ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
методическая разработка по истории на тему

Альбина Рашитовна Хайруллина

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod_hayrullina_albina_rashitovna.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Хайруллина Альбина Рашитовна (2101000144@edu.tatar.ru), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» (МБОУ «Большекайбицкая СОШ»)

В статье ставится задача рассмотрения кейс-метода как одного из способов реализации деятельностного подхода в школьном образовании. Она затрагивает различные аспекты темы:  история происхождения и особенности метода, технология и алгоритм работы  с кейсом,  типологии кейсов, методические рекомендации по использованию. Делается вывод о том, что метод кейсов позволяет развивать личностные качества ребенка, и главное, - воспитывает умение учиться.

Как-то Альберт Эйнштейн сказал: «Самая серьезная ошибка – полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга». Не стоит забывать, что новые знания становятся личными знаниями только при прямом творческом участии ребенка, а не под силовым воздействием. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Одно из главных требований общества к выпускникам школ – способность учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.           Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Особенности кейс-метода: Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика. В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В-четвертых, технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества. В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Последовательность работы над кейсом:

-записать цель, над которой предстоит работать группе;

-выписать вопросы, сформулированные для данной темы;

-по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);

-сформулировать результирующее мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.

Представление результатов работы: подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оппонентов докладчика, а затем оценивают доклад модератора.

Алгоритм работы в группе:  1. шаг. Распределение ролей в группе:

«координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;  «секретарь», фиксирующий результаты работы группы; «шкипер», представляющий проект. 2. шаг. Обсуждение полученной вводной нформации, содержащейся в кейсе. 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой. 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия). 5. шаг. Выработка решений проблемы. 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений. Рассмотрение альтернатив. 7.шаг. Сравнительный анализ. 8. шаг. Подготовка доклада. 9. шаг. Презентация решений. Аргументированный краткий доклад.

Критерии эффективности работы группы: Полнота и глубина проработки информации; 2. Использование разнообразных источников информации; 3.Оригинальность представления; 4.Участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Типологии кейсов: 1.Вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);  2. Информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); 3. Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); 4. Исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); 5. Тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков -  логических и т.п.).

Разнообразие форм кейсов: Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов, видеоклипов или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.

Вместо заключения: Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Данная технология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями сотоварищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика компетентностное обучение.

Таким образом, кейс-технологии развивают умение:

— анализировать и устанавливать проблему,

— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации,

-работать и с разными источниками информации,

-работать в команде.

Кейс-технологии помогают:

— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях,

__повысить мотивацию обучения.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Конечно, подготовка кейсов требует от учителя недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15 часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!

Литература

  1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude -Тобольск: ТГСПА им. Д.А.Менделеева, 2009г.-188с.
  2. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru
  3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения  (case-study). – www.casemethod.ru.
  4. Метод кейсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
  6. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.casemethod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из факторов реализации компетентносного подхода к обучению и воспитанию

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация фи­зического воспитания и образования в образовательных учреж­дениях включает в себя ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Презентация на тему "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода" раскрывает понятие  учебных ситуаций, виды и их проектирование на уроках....

Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.

Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс....

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...