображение чертежей  в масштабе.

Подговили:

Антипова Н.А.

Агапенкова И. П.

2012 г.

Тип урока Интегрированный урок по математике и технологии

Подтип: творческое  применение знаний.

Методы  обучения : беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.

Методы контроля :  фронтальный и индивидуальный опрос, текущие наблюдения, взаимоконтроль , проверка выполнения практической работы.

 Форма организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока: показать знания и умения, полученные на уроках  математики, технологии  и  применение их на практике.

Задачи:

  1. дидактические:
  1. повторение понятий «отношение», «пропорция», «отношение величин», «масштаб», проектирование,  конструкции юбок, необходимые мерки,
  2.  решению задач по данной теме,  вычисления по расчетным формулам;
  3. практическое применение понятия масштаб;
  4. приемы построения чертежа
  1. развивающие:
  1. формирование правильной математической речи;
  2. развитие воображения;
  1. воспитательные:
  1. активизация познавательной и творческой активности учащихся.
  2. воспитывать аккуратность и трудолюбие,
  3. повышать интерес к уроку.

Оборудование:  презентация Microsoft PowerPoint «К уроку  по теме Масштаб»,карточки с заданием,

                             макеты  мебели ( М 1:10), лист ватмана, рабочая тетрадь, инструкционные карты,                                       линейка закройщика ( М1:4),учебный манекен,  костюм казачки, ножницы.

.

План урока.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, приветствие

2. Мотивационное начало урока.

Вступительное слово. Постановка цели урока.  

3 Организация внимания.

      Фронтальный опрос.

Развитие Высших психических функций.

Устная работа по математике с использованием презентации .

5. Проверка  изученного материала.

Работа у доски и в тетрадях, решение задач трёх типов. Применение полученных знаний на практике.

4. Практическая  работа  по технологии

Групповая, индивидуальная.  

5. Подведение итогов.

Работа с классом, объяснение творческого задания

Ход урока.

1. Организационный момент (1 мин)

Проверка готовности класса  к уроку.

               2. Мотивационное начало урока  ( 1 мин )  

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его вместе с учителем технологии, и  тема нашего урока «Масштаб. Расчет и изображение чертежей  в масштабе». Решая задачи с помощью математических методов, вы увидите, как тесно связаны между собой разные науки. Убедимся, какое важное практическое значение имеет материал сегодняшнего урока. (демонстрация слайда № 1).  

3.Развитие высших психических функций Организация внимания(2 мин).

 (демонстрация слайда № 2) запоминание 20 секунд

Слайд закрывается  Вопросы которые могут быть заданы:

 Сколько обыкновенных дробей было  написано на доске?

На каком месте они стояли?

Назовите десятичную дробь.

 Есть ли среди чисел равные  дроби ? если да ,то почему ?

 Как можно назвать дробь , стоящую на втором месте и что надо с ней сделать?  

4Устная работа (демонстрация слайда № 4).(4 мин)

 Фронтальный опрос по теме:

            №1Найдите отношение

  1. чисел:   3 и 7;    1 и 5;
  2. величин:   1 см и 4 см;    3см и 8 м.
  3. Какую часть от часа составляет 10 минут , 4см от метра?

  №2

Во сколько раз число 2 меньше числа 4?

 Число 6,3  больше  числа 2,1?

   №3Верны ли следующие пропорции:

  1. 0,5  _   _1_                     1,5   _  0,1

             7    ‾   14                         150  ‾  10

       №4 Прочитайте  запись  1: 8.000.000 Что она означает? Сопутствующие вопросы

            Что называется отношением? (Частное двух чисел.)

  1. Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого, если делят большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят меньшее число на большее.)
  2. Как можно выразить отношение? (В процентах.)
  3. Каково основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
  4. Что такое пропорция? основное свойство пропорции
  5.  Что такое масштаб?

(Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.)

Учитель: Подумаем, как связан масштаб с отношениями. Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Как вы уже знаете, масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности.

Значит, масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

4 Проверка  изученного материала.

 Запись темы  в тетрадях.(1 мин)

Задача №1  Соотношение величин. (2 мин) Перед вами две карты разных масштабов соотнесите масштаб с картой и объясните почему. Переведите  масштаб в км.

   Где, на ваш взгляд, могут применяться увеличивающие и уменьшающие масштабы? (презентация, слайд5 )Рассматриваются примеры использования масштабов на географической карте (уменьшение) и чертежах мелких деталей (увеличение), делается вывод о необходимости использования масштабов в практических целях.    60000000см=600км.    252000000см =2520 км.

Если вам интересно, над какими странами вы пролетите, отправляясь из Москвы в Мельбурн, надо открыть мелкомасштабную карту, а отправляясь в лес по грибы или с друзьями в поход, надо взять с собой крупномасштабную карту, чтобы не заблудиться.

Задача №2 решает уч-ся с комментарием( слайд 6)(4мин)

  1. Расстояние от Ростова на Дону до Зернограда  76 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе 1:50000?

 Карта  см

 Местность см

х см

76 км=7600000см

1

50000

ответ:132 см  отрезок нарисовать нельзя.

Задача №3. Учащиеся разделены на группы  получают задачу и задание. (5 Мин) (Слайд7)

Вариант IВычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели. ответ:( =9 метров)

вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели ответ:( =3,8 метров)

  Слад№ 8  Практическое применение масштаба в жизни.

Учитель..

Но масштаб используют не только для вычерчивания карт. Если надо построить здание или шагающий экскаватор, их сначала чертят на бумаге.  Конечно, все размеры при этом уменьшают, используя масштаб.

А если надо изготовить маленькие наручные часы или микрокалькулятор? Их детали тоже вычерчивают на бумаге, но в уменьшенном виде. Масштаб будет больше единицы: 50 : 1, 1 000 : 1 и т. п. И еще больше, если надо изобразить клетку или микроб для рассматривание микробов под микроскопом. Возможность масштабирования заложена и в фотоаппаратах и видеокамерах: мы приближаем и отдаляем объекты для съемки. При этом все их размеры одинаково увеличиваются или отдаляются.

IV. Пауза (2 мин)

  1. Физминутка для глаз.
  2. Напишите глазами свою фамилию, имя и рядом  ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.

Ребята, а теперь давайте применим ваши  теоретические знания о масштабе на практике.

Разделимся на 2 группы:

1 группа  мальчиков – попробуют себя в роли архитекторов. Вы должны создать план детской комнаты в М1:10, с использованием ранее выполненных макетов мебели учащимися 6класса  (диван, кровать, комнатный столик, кресло, ученический стол, стулья).Размеры комнаты, окон и дверей даны в карточках. Перед вами стоит задача рассчитать ширину и длину комнаты в данном масштабе, начертить ее на ватмане, вырезать и создать дизайн детской комнаты. Вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами.

2 группа девочек - попробуют себя в роли конструкторов-модельеров. Вы должны построить чертеж конической и  клиньевой юбки в М1:4.На предыдущем уроке мы с вами производили снятие мерок и расчеты в инструкционной карте.

-Что называют конструированием? (слайд11)

-Какие существуют покрои юбок? (слайд12,13,14)

-Ответьте, какие мерки необходимо измерить для построения  чертежа      юбки? (слайд15)

-Как записываются мерки полуобхватов?

Молодцы, а теперь посмотрите внимательно на манекен. Перед вами женский костюм донской казачки. Обратите особое внимание на юбку. Она состоит из 6 одинаковых клиньев. Клиньевые юбки могут состоять из 4,8,10 или 12 клиньев, расширенных к низу.

Итак, в наше ателье конструкторам- модельерам поступил заказ: Произвести конструирование клиньевой юбки, т.е. построить чертеж-выкройку в М1:4.

-Что значит в М1:4?(Ответ ученика)

Если нам необходимо построить чертеж выкройки в М1:4,это значит, что все измерения нужно разделить на 4.

У модельеров-конструкторов для этого существует специальная линейка –закройщика, у которой на одной стороне  единичный отрезок уменьшен в 4 раза.

Итак, давайте приступим  к построению чертежа.(слайд 16,17,18)

 У вас находятся инструкционные карты с вашими расчетами.

 Напоминаю, что построение чертежа  следует вести самостоятельно  по своим меркам. Чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий.

  1. Целевой обход учителя.
  2.  Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5  минут):

Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж клиньевой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий.

Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.

       

     Приложения :

Вариант I

Вычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели.

Вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели.

         Группа  «Архитекторы»

Нарисовать  план детской комнаты в масштабе 1: 10 . если длина комнаты равна  4 метра ,

 а ширина 3,5метра и расставить в ней мебель .(Модели интерьера выполнены учащимися 6 а в масштабе 1:10)

Вариант I

Вычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели.

Вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масштаб. Расчет и изображение чертежей в масштабе. Цели: показать знания и умения, полученные на уроках математики, технологии и применение их на практике.

Слайд 2

Устная работа . № 1Найдите отношение чисел: 3 и 7; 1 и 5; величин: 1 см и 4 см; 3см и 8 м. Какую часть от часа составляет 10 минут , 4см от метра? № 2 Во сколько раз число 2 меньше числа 4? Число 6,3 больше числа 2,1? № 3Верны ли следующие пропорции: 0,5 _ _ 1_ 1,5 _ 0,1 7 ‾ 14 150 ‾ 10 № 4 Прочитайте данную запись 1: 8.000.000 Что она означает?

Слайд 3

Решите задачу: Расстояние от Ростова на Дону до Зернограда 76 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе 1:50000? Масштаб - отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. 1:3500000

Слайд 4

«Настоящая величина» вариант II Вычислите настоящую длину легковой машины, если модель машины выполнена в масштабе 1: 43. Предварительно выполните необходимое измерение модели. вариант I Вычислите настоящую длину грузовой машины, если модель машины выполнена в масштабе 1: 18. Предварительно выполните необходимое измерение модели.

Слайд 5

масштаб и его применение в жизни

Слайд 6

« Конструирование юбок. Построение чертежей в М1:4» Цель: Научить строить чертежи клиньевой, конической, прямой юбок развивать логическое мышление, конструкторские навыки Оборудование: Учебник Раздаточный материал на каждый стол (чертежи юбок, таблицы построения чертежей) Проектор, экран, компьютер Масштабная линейка, Цветные карандаши, Рабочая тетрадь, тетрадь

Слайд 7

Снятие мерок 1-линия талии 2- линия бедер 3- линия колена Прибавка по талии Пт=1см Прибавка по бедрам Пб=2см Мерки на стандартную фигуру Ст =36 Сб=45 Дтс=35 Диз=51 Мои мерки 6 класс Ст = Сб= Дгр= Диз=

Слайд 8

Инструкционная карта Мерки: Ст=33 Сб=43 Дтс=35 Ди=50 Прибавки Пт=1 N=6 (количество клиньев) № Название отрезков и точек Обозначе-ние на чертеже Расчетная формула Цифровой расчет 1. Длина клина ТН Ди 50 2. Линия бедер ТБ Дтс:2 35:2= 17,5 3. Ширина клина по линии талии ТТ1=ТТ2 (Ст+Пт): N (33+1):6= 5,7 4. Линия бедер Б1Б2 ББ1=ББ2= (Сб+Пб):2 (43+3):6= 7,7 5. Боковые стороны клина Т1Б1Н1= Т2Б2Н2 Через Т1Б1 до линии низа Построение 6. Оформить линию талии От Т вниз 0,5 Т10,5Т2 7. Оформление линии низа От ТН вниз 0,5 Н10,5Н2 построение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии и информатики"Исследование комплексного меню завтрака(ужина)"

Обобщающий урок по блоку:"Технология оработки пищевых продуктов.Электронные таблицы(бфзовый курс"...

Интегрированный урок технология и ИЗО

ИЗГОТОВЛЕНИЕ      И      РОСПИСЬ        ДЕКОРАТИВНОГО  ПАННО  (6 Б класс).ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ ТЕ...

Интегрированная образовательная технология.

Краткое описание бинарных уроков как формы интеграции....

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают -    компьютерные технологии, -    технологию ...