Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся
методическая разработка по музыке на тему

Митенкова Александра Анатольевна

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся.

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов.

Данная тема является актуальной, так как она позволяет составить перечень методического обеспечения для повышения эффективности урока и создания условий для творческой деятельности и познавательной активности обучающихся во внеурочное время.

На  современном этапе развития образования  на первый план выходит личность обучающегося, а не просто его обучение  предметным знаниям, умениям, навыкам. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы ее  потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Формирование учебной мотивации у обучающихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Просматривая работы, посвященные исследованию проблем  мотивированности  обучения  (А.С. Герасимова, А.К. Маркова, Л.И. Божович, М. Г. Ермолаева и др.) можно сделать вывод, что для  повышения мотивации работы учащихся на уроке необходимо [1,2,3]:

Минимизировать

  1. перегрузку
  2. психологический дискомфорт
  3. не интересность
  4. монотонность
  5. однообразие учебного действия
  6. неочевидность результата

Максимизировать

  1. значимость, интересность учебного материала
  2. эмоциональное воздействие
  3. психологический комфорт, в том числе, обращение к личному опыту  и учет разных способностей обучающихся
  4. конкретность и очевидность конечного результата
  5. разнообразие действий
  6. создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
  7. состязательность, игровой характер проведения занятий, игровая ситуация (желательно ролевая игра)
  8. решение логических задач/ситуаций
  9. творческий характер учебно-познавательной деятельности (творческие задания, проектная работа

При  использовании ИК – технологий, и  в том числе Интернет-ресурсов, на уроках  музыки, как раз и появляются условия для создания проблемности  содержания, творческого характера и состязательности деятельности обучающихся. При  этом возникают эмоции, которые  активизируют, побуждают учащихся, инициируют их  направленность на совершение деятельности, что, несомненно, способствует повышению их внутренней мотивации при изучении предмета.

В своей практической деятельности для повышения уровня мотивации на уроке музыки педагоги всё чаще стали использовать сервисы Google для подготовки материалов к урокам, заданий для учащихся. Кроме того, сервисы обязательно используются в работе над учебными проектами по программе.

Сервисы Google поддерживают как индивидуальное, так и  групповое взаимодействие. Эти действия включают:

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум, конференции, вебинары).

В работе с учащимися удобнее не объяснять и учить многократно работе с одним и тем же сервисом, а дать ссылку на свой список, который они осваивают  практически, получая справочные материалы и методическую помощь учителя.

Сервис Google

Адрес/логотип

Описание сервиса

Применение сервиса в педагогической практике

Сервисы для создания, хранения и публикации текстовых сообщений и презентаций

Сервис docs.google.com

https://.google.com/

ANd9GcRPdZf3jFbpWZP8ZLP8_IgPUlt1PnPfsPJTI7RL9m6yxdtxljWvGQ

Сервис дает возможность  совместно с другими пользователями  размещать, хранить, редактировать и создавать  текстовые документы, электронные таблицы  и презентации, формы для опроса, анкеты, тесты, викторины, голосование,  рисовать блок-схемы, планы, диаграммы  при подготовке к различным мероприятиям.

Возможно сохранение в виде файла  или публикация в Интернете.  

Сервисы для публикации фотоматериалов и графических изображений

Сервис picasa.google.com

http://picasa.google.com/

Описание: http://www.openclass.ru/sites/default/files/logo(10).jpg

Picasa – свободное приложение, которое помогает хранить, просматривать, редактировать свои фотографии для проектов и отчетов,   и делиться ими, создавать фильмы и слайд-шоу.

Сервис Почта Gmail

http:/www.gmail.com

https://www.gstatic.com/accounts/services/default/googlemail.png

Google Mail, представляет собой бесплатный сервис электронной почты, который позволяет  прикреплять файлы различных форматов — текстовые, табличные и графические документы.

Также в системе Gmail доступна функция онлайн-чата, в том числе и группового  (Google Chat  www.google.com/talk/), что  позволяет  работать  над совместным проектом или решать  вопросы в онлайн-режиме.

Google Chat имеет  функцию голосового и  видео-чата.

Каждый пользователь Gmail  имеет возможность создать  множество  собственных групп (GoogleGroups—http://groups.google.com). Эти группы позволяют не только управлять списками рассылки и архивировать их, но и совместно работать с членами группы и общаться с ними.

Примерные задания для учащихся

  1. Создать проект на тему:
  • «Можем ли мы услышать живопись?»
  • «Можем  ли мы увидеть музыку?»
  • «Если бы они заговорили…»
  • «Тайна музыки, миф или реальность?»
  • «Почему мне нравится осень?»
  • «Интервью  сквозь столетия»
  • «Откровения из прошлого»
  • «Музыка в моей жизни»
  • «Как музыка воздействует на человека»
  • «Музыка вокруг нас»
  • «Музыкальные образы защитников Отечества»
  • «Музыкальные образы родного края»
  • «Что значит современность в музыке?»
  • «Математика и музыка»
  • «Песни военных лет»
  • и т.д.        

При создании проекта можно

  • провести опрос на заданную тему;
  • использовать разные формы публикации презентации полученного материала;  
  1. Выпустить газету к юбилею композитора.
  2.         Создать коллективную статью, посвященную композитору – юбиляру.
  3. Составить схему расположения музыкальных инструментов в оркестре
  4. Создать  форму для опросов родителей или учащихся.
  5. Проработать систему  взаимооценивания, когда критерии разрабатывают сами учащиеся.
  6. Совместно распланировать и разработать блок-схемы, плакаты и таблицы для  объяснения учебного материала.
  7. Провести конкурс на составление схем, плакатов и т.д. между командами (можно на скорость составления).
  8. Разного уровня и форм  тесты, опросы, викторины и т. д.

Геосервис

Сервис Google

Адрес/логотип

Описание сервиса

Применение сервиса в педагогической практике

Сервис maps.google.ru

Картографический сервис, с помощью которого можно посмотреть спутниковые фотографии нашей планеты, на которых сохранены натуральные цвета всех отображенных объектов. Для крупных городов есть возможность увидеть даже улицы и дома, а благодаря режиму – карта можно найти любую интересующую  улицу или дом. Карты Google позволяют полюбоваться трехмерной проекцией городов или проложить маршрут от одного населенного пункта к другому.  Карты можно редактировать в группе. Для этого достаточно подключить пользователей по адресам Gmail.

На карте можно размещать текст, гиперссылки, фотографии, видеоролики.

Примерные задания для учащихся

  1. создать карту маршрута  похода в  театр;
  2. проложить маршрут экскурсии  по  улицам музыкального Санкт-Петербурга;
  3. отметить на карте  все музыкальные театры и концертные залы Санкт–Петербурга;
  4. проследить  и обозначить на карте все города, в которых жил и работал И.С. Бах;
  5. дополнить метки карты:

- иллюстративным материалом (графическим или звуковым);

- ссылками на интернет – ресурсы;

- собственными текстовыми комментариями;

- небольшим эссе.        

Сервис Google

Адрес/логотип

Описание сервиса

Применение сервиса в педагогической практике

Сервис Google календарь

https://www.google.com/calendar

 

 Сервис дает возможность  создавать события, управлять несколькими календарями и обмениваться календарями с командами и группами, составлять планирование проекта для организации учащихся,  приглашать на различные мероприятия не только учащихся, но и их родителей. Кроме того, сервис  позволяет  отправлять  напоминания или текстовые сообщения по электронной почте, прикреплять документы к событиям, добавлять заметки, и даже делиться событиями своего календаря с другими.

Примерные задания для обучающихся

Создать календарь событий виртуального путешествия: календарь: событие (населенный пункт) + место и карта.

Сервисы для создания и публикации видеоматериалов

Сервис Google

Адрес/логотип

Описание сервиса

Применение сервиса в педагогической практике

Сервис YouTube

http://www.youtube.com/

Описание: http://www.openclass.ru/sites/default/files/uo.jpg 

Сервис для хранения видеороликов и фотоархивов. Размещение учебного видео и его просмотр онлайн.  Можно включать в плейлист необходимые для работы фильмы других авторов.

Фильмы из YouTube можно вставлять на свои сайты и блоги (школьные, учебные и пр.), использовать как дополнительный материал на уроках, так, например, экскурсии по музеям или концертным залам и т.п.

Можно выставлять творческие работы учащихся, создавать совместные работы с ребятами из других городов. 

YouTube позволяет добавлять файлы в самых различных форматах видео и аудио.

Примерные задания для учащихся

  • Создать  видеоотчет о посещении:

- музея музыкальных инструментов;

- музыкального театра;

- концерта филармонической музыки;

- праздничного мероприятия и т.п.

  • Взять интервью у:

- известного музыканта-исполнителя;

- дирижера;

- своего одноклассника;  

  • Создать:

 небольшой учебный  фильм о композиторе с использованием музыки в редакторе Windows Moove  Maker;  

  • Создать плейлист, посвященный:  

- композитору – юбиляру

- любимому исполнителю

  • Сравнить и прокомментировать видео

Полученные материалы опубликовать на ресурсе или встроить в свой блог или сайт школы

Сервис Google

Адрес/логотип

Описание сервиса

Применение сервиса в педагогической практике

Сервис Вlogger

http://www.blogger.com/

 Панель инструментов Blogger

Сервис позволяет выкладывать презентации, текстовые документы, видеоматериалы, оставлять комментарии, давать ссылки на другие сообщения и веб-ресурсы, проводить тестирование, опросы (как на уроке, так и дома), размещать домашние задания, дополнительный материал к урокам, размещать интерактивные гаджеты.

Таким образом, является централизованным местом для публикации информации как для обучающихся, так и для их родителей.

Интеграция ИК - технологий и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия для мотивации к изучению предмета. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.[7]

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Учитель предъявляет не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

При этом следует отметить, что информационно-образовательные ресурсы не должны использоваться с развлекательной направленностью, а также заменять педагогических технологий. Они призваны иметь педагогическую целесообразность и некомпенсируемый результат.

Анализируя опыт использования ИК – технологий  на уроках музыки, во внеклассной работе и работе с одаренными детьми (олимпиады по слушанию музыки), можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Если говорить о результативности, то те ученики, которые систематически работают с блогом  (http://musicschoolalex.blogspot.com/) и  страницей на You Tube (http://www.youtube.com/Alex393lizej) учителя, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Анализ  результатов  районной ДКР по музыке в 6-х классах (2011 год)

Кол-во уч-ся в классе

Кол-во уч-ся, писав. работу

«5»

«4»

Сред. балл

% обуч.

% кач.

кол-во

%

кол-во

%

26

25

20

80%

5

20%

4,8

100%

100%

Район

4,7

99%

100%

Количество победителей олимпиады по музыке с 2008 по 2010 гг.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю возможным рекомендовать использование Интернет - ресурсов в  общеобразовательной поурочной и внеурочной  деятельности. И, надеюсь, опыт создания методического обеспечения, описанный в данной статье, будет востребован учителями музыки.

 Список литературы.

  1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
  2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
  3.  Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
  5. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга  2011–2020 гг.  «Петербургская Школа  2020».Санкт-Петербург. 2010. – 63с.
  6. Учебно-методический комплекс «Музыка. Основная школа»: программы для общеобразовательных учреждений /Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М. «Просвещение»,2009.- 144 c.
  7.  Ушинский, К.Д. Избранные  педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с

Сведения об авторе:

1.        Ф.И.О.:  Митенкова Александра Анатольевна

2.        Ученая степень, звание:        

3.        Должность: учитель музыки

4.        Место работы: ГБОУ лицей №393 Кировского района Санкт-Петербурга

5.        Контактный телефон:                  744-13-12

8 (964) 361-28-26

9.        Почтовый индекс и адрес: 198206. г. Санкт-Петербург, улица Пограничника Гарькавого, дом 1, квартира 56.

10.        E-mail:         alex.mitenkova@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности сервиса - googl на уроках и во внеурочное время. Возможности сетевого взаимодействия на платформе google».

Материал содержит способ сетевого взайствия на платформе Google. Возмажности применения новых технологий на уроках и во вгеурочное время.  А также это один из способов представления исследователь...

Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"

Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...

Внеурочная деятельность как один из способов повышения учебной мотивации

Презентация,содержащая элементы технологии и  отчёт о практике применения...

Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле ма...

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выпо...

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»...