Ох, уж эта физика (или три способа запоминания физики)
статья по естествознанию (8 класс) по теме

Потоцкая Софья Александровна

В статье приведены примеры развивающих игр на уроке физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к статье:

 Ох уж эта физика!

 (или три способа запоминания физики)

Учить физике трудно, а учить глухого ребенка еще труднее. Использование игровых технологий на уроках помогает в усвоении трудного математического и физического  материала.

Игра способствует развитию коммуникативных способностей учащегося, творческого начала, совершенствует речь глухого ребенка, обогащает его разговорный словарь. Игровые блоки на уроке способствуют созданию хорошего психологического климата на уроке, сближает ребят между собой и уменьшает дистанцию между педагогом и учащимися.

Ключевые слова: игровые технологии, коммуникативные способности, разговорный словарь, физический материал.

Список литературы:

  1. Учебники Физика-7,8.9 кл. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник;
  2. Рабочие тетради по физике  В.А.Касьянов, В.Ф.Дмитриева;
  3. Рабочая тетрадь по физике «Паритет», Санкт-Петербург;
  4. Авторские рабочие тетради по физике.

Ох уж эта физика!

(или три способа запоминания физики)

Потоцкая Софья Александровна,

учитель физики ГС(к)ОУ

школы-интерната №31

Невского района Санкт-Петербурга

Физика в школе является одним из труднейших предметов. Как сделать изучение физики простым понятным, увлекательным? Над этим ежедневно думает каждый учитель физики, готовясь к уроку.

Особенно это актуально, если речь идет о глухих детях, а ведь именно в такой школе я работаю. Школа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дает возможность получить аттестат установленного образца, а значит, на педагогов возлагается особая ответственность за знания учащихся.

Какие же основные проблемы возникают у учителя, работающего с такими детьми, в подобной школе?

Ну, во-первых, мало специальной учебной литературы по предмету. Учащиеся изучают предмет по учебникам для речевой школы. Учебники, конечно, хорошие, но не для нас.

 Во-вторых, учащиеся сталкиваются с трудными, объёмными текстами, с нагромождением информации, с тяжело запоминаемыми определениями и формулами.  Всё это затрудняет понятийные способности детей и, в целом, интерес к физике.

Таким образом, учителю приходится перерабатывать всю, заложенную в первоисточнике информацию, чтобы она стала доступной и простой, но в то же время не искажала бы смысл и научность  представлений о физических явлениях, законах, физических величинах и терминах.

Чтобы учащимся было интересно,  использую разные методы преподавания предмета: словесные, наглядные, практические, лабораторные работы и т.д. Использую и разные формы урока: Экскурсии, игры, дебаты и многое другое.

 Однако, только традиционные способы и методы преподавания не всегда приводят к ожидаемому результату. Расскажу о трех игровых способах запоминания изучаемого материала.

Способ первый: игра « Крестики- нолики».

Черчу на доске табло из девяти клеток. Можно из двенадцати, шестнадцати и т.д., чем больше класс, тем больше может быть табло. Каждую клетку нумерую: 1,2,3….. Готовлю вопросы по изучаемой теме. Номер  вопроса соответствует номеру клетки на табло.

Далее, делю класс на две команды. Если команды не ровные, то назначаю ассистента. Ребята выбирают  кто из них «X» (крестики), а кто «О» (нолики) и начинают игру. Называя номер клетки, выбирают вопрос, обсуждают и отвечают, если ответа нет, то право на ответ переходит другой команде. Если ответ верный, то на табло в клетке с соответствующим номером рисуем крестик или нолик. Таким образом, можно провести проверочную работу, обобщающий урок, закрепление или повторение изучаемого материала.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Способ второй: игра «Черный ящик».

Эту игру использую, когда нужно дать характеристику какого-нибудь физического прибора. Например,  изучаем силу тока и прибор для измерения силы тока – амперметр. В классе есть «Чёрный ящик» (коробка, обклеенная черной бумагой). Кладу в коробку амперметр. Заранее готовлю вопросы и ответы двум командам. Делю класс на две команды. Одной из команд сообщаю «по секрету» о том, что в коробке, другим даю  карточку с наводящими вопросами.

Примерные вопросы и ответы игры:

п\п

Вопросы отгадывающей команды

Ответы «знающей» команды

1

Это книга?

Нет

2

Это физический прибор?

Да, это прибор

3

Он из дерева?

Нет

4

Он железный?

Нет

5

Он пластмассовый?

Да

6

На нем есть шкала?

Да

7

В каких единицах?

В амперах

8

Какая цена деления?

0,1А

9

Какую физическую величину можно измерить этим прибором?

Силу тока

10

Это амперметр?

ДА! Это правильно!

 

Обычно даю задание для двух команд.  Далее, кладу в «Черный ящик» другой прибор и ребята меняются ролями. Теперь, та команда, которая отвечала на  вопросы, задает их, а та, которая задавала – отвечает.  В процессе игры повторяем назначение и  устройство    прибора, шкалу, цену деления прибора, единицы измерения.

Способ третий: игра «Угадай слово».

 Затем, на доске рисую табло очень похожее на кнопки мобильного телефона.

Под  схемой с буквами записываю слово, зашифрованное цифрами из «телефонного» табло. Например, слово МАТЕРИЯ. Даю детям подсказку в виде определения: Всё, что существует во вселенной – это………

4

1

5

2

5

3

8

Учащиеся разгадывают слово, повторяя его произношение по буквам и слогам, что очень важно для обогащения словаря глухого ребенка.

Таким образом, эту игру применяю для закрепления терминологии, труднопроизносимых слов, определений, названий физических величин, единиц измерения. При помощи игры проверяем домашнее задание, проводим опрос по пройденной теме и самостоятельные работы.

В целом, игровой блок урока повышает мотивацию к обучению, несёт познавательную нагрузку, помогает решить различные дидактические задачи, усвоить базовые знания, создаёт благоприятный эмоциональный фон.

 Таким образом, урок можно считать удавшимся, если интерес учителя передаётся учащимся. Увлечь, зажечь, повести за собой – вот, что требуется от современного учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Простые способы запоминания иностранных слов"

В данной статье вы найдете простые рекомендации ,следуя которым вы сможете обогатить свой словарный запас при изучении иностранного языка....

Приложение 3. Проект по орфоэпии. Способ запоминания.

Как лучше запомнить правильные ударения....

Способы запоминания

В презентации говорится о видах памяти, об упражнениях, с помощью которых можно развивать тот или иной вид памяти....

Эффективные способы запоминания словарных слов

Успешное усвоение трудных словарных слов достигается многократным систематическим повторением с использованием разнообразных эффективных способов....

Учебно-исследовательская работа " Эффективные способы запоминания словарных слов"

Цель: Изучить эффективные способы и приемы для запоминания   слов с непроверяемыми орфограммами.В работе были использованы различные методы исследования:  сбор и обработка информации, а...

Примеры решения задач по физике аналитико-синтетическим способом

В статье приведены примеры решения качественных задач из разных разделов школьной программы по физике для основной школы аналитико-синтетическим способом...

Самостоятельная работа – как один из эффективных способов обучения физике.

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы...