Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
статья на тему

Судьина Светлана Николаевна

Использование ИКТ в работе учителя физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования

«Использование ИКТ в работе учителя физики»

   Владение информационными технологиями - одна из составляющих современного качества образования. Организация работы на уроке с применением ИКТ помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, с подготовкой обучающихся к аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, позволяет формировать базовые компетентности - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Задача учителя – подобрать новые средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала. Компьютерные технологии дают возможность найти дополнительные источники информации, демонстрировать физические  эксперименты, сопровождать учебный материал динамическими рисунками, графиками, таблицами.

     Я работаю в МБОУ Тёшинской СОШ учителем физики 6 лет.  Важное место на уроках физики в формировании практических умений и навыков у учащихся отводится демонстрационному эксперименту и лабораторной работе. Физический эксперимент на уроках физики формирует у учащихся накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор учащихся. В ходе эксперимента, проводимого учащимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике.

     Но для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и лабораторного необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время, не смотря на то, что в нашей школе имеется большая лаборатория, имеется оборудование, которое  не только пришло в негодность, оно также морально устарело и имеется в недостаточном количестве.  О дорогостоящем оборудовании для проведения эксперимента по атомной и ядерной физике в школе даже мечтать не приходится. Но даже при полной укомплектованности лаборатории физики требуемыми приборами реальный эксперимент требует очень много времени на подготовку и его проведение. Таким образом, провести полноценный лабораторный эксперимент по физике при имеющихся в школе ресурсах очень трудно.

Некоторые демонстрации невозможно наблюдать в реальной жизни и, тем более, воспроизвести экспериментальным путем в физической лаборатории, например, явления атомной и ядерной физики и т.д.  (показ с диска - Лаб.работа 10 кл  «Ньютонова гора»)  

    Именно поэтому в своей практике я стала применять виртуальные лабораторные работы. Диски я заказала по Интернет, на сайте umlit. ru. Они без проблем установились на операционную систему Windows.

При проведении лабораторных работ, я открываю аналогичную виртуальную лабораторную  работу и выполняем ее параллельно с классом. Сначала показываю, как надо выполнить те или иные  действия, затем учащиеся повторяют  их уже с реальными приборами. (показ с диска - Лабор. раб. 7 кл «Измерение плотности вещества твёрдого тела»)

       Использование данных программных средств на уроках физики имеет следующие достоинства:

- наличие демонстраций, которые опасны для здоровья

- ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

- учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал.

   Также в ходе обычного урока я иногда использую виртуальные стенды, которые позволяют быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления, повышают и стимулируют интерес учащихся к получению новых знаний, активизируют мыслительную деятельность, благодаря интерактивности, позволяют эффективно усваивать учебный материал.  

      Любая замена реальных физических объектов их экранными изображениями, выполнение работ с виртуальными  приборами, безусловно, развивает у учащихся умения наблюдать, измерять физические величины, проводить опыты и исследовать зависимости разных физических величин, исследовать устройства физических приборов. Однако при этом формируются совершенно иные умения. Они не лучше и не хуже умений, которые формируются при работе с реальными объектами, они – другие! Подобная замена не может быть равнозначной, поэтому следует признать, что внедрение в процесс изучения компьютерных аналогов вместо живой реальности неизбежно влечет искажение содержания предметов, в которых значимой частью является учебная работа с реальными объектами. Все это следует пояснять учащимся при работе с виртуальными приборами, и включать их в учебный процесс только в тех случаях, когда их применение целесообразно. Грамотное сочетание реальных и виртуальных экспериментов позволит добиться более глубокого понимания их сути.

   В заключение хотелось бы сказать, что новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь использование в работе учителя мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать обучение более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий на уроках биологии" реализация темы самообразования

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Моя основная методика – это практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают свои...

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любо...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....