Лабораторные работы для дисциплины "Естествознание"
учебно-методическое пособие по естествознанию по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал представляет собой комплект лабораторныз работ для рабочей программы дисциплины  ОДБ 06. "Естествознание"  образовательной программы  по профессии 260807.01 "Повар, кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_l.r.2.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.no_1.doc26 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no_2.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no3.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no_4.doc34 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no_5.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.no_6.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.no_7.doc33 КБ
Microsoft Office document icon l._r.no_8.doc34 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no_9.doc38 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no10.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no11.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r._no12.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Свердловской области «Первоуральский политехникум»

Согласовано:

протокол методического совета

№ ___  от «____»_____________201__ г

____________________________

Утверждаю:

Заместитель директора по УР

______________(М.С.Кузьмина)

«____»_____________201__ г.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ 06. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Составитель:

Должность:

Категория:

Кузнецова А.В.

преподаватель

первая

Одобрено:

протокол методической комиссии

№___ от «___»____________201__ г

______________________________

Первоуральск

2013



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Лабораторные задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика».

Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Задачи проведения лабораторных работ:

№ п/п

Формируемые результаты

Требования ФГОС

Базовые компетенции

1.

Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Аналитические

2.

Владение навыками социальной деятельности

Метапредметные результаты

Социальные

3.

Умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений

Предметные результаты

Аналитические

4.

Владение понятийным аппаратом естественных наук

Предметные результаты

Регулятивные

5.

Владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований

Предметные результаты

Аналитические

6.

Умение сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок.

Предметные результаты

Самосовершен-ствования

Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:

  1. Номер работы;
  2. Цель работы;
  3. Перечень используемого оборудования;
  4. Последовательность  выполняемых действий;
  5. Рисунок или схему установки;
  6. Таблицы и/или схемы для записи значений;
  7. Расчётные формулы.

Критерии оценивания:

Демонстрация умений.

 Оценка

Сборка установки

(схемы)

Настройка

устройств

Снятие

показаний

Расчёт

значений

Заполнение таблиц, построение

графиков

Вывод

по

работе

+

+

+

+

+

+

«5»

+

+

+

+

+

«4»

+

+

+

«3»


Перечень лабораторных работ.

№ работы

Название работы

Название раздела

1.

Определение жёсткости пружины.

Механика.

2.

Определение коэффициента трения.

Механика.

3.

Измерение ускорения свободного падения с

 помощью математического маятника.

Механика.

4.

Измерение коэффициента поверхностного

натяжения.

Молекулярная физика. Термодинамика.

5.

Измерение модуля упругости резины.

Молекулярная физика. Термодинамика.

6.

Исследование зависимости силы тока от

напряжения.

Электродинамика.

7.

Измерение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника  тока.

Электродинамика.

8.

Наблюдение действия магнитного поля на

 ток.

Электродинамика.

9.

Измерение показателя преломления

стекла.

Электродинамика.

10.

Измерение длины световой волны.

Электродинамика.

11.

Наблюдение линейчатых спектров.

Строение атома и квантовая физика.

12.

Изучение треков заряженных частиц.

Строение атома и квантовая физика.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 1.

«Определение жёсткости пружины».

Цель: Определить жёсткость пружины с помощью графика зависимости силы упругости от удлинения. Сделать вывод о характере этой зависимости.

Оборудование: штатив, динамометр, 3 груза, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте груз к пружине динамометра, измерьте силу упругости и удлинение пружины.
  2. Затем к первому грузу прикрепите второй. Повторите измерения.
  3. Ко второму грузу прикрепите третий. Снова повторите измерения.
  4. Результаты занесите в таблицу:

Сила упругости Fупр, Н

Удлинение Δl, м

  1. Постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины:

 

         Fупр, Н

3,0

2,0

1,0

     0             0,02           0,04           0,06            0,08              Δl, м

  1. По графику найдите средние значения силы упругости и удлинения. Рассчитайте среднее значение коэффициента упругости:

                                                                           

                                                  

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 2.

«Определение коэффициента трения».

Цель: Определить коэффициент трения с помощью графика зависимости силы трения  от веса тела. Сделать вывод о соотношении коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.

Оборудование: брусок, динамометр, 3 груза весом по 1 Н, линейка.

Ход работы.

  1. С помощью динамометра измерьте вес бруска Р.
  2. Расположите брусок горизонтально на линейке. С помощью динамометра измерьте максимальную силу трения покоя Fтр0.
  3. Равномерно двигая, брусок по линейке измерьте силу трения скольжения Fтр.
  4. Разместите груз на бруске. Повторите измерения.
  5. Добавьте второй груз. Повторите измерения.
  6. Добавьте третий груз. Снова повторите измерения.
  7. Результаты занесите в таблицу:

Вес тела Р, Н

Сила трения покоя Fтр, Н

Сила трения скольжения Fтр, Н

  1. Постройте графики зависимости силы трения от веса тела:

 

         Fупр, Н

 

1,0

 

0,5

     0              1,0               2,0           3,0             4,0               Р, Н

  1. По графику найдите средние значения веса тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Рассчитайте средние значения  коэффициента трения покоя и коэффициента трения скольжения:

                                                                           

                                    μср0 = Fср.тр0    ;              μср =  Fср.тр ;            

                                                 Рср                                   Рср

  1. Сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3.

«Измерение ускорения свободного падения».

Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении  полученного результата со справочным значением.

Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.

  1. Толчком отклоните шарик от положения равновесия.

                                                             

                                                             

                                                                 α          

                                                                            l

                                                                                  N

                                                                 

                                                                                       

                                                                                     

                                                                                    mg

  1. Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия).

  1. Измерьте длину подвеса шарика l.

  1. Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте  ускорение свободного падения:

Т = 2.π.            l       ;     Т = _t _  ;   _t _  =  2.π.           l       ;  _t2   =  4.π2. l          

                                    g                      n          n                         g           n2          g

                                                           

                                                               g =  4. π2 . l. n2         ;

                                                                             t2                                                

                                                                                                         

          ( π2 можно принять равным 10).

  1. Результаты занесите в таблицу:

Длина подвеса l, м

Число колебаний n

Время колебаний t, с

Ускорение свободного падения g, м/с2

                                                               

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 4 .

«Измерение коэффициента поверхностного натяжения».

Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды. Сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.

Оборудование: пипетка с делениями, стакан с водой.

Ход работы.

  1. Наберите воду в пипетку.

  1. По капле выливайте воду из пипетки. Отсчитайте количество капель n, соответствующих определённому объёму воды V(например, 0,5 см3), вылившейся из пипетки.

  1. Рассчитайте коэффициент поверхностного натяжения: σ = F  , где F = m . g; l = π .d    

                                                                                                                    l

                    σ = m . g  , где m = ρ .V              σ = ρ .V. g      

                           π .d                     n                        π .d . n                

ρ = 1,0 г/см3 – плотность  воды; g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения; π = 3,14;

d = 2 мм – диаметр шейки капли, равный внутреннему сечению носика пипетки.

  1. Результаты занесите в таблицу:

Объём воды V, см3

Количество капель n

Диаметр шейки капли d, мм

Коэффициент поверхностного натяжения σ, Н/м

 

 

 

 

         

                                         

  1. Сравните полученное значение коэффициента поверхностного натяжения со справочным значением: σспр. = 0, 073 Н/м.

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 5.

«Измерение модуля упругости резины».

Цель: Определить модуль упругости резины. Сделать вывод о совпадении  полученного результата со справочным значением.

Оборудование: штатив, кусок резинового шнура, набор грузов, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте резиновый шнур с помощью штатива. Измерьте расстояние между метками на шнуре l0.
  2. Прикрепите к свободному концу шнура грузы. Вес грузов равен силе упругости F, возникающей в шнуре при деформации растяжения.
  3. Измерьте расстояние между метками при деформации шнура l.

                                           l0

                                                                                                    l

  1. Рассчитайте модуль упругости резины, используя закон Гука: σ = Е . ε, где σ = F 

                                                                                                                                    S

– механическое напряжение, S = π . d2  - площадь сечения шнура, d – диаметр шнура,       

                                                  4

ε = Δl = (l – l0) – относительное удлинение шнура.

       l          l

4 . F  =  E . (l – l0)                          E =  4 . F . l0               , где π = 3,14; d =  5 мм = 0,005 м.     

π . d2           l                                         π.d2.(l –l0)                 

 

                                 

  1. Результаты занесите в таблицу:

Длина шнура без деформации l0, м

Длина растянутого шнура l, м

Диаметр шнура d, м

Сила упругости F, Н

Модуль упругости Е, Па

 

                                                             

  1. Сравните полученное значение модуля упругости со справочным значением:

       Еспр. = 8 . 108 Па.

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6.

«Исследование зависимости силы тока от напряжения».

Цель: Построить ВАХ металлического проводника, с помощью полученной зависимости определить сопротивление резистора, сделать вывод о характере ВАХ.

Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, соединительные провода.

Ход работы.

  1. Собрать цепь:            

                 

                                      А              

                                                                 V

  1. Снять показания  с амперметра и вольтметра, регулируя напряжение на резисторе с помощью реостата. Результаты занести в таблицу:

U, В

0

 

 

 

I, А

0

 

 

 

  1. По данным из таблицы построить ВАХ:

I, А            

0,4

0,3

0,2

0,1

                                                                                           U, В

    0       0,2    0,4   0,6    0,8     1,0    1,2    1,4    1,6    1,8

  1. По ВАХ определить средние значения тока  Iср и напряжения Uср.

  1. Рассчитать сопротивление резистора, используя закон Ома:

                                                         Uср  

                                              R =             .

                                                          Iср

  1. Сделать вывод.  


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7.

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Цель: Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, объяснить причину отличия измеренного значения ЭДС от номинального значения.

Оборудование: Источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

 Ход работы.

1) Собрать цепь:

             

                                А                           V

                                                             

2) Снять показания  с амперметра и вольтметра. Результаты занести в таблицу.

3) Разомкнуть ключ. Снять показания  с вольтметра (ЭДС). Результат занести в таблицу. Сравнить измеренное значение ЭДС с номинальным значением: ε ном = 4,5 В.

 

4) Рассчитать внутреннее сопротивление источника тока, используя закон Ома для полной цепи: I = ε /(R + r).

I . (R + r) = ε; I . R + I . r = ε; U + I . r = ε; I . r = ε – U;

                                                                       ε – U

                                                              r =

                                                                          I

                                                   

5) Результат занести в таблицу:

I, А

U, В

ε, В

r, Ом

6) Сделать вывод.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 8.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Цель: Установить направление тока в витке, используя правило левой руки. Сделать вывод, от чего зависит направление силы Ампера.

Оборудование: Проволочный виток, батарея гальванических элементов, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит, штатив.

Ход работы.

1) Собрать цепь:

 

2) Поднести магнит к витку без тока. Объяснить наблюдаемое явление.

3) Поднести к витку с током сначала северный полюс магнита (N), затем – южный (S). Показать на рисунке взаимное расположение витка и полюсов магнита, указать направление силы Ампера, вектора магнитной индукции и тока в витке:

             I      

N                                                                 N

                          F

  B                                                               B                      

S                                                                  S

                                                                         

                                                                         

4) Повторить опыты, поменяв направление тока в витке:

     

N                                                                N

 B                                                                   B

S                                                                 S                          

                                                                                                 

                                                                                     

5) Сделать вывод.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 9.

«Измерение показателя преломления стекла».

Цель: измерить показатель преломления стекла. Сделать вывод о совпадении полученного результата табличным значением.

Оборудование: источник света, экран с щелью, стеклянная пластина, циркуль (или транспортир), угольник.

Ход работы.

  1. Обведите стеклянную пластину (рисунок расположить в центре листа).
  2. С помощью экрана получите тонкий луч света.
  3. Направьте луч света на пластину. Отметьте двумя точками падающий луч и  луч, вышедший из пластины. Соединив точки, постройте падающий луч  и вышедший луч. В точке падения В пунктиром восстановите перпендикуляр к плоскости пластины. Точка  F – место выхода луча из пластины. Соединив точки В и F, постройте преломленный луч ВF.

                                                                                               

                                           А                         Е                                                    

                                                                                                 

                                                                     

                                                              α      

                                                                       В

                                                                     

                                                                       β    

                                                                  D         С

                                                                            F

  1. Для определения показателя преломления используем закон преломления света:

n = sin α

      sin β

  1. Постройте окружность произвольного радиуса (взять радиус окружности как можно больше) с центром в точке В.
  2. Обозначьте точку А пересечения падающего луча с окружностью и точку С пересечения преломленного луча с окружностью.
  3. Из точек А и С опустить перпендикуляры на перпендикуляр к плоскости пластины. Полученные треугольники ВАЕ и ВСD – прямоугольные с равными гипотенузами ВА и ВС (радиус окружности).
  4. Следовательно, отношение синусов углов можно заменить отношением противолежащих катетов:

 

                                                                        n =  АЕ                         

                                                                                        СD                                            

  1. Измерьте катеты АЕ и СD. Рассчитайте показатель преломления стекла. Сравните полученный результат с табличным значением nтаб. = 1,6.
  2.  Результаты занесите в таблицу:

Катет АЕ, мм

Катет СD, мм

Показатель преломления n

     

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 10.

«Измерение длины световой волны».

Цель: измерить длины волн, соответствующих красному и фиолетовому концам спектра, с помощью дифракционной решётки. Сделать вывод о совпадении полученных  результатов со справочными значениями.

Оборудование: источник света, дифракционная решётка, держатель с линейкой, экран с щелью и с линейкой.

Ход работы.

  1. Установите дифракционную решётку в держателе, расположите экран на расстоянии a от решётки.
  2. С помощью решётки получите изображения спектров на экране, для этого рассматривайте нить накаливания лампы через щель в экране.

                                                                                                                         1 max

                                                                                                                         b

                                                                φ                             а

                                                                                                                         0 max (щель)                              

                            дифракционная

                                         решётка                                                                                           b

                                                                                                                         1 max

                                                                                                                    экран

  1. C помощью линейки на экране измерьте расстояние от щели до красного максимума первого порядка.
  2. Аналогичное измерение сделайте для фиолетового максимума первого порядка.
  3. Рассчитайте длины волн, соответствующие красному и фиолетовому концам спектра, с помощью уравнения дифракционной решётки: d . sin φ = k . λ, где d – период дифракционной решётки.

d =  1      мм = 0,01 мм = 1 . 10-2 мм =  1 . 10-5 м; k = 1;  sin φ = tg φ = a   (для малых углов).  

    100                                                                                                        b

                                           

                                                                            λ =  d.b                   

                                                                            а                                    

  1. Сравните полученные результаты со справочными значениями:  λк = 7,6 . 10-7 м; λф = 4,.0 . 10-7 м.
  2.  Результаты занесите в таблицу:

Цвет конца спектра

Расстояние от решётки до экрана а, м

Расстояние от щели до максимума 1-го порядка на экране  b, м

Длина волны λ, м

Красный

Фиолетовый

     

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 11.

«Наблюдение линейчатых спектров».

Цель: наблюдать и зарисовать спектры инертных газов. Сделать вывод о совпадении полученных  изображений спектров со стандартным изображениями.

Оборудование: источник питания, высокочастотный генератор, спектральные трубки, стеклянная пластина, цветные карандаши.

Ход работы.

  1. Получите изображение спектра водорода. Для этого рассматривайте светящийся канал спектральной трубки через непараллельные грани стеклянной пластины.

  1. Зарисуйте спектр водорода (Н):

                                400                               600                              800, нм  

  1. Аналогично получите и зарисуйте изображения спектров:

криптона (Кr)

                                400                               600                              800, нм

         гелия (Не)

         

                                400                               600                              800, нм

          неона (Nе)

         

                                400                               600                              800, нм

  1. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 12.

«Исследование треков частиц».

Цель: определить удельный заряд частиц по их трекам в камере Вильсона. Сделать вывод о совпадении полученных  значений со справочными значениями.

Оборудование: фотография треков, линейка.

Ход работы.

  1. Переведите треки частиц в тетрадь (через стекло), располагая их по углам страницы.
  2. Определите радиусы кривизны треков RI, RII,  RIII,  RIV. Для этого проведите две хорды из одной точки траектории, постройте серединные перпендикуляры к хордам. Точка пересечения перпендикуляров – центр кривизны трека О. Измерьте расстояние от центра до дуги. Полученные значения занесите в таблицу.

 

                                                  R        R

                                                                  О

 

  1. Определите удельный заряд частицы, сравнив его с удельным зарядом протона Н11  q  = 1.

                                                                                                                                             m

На заряженную частицу в магнитном поле действует сила Лоренца: Fл = q . B. v. Эта сила сообщает частице центростремительное ускорение: q . B . v =  m. v2                      q  пропорционален   1 .

                                                                                         R                m                                R                                  

                                                                            q   =   RI    

                                                                           m        RII, III, IV

  1.  Результаты занесите в таблицу:

Номер трека

Частица

Радиус трека R,см

Удельный заряд  q

                              m

Полученное значение

Справочное значение

I

Протон  Н11

-

1,00

II

Дейтрон  Н12

0,50

III

Тритон  Н13

0,33

IV

α – частица  Не24

0,50

  1. Сделайте вывод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)

Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)

Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....

Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»

По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...

Практические работы (лабораторные работы) по истории

Несколько вариантов работы с документами...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...